ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
21-09-06 Федерализм в России и в мире. Сравнительный анализ

Разностатусность субъектов Российской Федерации с подачи идеологов унификации регионов является основным предметом критики со стороны СМИ в последнее время. Кроме того, критикам, в свете ксенофобских и шовинистических тенденций в обществе, не нравятся этнические субъекты Федерации (бывшие национальные автономии).

В целях манипулирования общественным мнением приводятся и такие аргументы против федерализма в стране, как слишком большое количество субъектов Федерации и их разномерность: мол, маленькая Адыгея или Ингушетия не имеют право быть отдельными субъектами в свете наличия огромных по площади и по населению областей и краев. Так как эти критики любят апеллировать к «примеру Запада» — но только в тех случаях и в тех объемах, которые соответствуют их мнению — то порой предлагается провести границы между субъектами Федерации по «американскому образцу»: прямыми вертикальными и горизонтальными линиями нарезать «новые» штаты.

Попробуем разобраться с каждым из пунктов антифедералистских идеологов по отдельности. Для начала — о разностатусности субъектов федераций.

Одной из наиболее развитых стран мира в настоящее время является Малайзия. Этой стране, еще в 1960-е гг. представлявшей собой аграрное государство с отсталой экономикой, ориентированной на экспорт каучука, удалось за считанные десятилетия добиться неимоверного прогресса и стать одним из мировых лидеров в области новых технологий. Уникально и административно-территориальное устройство этого государства. Малайзия представляет собой федерацию из 13 штатов, при этом 9 из них являются самостоятельными монархиями и управляются собственными монархическими династиями. 4 штата — губернаторства, управляемые наместниками, которые назначаются федеральным центром., Оригинально решен вопрос о главе государства: он выбирается на 5 лет из числа правителей 9 штатов-монархий (его полномочия — церемониальные, подобные главам конституционных монархий Европы). Иногда Малайзию в российской прессе называют королевством, а главу государства — королем. Это неправильно. На самом деле из 9 штатов-монархий 7 являются султанатами, 1 возглавляется раджой, а 1 — князем-правителем (с традиционным малайским титулом янг ди-пертуан бесар). При этом по своим размерам штат Перлис, возглавляемый раджой, почти в 800 раз меньше штата Саравак, который возглавляется наместником-губернатором.

К четырем статусам субъектов Малайской федерации следует добавить еще два: Федеральную столичную территорию, и остров Лабуан — еще одну федеральную территорию. Эти два региона вообще не являются самостоятельными штатами, а управляются напрямую из столицы страны.

Особые Столичные территории или же округа, не являющиеся равноправными субъектами федераций, вообще характерны для многих федеративных государств. Среди них — Австралия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла и др. Все они брали пример в организации своего устройства с США, где наряду с 50 штатами существует особый федеральный округ Колумбия, предназначенный исключительно для обслуживания интересов столицы — Вашингтона.

Наряду со столичными территориями в ряде федераций существуют и другие регионы, неравноправные с остальными субъектами. В Индии это — союзные территории, которые создавались именно как «добавления» к собственно Индийской федерации штатов, и только позже подобный статус был размыт. В Австралии это — Северная территория, имеющая более ограниченные права по сравнению с 6 штатами. Отдельно к этому следует добавить ряд территорий, управляемых Австралией по принципу владений (о-ва Киллинг, о. Рождества, о. Норфолк и др.). В Канаде — Северо-Западные территории, Юкон и Нунавут, ограниченные в правах по сравнению с 10 провинциями.

В случае с Канадой мы вновь сталкиваемся с огромной разницей размеров субъектов федераций: Остров Принца Эдуарда, самая маленькая провинция этой страны, более чем в сто раз меньше соседнего Квебека. Это совершенно не мешает быть Канаде в числе самых развитых государств мира.

Аналогичное явление мы наблюдаем и в США. Хотя идеологи унификации в России уверяют нас в том, что все штаты в этой стране «нарезаны» по меридианам и широтам, это не совсем так. Первоначальные штаты, возникшие еще в период английской колонизации в XVII-XVIII вв., практически не претерпели изменений в своих границах. И сегодня в США даже никому в голову не приходит перекроить границы, скажем, штата Род-Айленд на Атлантическом побережье только потому, что он в сотни раз меньше Техаса или Калифорнии, а по числу населения едва ли превышает город средних размеров в этих штатах.

