ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
25-08-06 Призыв нижегородских мусульман был услышан

Александр КоноваловФедеральные органы власти, по-видимому, вплотную занялись решением проблем мусульманской общины страны. Об этом свидетельствует, в частности, выступление полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова на заседании рабочей группы Общественного Совета по вопросам конфессиональной политики, сохранения исторического и духовного наследия, проходившем 11 августа 2006 г. в Уфе:

«Добрый день, уважаемые коллеги. Я рад вас приветствовать на заседании рабочей группы по вопросам конфессиональной политики, сохранения исторического и духовного наследия - одной из рабочих групп Общественного Совета по развитию институтов гражданского общества Приволжского федерального округа, который был сформирован при аппарате полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе в мае 2006 года. В связи с тем. что у участников именно этой рабочей группы, которая сегодня заседает, будет меньше возможностей слышать о деятельности этого Совета, я буквально в двух словах расскажу вам о том. что это за начинание, в чем нам видится его смысл, и чего мы ожидаем от этого Совета. Эта организация, которая уже сейчас охватывает - и в дальнейшем, будем надеяться, будет расширять свой охват, самые разные общественные, политические, а также религиозные организации, и ставит перед собой цель охватить весь спектр общественной мысли в регионах Приволжского федерального округа с тем, чтобы вырабатывать некий общий подход, общие знаменатели в оценке всего происходящего в стране. И самое главное — в стремлении влиять на те тенденции, которые выявляются и оцениваются в процессе общественной деятельности, которые складываются в нашем обществе и государстве. Естественно, мы стремимся минимизировать тенденции неблагоприятные, нежелательные всем нам, всему российском обществу, и наоборот, намерены содействовать развитию тенденций благоприятных, которые помогают процессам стабилизации в российском обществе и государстве, которые идут на благо всему народу.

На сегодняшний день создано двенадцать рабочих групп, подобных той, в рамках которой мы сегодня с вами общаемся. Мы рассчитываем, что в основном весь спектр направлений общественных движений это количество охватывает. Однако я бы хотел отметить первый момент о деятельности этого Совета — мы стремимся к тому, чтобы его деятельность была максимально удалена от какой-либо формализации и бюрократизации. Поэтому по мере развития этого начинания количество рабочих групп для достижения целей Совета равным образом может изменяться — увеличиваться, уменьшаться, либо будут появляться новые формы. Тоже самое я хотел бы сказать сразу, чтобы не было оговорок, или неправильно понятых позиций касательно сегодняшней встречи, почему именно в таком составе она происходит. Я в данном случае обращаюсь и к тем нашим друзьям, коллегам, которые сегодня в этом заседании участия не принимают — это не какой-либо съезд мусульманского духовенства, или представителей мусульманской общественности Приволжского федерального округа. Наша встреча не претендует на какой-то глобальный масштабный форум. Это очередное, не первое, и, естественно, далеко не последнее заседание рабочей группы Общественного Совета. которое мы, пользуясь гостеприимностью Талгат-хазрата, посчитали возможным и интересным провести здесь, на уфимской земле, в стенах этого старинного древнего задания, в котором уже более двухсот лет существует Духовное управление мусульман России — когда-то единственное, сегодня не единственное, но, те не менее, сохраняющее очень важные и дорогие для всех мусульман традиции.

Что касается непосредственно деятельности Общественного Совета: в завершении этой части своего выступления я хотел бы сказать, опять гаки обращаясь в том числе к тем, кто в деятельности рабочей группы и сегодняшнем заседании не участвует, как в целом весь Общественный Совет, в котором уважаемый Талгат-хазрат является участником, так и состав рабочих групп, включая и нашу с вами группу, не является чем-то раз и навсегда определенным и закрытым. Всех, кто пожелает участвовать конструктивно, созидательно в деятельности этой рабочей группы, в совместной реализации этого начинания, мы будем рады встретить. А также предоставить площадку для обсуждения, диалога, дискуссий, и некоторым образом посодействовать имеющимися в аппарате полпреда организационными возможностями для выполнения тех задач, которые рабочая группа сообща будет выдвигать на повестку в качестве требующих приоритетного решения. Это то, что касается общих слов о дайной форме взаимодействия и диалога, к которой мы приглашаем уважаемых коллег мусульманской общины.

