«Необходимо ликвидировать диспропорцию между
финансированием памятников культуры разных конфессий. Обычно перевес был в
сторону финансирования реконструкции христианских объектов значения. Но с этого
года эта ситуация будет исправляться, и мечети тоже получат достойное
финансирование из бюджетов разных уровней», — об этом заявил вчера на
конференции «От Святой земли к земле Нижегородской» заместитель руководителя
Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской
области, эксперт ЮНЕСКО Игорь Владимирович Петров.
Как пояснил, Игорь Владимирович, из 3891 исторического
объекта города 850 являются объектами религиозного значения (в соответствии с
постановлением Областного совета народных депутатов, объектами культурного
наследия считаются памятники, построенные до 1925 года). При этом из этих 850
объектов 98 % являются объектами христианского религиозного культа, таким
образом, объекты всех остальных религий составляют всего 2 %. Объектами
культурного наследия признано всего 6 мечетей, в том числе Нижегородская
Соборная мечеть, мечеть в Ендовищах, построенная в конце XVIII в.
Для справки: 20 апреля под председательством Губернатора
Нижегородской области Валерия Шанцева состоялось заседание оргкомитета по
подготовке празднования 300-летия Саровской пустыни, которое пройдет в Сарове и
Дивееве 30-31 июля и 1 августа этого года. Как сообщил Валерий Шанцев, финансирование торжеств будет
осуществляться из федерального, областного и муниципальных бюджетов, а также за
счет привлечения спонсорских средств. Всего — порядка 60 миллионов рублей. В ходе подготовки к празднику 268 миллионов рублей уже было
выделено на строительство телевышки, объездной дороги в Сарове и восстановление
храмов в Дивееве и Сарове. В целом на проведение торжеств только из областного
бюджета будет направлено 37 миллионов рублей. А если сюда прибавить стоимость
масштабных торжеств, связанных с именем Серафима Саровского, проходивших в
прошлые годы, или программу «Ильинская слобода», в рамках которой был
восстановлен целый ряд храмов в исторической части города, то эти суммы
достигнут и вовсе астрономических размеров.
Впрочем, если составить простейшую пропорцию и сосчитать,
сколько составят 2 %, если 98 % — это, ну хотя бы, 60 миллионов, то получается,
что справедливости ради стоило бы выделить на восстановление храмов других
религий как минимум 1.200.000 рублей.
Кстати,
за все 15 лет (!), прошедшие с момента открытия 30 июня 1991 года возрожденной
Соборной мечети, на ее реконструкцию было выделено всего 50 тысяч рублей.
Несопоставимые цифры, не правда ли?
Если прибегнуть к независимой статистике (см. таблицу
ниже), то получается, что православных в России больше, чем мусульман от силы в три раза.
Тогда, «диспропорция», о которой говорил уважаемый Игорь Владимирович приобретает
и вовсе катастрофические масштабы?
Восстановление храмов, это, безусловно, благо, но те люди,
которые «распределяют» деньги налогоплательщиков, возможно, все же должны делать
это сообразно религиозному составу населения?!
В противном случае получается, что пока только мусульмане,
иудеи, протестанты и прочие соблюдают конституционное требование о разделении
церкви и государства в то время, как РПЦ и государство давно уже «соединились»?
Религиозный состав населения Российской империи и
современной России
Вероисповедные группы |
Российская империя (1897 г.) |
СССР (1991 г.) |
Россия
(2-я половина 90-х гг.) |
Все население |
125,64 млн |
270 млн |
149 млн |
Православные |
72,0 |
22,8 |
33-40 % (50-60 млн) |
Мусульмане |
11,1 |
18,5 |
10,0-13,0 % (15-20 млн) |
Католики |
9,2 |
5,5 |
0,2 % (300 тыс) |
Протестанты |
3,0 |
3,0 |
0,7 % (1 млн) |
Буддисты |
0,4 |
0,4 |
0,7 % (1 млн) |
Иудеи |
4,2 |
0,2 |
0,7 % (1 млн) |
Неверующие |
Не фиксировались |
Ок. 50,0 |
Ок. 50 % |
Таблица составлена кандидатом географических наук
А.Д. Криндичем на основании следующих источников: 1) 1897 г. — результаты Первой
всеобщей переписи населения Российской империи; 2) СССР — 1991 г., современная
Россия (2-я половина 90-х гг.) — экспертная оценка автора по опубликованным
результатам социологических опросов (см.: Религиозные объединения Российской
Федерации. М.: Республика, 1996; Религия, свобода совести и
государственно-церковные отношения в России. Изд.2. М.: РАГС, 1997).
Статистика приводится по:
История религий в России: Учебник
/ Под общей редакцией Н.А. Трофимчука. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 591 с.