Предлагаем Вашему вниманию
манифест
и обращение Умар-хазрата Идрисова, которые
распространялись Духовным управлением мусульман Нижегородской области во время
праздничных мероприятий, посвященных 1084-й годовщине официального принятия Ислама Волжской Булгарией,
проходивших в Булгаре 11 июня.
Обращение Умара-хазрата Идрисова
к мусульманам, собравшимся в древнем Булгаре
почтить память наших шейхов и шахидов
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Очень, очень коротка жизнь человеческая… Не мы просились в
этот мир, но Создатель Сам определил, кому, что и сколько отмерено. И, создав
род человеческий и сделав его Своим наместником на этой земле, Он возложил на
человека великую ответственность — ответственность, которую отказались нести и
высоченные горы, и бездонные небеса, и безгрешные ангелы... Лишь человек принял
на себя эту великую и тяжкую ношу, ибо только он имеет и разум, и душу.
А вместе с ответственностью — в качестве аманата —
Всевышний Аллах, Создатель всего сущего, дал нам право выбора и свободу. Человек
ежеминутно стоит перед выбором между добром и злом, всегда имеет свободу
достойно нести великий дар Божий —
ответственность за сохранение, сбережение и справедливое распределение Божьих
даров и милостей! Но иногда ему ошибочно кажется, что он выбрал достойное и
полезное для себя, в то время как перед Всевышним оно оказывается не достойным,
а наоборот… И только сильная вера, вера в Бога, следование Его предписаниям и
запретам, помогает людям делать правильный выбор по жизни.
Коротка жизнь человеческая, но даже за эти 60–90 лет мы
успеваем сотворить столько низостей, пошлостей и подлостей, что порой становится
и стыдно, и страшно. Однако в Судный день человеку будет определено то, что он
сам добровольно выбирает себе в этой жизни: место пребывания либо в раю, либо в
аду, ибо принесут ему все его деяния — и самые великие, и самые мелкие, — так
что уже не сможет он опровергнуть ни доброе, ни злое, содеянное им, и ему будет
назначено вечное наказание или вечное блаженство.
Слава Аллаху, что иные деяния людей иногда не оцениваются.
Святой Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: «Не оцениваются деяния трех людей:
спящего человека, ребенка, не достигшего совершеннолетия, и людей, которых
Господь лишил разума», а значит, и ответственности за свои деяния.
Но дела, слова, намерения остальных — все имеют степени
оценок. Представая перед Всевышним, они либо удостаиваются милости Господа,
либо, являясь греховными, заслуживают Его порицания и наказания. И будут оценены
всякий и каждый — умный и не очень, богатый и нищий, ученый и безграмотный...
Ибо у всех есть разум, душа и желудок. И исходя из их собственной меры того, что
из этого для них было первично, и будут оцениваться рабы Божьи перед Его Очами.
Самый же большой спрос всегда был и будет с тех, кому
доверена ответственность за судьбы многих и многих, которые обладают
материальными богатствами, которые владеют умами и сердцами людей. Речь идет,
конечно, о власть имущих, светских и религиозных ученых. Если на властных лицах
лежит великая ответственность за справедливость по отношению к подданным своим,
то на ученых — ответственность за выбор простыми людьми доброго или злого пути.
И что здесь важнее, что сложнее, что ответственнее?
