ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
06-07-06 Заметки с саммита религиозных лидеров

world summit of religious leadersПоразительно, как безапелляционно обращаются газетчики в России с темой исторического и масштабного саммита религиозных лидеров мира. «Известия» от 4 июля дали похабный репортаж об открытии саммита, и на той же полосе рядом с этой статьей крупным планом разместили фотографию раздетой проститутки… А.Колесников в «Коммерсанте» откровенно высмеял начало форума, подспудно введя религиозных лидеров в «состояние религиозного транса»; кроме того, по воле редакции это самое грандиозное событие новейшего времени попало лишь на 7-ю страницу газеты…

участники всмирного саммита религиозных лидеров «Время новостей», все искавшая среди гостей патриарха Константинопольского и не нашедшая его, видимо, в отместку, не нашла ничего лучшего, как разместить редкостную по своему цинизму фотографию, недвусмысленно показывающую, чья шляпа «крышует» православных, католиков, мусульман и Президента России… «Московский комсомолец» дал такое заглавие статье про саммит, что в приличных кругах его и повторять-то неудобно. Любой мало-мальский журналистишко, даже ничего не смыслящий в религии, посчитал своим долгом поискать «соринку в глазах» организаторов мероприятия, никак не замечая огромного бревна, торчащего из тела «российскоязычной», но не русской, прессы (Папу Римского не пригласили — какой же это саммит? Далай-ламу не позвали – ну, тогда это и не саммит вовсе…). Подтекст этого один: а плевать нам на то, что саммит собрал беспрецедентное число религиозных деятелей самых разных конфессий, что устроители саммита — Русская Православная Церковь и лично ее предстоятель Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, что саммит почтил своим присутствием Президент России В.В.Путин, что в Москву приехала масштабная делегация из Ватикана, что речь идет о попытке по-новому взглянуть на проблемы межцивилизационного противостояния, которое усиливается, в том числе, и этими самыми шкодливыми журналистишками из тех же «Известий» и «Времени новостей»…

Полагаем, что уважаемый митрополит Кирилл и его сотрудники, включая о. В.Чаплина, должны не просто обратить свое внимание на это наглое поведение прессы, но и прямо экстраполировать свою огромную энергию на разрешение этого вопроса в интересах России и ее народов — вместо того, чтобы создавать «ветряные мельницы» из нижегородских мусульман и затем во всеуслышание бороться с ними.

***

митрополит Кирилл и Умар-хазрат ИдрисовВладыка Кирилл, похоже, готов к серьезным поправкам в своих целеустремлениях, поняв, что под маской молчания российских мусульман (в отношении преподавания основ православия в школе, введения капелланов в армию и т.д.) на самом деле скрывался колоссальный болезненный нарыв, который — слава Богу — по воле Всевышнего был своевременно вскрыт нашим Аналитическим центром. Пусть этот процесс сопровождался изрядно попорченными нервами нижегородских мусульман — зато истина пробила себе дорогу, найдя немало сторонников повсеместно. Видит Бог, мы не действовали в целях саморекламы или с иными эгоистичными соображениями, и никогда не выступали против межрелигиозного мира в стране — напротив, всячески пытались его спасти от превращения в бутафорское шоу. Надеемся, что руководство РПЦ отныне существенно скорректирует свой курс с учетом того, что без российских мусульман ни о каком межконфессиональном диалоге в России говорить не приходится в принципе — а ведь именно учиться многовековой толерантности приезжают в нашу страну гости из Европы и Азии, Америки и Африки.

Не просто союзниками, но активными соучастниками процесса возрождения духовной нравственности в нашей стране станут для православных мусульмане в том случае, если их достаточно скромные пожелания будут учтены в полной мере — достичь этого для Православной Церкви, с учетом ее возможностей, совсем не трудно.

