ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
11-07-06 Российские вакфы: обеспечим умму стабильными источниками доходов

Вопрос о вакфах вновь стал предметом оживленных дискуссий в последнее время. Российской умме хронически не хватает стабильных источников доходов, прежде всего для обеспечения профессиональных учебных заведений. Не секрет, что в последние годы требования к техническому оснащению и стандартам преподавания учебных заведений постоянно увеличиваются при весьма высоком уровне инфляции, а исламские вузы и медресе не обладают стабильным финансированием. К тому же в последние годы российские мусульмане получили весьма исчерпывающую информацию о состоянии вакфов в мусульманских странах (особенно Кувейте и Турции), истории вакфов в России в досоветский период.

О чем же идет речь? Вакуф, Вакф, Вакыф (ар. — «удержание») — неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных целей, завещанное на религиозные и благотворительные неотчуждаемое и необлагаемое налогом. По мнению некоторых мусульманских факихов-правоведов такое имущество сразу же перестает быть собственностью дарителя, но не становится собственностью того, кому подарено, т.к. это не акт купли-продажи и не передача по наследству. Вакф может быть предан как отдельному дееспособному лицу, так и группе точно определенных лиц, а также предназначен на определенные благотворительные цели: последняя форма (вакф хайри) обычно и подразумевается под вакфом. Вакиф (учредитель) может указать размер различных статей расходования вакфов в абсолютных единицах или долях дохода и назначить распорядителя (мутавалли). Необходимость распоряжаться разнородным, часто очень дробным имуществом требовала единого управления и фактически превращала вакф одного учреждения в юридическое лицо (хотя эта категория неизвестна мусульманскому праву), представляемое мутавалли данного вакфа. В мусульманских государствах и за немусульманскими общинами признавался такой вид недвижимой собственности, как вакфы, то есть собственность, доходы с которой направлялись на религиозные и благотворительные цели. В оттоманских городах абсолютное большинство земель принадлежало различным вакфам.

Ситуация с вакфами в Волго-Уральском регионе коренным образом отличалась от общемусульманской и даже российской туркестанской или крымской моделей. Большая часть вакфов в Поволжье была конфискована еще сразу после уничтожения Казанского ханства, и окончательно этот процесс был завершен в период правления Анны Иоанновны (1730-е гг.). Российским имперским законодательством вакфы для внутренних губерний не признавались. Поэтому имевшиеся попечительства (мутаваллиаты) зачастую действовали бесконтрольно, большая часть их была даже не зарегистрирована, они не обладали льготами.

 До революции в Казани почти все 17 мечетей города, являясь по сути бездоходными вакфами, в тоже время обладали доходным вакуфным имуществом. Это были дома, торговые лавки, магазины, земельные участки, денежные средства, вложенные в ряд банков, проценты и доход с которых осуществляли бесперебойное финансирование нужд приходов.

Во второй половине XIX в. развернулась борьба за перевод вакфов из-под контроля отдельных богатых жертвователей и их семей в совместное ведение всех членов общины. Это позволило сконцентрировать и направить капитал приходов на удовлетворение потребностей мусульман, реформу конфессионального образования. Зачинателем этого процесса стал имам-хатыб Первой соборной мечети г. Казани Ш. Марджани, который в 1870 г. создал попечительство (мутаваллиат) и получил санкцию на его существование в ОМДС (Оренбургское Магометанское духовное собрание), то есть вывел медресе из-под подчинения конкретному баю. Это был первый случай такого рода в округе ОМДС.

 В конце XIX-начале XX вв. ОМДС, учитывая уже сложившуюся практику, сформулировало в соответствии с Шариатом и российским законодательством, основные правила по управлению и контролю над вакфами. Учреждение новых вакфов увязывалось с обязательным представлением в ОМДС учредительного акта, который затем поступал на утверждение в МВД. Такое же утверждение требовалось и устным вакфом. Все пожертвования мутавалли и мулла были обязаны вносить в шнуровые вакуфные книги, лично подписанные и утвержденные в присутственных местах и сообщить об этом в течение 3 дней в ОМДС. Количество, состав, порядок избрания мутаваллиев строго не оговаривался. Обычно в каждой махалле из числа наиболее уважаемых людей избиралось попечительство (мутаваллият) во главе с попечителем, как правило, авторитетным и преуспевающим предпринимателем. Выборы попечителя имели гласный характер и осуществлялись путем оформления приговора всех жителей махалли на общем собрании. Причем приговор этот подлежал обязательному утверждению сначала у нотариуса, а затем в Духовном собрании. Согласно этому документу, лицо, избираемое попечителем, наделялось всеми правами по ведению имущественно-хозяйственной, финансовой деятельности мечети и медресе с обязательной ежегодной «подробной отчетностью со всеми оправдательными документами».

В начале XX века в завещаниях о создании вакфов усиливается социальный характер этого института. В завещании Ахмеда Хусаинова, на нужды национального образования ассигновано почти полмиллиона рублей, заключенных в вакуфном имуществе. Основные средства были выделены в распоряжение попечительского совета (из 12 человек) вакфа медресе «Хусаиния» в соответствии с законодательством. В досоветский период медресе в него входили представители педколлектива (ректор Габдулгалим Давлетшин и др.), общественные деятели, включая депутатов Гос. Думы (Мухаммад-Закира Рамиева (Дэрдменда), Гайсу Еникеева, ахуна Хайруллу Усманова), баев Хусаиновых.

