Когда несколько лет тому назад
при весьма странных обстоятельствах были найдены мощи, которые «оказались»
мощами Серафима Саровского, вокруг этой находки возник целый культ. Саровский монастырь
аккумулировал миллиарды рублей, в т.ч. немалую долю и из госбюджета; его посетили Президент РФ, Патриарх Алексий II, православные иерархи со
всего мира… Ежегодно порядка 10 тысяч паломников (достаточно скромное
число при пропорциональном сравнении с численностью мусульман в России и числом
паломников в далекую Мекку) охраняются сотнями сотрудников МВД, ФСБ; для них
организованы палатки, питание… Все это – прекрасно и замечательно;
в этом мы видим заботу государства о своих гражданах, желающих совершить
религиозный акт поклонения… Но не о всех гражданах
государство заботится таким же образом. Дифференциация граждан проходит по линии
вероисповедания.
Мусульмане России с 1989 г. ввели
практику посещения древнего Булгара, который ассоциируется с принятием Ислама
нашими предками в начале Х в. Многие годы посещение Булгара трактовалось
некоторыми мусульманскими деятелями так, что в нем видели греховное религиозное
новшество, хотя в действительности это – место жиен (общинный сбор) в день
памяти (хатер коне). За эти долгие годы власть предержащие ни на
государственном, ни на республиканском уровне так и не создали никакой
инфрастуктуры в этом месте – общенациональном символе торжества истинный веры
над разрушениями и завоевателями. Посетители Булгара, в отличие от паломников
Сарова, не имеют не только гостиниц и дорог, но и элементарных туалетов и
источников питьевой воды. Самый высокий чиновник, посетивший Булгар в этом году
– не Президент России и не Президент Татарстана, а министр по делам религий РТ
Р.Набиев. Разница в подходах государства к святым местам разных религий, таким
образом, воочию проявляется при сравнении бывшего татарского Сараклыча, ныне –
Сарова, и Булгара, в фундаменте церкви которого до сих пор видны могильные плиты
с мусульманских кладбищ. Вероятно, если бы в Булгаре действовал православный
монастырь, государство иначе отнеслось бы к вопросу финансирования этого
памятника истории.
И все же – в этом году мы увидели
скромные ростки очень хорошего начала для многомиллионной исламской уммы России.
Похоже, что негативные периоды раздора, когда молодые имамы приравнивали
посещение Булгара к бидаатам, ширку или куфру, когда муфтия «выводили» за рамки
Ислама, когда причиной раскола между имамами называлась идеология (в т.ч. и
посещение Булгара), а не неразделенные финансы – все это, инша-Аллах, позади.
Впервые за 17 лет свершилось чудо, о котором мы мечтали: умма переходит из
стадии раздора в стадию единения. В этом году в Булгар одновременно приехали Талгат Таджутдин и его бывшие ученики – Нафигулла Аширов и Гусман Исхаков,
которые совместно провели намаз: Нафигулла-хазрат провозгласил в священном месте
азан, Талгат-хазрат был имамом, а Гусман-хазрат читал дога. Народ
перешептывался, что и Равиль-хазрат Гайнутдин, будь он здесь, участвовал бы в
этом торжественном объединяющем всех намазе – прочитал бы аяты Священного
Корана. От чистого сердца мы радуемся этому процессу, начало которого было
положено в Нижнем Новгороде на открытии мечети «Тауба» в 2001 г., и
идеологическое направление которому задал впоследствии Всероссийский
мусульманский форум, прошедший в нашем городе в ноябре 2005 г.
Не хотелось бы показаться
читателям излишне критично настроенными, но все же нельзя не отметить некоторые
настораживающие моменты, проявившиеся в ходе этого мероприятия. Нам не
понравилась чрезмерная и навязчивая активность Всемирного конгресса татар (ВКТ)
– сугубо светской организации, возглавляемой бывшими партийными функционерами,
которая в 1990-е гг. даже не упоминала Ислам в своих программах. Сегодня
озвучены мысли о том, что ВКТ должен стать институтом объединения не просто всех
татар мира, а всех татар-мусульман. Очевидно, что мусульманская карта
разыгрывается руководством ВКТ как последний и самый значимый козырь в
отстаивании своих позиций перед неизбежно надвигающимся «Катком» из Москвы:
изначально присутствовавшая в программе ВКТ защита суверенитета РТ забыта вместе
с самим суверенитетом, и с уходом Шаймиева Казани нечего будет предложить в
диалоге с Москвой для защиты своего особого статуса на общефедеральном уровне.
