ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
27-07-06 Имеют ли наши дети право не изучать Православие?

Абдулбари-хазрат МуслимовНа этот и другие животрепещущие вопросы о положении и дальнейшем развитии мусульманской уммы России отвечает заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области Абдулбари-хазрат Муслимов.

— Абдулбари-хазрат, как нам стало известно, в июле вы закончили Башкирский государственный университет. Мы от души поздравляем Вас с получением высшего светского образования, однако, хочется спросить, зачем вам имаму, преподавателю религиозных дисциплин в медресе «Махинур» светское образование по специальности филолог?

— Большое спасибо за поздравления!

На мой взгляд, духовный лидер, имам должен быть человеком исключительно образованным, причем, как в религиозных, так и в светских вопросах. Впрочем, то же самое можно сказать и об общественном деятеле. В нашей многоконфессиональной стране, для того чтобы быть по-настоящему профессиональным управленцем, нужно разбираться в культурных и религиозных особенностях проживающих в стране народов.

Возьмите, к примеру, такого выдающегося политического деятеля, как Ахмет-Заки Валиди. Говоря о нем, не все вспоминают или хотят вспоминать, что этот историк, востоковед-тюрколог, публицист родился в семье муллы, учился в медресе, изучал восточные языки в Казанском университете, преподавал в казанском медресе «Касымия» тюркскую историю и историю арабской и тюркской литературы. Отец учил его арабскому языку, мать — персидскому. Позже Валиди говорил, что для того, чтобы быть профессионалом и достичь какой-то цели, человек должен закончить как минимум два университета, и это должны быть разные университеты и лучше университеты разных стран, чтобы иметь возможность познакомиться с разными мировоззрениями.

Жизнь многих татарских и башкирских ученых и общественных деятелей складывалась по такому сценарию, что, получив начальное образование в медресе, они изучали потом светские дисциплины, но многие в итоге приходили к религиозной деятельности. Вспомните хотя бы Ризу Фахретдина или Шигабутдина Марджани, Салавата Юлаева и Мухаметсалима Уметбаева.

Любой общественный деятель должен быть в первую очередь гармонично развитой личностью. И если светский ученый изучает религию или, наоборот, в этом, я убежден, только благо для общества.

Абдулабари-хазрат Муслимов— Абдулбари-хазрат вы уже более пяти лет преподаете в медресе «Махинур», не один год исполняете обязанности имам-хатыба Соборной мечети Нижнего Новгорода, читаете хутбы. Не трудно вам, башкирину по национальности, общаться с нижегородской преимущественно татаро-мишарской уммой?

— Башкирия очень многонациональна. В ней русские, башкиры, татары веками живут вместе на одной земле, поэтому для башкир общение с татарами не может составлять какой-либо трудности, для нас татары это не только соседи, это братья по вере.

Я учился вместе с татарами и в Башкирии, и в Саудовской Аравии, среди мишар у меня много друзей, поэтому татарский язык, культура и обычаи стали для меня очень близки.

Татары-мишаре — это среда, в которой российский мусульманин не может не чувствовать себя комфортно. Люди здесь с большим уважением относятся к соседям, соотечественникам и, тем более, братьям по вере. Кроме того, нижегородским татарам удалось сохранить духовные традиции предков, среди которых множество алимов и имамов.

Кстати, среди татар-мишар немало людей, которые внесли весомый вклад в дело сохранения и укрепления Ислама на территории современного Башкортостана. Так, третий муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания и имам первой уфимской мечети Габделвахид Сулейманов, по убеждению многих историков, родился в селе Рыбушкино Нижегородской области. Его сын Шарафутдин так же долгие годы был имамом уфимской мечети. Его преемником потом стал Хайрулла Усманов — сын муллы, уроженца Нижегородской области, основавший одно из первых и лучших джадидских медресе. Были, разумеется, в истории и примеры того, как уроженцы башкирских земель работали на благо Ислама на Нижегородчине.

А вообще, думаю, что перед Аллахом Всевышним, для которого нет ни времени, ни границ, мы все равны. С точки зрения Ислама нет различия между национальностями. Каждый народ, его язык, культура — это творения Аллаха. И каждый должен относиться с уважением к другим народам. Ибо сказано в Коране: «Мы сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга. И самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный».

— Всколыхнувшее в начале этого года российскую общественность заявление депутатов Курултая Башкортостана и последовавшее за ним обращение президента республика Муртазы Рахимова о недопустимости нарушения принципа светскости нашего государства и преподавания основ православной культуры в школах, показали, что эти проблемы сегодня расцениваются как актуальные очень многими нашими согражданами. Вы, как заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной части, также, наверняка знакомы с этими проблемами. Что вы лично думаете по поводу введения преподавания основ религий в школах?

