ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
28-08-06 Гаяз-хазрат Фаткуллин: у мусульман России две беды: разобщенность и пассивность

Гаяз-хазрат ФаткуллинВторой по величине российский регион — Красноярский край — отличается не только большими размерами и богатством природных ресурсов, но и многообразием народов, традиционно исповедующих Ислам. Среди 150 тысяч мусульман, проживающих в крае, представители более 30 различных «мусульманских» национальностей. Быть духовным лидером столь значительной и разнородной уммы — задача, как можно предположить, не самая простая, однако, уже несколько лет с этой задачей успешно справляется выпускник Нижегородского исламского медресе «Махинур» муфтий Гаяз-хазрат Фаткуллин. Мы попросили его рассказать нашим читателям о жизни красноярских мусульман и о тех, проблемах, которые стоят сегодня перед мусульманами России в целом.

— Гаяз-хазрат, что, на ваш взгляд, является на сегодняшний день, главной проблемой российской мусульманской уммы?

— На данный момент, пожалуй, самая болезненная наша проблема — это разобщенность и отсутствие единого центра. Другой вопрос — готовы ли мы сегодня решить эту проблему?

К сожалению, российская умма еще, наверное, не готова к тому, чтобы выступить единым строем, как единая организация. Но это отнюдь не повод отказываться от этой мысли. Я считаю, что любой более или менее разумеющий мусульманин, будь то руководитель общины или обычный прихожанин, должен прикладывать усилия к тому, чтобы мусульмане России, действительно, стали едины, стали ближе друг к другу.

И решать эту проблему нужно как можно быстрее, потому что отрицательные последствия сегодняшней разобщенности множатся с каждым днем. Среди них все те проблемы, которые отравляют сегодня жизнь российских мусульман: отсутствие единой системы образования, единой системы религиозных понятий и норм. У нас нет единой системы работы с администрацией ни на местном, ни на региональном или федеральном уровнях.

Гаяз-хазрат Фаткуллин — председатель ЕДУМ Красноярского края— Действительно, наличие у Русской православной церкви единого руководителя во многом способствует налаживанию «сотрудничества» между церковью и государством, результатом которого становится введение основ православной культуры в сотнях школ в России, введение капелланов в армии и пр. Мы, не имея единого руководителя, сегодня в этом плане сильно отстаем...

— Из-за того, что мусульмане не едины, что у нас нет единого центра ни формального, ни юридического, мы не можем даже правильно построить движение общественной мысли в данном русле. Но и государство со своей стороны тоже должно соблюдать конституционную норму равенства религиозных объединений перед законом.

А на данном этапе, все, к сожалению, идет к тому, что преподавание религий будет вводиться, хотя это крайне не желательно. На мой взгляд, это будет регресс страны — откат на столетия назад, ко временам, когда Православие было официальной государственной религией.

— А в Красноярском крае экспансия РПЦ в школы и армию ощущается также остро?

— В школы пока еще нет, но в вооруженных силах, в местах лишения свободы мы уже можем это видеть. Когда руководство военных частей или тюрем настроено, так сказать, «однополярно» и проводит соответствующую «монорелигиозную» политику, это приносит самые негативные плоды. Уже случалось так, что к нам обращались с просьбами прийти, провести разъяснительную работу, для того, чтобы помочь избежать конфликтных настроений.

— В таком случае, быть может, правы те политические и религиозные деятели, которые видят выход в поиске некоего компромисса — например, в введении одновременно капелланов и мулл или в факультативном преподавании религий в виде «Истории мировых (!) религий»?

— Здесь нужно четко осознавать, что любой из этих шагов будет означать начало пути слияния институтов церкви и государства, что крайне нежелательно. Усиление этой тенденции, повторюсь, это откат на столетия назад. Я считаю, что любой разумный человек должен осознавать всю опасность таких шагов.

— Гаяз-хазрат, а как в этой связи вы оцениваете такую активно продвигаемую нижегородскими мусульманами инициативу, как создание представительного органа, способного объединить тех самых разумных людей, о которых вы говорите, с тем, чтобы решать богословские вопросы, давать фетвы, коллегиально и сообща решать ту же проблему сращения церкви и светских институтов власти?

— Создание Совета улемов сегодня, действительно, необходимо. И эту необходимость обуславливают все те острые проблемы, о которых мы говорили. К сожалению, в силу все той же разобщенности мусульман России, нездоровой и губительной конкуренции между многочисленными религиозными организациями от осознания необходимости создания Совета улемов до конкретных шагов нас отделяет пропасть. Мы сейчас находимся у этой пропасти, и наш долг перед нашими детьми и перед памятью наших предков — суметь преодолеть ее.

— Является ли, на ваш взгляд, основной причиной существования этой пропасти нехватка грамотных кадров? Именно эту причину называют в качестве основной многие противники создания Совета улемов.

— Кадры у нас, слава Всевышнему, на сегодняшний день уже есть. Да, конечно, в Росси не очень много людей с достаточным религиозным образованием. Людей, имеющих и религиозное, и светское образование, еще меньше, но в любом случае должно быть начало. Должен быть первый шаг. И если мы его не сделаем, то никто его за нас не сделает.

Гаяз Фаткуллин Кстати о религиозном и светском образовании. Недавний конфликт вокруг Российского исламского университета, как и сто с лишним лет назад, вновь разделил российскую умму на сторонников и противников введения светских дисциплин в систему религиозного образования. На чьей вы стороне?

— Во всем должна быть мера. Религиозное образование, бесспорно, нужно, но, на мой взгляд, оно слишком однобоко. Я сам учился в РИУ, знаю, какая там ситуация. Система светского образования в России построена очень хорошо, наши специалисты высоко ценятся за рубежом. И мусульманам стоит взять все лучшее из этой системы.

