ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
07-04-06 ДУМНО, вероятно, придется взять целиком на себя создание Совета улемов

Талгат-хазрат Таджутдин, Гусман-хазрат Исхаков, равиль-хазрат Гайнутдин на съезде в день открытия мечети Кул-ШарифВ конце 2005-начале 2006 гг. произошел ряд событий, указывающих на определенную степень повышения сотрудничества между муфтиятами, прежде всего Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ), Совета муфтиев России (СМР) и Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ). В качестве первоначальной площадки была избрана конференция «Татарское общественное движение: исторический опыт и современность», прошедшая 12 декабря 2005 г. в Казани.

Накануне произошли перестановки в руководстве ЦДУМ. Муфтий Талгат-хазрат Таджутдин отправил в отставку своих заместителей (председателей региональных ДУМ в составе ЦДУМ): муфтия Пермской области Мухаммедгали Хузина и муфтия Ханты-Мансийского округа Фарида Салмана Хайдарова. Последний, бывший некоторое время назад имам-хатыбом казанской мечети «Булгар» и муфтием-председателем регионального ДУМ РТ в составе ЦДУМ широко прославился своими обвинениями в адресе ДУМ РТ и лично муфтия Гусмана-хазрата Исхакова и заявлениями о наличии многочисленных ваххабитов в Татарстане. На место Хузина и Фарида Салмана были назначены председатели региональных ДУМ в составе ЦДУМ: муфтий ДУМ Чувашии Альбир Крганов и муфтий Ямало-Ненецкого округа Тагир Саматов. 12 декабря 2005 г. в Казани муфтий Т. Таджутдин упомянул о кризисе, связанном с книгой Силантьева, и связал с ним отставку своих заместителей. 13 декабря при Всемирном Конгрессе Татар (ВКТ) была создана религиозная комиссия, куда вошли представители СМР (включая Р. Гайнутдина), ЦДУМ (включая Т. Таджутдина), ДУМ РТ (включая Г. Исхаков), председатель ВКТ Р. Закиров, председатель Совета по делам религий при Кабмине РТ Р. Набиев и ряд других представителей духовенства и татарской общественности. Р. Гайнутдин 12-13 декабря в Казань не прибыл.

Альбир-хазрат Крганов и Талгат-хазрат Таджутдин открывают мечети в Чувашии, 2005 г.Однако между ДУМЕР и ЦДУМ продолжаются конфликты по поводу контроля над региональными муфтиятами. С осени не затихает конфликт в Чувашии, где параллельно ДУМ ЧР в составе ЦДУМ во главе с муфтием. Альбиром Кргановым возникло ДУМ ЧР во главе с Айратом Хайбулловым, вошедшее в состав ДУМЕР. Оно контролирует только молельный дом в Чебоксарах. В связи с назначением Крганова заместителем председателя ЦДУМ конфликт получил всероссийский, характер. Президент ЧР Н. Федоров поддерживает Крганова. Отставленные заместители председателя ЦДУМ Мухаммедгали Хузин  и Фарид Салман Хайдаров приступили к созданию независимых муфтиятов также пока на основе одной мечети соответственно в Перми и Ханты-Мансийске. На грани раскола находится ДУМ Башкортостана, где ведется борьба против муфтия Нурмухаммада Нигматуллина. Р. Гайнутдин прибыл в Казань почти на неделю в конце февраля, в начале на III съезд ДУМ РТ, прошедший 20 февраля в Казани. Перед съездом муфтий ДУМ РТ подвергся жесткой критике с двух сторон. Имамы казанских мечетей Г. Галиулла (бывший муфтий ДУМ РТ и близкий родственник Г. Исхакова) и И. Лутфуллин критиковали муфтия прежде всего за финансовые злоупотребления. Госсоветник президента М. Шаймиева, директор Института истории АН РТ Р. Хакимов и этнолог Д. Исхаков критиковали Г. Исхакова прежде всего за ориентацию на саудийский ваххабитский вариант Ислама и отказ от традиций российских мусульман-татар. В качестве трибуны был выбран основной республиканский «сливной бачок» — газета «Звезда Поволжья». Вначале обвинения были направлены только в адрес муфтия. Накануне съезда в газете появилась закрытая записка муфтия на имя премьер-министра РТ Р. Минниханова, где прямо критиковался Р. Хакимов и косвенно, но непрозрачно вышеупомянутый председатель Совета по делам религий при Кабмине РТ Р. Набиев. При этом в записке прямо критиковался ряд тезисов Хакимова об Исламе, озвученных от своего лица М. Шаймиевым. Под давлением Г. Исхаков отказался от авторства этой записки. Если учесть, что Р. Хакимов и Д. Исхаков являются заместителями председателя ВКТ, а Р. Набиев — членом религиозной комиссии при ВКТ, то эффективность ее работы минимальна.