— Думаю, и содержание обращения башкирских депутатов, и характер риторики Муртазы Губайдулловича, и то, какую реакцию вызвали эти обращения в Русской православной церкви и среди россиян говорят сами за себя. Вопрос введения религии в школах стоит чрезвычайно остро. И здесь нужно искать новые, неоднобокие пути решения.

Если и нужно вводить преподавание основ религий в школах, то исключительно в качестве факультатива и только с письменного согласия детей и их родителей. И это непременно должно быть именно преподавание основ или истории религий, а не одной религии. Представьте, что, если введут факультативно изучение конкретных религий, и 20 человек из класса пойдут факультативно изучать православие, 5 — Ислам, 4 — иудаизм, двое — например, буддизм, каково будет этим двоим, пятерым отрываться от общего коллектива. Боюсь, что это может оказаться слишком сложным для ребенка, который в школьном возрасте зачастую стремиться именно быть таким же как все. Разве мы, родители (мусульмане, христиане или агностики) можем допустить, чтобы нашим детям была причинена такая психологическая травма?!

Здесь важно также подчеркнуть, что в случае введения «Основ мировых религий» преподавать эту дисциплину должны непременно светские учителя, прослушавшие курсы лекций по основам мировых религий при соответствующих религиозных образовательных учреждениях.

Тогда не останутся без работы и выпускники теологических факультетов, которые в последние годы в огромном количестве открываются в светских вузах, и Конституция не будет нарушена, и государство сможет на легальной основе помогать религиозным организациям.

Это было бы, как минимум, честно по сравнению с сегодняшней ситуацией, когда вопрос введения Основ православия еще как бы только обсуждаются, идут судебные разбирательства по поводу допустимости обучения по написанным учебникам, и в то же время в Тамбовской, Калининградской, Тульской, Екатеринбургской, Калужской, Курской и целом ряде других областей дети изучают в школах «Основы Православной религии».

С сентября этого года настоятель храма в честь Вознесения Господня протоиерей Николай Калинин будет преподавать эту дисциплину в общеобразовательной школе с. Гагино Нижегородской школы. И эта новость заявляется во всеуслышание. При том, что на федеральном уровне этот вопрос еще находится на стадии обсуждения. Разве это честно? Справедливо будет, если школьники того же Башкортостана, в котором башкиры и татары составляют соответственно 30 и 24 процента населения республики, будут поголовно изучать этот предмет?! Думаю, нет. И с этим наверняка, согласится любой здравомыслящий человек независимо от своих религиозных убеждений.

Абдулбари-хазрат МуслимовАбдулбари Маратович Муслимов — заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной части, преподаватель нижегородского исламского медресе «Махинур» и мактаба «Ихсан». Родился 30 января 1977 г. в Республике Башкортостан. Окончил республиканскую гимназию №2 в г. Ишимбай. В 1996 г. закончил исламское медресе «Нур аль-Ислам» в Башкортостане, в 2000 г. — высшее медресе «Дар уль-Хадис» в Мекке. В 2006 году закончил Башкирский государственный университет по специальности филология. С 2001 г. преподаватель Нижегородского исламского медресе «Махинур». С 2004 г. имам-хатыб Соборной мечети г. Нижнего Новгорода. С 2005 г. заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной части.

— А введение института капелланов. Как вы относитесь к этой активно продвигаемой РПЦ инициативе?

— К сожалению, очень многие из тех молодых людей, которые поступают сегодня в высшие учебные заведения, будь, то светские или религиозные ВУЗы, руководствуются не столько желанием получить образование, сколько, так сказать, «откосить» от армии. И на то есть весьма понятная причина: в нашей армии нет порядка. Результатом такой мотивации становится то, что, выучившись, эти ребята предпочитают заниматься бизнесом, а не работать имамами. В этом причина нехватки квалифицированных кадров имамов, которая в некоторых регионах грозит дестабилизацией ситуации.

Но сейчас не об этом. Желание навести в армии порядок, излечить ее от дедовщины, безусловно, похвально. Но необдуманные шаги, на скорую руку, под шумок принятые законопроекты могут только усугубить проблемы нашей армии.