Малое знание ведет к шайтану, любое большое знание ведет к Аллаху, поэтому нужно разумно, грамотно совмещать религиозное и светское образование, и это даст свои плоды.

Мы можем вспомнить движение джадидов. Все началось с введения непонятных и чуждых для недальновидных людей светских дисциплин, но в итоге это дало потрясающие результаты — расцвет татарской нации в конце XIX — начале XX веков. Поэтому, я считаю, что мы обязаны следовать позитивным примерам наших предков, так востребованным сейчас.

— Таким образом вы учились в высшем религиозном учебном заведении Казани, сегодня учитесь в Московском исламском университете, но основы мусульманского знания вы получали здесь — на Нижегородчине. Что дали вам годы обучения в медресе «Махинур»?

— Знание можно взять в любой стране или городе, главное этого захотеть. Именно в Нижнем Новгороде я начал учиться, получать религиозные знания. Конечно же, у меня было начальное мусульманское образование, полученное в воскресной школе, но, очень многим я обязан именно Нижегородчине, своим первым наставникам и учителям.

И пользуясь случаем, хочу выразить слова искренней благодарности Умару-хазрату Идрисову.

Для меня это учитель с большой буквы. Именно на таких людей опираются общины, они первые встают, видя опасность, хотя иногда и получают за это шишки и синяки. Именно любовь к знаниям, привитая мне здесь, помогла мне в дальнейшем в процессе учебы в РИУ и Московском исламском университете. Я и дальше планирую не останавливаться в этом направлении — думаю совершенствовать и свое светское образование.

Гаяз-хазрат Фаткуллин во время пятничной проповеди— Наши внимательные читатели знают, что вас с Нижегородчиной связывают не только годы обучения в медресе «Махинур», но и супруга — Лилия Арифулина, в течение нескольких лет возглавлявшая отдел информации и пропаганды Ислама ДУМНО. Будет ли этот факт способствовать дальнейшему сотрудничеству нижегородского и Красноярского ДУМ в том числе и в информационном пространстве?

— Планы у нас такие есть, и мы намерены их понемногу реализовывать. Хороший ученик всегда хорошо относиться к своим учителям. В общем мы и сегодня тесно сотрудничаем, будем и в дальнейшем развивать это сотрудничество.

Для человека, владеющего ситуацией, очевидно, что ДУМНО — это одно из наиболее активных духовных управлений России. Деятельность нижегородского ДУМ говорит сама за себя. Нет смысла сравнивать, кто больше вкладывает, больше издает литературы, ибо дела говорят сами за себя. Мы знаем активнейшую гражданскую позицию Умара-хазрата. Мы видим число периодических изданий и научно-популярных сборников, издаваемых ДУМНО. Думаю, наше сотрудничество в плане издания и распространения литературы будет в ближайшее время расширяться.

— Гаяз-хазрат, а в как в Красноярске обстоит ситуация с мигрантами? В нашем регионе число мигрантов, в том числе выходцев из мусульманских регионов ближнего зарубежья, растет столь стремительно, что ДУМНО вынуждено предпринимать целый ряд шагов по предотвращению возможных конфликтных ситуаций и недопущению «завоза» в нашу страну радикальных настроений. В частности при содействии духовного управления был создан центр адаптации и трудоустройства мигрантов. Как обстоит ситуация в Красноярском крае?

— В Красноярском крае мигрантов уже сейчас больше, чем здесь, на Нижегородчине. Это проблема, с которой россияне, исповедующие Ислам, еще не сталкивались, но она с каждым годом становится все более ощутимой, и в самое ближайшее время мы должны будем предпринять коллективные шаги, чтобы не допустить роста напряженности.

На сегодняшний день нет абсолютно адекватных механизмов решения этой проблемы. К сожалению, мы не созрели еще не только до решения этой проблемы, но даже до ее осознания. И это более опасно.

— То есть проблема снова в инертности бюрократического аппарата и пассивности общества?

— В общем, да. Пассивность населения — это для России очень большая проблема. Этой болезнью страдают и этнические мусульмане, татары в том числе. Люди недопонимают всех проблем. А многие еще слишком остро помнят былые времена, бояться выступать, активно выражать свою позицию. А значит нужны общественные организации, которые отстаивали бы интересы народа: права мусульман на социальное благополучие и свободное вероисповедание своей религии. И вновь мы приходим к мысли о необходимости единого центра, который координировал бы эти действия, способствовал диалогу с властью. Получается, что с какой стороны ни подходи к анализу современного положения мусульман в России, все упирается в одну проблему — нашу разобщенность. И дай нам всем Бог справиться с этим в ближайшее время, во имя памяти наших отцов, во имя будущего наших детей.

Беседовала Асия Давлятчина

Гаяз-хазрат Фаткуллин (Гаяз Талгатович) — председатель Духовного управления мусульман Красноярского края, имам-хатыб Соборной мечети г. Красноярска.
Родился 30 июня 1974 года в г. Дивногорск Красноярского края.
В 1991 г.окончил среднюю школу.
С 93 по 94 служил в российской армии.
С 95 по 96 учился в воскресной школе г. Красноярска.
В 1999 окончил Нижегородское исламское медресе «Махинур».
Получал образование в Российском исламском университете (г. Казань).
Поступил в Московский исламский университет.
С 2001 г. является председателем Совета мусульман Красноярского края.
С 2002 года муфтий, председатель ЕДУМ Красноярского края.
В 2002 году поступил учиться на исторический факультет Красноярского Государственного педагогического университета.
В 2003 году вошел в Межрелигиозный Совет Красноярского края.
С 2004 года Гаяз-хазрат Фаткуллин входит в состав Совета муфтиев России.
Женат.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.