III съезд ДУМ РТ, на который прибыли Р. Гайнутдин, Т. Таджутдин и ряд других муфтиев показал, что так называемые «бухарские муллы» кровно не заинтересованы в каких-либо кадровых изменениях, и отвергают любые призывы к реальной интеграции. И в этом они получили поддержку от властей РТ. Несмотря на эмоциональные призывы Г. Галиуллы, выдвинувшего себя кандидатом в муфтии, за него проголосовало чуть более 3% участников съезда. После съезда в здании мечети «Кул-Шариф» прошло открытие музея Ислама и заседание религиозной комиссии при ВКТ. Муфтий Р. Гайнутдин при согласии Т. Таджутдина получил здесь негласную роль спикера российской уммы.

Председатель СМР муфтий Равиль-хазрат Гайнутдин Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес на семинаре в Казани, фото www.muslim.ruВ Казани 22-23 февраля 2006 г. прошел семинар Комиссара по правам человека Совета Европы под названием: «Диалог, толерантность, образование: совместные действия Совета Европы и религиозных конфессий». Когда ряд представителей христианского духовенства пытались говорить об исключительно христианском характере европейской цивилизации и называли мусульман мигрантами и новообращенными, то им напоминали не только о былом опыте мусульманской Испании, Сицилии и других государств, но и современных мусульманах Балкан, Крыма, Северного Кавказа, Волго-Уральского региона. Ведь во многих частях Европы, да и на большей части современной европейской России государственность вначале была мусульманской. Участники семинара, включая Комиссара по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблеса и новоизбранного Комиссара по правам человека Совета Европы Томаса Хаммарберга высоко оценили опыт Татарстана и Поволжья в деле многовекового мирного сосуществования представителей мировых религий.

На семинаре обсуждались две ключевых проблемы: создание Европейского института по преподаванию религий в общеобразовательных школах и создание при Совете Европы консультативного органа, представляющего религии, традиционно исповедуемые на территории Европы. Мусульман России представлял председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин, дважды названый великим муфтием России. Впрочем, никто не заявил на это протеста. Самым своеобразным в речи Гайнутдина было освещение именно им опыта и политики властей Татарстана. Он указывал на то, что межрелигиозный диалог составляет суть политики Президента РТ. При этом особое место должно быть уделено просвещению учащихся и разработке новых федеральных учебников по истории Отечества и истории мировых религий. Эти учебники должны уделить большое внимание противостоянию ксенофобии в российском обществе. Гайнутдин высоко оценил опыт создания системы мусульманского образования в РТ во главе с Российским Исламским университетом и опыт Москвы с ее Московским Исламским университетом. Председатель СМР выступил за сотрудничество этих вузов с Исламским университетом в Роттердаме. Муфтий указал на рост влияния исламского фактора в России и ЕС в будущем. В заключение он указал, что РТ дорожит своим бесценным опытом национальной и религиозной толерантности, и на основе этого опыта возможно сохранение мира у народов России и Европы. Выступление Гайнутдина было единственной речью представителя мусульманского духовенства на семинаре. Достаточно многочисленное руководство ДУМ РТ во главе с муфтием Г Исхаковым не попросило слова. Это свидетельствует о том, что на данном этапе именно муфтий Р. Гайнутдин будет спикером всей российской уммы.                                                                      