«…В то время как ученые Европы и Америки, с одной стороны,
исследуют религии и делают по этому вопросу выступления, доклады и, с другой
стороны, продолжают свои поиски знаний, науки, культуры — добывая богатства,
работают в поте лица, —
наши занятия состоят из споров о чалме, бороде и усах… Однако никогда не
обсуждаются вопросы социальные и экономические, не обсуждаются правила
взаимоотношений в торговле и управлении. Уже полвека тянется спор и вражда по
поводу новых методов обучения». Это слова великого человека, достойного сына
своего народа, всю свою благородную жизнь положившего на алтарь служения Исламу
и мусульманам, муфтия ЦДУМ Ризаэтдина ибн Фахретдина, да помилует его Аллах! И
еще он говорил: «…в мире Ислама не счесть ученых, казненных за то, что они не
имели никакой вины, кроме высказывания правдивых слов перед амиром, высеченных
кнутами, посаженных в тюрьмы, изгнанных из семьи и Отечества. Они встречают
такие бедствия с терпеливостью, потому что искренне верят в то, что в один день
они будут осчастливлены благодарностью Господа Бога, и поэтому не упрекают народ
и не обижаются на него». И далее пишет великий шейх: «В древности значение слова
“ученый” и “старающийся” было одинаковым, а у нас для того, чтобы быть “ученым”,
достаточно иметь клочок бумаги, написанный по-русски. Поэтому у нас очень много
“ученых”. Больше, чем нужно, но мало “старающихся”, старающихся ради веры, ради
служения народу, Отечеству, человечеству». Какие актуальные слова, и как они
переплетаются с пророчествами Святого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение
Всевышнего): «Воистину, наступят годы обмана, когда будут верить лгунам и
перестанут верить правдивым людям, когда будут доверять изменникам и подозревать
в измене тех, кто заслуживает доверия, когда слово будет за жалкими
человечками». «А кто такие жалкие человечки?» —
спросили его. — «Глупцы, которые будут вершить всенародные дела».
Поистине, справедливые слова Пророка всегда останутся с
нами! Воистину, он предупреждает нас, наставляет нас, вселяет веру в Истину,
веру в вечность добра и конечность зла и всяких злыдней!
О Аллах, как много сегодня иных интеллектуалов от Ислама,
не сходящих с экранов телевизоров, пишущих книги, вещающих, «пророчествующих»
истину в последней инстанции, но о них уже сказал Святой Пророк Мухаммад (мир
ему и благословение Всевышнего). Сегодня каждый, кто называет себя
мусульманином, должен быть прежде всего созидателем, а не разрушителем! Ибо
разрушение есть богоборчество, особенно если это касается вопросов веры,
единства мусульманской уммы, уважения к учителям и наставникам! Прошло уже более
15 лет с тех пор, когда оформились в России новые мусульманские организации —
ДУМ. Новые муфтии имеют офисы, секретарей, помощников, дорогие квартиры, машины
и дачи, последователей и обожателей…
Не пора ли блудным сынам вернуться в лоно Ислама, не время
ли покаяться и следовать священным аятам, призывающим к единению мусульман,
уважению младших к старшим, неучей к ученым?.. Наверное, хватит молчаливо
поддерживать революционеров-анархистов, у которых нет ни действенной
организации, ни последователей! Наверное, давно пора дать сокрушительный ответ
разрушителям, лжецам, утверждающим, что духовные управления мусульман якобы не
легитимны, что этого «нет в Исламе». Почему те, о которых Пророк (мир ему) уже
давно сказал свое слово, смеют сеять смуту и раздор? Уверен, только поэтому они
и допущены сегодня в СМИ с согласия иных…
Почему великие люди — муфтии Фахретдин и Баруди —и многие, многие другие всегда призывали к объединению мусульман вокруг единого
ДУМ, а сегодняшние псевдоинтеллектуалы хотят это разрушить?! Шариат ратует за
единство, а новые революционеры-анархисты ратуют за разрушение духовных
управлений мусульман? Многие годы иные воевали с историческими символами
объединения мусульман, коим является древний Булгар, с традицией ежегодного
посещения его. А ведь мусульмане всего лишь отдавали таким образом дань шахидам
и своим славным предкам... Сегодня уже Всемирный конгресс татар хочет возглавить
этот процесс, но — лишая его сакральности. А ведь древний Булгар — это символ
того, как татары приняли истинную веру, это истоки духовности нашего народа. Это
место, откуда свет веры распространился по России. В основе замечательной
традиции посещения Булгара лежит единение всех мусульман в вере, в Исламе, в
служении Всевышнему Аллаху!