Сегодня у нас на повестке дня два вопроса: один более общий, о роли исламской религии, исламской конфессии в формировании традиций в нашем российском государстве, и о роли ислама в жизни нашего общества — в особенности, конечно, это имеет значение для сегодняшнего дня. Второй вопрос более частный — о развитии различных направлений и аспектов мусульманского образования. Я уверен в том, что в обоих вопросах повестки дня прозвучат содержательные, интересные, компетентные выступления, которые я сам с удовольствием и интересом послушаю

Но в начале этого обсуждения я хотел бы отметить несколько тезисов, которые мне кажутся важными для всей нашей совместной будущей деятельности не только в рамках нашей рабочей группы, но и вообще в рамках всего нашего диалога. Опять же я хочу напомнить вам, что та форма, которая сегодня нами реализуется на этом совещании, не единственная, у нас существует в округе довольно широко представленная комиссия по конфессиональной политике — в Ульяновске, если я не ошибаюсь, в марте месяце в текущем году проходило очередное заседание этой комиссии. Могут быть и другие варианты — главное, чтобы за формой не пропадало содержание, чтобы решались те вопросы, которые по-настоящему важны.

Итак, начиная наше общение, какие положения, какие позиции, мне кажется, правильным было бы отметить, осмысливая в какой-то степени опыт последних лет.

Первый тезис, очень важный и по-настоящему дорогой для нас всех, для тех, в том числе. кто в этом зале отсутствует, который я предложил бы воспринимать в качестве некого краеугольного камня для всего нашего дальнейшего диалога. В особенности, к сожалению, с учетом того, что иногда в последнее время этот тезис ставится под сомнение с разных сторон разными категориями людей — я не буду сейчас вдаваться в детали и не буду судить, но такие высказывания имеют место. Итак, этот тезис, мне кажется, должен состоять в том, что на сегодняшний день вес российское общество в лице здравых, нормально мыслящих его представителей, и довольно важная часть этого общества, а именно российское государство, ни в коей мере не ставит под сомнение, наоборот, понимает в полной мере значимость и важность исламской религии, исламской культуры для всей многонациональной, многоконфессиональной истории России. Этот тезис, это положение, кажется, должно быть абсолютно всем понятным, всеми принятым. И даже в тех ситуациях, когда диалог между цивилизациями, как сегодня принято говорить, диалог между культурами в рамках нашей многонациональной российской культуры, между конфессиями, между различными группами внутри конфессий, переходит в стадию обострения, или некого непонимания по тем или иным пунктам, я предлагал бы к этому первоначальному тезису всегда возвращаться. До какого бы уровня диалога мы не дошли, всегда помнить об этом. Значимость, важность исламской культуры для России никем не оспаривается, я готов свидетельствовать, что на самом высоком уровне руководством государством сегодня этот тезис прекрасно всеми принят и будет реализовываться в нашей повседневной жизни. Это первое.

Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Владимирович КоноваловВторое, что тоже мне кажется важным для общего понимания текущего момента, и это наблюдение, мне кажется, характерно и свойственно не только для общественных отношений, в которых принимают участие представители уммы мусульманской, но и для всех отношений, в которых участвуют люди религиозные, верующие других конфессий — и христианских, и других конфессий России: сегодня мы живем в принципиально ином обществе, чем то, которое было более ста, двести и более лет назад. И тот период богоборчества, который имел место в России на протяжении последних нескольких десятилетий, который катком прошелся по традиционным конфессиям в стране, досталось без исключения всем, не прошел бесследно. Сегодня все российское общество пожинает плоды этого периода. И что особенно важно подчеркнуть, на что часто в меньшей степени обращают внимание — этот период характеризовался тотальным удалением от религиозных, нравственных, этических норм, вообще во всем мире! во всей мировой цивилизации. И это тоже, безусловно, влияет на сегодняшние процессы в России — это тоже нужно учитывать. Я говорю и вспоминаю об этом, потому что мы сейчас должны понимать сложность момента. Что диалог государства и традиционных для России конфессий осложнен этим наследием, и естественно, не существуют сегодня в идеальном виде. Я уже не говорю, что, с учетом эти новых явлений времени, традиционные конфессии в России действуют сегодня, по сути, в новых, никогда ранее не существовавших условиях, и по сути этого идеального образца диалога государства и конфессий, как такового, наверное, не существует. Он может быть только умозрительным, он может только представляться, предполагаться нами. Но его нам еще предстоит сообща сформировать. Поэтому я бы, наверное, предлагал всем, и считал это правильным, не идеализировать сегодняшние отношения между государством и традиционными конфессиями, включая мусульманские, и, скажем так, не слишком обижаться на нас, государственных чиновников, государственных деятелей разного уровня, когда может быть меньше внимания, чем казалось бы, нужно, и меньше чем, совершенно точно, объективно нужно, уделяется государством этим проблемам. Это, скажем так, определено сегодня и субъективными, и объективными предпосылками. Объективных, к сожалению, тоже немало.