***

Берл Лазар и Умар ИдрисовПримечательно, что Нижегородскую область на всемирном саммите представлял именно Умар-хазрат Идрисов. Руководитель аппарата ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов, редактор журнала «Минарет», корреспонденты газеты «Медина аль-Ислам» и сайта islamnn.ru, аккредитовавшиеся на саммит в качестве журналистов, взяли интервью у целого ряда религиозных деятелей. С этими материалами вы сможете ознакомиться на нашем сайте и на страницах изданий ДУМНО в самое ближайшее время.

В ходе саммита представители нижегородской делегации вручили высоким иерархам самых разных конфессий книги и периодические издания ДУМНО, в частности новый номер газеты «Медина аль-Ислам» (многие статьи которого посвящены именно саммиту), сборник «Диалог цивилизаций», издание которого в начале этого года положило начало целому ряду мероприятий в рамках инициативы о проведении этого года под знаком межконфессионального диалога. Как мы видим сегодня, состоявшийся в Москве саммит религиозных лидеров и намеченный на 7-8 сентября нижегородский форум, посвященный вопросам межрелигиозной толерантности, показывают, что эта инициатива, с которой Умар-хазрат Идрисов выступил еще в январе этого года, оказалась более, чем актуальной.

Многие ступавшие в беседу с Умар-хазратом российские религиозные деятели, представлявшие разные регионы и конфессии, высказывались в поддержку деятельности ДУМНО. Участие нижегородских мусульман в саммите было с благодарностью отмечено владыкой Кириллом. Из его уст также прозвучало стремление изменить наши взаимоотношения в ближайшее время. Мы готовы к этому.

***

раввин Йона МецгерЭксклюзивизм главного раввина Израиля Йоны Мецгера — это что-то! Не соблюдя регламента, по продолжительности своего выступления оставив далеко позади хозяев саммита — патриарха Алексия II и Президента РФ В.Путина, переложив проблемы в израильско-арабском конфликте «с больной головы на здоровую», г-н раввин пропиарился в первый день — и бесцеремонно пропал на второй. Потрясая фотографиями израильтян, захваченных в плен в оккупированной Палестине, раввин ловко перевел тему форума из межрелигиозного диалога в политическое выяснение отношений. Не удивительно, что выступавшие на второй день представители арабского мира (муфтий Сирии, министр по делам Ислама Кувейта и др.) считали своим священным долгом дать отпор раввину. Идея мусульманско-иудейского диалога в рамках саммита тем самым оказалась «похороненной заживо».

Опять главный раввин Израиля вытащил на свет Божий более чем странную и дискредитирующую раввинов иудаизма идею о создании «межрелигиозной ООН». В прошлый раз такое предложение было сделано применительно к Иерусалиму, да еще возглавить такую «ООН» предлагалось Далай-ламе — хорошенькая мысль для строгих монотеистов и ревнителей Закона (мы писали уже об этом ранее).

***

Наш корреспондент дружески пообщался с гостем саммита, представляющим Иерусалимский православный патриархат, о. Димитриусом из Иордании. «У нас нет проблем в отношениях с мусульманами, — сказал он. — Мы жили на этой земле за 600 лет до появления Ислама и мусульман, так что здесь наша родина. Когда халиф Умар приехал в осажденный Иерусалим, ключи от города передал ему наш патриарх Софроний — мы помним это» [«и вы, мусульмане, помните», — читалось в глазах священника].
Корр.: «Вот Католическая Церковь предпринимала шаги по сближению с Исламом. А Ваша православная церковь признает Мухаммада, признает Ислам?»

О.Димитриус: «Путей к Богу много, а Он — Один. Вот скажи, кто из нас лучше? Я говорю — что я лучше, а ты утверждаешь — что ты лучше. Так кто же лучше? Только Бог знает. Так же и здесь: все мы — дети Божьи, а Он лучше нас знает, кто из нас прав…

Что касается наших отношений с западными христианами, с братьями-католиками… Ну, понимаешь… Мы — не франки [«франками» на Ближнем Востоке называли и называют европейских христиан, или католиков, или же всех европейцев вообще]. Когда франки захватили Святую землю [имеются в виду крестоносцы], они вырезали сотни тысяч православных, иудеев и мусульман. А когда Салахетдин освободил Иерусалим, он первым делом восстановил нашу Церковь [Иерусалимский православный патриархат]. Почему?»