15 лет мы разрушали, подвергали сомнению легитимность
самого института ДУМ, которому уже более 250 лет, унижали своих учителей,
наставников, разрушались сами, крушили традиции добра и милосердия по отношению
друг к другу. И сегодня нас сталкивают, играя на амбициях иных муфтиев. Не пора
ли остановиться, критично, внутренним взором взглянуть внутрь себя? Не пора ли
иным стряхнуть бронзовый налет со своих плеч? Господи, неужели до сих пор не
ясно иным, что гордыня, алчность, самолюбование, вера в свою безупречность — все
это от лукавого? Неужели не ясно, что чем ближе к трону, к царям, богатеям, тем
дальше от веры истинной, от служения Богу, людям, Родине?.. Поистине, чтение
священных аятов иными учеными не проходит дальше их глотки, а наставления их —
сплошное лицемерие, ложь и обман — обман в первую очередь самих себя! Ведь одно
дело декларировать коранические истины, а другое дело — следовать им самому и
быть примером для других. И каждый искренне верующий должен видеть, какие
непростые вызовы стоят сегодня перед нами. Но самое главное, Ислам —
это глобальный вызов, Божественный вызов человеческой несправедливости,
пошлости, подлости, трусости, лживости, жадности, жестокости, насилию над
свободой и истинной верой!
Сегодня Ислам — вызов секулярному миру, безраздельному
господству ценностей большинства, ценностям «клуба великих держав и наций, клуба
миллионеров и миллиардеров»! Ибо все это — не Божественные ценности! А
Божественные ценности — это справедливость и деяние добра, благородность и
благочестие, доброта и милосердие, жалость и сострадание, любовь к ближнему и
дальнему, это мир, в котором сильные великодушны, богатые щедры, власть имущие
справедливы, бедные смиренны, а глупые молчаливы… Вот они, вызовы Ислама,
которые вызывают страх у иных. И в этих страхах соединилось многое и многие. А
самое главное, что культура так называемого большинства исчерпала свой
продуктивный ресурс или уже находится на грани.
Сегодня мусульманам важно дать этот единственный импульс,
который бы отдалил человечество от глобального кризиса, в конце концов, от
Судного дня. Исламские ценности наполнят человеческие отношения высокими
нравственными принципами, которые помогли бедуинам Хиджаза стать в кратчайшие
исторические сроки самой великой и передовой нацией, что принесла свет всему
человечеству. И для этого мусульмане должны быть примером во всем и вся. А
прежде всего начать надо каждому с себя…
Умар-хазрат Идрисов,
председатель Духовного
управления мусульман Нижегородской области
Июнь 2006 г.
джумада-с-сания 1426 г. Хиджры

Булгарский манифест
Вот уже более тысячи лет мусульмане Волго-Уральского
региона встречаются в Булгаре — колыбели Ислама на земле наших предков. Здесь
впервые над лесами и реками сегодняшней России была на государственном уровне
провозглашена вера в единого Бога. На этой земле было принято божественное право
— Шариат. Эти великие свершения навечно остались в памяти наших предков, и
поэтому даже в самые страшные годы насильственной христианизации и безбожного
коммунистического террора сюда приходили паломники-мусульмане. Они посещали
места великого государства своих предков, где свободно жили представители всех
народов и всех вер.
Не случайно Булгарию, как и сегодняшнюю Россию, называли
федеративным государством. Традиции преданности религии Ислама, добрососедства и
веротерпимости мусульмане края пронесли через века. Великий свет веры, зажженный
в Аравии в VII веке, дошел до берегов Волги, Камы, Вятки, Оки, Агидели, Оби и не
погаснет здесь никогда.
Булгар всегда был местом не только созерцания и молитв, но
и раздумий о судьбах Ислама и нации. Два с половиной века назад мулла Мурад
планировал создать медресе на территории Булгарского городища для подготовки
нового поколения духовенства, не забывающего о своей былой государственности. В
том же восемнадцатом веке императоры Петр I и Екатерина II давали указания
сохранять строения Булгара. Но их повеления не выполнялись местным духовенством
и населением.
Булгар занял центральное место «священной Родины» в
исторической памяти рождающейся татарской нации. Великие алимы Шигабетдин
Марджани и Хусаин Фаизхани, глядя на величественные развалины Булгара, создали
историю мусульманской цивилизации и государственности Восточной Европы.