В целом, семинар концентрировался на двух вышеупомянутых проблемах: создание Европейского института по преподаванию религий в общеобразовательных школах и создание при Совете Европы консультативного органа, представляющего религии, традиционно исповедуемые на территории Европы. По первому вопросу было принято решение о необходимости создания такого института как центра разработки программ, методик и учебной литературы, параллельно являющегося научно-исследовательским центром. При этом в его деятельности должны участвовать представители традиционных религий континента. По вопросу создания консультативного органа религиозных общин при Совете Европы было решено обратиться с эти предложением в Комитет министров Европейского сообщества. Чрезвычайный и полномочный посол, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы Александр Орлов заявил, что в период своего председательства в Совете Европы Россия сделает все возможное для создания обоих вышеупомянутых органов. Эти вопросы будут обсуждаться на форуме, посвященном диалогу культур и межконфессиональному сотрудничеству который пройдет осенью этого года в Нижнем Новгороде, в рамках российского председательства в Совете Европы.

           Именно последняя сессия, где обсуждались итоговые документы, была самой жаркой. Руководитель Европейского Совета религиозных лидеров, главный раввин Рене Сэмюэль Сира указывал, что площадка для межрелигиозного диалога традиционных конфессий уже была создана при Евросоюзе и наработала определенный опыт, но вскоре ее финансирование было прекращено. Он высказался за то, чтобы такой орган существовал хотя бы для выполнения функций пожарной команды в кризисах, подобных карикатурному. Преподобный Рудигер Нолл, директор комиссии «Церквь и Общество» Конференции Европейских Церквей выступал за придание духовенству четких полномочий в рамках Европейского института по преподаванию религий. Для европейских же мусульман вопрос стоит о безоговорочном признании роли Ислама как одной из традиционных религий Европы, включение знаний о нем в школьные программы и участии представителей всех групп европейских мусульман (включая российских) в консультативном органе при Совете Европы.

В последнее время у татар религиозные деятели все более преобладают над национальными в общекультурном национальном движении. Нижегородчина уже не столь уникальна. 29 августа 2002 г. президент РТ М.Ш. Шаймиев на Третьем съезде Всемирного конгресса татар заявил: «Повсюду, где живут татары, появились мечети и медресе». Какое-то время существовало мнение, что это возможно в регионах диаспоры, где отсутствует сельское татарское население. По данным Всемирного Конгресса татар тут классическим примером называется Иваново, говорится о Ярославле и Вологде. Но преобладание мечети начинает ощущаться и регионах компактного проживания татар. Татары стали городской нацией, а в городах практически нет школ с родным языком обучения. И даже в чисто татарских населенных пунктах вне Татарстана национальный компонент ограничивается нескольким часами в неделю. Так в Башкортостане, где татарская общественность постоянно борется за обучение на родном языке в 2003/2004 учебном году «из 190.854 детей татарской национальности, обучающихся в школах республики, лишь 8,5% или 16.2722 школьника обучаются на родном языке». Напомним, что по итогам Всероссийской переписи 2002 г. в РБ насчитывается 1.396.947 татароязычного населения. Начальник отдела министерства образования РТ по работе с регионами РФ А.Р. Морозова 6 октября 2003 г. приводила следующие данные: «число татарских школ возросло до 655 (в 1990 году - 638) с контингентом учащихся 29.943 (1990г. - 38.553), количество школ с изучением школ татарского языка как предмета возросло до 1156 (1990г.—675), в них учащихся 135.733 человек (1990r.-61.248)». Таким образом, число учащихся на родном языке сократилось на 8.610 человек (более чем на 22%).

Это приводит к усилению роли мечети и религиозного образования. Классическим примером здесь является село Средняя Елюзань (Алазань). Глава национально-культурной автономии татар в Пензенской области К.Ш. Дебердиев указал при 1800 школьников «охвачено по изучению шариата более 400 детей различного возраста». В селе, где имеются 2 средние и 1 начальная школа, действуют «7 Мечетей, 1 исламский колледж и женское медресе... Такие примеры имеются в Мордовии, Белозерье, Яковлевке Саратовской губернии».