С учетом первых двух позиций, которые я назвал, я хотел бы вам обозначить следующие две: тоже очень важные. Мы в России вообще, и в Приволжском федеральном округе в частности, имеем огромные традиции общежития, обладаем огромным уникальным наследием в виде опыта многоконфессионального, многонационального мирного сосуществования. Неоднократно об этом говорили самые разные представители, и неоднократно об этом говорил глава нашего государства, Президент страны Владимир Владимирович Путин. Говорил он, в частности, весной этого года встречаясь с представителями творческой интеллигенции, творческих профессий стран бывшего Советского Союза, о том, что вот этим достоянием, наследием общего культурного пространства, традициями толерантного сосуществования разных народов, культур, религий, было бы пренебречь просто глупо и откровенно преступно. И в особенности, наверное, в сравнении с другими регионами России, эти вопросы относятся к нашему Поволжскому региону, где действительно почти полторы сотни разных народов вырабатывали не спеша, мудро, эффективно традиции межнационального диалога, даже может быть, не задумываясь толком о том. что они участвуют в каком-то межцивилизационном, как сейчас говорят, диалоге, но при этом существуя вполне адекватно, корректно, правильно — так, как нам сейчас, наверное, стоило существовать. Вот эта традиция, которая у нас есть, ни в коем случае не должна быть утеряна. Я надеюсь на то, что все мы это мнение разделяем и сообща будем способствовать решению этой задачи.

Четвертый тезис, который тоже мне кажется важным — по важности он восходит к первому, который я предложил считать основополагающим: любая религиозная деятельность, в том числе деятельность традиционных конфессий России, должна максимальным образом избегать политизации. Когда в политику добавляется деятельность религиозных объединений и организаций, я думаю, это своеобразное начало конца для такой деятельности — часто в прямом смысле, еще более часто в переносном, когда эта деятельность как-то искажается, подменяются понятия, цели. Самое главное, чтобы не обострялся наш диалог, чтобы мы всегда были к друг другу вежливы, терпимы, конструктивны, и чтобы этот диалог всегда шел на пользу всем нам, и тем людям, которых мы представляем, в том числе ваши паствы, уважаемые муфтии. И чтобы имело место движение вперед, а не хождение по кругу и не торможение.

Я хотел бы остановиться еще на нескольких позициях: в дополнение к тому, что было уже сказано об опыте, накопленном в нашем регионе, нужно и сказать о том, что огромный уникальный опыт накоплен в процессе развития мусульманских общин в Поволжье. Это и 300 с лишним лет Духовного управления мусульман России, которое базируется здесь, в Уфе. Это и огромная научная богословская школа, которая существовала опять таки и в Башкирии, и в Татарстане. Причем школа, которая имела огромный авторитет и высокую эффективность не только в России, она была известна и во всем мире — в основном за счет того, что была настроена именно на такой толерантный, мирный, позитивный процесс интеграции в общество. К сожалению, сегодня у нас есть много примеров, когда по ряду причин, опять гаки субъективного и объективного характера, об этих градациях мы забываем. И как повелось у нас активно с конца 80-х. начат 90-х годов, смотрим на зарубежье, стремимся почерпнуть все, что есть за рубежом, забывая о том. что есть нашего, хорошо проверенного, испытанного. Далек от мысли, что это явление обусловлено только нежеланием обращаться к этому нашему общему наследию.

