ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
12-09-06 Научно-практическая конференция «Хансаваровские чтения» прошла в Ульяновской области

Марат-хазрат  Салахетдинов9 сентября главный имам-мухтасиб Нижегородской области Марат-хазрат Салахетдинов и имам-мухтасиб Пильнинского мухтасибата Ильхам-хазрат Аллямов приняли участие в научно-практической конференции «Ислам идеология мира и согласия между народами, противостояние террору и экстремизму в современном мире», проходившей в селе Новые Зимницы Старо-Кулаткинского района (Ульяновская область) в рамках первых «Хансаваровских чтений».

новая мечеть махалли «Камышинка» районного центра Старая КулаткаУчастники и гости приняли участие в открытии новой мечети в с. Ст. Кулатка, посетили комплекс захоронения семьи Хабибуллы-ишана Хансаварова, краеведческий музей и мусульманские достопримечательности района.

Марат-хазрат Салахетдинов обратился к мусульманам области, общественным и политическим деятелям, посетившим мероприятие, с приветственным словом от лица председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова.

«С 2004 года на Нижегородской земле живет традиция проведения научно-практической конференции в честь нашего выдающегося земляка, ученого, общественного деятеля Хусаина Фаизханова. «Фаизхановские чтения» помогли нам не только собрать множество материалов о жизни этого достойнейшего сына Нижегородчины, но и объединить ученых, богословов, краеведов для более широких исторических и научных изысканий, для совместного решения актуальных вопросов жизни российских мусульман. Мне особенно приятно, что наш опыт был подхвачен нашими земляками — татарами-мишарями, проживающими в Ульяновской области. Верю, что «Хансаваровские чтения» также внесут ощутимую лепту в дело объединения мусульман России, изучения духовных традиций наших предков и коллективный поиск комплексных научных подходов к решению тех проблем, которые ставит перед нами день сегодняшний! От души желаю организаторам этих чтений новых открытий в деле изучения жизни и наследия Хабибуллы-ишана Хансаварова и в деле дальнейшего укрепления мусульманской духовности наших соотечественников посредством подобных конференций. Мира Вам и милости Всевышнего!», — отметил в этой связи Умар-хазрат Идрисов.

Предвестником чтений стало проведение в прошлом году юбилейных торжеств в честь 200-летия со дня рождения ишана Хабибуллы Хансаварова. Имя известного суфийского наставника Хабибуллы-хазрата занимает особое место в душах верующих ульяновской области. Он говорил о тех ценностях, которые не утрачивают своей силы и значимости и сегодня. Организаторы конференции (которая, по их словам, должна стать ежегодной) заявляют в качестве целей мероприятия следующие: «возвышение роли мусульманских обществ провинции во внутрироссийском межкультурном диалоге, пропаганду великого наследия отечественных деятелей, популяризацию актуальных сегодня идей известных личностей Старокулаткинской земли, знакомство с Исламом и мусульманской культурой широких слоев населения, распространение достоверной информации о вероучении Ислама, создание положительного образа Ислама и мусульман, рассказ о вкладе местных духовных лиц в общемусульманскую сокровищницу и культуру» и др.

«Хансаваровские чтения» по замыслу организаторов, должны «заставить российских мусульман задумываться об истинном предназначении религиозных торжеств и, следуя заветам известных мусульманских деятелей прошлого, среди которых заметное место занимает Хабибулла-ишан Хансаваров, внести свой вклад в укрепление межнационального и межрелигиозного согласия и веротерпимости, в укрепление понимания своей гражданской ответственности».

Искренне желаем нашим соотечественникам и братьям в Исламе успехов в этом благом деле!


Ишан Хабибулла Хансаваров
(1805–1897)

 Родился в деревне Новые Зимницы Хвалынского уезда Саратовской губернии. Его отец Хансавар был состоятельным благочестивым крестьянином. Одаренный мальчик сначала получает начальное образование в начальном медресе родной деревни, а затем в известной тогда в округе медресе дамуллы Аббас хазрата деревни Мосеевка (Муса авылы). Не ограничившись этим, любопытный юноша проходит дальнейшее семилетнее обучение в Чистопольском медресе, являвшимся тогда одним из передовых мусульманских училищ Поволжья, директором которого был известный в мусульманской среде России имам — Абдуль-гафур хазрат, являвшийся личным другом муфтия всей России Габдуссаляма Габдульвахидова.

Вернувшись после завершения медресе в родную деревню начитанный Хабибулла-хазрат избирается имамом третьего прихода. Параллельно с имаматом Хабибулла-хазрат начинает обучать детей прихожан, делая это ни из-за функциональной обязанности (ибо решением Оренбургского Духовного собрания имамам давались и педагогические квалификации, обязывающие заниматься обучением), а от чистого сердца.