Корр.: «Наверное, потому, что он был человеком искренне верующим»…

о. ДимитриусО.Димитриус: «Да потому, что мы в Иерусалиме, в Палестине — у себя дома…

В Иордании у нас не возникает никаких проблем во взаимоотношениях с властью. Мы твердо следует принципу «Богу — богово, а кесарю — кесарево». Мы не служим земному Царству [имеется в виду Иорданское Королевство], но — Небесному Царству. Думаем, что и остальные христиане и вообще представители всех религий должны следовать этому принципу, и тогда никаких проблем с властями не будет… Проблемы — они откуда? Власть вмешивается, диктует, чего она хочет».

Корр.: «Но в Исламе нет разделения на светское и духовное. Да вот и у нас в России — некоторые представители Православной Церкви желали бы усилить свое влияние на власть».

О.Димитриус: «Ну… В России сказывается ее историческое прошлое, императорские времена. Но все равно — мы, христиане, не должны служить земным царям, только — Ему [палец священника указует наверх]. А в Исламе… Возможно, сильная политизация и порождает проблемы. Власть вмешивается, и диктует, что ей нужно. Этого в отношениях с Богом не должно быть».

Корр.: «Так значит, и у вас могут возникать из-за этого проблемы?»

О.Димитриус: «Проблема в Иордании только одна — христиан не берут в армию. Но я, как христианин, могу это понять. Нет — так нет.

У нас есть свои храмы, свои школы. Есть и государственные школы — там обязательно преподается Ислам. Но два раза в неделю наш учитель-христианин дает в них уроки для детей христиан по нашей вере. А частные христианские школы устроены так: там учатся христиане и мусульмане — примерно поровну, нас ведь очень мало — всего 5% от населения Иордании. Учителя-христиане преподают там светские предметы — биологию, химию, физику. А религии учат так: мусульманским детям преподают Ислам мусульманские же учителя, а мы своим детям преподаем нашу веру — сами. Мы представлены и в парламенте Иордании».

Корр.: «Вот мусульман в России порядка 20 миллионов, а у нас нет такого. Да еще в светскую школу хотят ввести основы христианства для всех в обязательном порядке».

О.Димитриус: «Как только религия объединяется с политикой, начинаются сильные проблемы. Кроме того, вы — в меньшинстве, и те, кто в большинстве, используют свои возможности. Но… Истину нельзя ввести силой. [Опять подымая палец кверху]… Там, у Него. Истина — только там. Мы не должны служить земному царю [«царь» и «король» по-арабски — одно и то же; возможно, священник снова обыгрывал близкую ему ситуацию с иорданской монархией], но — Небесному Царю»

Корр.: «Проблемы с Иерусалимским патриархом — того же плана?»

О.Димитриус: «Эти проблемы закончились, слава Богу [разговор идет на арабском, поэтому все религиозные формулы идентичны исламским. При желании можно переводить на русский как «слава Аллаху»]. Все, старый патриарх низложен. О-кон-ча-тель-но!

Был рад нашей встрече. Спасибо».

***

Интересным получилось и наше интервью с эмиссаром Ватикана, Председателем Папского Совета по содействию христианскому единству Кардиналом Вальтером Каспером:

Корр.: Ваше Преосвященство, как бы Вы оценили современные отношения между исламским миром и Католической церковью?

Умар-хазрат Идрисов, Омар Фархат, кардинал Вальтер КасперКардинал Каспер: Ислам и Христианство являются монотеистическими религиями, поэтому у них много общего. Христиане с большим почтением относятся к Исламу и понимают важность налаживания дружеских отношений с мусульманами. Я совершенно убежден, что будущее не за столкновением цивилизаций и считаю, что необходимо стремиться к диалогу и сотрудничеству, поскольку только это сможет стать залогом добрососедских отношений и обеспечить всем нам достойное будущее. У мусульман и христиан есть самое главное — взаимоуважение к традициям и ценностям друг друга. Мы едины в вопросе недопустимости убийств во имя Господа, недопустимости насилия ради мира.