Это касается, к сожалению, и, наверное, сегодня об этом разговор будет более обстоятельный, более компетентный при обсуждении второго вопроса повестки дня. мусульманского образования. Система мусульманского образования была разрушена еще более капитально за годы богоборчества, чем система православного, христианского образования. И сегодня тоже мы пожинаем эти плоды. Но постоянно их пожинать, наверное, было бы неверно, как и неверно ориентироваться только на иностранные образцы, иностранное достояние, в том числе мусульманского богословия и системы образования. Я надеюсь, что в этом тоже есть у нас общее понимание, и сообща мы постараемся приложить усилия для того, чтобы система образования мусульман именно в России была восстановлена в прежнем, а желательно, в лучшем варианте. Для этого нужно воссоздать, расширить организационную структуру, и вспомнить те традиции, достояние, которое были до революции, в том числе обратиться к толкованиям Корана, к учебной, методической литературе для верующих мусульман, которая тоже в изобилии присутствовала у нас в дореволюционный период. Конечно, та литература, те подходы будут нуждаться в корректировке, с учетом велений времени, но как базой, как достоянием, проверенным временем, мне кажется совершенно неправильным ею пренебрегать. В дальнейшем в ходе обсуждения, может быть я еще буду готов поделиться мыслями по восстановлению системы мусульманского образования, по ее развитию, по ее оптимизации, в том числе и потому, что я уже предпринимал некоторые шаги для содействия этому. В частности, я направил письмо на имя первого заместителя председателя Правительства РФ с предложением довести систему теологического образования, в том числе мусульманскую образования в России, до логического завершения, создав в высшей аттестационной коллегии необходимый профильный совет по специальности «теология», для того, чтобы в тех светских учебных заведениях, где есть теологические кафедры и факультеты, в том числе и мусульманского направления — а такие, подчеркиваю, светские заведения есть, у специалистов была возможность не только приобретать высшее образование, но и зачем становиться кандидатами, докторами наук, тем самым укреплять свой авторитет и расширять поле своей деятельности.

Таким образом, задач сообща у нас с вами стоит много. Я еще раз хотел бы пригласить вас — поблагодарив еще раз за участие в работе сегодняшнего совещания, и других ваших коллег к широкому, продуктивному, взаимно интересному, полезному диалогу. Самое главное, что это касается не только религиозных объединений, тем более не только мусульманских — об этом я говорю участникам всех рабочих групп при Общественном Совете, в которых мне доводиться принимать участие — мы готовы сотрудничать со всеми, и объединять всех, кто готов действовать на благо страны, народа, государства, на благо своих представителей верующей паствы, если мы говорим о религиозных организациях.

Деятельность именно религиозных объединений мне кажется очень важной, и не потому, что в чьем-то сознании, не вполне до конца адекватном, могут возникать идеи восстановления неких моделей теократического государства. На самом деле, такой модели в России в стопроцентно чистом виде никогда и не существовало, тем более утопично говорить об этом сейчас, когда общество и вся мировая цивилизация радикально поменялись. Но говорить о том, что сотрудничество это может быть взаимообогащающим, взаимополезным — я имею в виду сотрудничество гражданских, светских и религиозных структур, это, мне кажется, совершенно не поддается сомнению. И если в аспектах непосредственно богословских, в особенности, когда речь идет о каких-то догматах, в аспектах сугубо церковной жизни, мусульманской религии, христианской религии, других традиционных конфессий говорить о таком вот обмене опытом, обмене культур, наверное, было бы неправильным — слишком серьезное различие в этих традициях, и ни к чему конструктивному, мне кажется, такое глубокое проникновение не приведет. Каждая традиция должна себя сохранять. А вот в части социального диалога, в части социального сотрудничества о таком взаимодействии не только можно, но и весьма необходимо говорить. И сегодня религиозные объединения, в том числе мусульманские, могут сделать очень многое для того, чтобы оздоровлялась обстановка в стране, чтобы люди становились более толерантными, спокойными, законопослушными, трудолюбивыми — все это было бы благом для всего общества в целом, независимо от того, к каким конфессиям, культурам люди, живущие в этой стране, относятся.

Поэтому еще раз хочу призвать всех к сотрудничеству, поблагодарить не только уважаемых представителей мусульманского духовенства, но и представителей мирских, светских профессий, специалистов, которые помогают существованию мусульманской общины, ее развитию, совершенствованию, восстановлению ее позиций. И рассчитываю на то, что этот диалог будет полезным, интересным, и он будет продолжаться дальше. Со своей стороны, если не во всех, то во многих начинаниях этой рабочей группы буду принимать участие, и рассчитываю на ваше понимание, на вашу поддержку, очень полезные для всей страны и региона ресурсы, знания, мудрое, опытное видение ситуации. Убежден в том, что сообща мы сможем много добиться».

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.