Судите сами, в случае введения капелланов, наличие в военной части хотя бы одного мусульманина и просто процентное соотношение православных и мусульман (которое, судя по независимой статистике составляет соответственно 40 и 13 процентов от общего числа граждан России), будет автоматически подразумевать присутствие в части муллы, а если она удалена от города, то еще и членов его семьи. То есть, для того, чтобы не были нарушены нормы Ислама, нужно будет обеспечить мусульман халяльной пищей, молельной комнатой, возможностью совершать омовение, посещать по пятницам Соборную мечеть. Мусульман нельзя заставлять ходить по части в одних трусах, показывать аврат…

По большому счету, все эти требования должны исполняться и сегодня.

По крайней мере, именно это гарантирует нам наша Конституция: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право… свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (глава 2, статья 28). То есть по сути, многие тысячи мусульман, служащих сегодня в армии, и лишенных возможности жить по Корану, ущемляются в правах, прописанных в основном законе. Если, в армии появятся капелланы, но останутся мусульмане, «не обеспеченные» муллами, значит будут нарушены еще и такие статьи Конституции, как равенство религиозных объединений перед законом (ст.14, гл.2), недопустимость ограничения прав по признакам религиозной принадлежности (ст.19, гл.2). В этом случае призываю мусульман, иудеев и людей, других вероисповеданий служащих в армии, обращаться в прокуратуру или писать напрямую нашему гаранту Конституции и требовать соблюдения своих прав.

— Абдулбари-хазрат, вы учились в Саудовской Аравии — на родине Ислама и Пророка Мухаммада (мир Ему) — в высшем медресе «Дар уль-Хадис» в Мекке. Как это сказалось на вашей дальнейшей деятельности? Я имею в виду тот факт, что сегодня мусульманских деятелей, получивших образование в Саудовской Аравии, подозревают в приверженности неким радикальным течениям и пр.

— Негативное представление о Саудовской Аравии и учебе в этой благословенной стране сформировали прежде всего мусульманские религиозные деятели ряда национальных республик. Лично мне эта позиция кажется, по меньшей мере, странной, ведь у многих лидеров того же Татарстана, учившихся в Саудовской Аравии, сегодня учатся там дети, внуки. А если не учатся, то ездят туда просить деньги на строительство мечетей, медресе.

Кстати, пресловутый так называемый ваххабизм распространен не только в Саудовской Аравии, но и в соседних государствах — в Кувейте и других странах Персидского залива.

Лично я благодарен Саудовской Аравии за то, что она в сложный для российского Ислама момент помогла нам восстановить медресе. К примеру, то же медресе «Нур аль-Ислам», в котором я учился в Башкирии, финансировался за счет благотворительных организаций Саудовской Аравии. Сегодня сотни выпускников этого медресе в самых разных уголках России верою и правдой служат на благо мусульман и нашего общего Отечества.

Россия стала наблюдателем в ОИК, Владимир Путин посещает арабские страны, встречается с королем Саудовской Аравии Абдаллой Бен Абдель Азизом — все это говорит о том, что Россия высоко заинтересована в налаживании сотрудничества с Саудовской Аравией. Саудовская Аравия — наш стратегический партнер. И огульно охаивать кого-либо в такой ситуации как-то даже глупо. В конце концов, всех нас соберет в хадже благословенная Мекка.

— Абдулбари-хазрат, одна из самых острых проблем российской мусульманской уммы отсутствие единоначалия. В Уфе сейчас одновременно действуют три муфтия: председатель ДУМ РТ Нурмухаммет-хазрат Нигматуллин, председатель ЦДУМ Талгат-хазрат Таджутдин и председатель ДУМ РБ в составе ЦДУМ Мухаммад-хазрат Таджутдин. Является ли это на ваш взгляд, препятствием в развитии уммы?

— Центральное духовное управление, конечно, стоит особняком по отношению к другим духовным управлениям. Появление же многочисленных, нередко дублирующих друг друга организаций, было продиктовано особенностями 90-х годов. Но за прошедшие 15 лет, все таки, многое изменилось, много должно быть переосмыслено. Республика Башкортостан это всего лишь частный пример. Думаю, что со временем все российские мусульмане придут к осознанию необходимости единого муфтия. Бог один, президент один, неплохо бы, чтобы и в республиках, и в стране целиком был единый глава мусульман.

Тогда не было бы брожения умов, конкуренции, искусственно поддерживаемой разными заинтересованными сторонами. И как следствие, не будет пагубной для мусульман разобщенности, а значит все те вопросы, о которых мы говорили — и преподавание православия в школах и введения капелланов — будут решены не в ущерб интересам мусульман.

Беседовала Асия Давлятчина

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.