Теперь изучим такое явление, как «суверенность» отдельных субъектов федерации в сравнении с другими, несуверенными. На первый взгляд, субъект государства, пусть даже и федеральная единица, не может обладать суверенитетом, поскольку является частью целого. Однако в Европе нам то и дело встречаются «суверенные» субъекты федераций, и это совершенно не мешает им нормально и стремительно развивать свою экономику и строить гражданское общество. В состав Швейцарии входит 23 кантона, каждый из которых имеет свое законодательство, парламент, флаг и герб, управляется своим правительством, и делегирует представителей в федеральные органы власти. Один из этих кантонов — и только один, в отличие от всех других — является «суверенным»; его официальное название — Республика и кантон Женева. Несмотря на это странное (с точки зрения унификаторов в России) положение дел, это не мешает Женеве быть всемирно известным экономическим и политическим центром.

Буквально «напичкана» суверенными субъектами федерации Германия. В состав ФРГ входит 16 земель, при этом некоторые из них несут в своих названиях и конституциях отголоски независимого прошлого. Таковыми являются: Баден и Гамбург (чей статус определяется как «вольные города»), Бавария и Саксония, которые именуются как «Freistaat». Это слово можно перевести как «вольная земля», но правильнее: «свободное государство».

Подобное наблюдается не только в Европе. В тех же США мы видим несколько символов суверенитета отдельных штатов: флаг штата Техас — это флаг независимой Республики Техас 1839 г.; флаг Южной Каролины — это флаг Республики Южная Каролина 1866 г., который затем был флагом Конфедерации, воевавшей с США. А на флаге Калифорнии черным (точнее, коричневым) по белому написано: California Republic; этот символ был учрежден на волне местной попытки провозгласить независимость в 1846 г.

Конечно, все эти названия — только символы суверенитета, но ведь и Татарстан с Башкортостаном в своих претензиях на «суверенитет» не претендовали до недавнего времени на большее, чем на особый символ, не равный по статусу Рязани или Белгороду. Угрозы единству Федерации это не несло и не несет, если общественное устройство в стране основано на демократии и нормальном гражданском обществе.

Обратимся теперь к теме этнических субъектов федерации. Пример Канады перед глазами: Квебек имеет особые права в составе федерации не только в силу своих размеров, но и по национально-языковому принципу. По этому же принципу несколько лет назад была учреждена новая административно-территориальная единица на севере Канады — Нунавут, предназначенная для защиты прав местных эскимосов. Территориальное устройство таких федеративных государств, как Индия и Пакистан, также основано на этническим принципе. Наконец, показателен пример Бельгии: она с момента получения независимости в XIX в. не являлась федеративным государством, но в 1980-ее гг. создала двухуровневую, не имеющую аналогов в мире федерацию, сочетающую в себе и национальные, и территориальные принципы.

Что в остатке? Нам пытаются доказать, что слияние субъектов федерации в России и ликвидация этнических субъектов нужны в целях экономического роста. Но кто сможет доказать, что получение урожая пшеницы в одном огромном виртуальном субъекте федерации, куда вошли бы Чукотка, Магадан, Якутия, Таймыр, Эвенкия, Ханты-Мансийск, Ямал, Мурманск, а также супер-богатые Москва и Санкт-Петербург, будет выгоднее по сравнению с урожаем той же пшеницы в малюсенькой Адыгее?

Итак, все козыри из рук унификаторов в России можно считать выбитыми. Все, кроме одного. Число субъектов Федерации слишком велико — надо бы уменьшить. Так ведь и Россия — самая большая страна мира по площади. Или, может, тоже — уменьшить?

Аналитический центр «Амаль»

Читайте также:

Ликвидация автономий и консенсус национальных элит в мусульманских республиках РФ

Как использовать опыт малых скандинавских этносов на российской земле?

Опыт этнических меньшинств Франции

Опыт этнических меньшинств Испании

О правах коренного (до-англо-саксонского) кельтского населения в Великобритании

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.