Не здесь ли кроется отгадка реверансов, сделанных в последнее время
атеистическим руководством Татарстана в сторону Ислама, будь то помпезное
открытие мечети Кул-Шариф, умра (малое паломничество в Мекку) Минтимера
Шариповича, активные контакты с генсеком ОИК Э.Ихсаноглу? Очевидно, что кое-кто
в татарстанской элите осознал, что именно Ислам может и должен быть идеологией,
цементирующей нацию и имеющий глобальное звучание, пригодное не только для
разговора с воцерковленной властью в Москве, но и на мировой арене (например,
для демонстрации еврокомиссарам успешного опыта Татарстана в деле построения
межрелигиозного мира). Наконец-то в казанском Кремле пришли к выводу о том, что
идея Булгара как символа единства нации, ее духовных корней и великого прошлого
(освященного религией) – не просто не плоха, но великолепна. Все эти 17 лет
тысячи людей приезжали сюда со всех уголков России, несмотря на отсутствие дорог
и гостиниц, тратя свои кровные деньги, со своими шатрами и намазлыками,
совершенно добровольно и без малейшего участия со стороны местных муфтиятов, и
все это время там происходила PR-кампания только одного имама – муфтия Талгата
Таджутдина. Не было ли появление здесь муфтия Татарстана неким знаком о
готовности уже потерявшей почти всю самостоятельность Казани создать реальное,
недостающее звено для своего непростого диалога с Москвой – единое Духовное
управление мусульман России под казанским покровительством? (Совет муфтиев
России уже многократно показал в последнее время свою полную бездеятельность,
безынициативность, неорганизованность и несамостоятельность в отношениях с
властью – так что у единого ДУМ России, да еще с М.Ш.Шаймиевым в роли «почетного
председателя», реальных конкурентов не будет).
Если честно, то все это хорошо, и
вполне соответствует чаяниям российских мусульман, однако делается эта тонкая
работа столь топорно, что вольно или невольно ищешь в ней негативные намерения
идеологов «евроислама»… Скажем, та же поездка в Булгар: товарищи главные
ВКТ-шники, оденьтесь для такого религиозного мероприятия посерьезнее, вы же не
на пикник приехали! Или, может, как раз на пикник собирались уважаемые господа
из ВКТ – в конце торжественного мероприятия усилиями ВКТ был организован
концерт.
Народ показал свое отношение к
светскому «евроисламу» господ из ВКТ: на концерте не было почти никого. Не для
того сюда приехали тысячи людей с искренним, чистым духовным намерением
поклониться Всевышнему и вознести мольбы за души умерших предков… Никто не
монополизирует право на Ислам, и прекрасно, что в ВКТ осознали необходимость
ориентации на Ислам в своей деятельности. Но Булгар – это не сабантуй, и потому
мы спрашиваем товарищей из ВКТ: вам нечем больше заняться? Нет поля для
деятельности, например, в организации татарских школ, детских садов, библиотек?
В конце концов, можно заняться тем же суверенитетом Республики Татарстан…
Печально, что не слово Всевышнего
выступает для нас объединяющим началом, а бывшие коммунисты. Которые, к
сожалению, нарушают элементарный этикет поведения в религиозном обществе,
«суются в воду, не зная броду»— вместо того, чтобы понять тонкости духовной
культуры; чтобы, отбросив мирскую суету, услышать и увидеть величие Аллаха в
древнем прекрасном Булгаре; чтобы искренне раскаяться в былых грехах и стать на
прямой путь Истины.
Д.В. Мухетдинов
Предлагаем также Вашему вниманию
манифест
и обращение Умар-хазрата Идрисова, которые
распространялись Духовным управлением мусульман Нижегородской области во время
праздничных мероприятий, посвященных 1084-й годовщине официального принятия Ислама Волжской Булгарией,
проходивших в Булгаре 11 июня.