ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
21-09-06 В школах должны преподаваться не религиозные стороны веры, а знания о религиях

Роза ГерейроСлава Всевышнему, цивилизованная Европа избрала более мудрый способ знакомства детей с религиями, чем пропаганда через школы религии большинства… О путях преодоления «геттоизации» европейского общества и европейском подходе к обучению детей религиозной грамотности и толерантности в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту рассказывает ответственный за межрелигиозный диалог в ЮНЕСКО Роза Герейро.

 — Многие участники форума с европейской стороны говорили о том, что Европе необходимо найти свой путь сосуществования представителей различных культур и религий. Каким он видится Вам? Насколько уместна, на Ваш взгляд, теория Хантингтона о столкновении цивилизации?

— Я верю в то, что у всех людей есть будущее — независимо от того, верующие они или нет, — дело только в искреннем стремлении к мирному сосуществованию. Для этого нужно, прежде всего, желание вести себя как ответственные граждане общества, в котором все равны и в котором у всех есть обязанности, а также стремление учиться пониманию и уважению друг к другу. Если все эти условия будут соблюдены, то будущее Европы будет радужным.

 — Но что именно предполагает сосуществование? Это путь жизни в гетто или же все-таки ассимиляция?

 — Я не считаю, что мусульманам нужно жить изолированно, потому что они являются частью европейского общества и важно, чтобы они чувствовали себя включенными в это общество. Но это отнюдь не означает, что им нужно утратить при этом свою идентичность. Я считаю, что очень важно помнить о своих корнях, о своих предках. Это имеет особую значимость в нашем обществе, потому что человек здесь свободен в своих убеждениях: может изменить религию, верования. Поэтому самоопределение и путь духовной эволюции для жителя Европы очень важны. Но еще важнее всеобщее равенство. Все европейцы равны в своих правах и одинаково ответственны за благополучие общества и всех его членов. И это равенство как раз и есть лучший способ избежать «геттоизации», происходящей сегодня в Европе. Никакая община не должна быть изолирована от остального общества по причине бедности или принадлежности к той или иной религии, нации.

— В Казани в феврале этого года был проведен семинар в рамках серии мероприятий, посвященных теме «Религия и права человека». Тогда участники семинара сошлись во мнении, что одним из главных способов воспитания толерантности в обществе, налаживания межконфессионального и межнационального диалога должно стать просвещение общества, в частности обучение молодежи основам религий. В связи с этим возникает вопрос: преподаются ли в каком-либо виде те или иные религии в европейских школах?

— Решению этого вопроса ЮНЕСКО уделяет сейчас значительную часть своей деятельности. Мы считаем, что в школах должна преподаваться история религий — не религиозные учения, не религиозные стороны веры, а знания об этих религиях. Они необходимы как средство предотвращения проявлений антисемитизма, исламофобии в обществе, а это как раз те проблемы, с которыми пытается бороться весь мир. Весь мир пришел к пониманию необходимости нести людям знания о том, как взаимодействовали различные конфессии на протяжении веков и какие формы сотрудничества между представителями различных религий могут быть в настоящем.

В европейских школах детям преподаются различные аспекты религий — исторические, экономические, социальные, культурные — с тем чтобы преодолеть религиозную неграмотность. Это действительно очень непростая задача — разработать соответствующую программу, но вместе с тем избежать религиозности в процессе преподавания и, самое главное, сохранить баланс в преподавании различных религий. Не менее важно подготовить квалифицированных преподавателей.

Роза Герейро— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, как на практике реализуется этот элемент в образовании.

— Мы исходили из того, что важно дать детям представление о том, что собой представляют разные религии, как они зародились и что в них есть общего. Поэтому мы разрабатывали программу таким образом, чтобы после этих занятий в сознании детей оставалось ощущение равнозначимости всех религий. В частности, мы осуществили издание специальных учебных пособий для этого курса.

Интересный проект, который мы осуществляем совместно с региональными бюро ЮНЕСКО, — издание обучающих компьютерных игр. Один из недавних таких проектов — игра, основанная на событиях XII века в Испании, которая была создана нашими израильскими коллегами. В ходе игры ребенок может поставить себя на место человека другого вероисповедания — иудея, мусульманина или христианина. И действуя от имени героя, которого он выберет, ребенок запоминает исторические факты, узнает, как нужно себя вести в мечети, в синагоге, в церкви. Втянувшись в эту роль человека другого вероисповедания, он почувствует, как это больно, когда эти храмы разрушаются, и так далее. Это очень педагогично. Эта игра была переведена на несколько европейских языков, в том числе на немецкий, французский, итальянский, испанский и даже норвежский.

 — Она рассчитана только на детей?

 — Конечно, она представляет крайний интерес и для подростков, и для взрослых тоже. На презентации этой игры в Осло делегаты из разных стран — из Израиля, Ирана, Палестины и других — проходили эту игру вместе. Представители из Ирана выразили готовность перевести эту игру на фарси, потому что в своих школах они тоже пытаются разрешить проблему ликвидации религиозной безграмотности.

В целом же при составлении учебной программы, подборе учебных пособий просто нужно учитывать, что в образовательном процессе нужно сочетать обучение с игровым моментом.

— А как в этой связи стоит расценивать инициативу об изучении основ православной культуры в государственных школах, исходящую от Русской православной церкви?

— Я убеждена в том, что в школах должны изучаться культурные традиции, связанные со всеми вероисповеданиями, не только с православием, тем более в России — такой многокультурной и многоэтничной стране. Все религии равны, и в таких вопросах всегда нужно пресекать доминирование одной религии над другой, а в вашей стране в особенности. Все религии должны преподаваться на равных основаниях. Конечно, есть ряд стран, где этот вопрос требует других решений — в частности, в некоторых государствах на Ближнем Востоке. Но Россия — это совсем другой разговор. История вашей страны насчитывает несколько веков сотрудничества представителей разных конфессий, среди населения страны, в частности, много мусульман. И я искренне надеюсь, что мероприятия, подобные сегодняшнему, помогут всем нам продвинуться в разрешении наших общих проблем.

 Беседовала Асия Давлятчина

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.