Поэт-суфий Гали Чокрый вспоминал Булгар как «Ислама дом старинный». Образ
Булгара вставал перед Габдуллой Тукаем, когда он слушал «Аллюки». Великий алим и
муфтий ЦДУМ Риза Фахретдин посвящал свои труды истории Булгара и его алимам. В
начале прошлого века в дни джадидской реформы шакирды узнавали из учебников о
днях былой славы своих предков. Молодой Мулланур Вахитов поклялся восстановить
былую славу государственности предков на развалинах Булгара. Начиная с годов
«оттепели» татарская интеллигенция приезжала сюда. В 1989 г. 1100-летний юбилей
принятия Ислама как государственной религии Булгарского государства ознаменовал
начало религиозного возрождения мусульман Поволжья, Урала и Сибири. И всегда
приходили в Булгар простые мусульмане, чтобы воздать должное деяниям своих
предков.
В дни празднования принятия Ислама булгарами мы должны
помнить о религиозном характере этого юбилея. Подобно нашим предкам, мы должны
задуматься о решении актуальных проблем. Сегодня, российские мусульмане,
переживают сложный этап своего развития. Наряду с такими радостными явлениями
как открытие тысяч мечетей, возможность получения религиозного образования,
объявление Курбан-байрама выходным днем в ряде регионов, поездки в хадж,
вступление России в Организацию Исламская конференция в качестве наблюдателя, у
российской уммы есть целый ряд серьезных проблем. Первоначальный энтузиазм
религиозного возрождения во многом угас. Уверенность в будущем, материальный
достаток, обеспечение равенства в удовлетворении национальных и религиозных
потребностей не наступили. На все это накладывается волна ксенофобии, и особенно
исламофобии, все более охватывающая Россию. К сожалению, сами мусульмане не
сумели объединиться и создать механизмы эффективной защиты своих политических
прав и интересов на федеральном, региональном и местном уровнях. Мусульманское
духовенство расколото на более чем 40 духовных управлений, практически не
принимаются акты мусульманского права (фетвы), отсутствует единая эффективная
система религиозного образования и финансового обеспечения религиозных нужд
(вакфы). Поэтому на сегодняшнем этапе российские мусульмане должны стремиться к
объединению уммы согласно заветам великих алимов Шигабетдина Марджани,
Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, решениям Всероссийских
мусульманских съездов 1905–1926 гг.,
Уставу Центрального Духовного управления мусульман 1924 г. Для достижения
этих целей следует предпринять ряд конкретных действий:
1. Воссоздание единой религиозной автономии мусульман
России (кроме Кавказа) во главе с избранным всеми мусульманами муфтием;
2. Воссоздание Совета улемов (Голямалар Шурасы) как высшего
богословского и догматического органа;
3. Формирование единой многоуровневой системы
мусульманского образования во главе с исламскими университетами, выпускающими
специалистов с признанными государством дипломами;
4. Пропорциональное финансирование религиозных организаций
традиционных конфессий (в соответствии с федеральным законодательством);
5. Преподавание основ традиционных религий, включая Ислам,
общим факультативным курсом во избежание ущемления прав представителей
какой-либо из конфессий.
6. Введение вакуфной собственности как вида собственности,
по аналогии с монастырской, и возвращение конфискованных вакфов;
7. Пропорциональное представительство в представительных
органах, органах госвласти и местного самоуправления (по примеру требований
русских организаций в автономиях РФ и странах СНГ);
8. Обеспечение финансирования национального (нерусского)
образования и национально-культурных автономий в соответствии с Европейской
Хартией региональных языков и языков национальных меньшинств и законом РФ о
национально-культурных автономиях.
Российские мусульмане заложили основы государственности и
цивилизации в Поволжье и поддерживают их уже более тысячи лет, положили миллионы
жизней на алтарь Отечества. Сегодня в эпоху глобального подъема
террористического движения, роста насилия внутри России особенно актуальным
является сохранение основ гражданского мира, уважения законов. Однако это
невозможно, когда одна из сторон не имеет своих институтов и органов
самоуправления на всех уровнях. Сегодня российская мусульманская община
расколота, и не может гарантировать согражданам, членам уммы обеспечение их
прав. На решение этих проблем направлены наши предложения. Ибо любой мир основан
на Договоре. В свое время Пророк Мухаммад (мир Ему) создал Мединскую конституцию
как один из первых конституционных актов в мировой истории, обеспечивающий
мирное развитие для представителей различных конфессий в одном государстве. На
ее основе Булгарское государство просуществовало века до поглощения Монгольской
империей. Поэтому, сегодня в Булгаре давайте продолжим великие традиции религии
и государства наших предков!