народный сход на 200-летие со дня рождения Хабибуллы-ишанаСпустя некоторое время Хабибулла-хазрат с помощью родных и состоятельных людей квартала расширяет медресе, чтобы улучшить обучение. Именно с этого времени начинается отсчет известного не только в округе духовного училища — «Медресе Хабибуллы хазрата», ставшего затем «Медресе Хансаваровых». Прекрасное богословское образование директора, искренность, рвение и самоотверженность педагогической деятельности, щедрая помощь симпатизирующих богатых округа подняли авторитет и качество медресе. Хабибулла-хазрат преподает освоенные за время своего обучения дисциплины и внедряет известные ему методы преподавания — в медресе преподавались теория арабского языка, мусульманское право, теология и суфийское учение. Еще в недалеком Мосеевском медресе через своего учителя Рафик-хазрата, являвшегося мюридом-послушником известного оренбургского ишана Шахи-ахмеда, Хабибулла-хазрат приобщается к суфизму — пути духовно-нравственного совершенствования в Исламе. Директор чистопольского медресе тоже был суфием и это тоже способствовало еще большему практической стороны этого пути ...

Но деятельность Хабибуллы-хазрата не ограничивается руководством внутримечетской службой, отправлением обрядов на домах прихожан и обучением. Он углубляет свои знания суфийского учения, переписывает книги, пишет комментарии на арабском языке к законоведческим и суфийским трактатам.

Учениками его медресе и прихожанами возглавляемой им мечети были не только жители родной деревни и близлежащих сел, но Кузнецкого, Николаевского, Новоузенского уездов Саратовской губернии, других уездов и губерний Поволжья. Хабибулла-хазрат стал в округе ишаном — представителем главы братства, находившегося в священной для всех мусульман Мекке. Законность такого представительства закреплялась письменным подтверждением и посохом, принесенным ему из Мекки от главы братства — ишана Мухаммеджана Мекканского.

Ишаном называли в Средней Азии и в России почитаемых духовных лиц — руководителей суфийских братств. Они являлись окормителями, духовной опорой тысяч мусульман, проживающих на больших территориях, и нередко играли активную, а иногда и ключевую роль в жизни мусульманского сообщества России и Средней Азии.

Хабибулла-хазрат Хансаваров являлся ишаном накшбандийской ветви суфизма. Накшбандия практикует в поклонении тихий зикр, т.е. мысленное (сердцем) поминание имени Аллаха. И это является не столько процессом умерщвления плоти и «объездкой» плотской души, сколько духовным очищением и полировкой — воспитанием сердца. Члены Накшбандии женятся, воспитывают детей, вступают в контакт с властями, активно трудятся как для своего, так и для общего блага.

Хабибулла-хазрат являлся прогрессивным для своего времени духовным лицом: либеральное отношение к государственной власти в лице императорского правления, уважении к родному языку, поощрение торговли — таковым было кредо его жизни.

Главная заслуга Хабибуллы-хазрата в том, что он был просветителем — организовал и содержал известное на всю округу медресе, многие выпускники которого стали имамами и муэдзинами мечетей, занимались обучением детей. Существует предание, что более 300 выпускников Хансаваровского медресе стали имамами. Кроме этого из стен Хансаваровского медресе вышли люди, которые, став состоятельными, занимались благотворительной деятельностью — строили мечети и медресе, выпускали книги, работали в редакциях.

Во время длившегося добрых 25 лет директорства сына ишана — Абдулвахида хазрата — получившего образование в медресе самого Шигабуддина Марджани в медресе были введены некоторые новые предметы, такие как арифметика, бухгалтерский учет, история татарского народа.

современный надгробный камень на могиле Хабибуллы-ишана Хансаварова45 лет Хабибулла хазрат прослужил имамом третьей мечети. За все время службы он показал себя образцовым имамом и настоящим духовным наставником. Лишь достигнув 80 лет, он передает имамство своему сыну Абдулвахидe-хазрату, и решает последние годы жизни полностью посвятить обучению других. Но его обучение не было загнанным только в стены медресе.

Еще добрых 17 лет также и в годы официального имамства ему суждено было учить и воспитывать, готовить людей, посвящающих себя служению Исламу и людям. Школой, классом, где он обучал людей быть благочестивыми, праведными были не только класс медресе или кафедра мечети, урок в медресе или час проповеди в мечети. Его школой, классным часом были каждый месяц и каждая неделя, каждый день и каждый час. Потому что, будучи имамом и мударрисом, оставаясь только директором и старшим преподавателем медресе Хабибулла ишан активно вел подвижнический образ жизни, делая все возможное, чтобы спасти других из бездны безверия и пустоты, греха, безнадежности и бесполезного существования.

Имамы остальных шести приходов Зимниц и духовные лица близлежащих деревень шли к нему за советом и благословением. Богатые округа торопились добиться его благосклонности и отдавали своих детей учиться в его медресе.

Мечеть и медресе Хансаваровых стало не только духовно-просветительским центром мусульман округа, но и местом социально-экономической защиты и реабилитации. Сотни нищих, обездоленных, больных и калек, вдов и бездетных находили здесь приют и помощь. Десятки детей рядовых бедных людей учились и содержались бесплатно, а после завершения учебы для них в приходах находили должности имамов, муэдзинов или учителей.

Память о Хабибулла-ишане — человеке с большой буквы жива в памяти не только односельчан, но уже которого поколения жителей близлежащих районов и областей.

(Материал из буклета, распространявшегося на мероприятии)

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.