Я считаю, что уважение друг к другу — это ключевой момент. И поэтому нас глубоко опечалил нашумевший карикатурный скандал, оскорбивший чувства сотен тысяч мусульман. Мы ни в коем случае не можем допускать оскорблений в адрес друг друга. Напротив, мы должны стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству.

Корр.: Во время Вашего прошлого визита в Россию на встрече с Патриархом Алексием II Вы неоднократно подчеркнули, что Католическая Церковь стремится наладить тесные отношения с Православной церковью в целом, и с РПЦ в особенности. Произошли ли какие-нибудь положительные изменения в отношениях Ватикана с РПЦ за это время?

Кардинал Каспер: Действительно, этот конфликт тянется уже более тысячи лет, и последние десятилетия были отмечены особенной напряженностью в наших отношениях. Но мы искренне надеемся, что нам, наконец, удастся свести на нет это противостояние и наладить сотрудничество. Мы прилагаем к этому огромные усилия, особенно в Европе, где секуляризация жизни заставляет нас с особым рвением возвращаться к истокам Христианства и возрождать христианские ценности. Секуляризация — это наша общая проблема — и мусульман, и христиан — поэтому мы должны объединить наши усилия в борьбе за возрождение духовности общества.

На сегодняшний день я могу сказать, что с Божьей помощью отношения с Православной церковью улучшились, и мы уже можем вести речь о сотрудничестве.

Корр.: Русская Православная Церковь выступила с инициативой ввести в школах изучение Основ православной культуры. Фактически, во многих школах этот предмет уже введен. Это вызвало неоднозначную реакцию в обществе и глубокую озабоченность среди приверженцев разных вероисповеданий. Например, я — мусульманка, и я не хотела бы, чтобы моих детей обязывали изучать такой предмет. Знакома ли Европе такая проблема? Что Вы думаете по этому поводу?

Кардинал Каспер: Признаться, я не очень хорошо осведомлен по вопросу этой инициативы РПЦ, поэтому могу сказать только о том, как дела обстоят в у меня на Родине — в Германии. Там в учебной программе присутствуют религиозные дисциплины, но никого не принуждают их изучать, каждый в праве сделать для себя этот выбор самостоятельно. И я думаю, что и Россия может остановиться на подобном компромиссе, поскольку конституционный постулат о свободе вероисповедания исключает навязывание какой бы то ни было одной религии.

***

Адольф Шаевич, Умар-хазрат Идрисов, Артур ШнайерЖивотрепещущий и болезненный вопрос о преподавании основ православия в государственных школах мы не преминули задать и главному раввину России Адольфу Шаевиче.

Корр.: Адольф Соломонович, каково Ваше мнение по поводу введения изучения основ православной культуры в общеобразовательных школах?

А. Шаевич: Я думаю, что подобная инициатива в равной степени должна распространяться и на представителей других конфессий. Нужно понимать, что наша страна многонациональна и многоконфессиональна. В частности, у нас громадное даже в масштабах нашей страны мусульманское население. Поэтому это очень деликатный вопрос, и нужно как-то дифференцированно подходить к этому вопросу, чтобы ни в коем случае никого не задевать. Безусловно, образование очень нужно, но обязательно все конфессии в равной степени должны получить равные права и возможности.

Корр.: А на каких основаниях может быть введен такой предмет?

А. Шаевич: Только на правах факультатива. Мы все прекрасно понимаем, что в наших школах далеко не все дети православные. Обязательно в каждом классе найдется ребенок какой-нибудь другой конфессии. И заставлять его одного изучать православие только потому, что 15 остальных православные нельзя. Кроме того, для тех, кто хочет познакомиться со своими корнями, сегодня очень много возможностей. И поэтому я не вижу в подобной инициативе особой и необходимости.

Аналитический центр нижегородских мусульман «Амаль»

Алексий II и Умар-хазрат Идрисов

Фоторепортаж со Всемирного саммита религиозных лидеров смотрите здесь

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.