Лидер партии «Иттифак» и член Исполкома «Всемирного конгресса татар» Ф. Байрамова 29 августа 2004г.: «По итогам переписи (1989г.) в (Челябинской) области проживает 224.605 татар. В отношении религии и национальной культуры татары частично могут реализовать свои потребности.... Почти во всех городах и татарских селах области есть мечети. При них работают исламские курсы... в области образования: нет ни одной татарской школы, где образование велось бы в основном на татарском языке». Заместитель главы администрации г. Челябинска Еналеев А.Х. заявил: «не будем таить, сегодня татарский язык социально не востребован». В качестве образца решения ситуации, он привел такой пример: «Мой друг, татарин, на свои деньги построил мечеть. И посещают ее 300 ребят, изучая татарский и арабский языки». По данным переписи 2002 г. в Челябинской области проживало уже 205.087 татар, из них владело родным языком -- 142.610 (69,5%).

Показательным стало и то, что мэр Казани Камиль Исхаков, ставший вскоре после миллениума полномочным представителем президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), возглавил российскую делегацию на саммите ОИК в Мекке. Его отец Шамиль-абый в тени ряда лет является имам-хатыбом Казанской мечети «Иман нуры», да и сам Камиль Шамильевич неоднократно рассказывал, что держит уразу и соблюдает другие стопы Ислама. Во время его первого визита по округу в качестве полпреда в Магадане он подержал намерение местных мусульман открыть молельный дом. Это многого стоит, потому что в ДФО уже были случаи, когда блокировалось открытие мечетей. Впрочем, мало отличается от него в этом отношении и новый мэр Казани Ильсур Метшин. В его поздравлении казанцам, в связи с Курбан-байрамом говорится: «Да будет над вами милость Аллаха и его благословение». Таким образом, впервые (по крайней мере с 1552 г.) глава Казани четко указал на свою мусульманскую религиозную принадлежность. В газете «Звезда Поволжья» (№1 , 2005) указывается, что Метшин «религиозен, постоянно ходит молиться в мечеть Кул Шариф, 11 лет держит уразу». Это является заметным контрастом с президентом РТ М. Шаймиевым, который воздерживается от жесткого определения своей религиозной идентичности. Многим памятен тот случай, когда в день открытия мечети Кул Шариф, президент, присутствовавший на открытии, удалился к моменту начала намаза.

2005-й год во многом стал «годом молодежи»: власти и все общественные движения обращают все большее внимание на подрастающее поколение. Молодежные движения появились и при Духовных управления мусульман. Здесь как обычно инициатором выступило ДУМНО, и весной прошлого года в Нижнем Новгороде было создано Молодёжное движение «Hyp», объединяющее в основном учащуюся молодежь в возрасте с 14 лет. Оно провело свой форум 6 ноября вслед за Всероссийским мусульманским форумом. Подобные же процессы начались в Казани при ДУМ РТ, где было создан и Союз мусульманских женщин. Однако в Казани молодая мусульманская интеллигенция зарегистрировала две независимые организации. Студенческая мусульманская молодежь Казани, преимущественно в Казанском государственном финансово-экономическом институте объединена в движении «Сознание». Молодые мусульманки создали организацию «Муслима», возглавляемую социологом Зульфией Фатхуллиной, полившей всероссийскую известность во время дела о фотографировании на паспорт в хиджабах. Обе организации придерживаются умеренной салафитской ориентации.

Таким образом, за последние месяцы идет раскол внутри ЦДУМ и перевербовка ряда региональных муфтиятов ЦДУМ на сторону ДУМЕР. Никаких реальных действий в сторону интеграции, противостояния росту радикализма, обеспечению стабильной работы за молодежью не происходит. Параллельно среди образованной молодежи происходит рост религиозного движения, преимущественно в нетрадиционных для России формах. Поэтому идея сплочения наиболее квалифицированных богословов и наиболее инициативных молодых имамов в рамках Совета улемов не потеряла актуальности. К сожалению, ни ЦДУМ, ни ДУМЕР, ни ДУМ РТ в этом не заинтересованы. Поэтому ДУМНО, вероятно, придется взять целиком на себя выполнение решения Всероссийского мусульманского форума 4-5 ноября 2005 г. о создании Совета улемов.

Информационно-аналитический центр
при представительстве СМР в ПФО

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.