Итак, вакфы в царской России были собственностью, доходы от которой направлялись на религиозные, образовательные и благотворительные задачи. Наличие вакфов у медресе, зачастую даже не в городах их нахождения, обеспечивало их благополучное финансов существование и возможность проводить преимущественно бесплатное обучение, не завися от государства и иностранных организаций. В дореволюционной России вакфы принадлежали конкретным приходам, мактебам или медресе, но никогда не ОМДС и возглавлялись попечительскими советами (мутаваллиатами) из наиболее уважаемых членов общины. Эти попечительские советы обладали правами юридических лиц. ОМДС контролировало юридическую сторону проблемы, прежде всего, фиксировало акты дарения, направленные на вакуфные цели, не получая от этого доходов. На практике именно буржуазия финансировала создание вакфов.

После недолгого периода признания отдельных норм Шариатского права в отдельных мусульманских регионах Советский режим окончательно запретил вакфы в 1929 г. Возрождение вакфов в Поволжье связано с созданием на Объединительном съезде мусульман Республики Татарстан в 1998 г. должности «председателя вакуфов» в ранге первого заместителя муфтия и отдела вакфов при ДУМ РТ. На территории бывшей Татарской Слободы Казани в качестве вакфов были переданы ряд зданий, где, в частности, размещаются религиозные учебные заведения. По данным В.О. Бобровникова в Дагестане «в десятках горных и предгорных колхозов сельские администрации (не всегда гласно) вернули мечетям большую часть приписанных к ним до коллективизации частных пашен и садов (вакфов)… Вопреки российским и республиканским законам дореволюционные списки вакфов… получили юридическую силу… Общественное мнение населения следит за тем, чтобы новые владельцы мечетных земель вносили в мечетную кассу положенную часть урожая» Таким образом, вакфы уже существуют де-факто, и имеется актуальная потребность привести законодательство в соответствии с реальностью.

Однако законодательно ни на республиканском, ни на федеральном уровнях не было дано определение понятиям «вакф» и «вакуфная собственность», в отличие от собственности монастырской. На современном этапе восстановление вакфов должно прежде всего произойти через возвращение вакуфного имущества, конфискованного советским режимом. Наиболее актуально здесь возвращение недвижимости в городах, но возможна и передача капиталов и земельных обрабатываемых массивов. Приоритетным получателем доходов вакфов должны выступить здесь профессиональные образовательные учреждения. Вакфы должны получить права юридического лица как религиозной организации и при них необходимо создание попечительских советов (мутаваллиатов), контролирующих доходы и расходы и регулярно публикующих отчетность. Проблема «черной кассы» существует в сегодняшней России, и люди зачастую не делятся своим имуществом, так как они не уверены в том, что оно будет направлено на определенные ими цели. В советы могли бы войти: представитель соответствующего ДУМ, представитель учебного заведения, представитель дарителя. С развитием института махалли сюда могли бы войти ее представители. Вакуф должен иметь статус религиозной организации, наподобие монастырей, и обладать соответствующими правами и льготами. В мусульманских странах, включая тюркские ханства на территории России, монастыри по сути и обладали правами вакфов или тарханов, и не облагались никакими налогами или повинностями.

В случае того, если вакуфное имущество является памятником истории и культуры то здесь обеспечивается финансовую, материальную и иную помощь государства в реставрации, содержании и охране зданий и объектов (Ст. 4 Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях). В соответствии со ст. 21 П.1 (Право собственности Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях») в собственности вакфов тогда «могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры». В соответствии с П.2 вакфы «обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации». В соответствии с П.3 «передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно».

Таким образом, следуя традициям российской внутренней политики от Екатерины II до Николая II, система мусульманской собственности приводится в соответствие с российским законодательством и системой собственности православных организаций. Вновь стоит вернуться к положению николаевского Свода Законов Российской Империи: «главнейшие средства для содержания мечетей, училищ и определенного для мечетей духовенства суть недвижимые имущества, именуемые вакуфами, и денежные капиталы. Современное законодательство дает возможность для безвомездной передачи земельной собственности религиозным организациям. Просто нужно вернуть в этот перечень вакфы.

В условиях децентрализации Духовных Управлений мусульман в России и продолжающихся попыток воздействия иностранных организаций на российских мусульман целесообразно иметь отдельные вакфы, чья деятельность была бы прозрачной. Механизмы создания и деятельности вакфов в конечном итоге должны быть определены федеральным законодательством. Ключевой сферой деятельности вакфов должно стать мусульманское образование на всех уровнях. Здесь возможно их участие в издательской деятельности, строительстве инфраструктуры для образовательных комплексов и религиозных центров. В условиях демографического кризиса, недостатка квалифицированной рабочей силы и растущего расслоения населения вакфы могли бы взять на себя вопросы адаптации мигрантов и помощи необеспеченным слоям населения, особенно учащимся. Такая постановка вопроса облегчается фактом вхождения Российской Федерации в Организацию Исламская конференция в качестве наблюдателя. С точки зрения мусульманского права деятельность вакфов может быть определена на общероссийском уровне планируемым Советом улемов. Современная Россия возрождает традиции своей уммы и перенимает лучшие наработки современного мусульманского мира. Создание и деятельность вакфов должны стать здесь весомой составляющей…

Аналитический центр нижегородских мусульман «Амаль»

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.