ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
05-10-06 Ислам в столице Поволжья

Нижний НовгородВ начале сентября Нижний Новгород стал местом проведения сразу нескольких представительных мероприятий, среди которых особое место занимают научно-промышленный форум «Россия единая» и международный форум «Диалог культур и межрелигиозное сотрудничество», одним из инициаторов которого выступил Совет Европы. Проведение этих мероприятий именно здесь лишний раз доказывает, что Нижний Новгород — столица Поволжья, точка слияния двух великих цивилизаций, город, который может служить образцом толерантности и миролюбия.

Российская Федерация раскинулась на огромных пространствах Восточной Европы и Северной Азии. История ее превращения из неустойчивого конгломерата небольших славянских княжеств в огромную евразийскую державу неразрывно связана с крупнейшим государством средневековья — Монгольской империей. Одна из частей империи Чингисхана — Золотая Орда — занимала практически ту же территорию, что и впоследствии Советский Союз. Распад Золотой Орды в XV веке послужил толчком к росту могущества Московского княжества, постепенно включившего в свой состав все десять татарских пост-ордынских государств, образовавшихся на обломках Золотой Орды.

Ислам на территорию современной Российской Федерации проник еще при третьем халифе Арабского халифата Усмане. Это произошло в районе южно-дагестанского города Дербента, который, будучи в то время самым северным форпостом империи Сасанидов, вместе со всем Персидским государством был включен в состав Халифата (653 г.). Дербент послужил отправной точкой распространения Ислама на юге Дагестана.

Следующий этап распространения Ислама связан с историей Хазарского каганата (середина VII в. — 965 г.). Несмотря на то, что правящая верхушка этого государства, протянувшегося от Волги до Черного моря, исповедовала иудаизм, Ислам был одной из официальных религий каганата, в столице которого городе Итиль были целые кварталы мусульман со своими мечетями и медресе.

На большей части современной России Ислам распространялся вовсе не военным путем — напротив, принятие его носило мирный и добровольный характер. Отправным пунктом этого является официальное посольство Аббасидского халифата в земли волжских булгар (северное Поволжье) по их приглашению. В 922 году в присутствии арабского посольства правитель Волжской Булгарии официально объявил о принятии Ислама его народом.

Именно булгарам в лице своих потомков — татар — суждено было сохранить Ислам в веках, несмотря на гонения и физическое преследование мусульман. Первыми против булгар выступили монголы, в начале XIII века разрушившие поволжское государство. Однако впоследствии совокупное влияние мусульманских народов (волжских булгар, хорезмийцев и др.) в западной части Монгольской империи привело к тому, что монгольские ханы принимали Ислам. В начале XIV века при одном из самых могущественных правителей Золотой Орды, хане Узбеке, Ислам стал официальной религией этой страны. Однако дальнейшее усиление позиций Ислама по всей Северной Евразии не сопровождалось гонениями на Православную церковь — напротив, русские князья имели возможность даже образовать православную епархию в столице Золотой Орды — городе Сарае (1263), и архиерей этой епархии (которая теперь носит другое название) до сего дня является вторым по значимости лицом в Русской православной церкви.

В XV веке Золотая Орда распалась на ряд независимых государств. В условиях противостояния близкородственных татарских государей друг другу московские правители стали продвигать в жизнь новый политический проект — «Третий Рим», который обозначал, что после падения Константинополя под ударами турков-османов миссия «центра Вселенной» переместилась в Москву. Используя противоречия татарских ханств, Москва постепенно включила в свой состав Казанское (1552), Астраханское (1556), Сибирское (1590-е гг.), Ногайское (сер. XVII века), Касимовское (1682), Крымское (1780-е гг.) ханства, затем — территорию Казахстана и Средней Азии, и, наконец, в середине XIX века — Кавказ. Таким образом Ислам оказался второй по численности приверженцев религией в Российской империи, в которой долгое время он подвергался гонениям; затем Ислам был второй религией в СССР, который вел официальную политику атеизма, уничтожая храмы и физически преследуя священнослужителей всех религий. Сегодня в Российской Федерации число мусульман составляет 14,6 миллиона (10 процентов населения РФ), а с учетом мигрантов из стран бывшего СССР численность мусульман возрастает до 20 миллионов.

В составе Российской Федерации выделяются девять республик с коренным мусульманским населением: Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан, Татарстан и Башкортостан. Мусульмане дисперсно расселены по всей территории России, но наиболее значимыми анклавами являются Кавказ, Урал, Западная Сибирь и Поволжье.

В Приволжском федеральном округе (ПФО) проживает более шести миллионов мусульман, что составляет порядка 20 процентов населения ПФО. ПФО — историческая родина двух крупнейших мусульманских наций России: башкир (1,7 млн) и поволжских татар (5,6 млн). Поскольку во времена Российской империи и СССР татары расселялись по всей стране, в настоящее время в ПФО проживает 40 процентов татарской нации. Каждый седьмой житель ПФО владеет татарским языком. Татарстан — уникальный регион России, формально имеющий статус одной из 21 республики, но фактически определивший саму форму нынешней государственности РФ.

Столица ПФО — город Нижний Новгород, основанный русскими князьями в 1221 году; по легендам, на его месте стоял булгарский населенный пункт — Ибрагимов городок. Хотя версия о существовании на этом месте поселения булгар-мусульман не доказана, золотоордынский этап развития Ислама в Поволжье четко представлен археологическими находками в самом центре города — в Нижегородском кремле. На основании ряда исторических источников можно сделать вывод о наличии в кремле ордынского посольства. Самое же главное другое: во время Золотой Орды Нижний Новгород был столицей суверенного Нижегородского княжества, независимого от Москвы и процветавшего благодаря огромному размаху торговли с восточными мусульманскими странами по главной торговой артерии Восточной Европы — реке Волге (она же — символ татарской нации Идель; она же дала название столице Хазарии — городу Итиль). Таким образом, Нижний Новгород издревле имел тесные связи с мусульманским миром, и в самом центре города проживала немалая мусульманская община.

В конце XV века Нижний Новгород вошел в состав Московского княжества, навсегда лишившись независимости. В середине XVI века московский царь Иван Грозный завоевал Казанское и Астраханское царства, что надолго лишило Нижний Новгород экономического благосостояния по причине прекращения торговли со странами Востока.

Несмотря на начавшиеся преследования мусульман, на территории Нижегородчины последователи Ислама образовали ряд поселений; самые древние из дошедших до нашего времени татарских сел датируются началом XV века. Давая присягу на верность московскому царю, татары-мусульмане честно исполняли свой долг перед престолом по охране границы растущего Московского государства. Эти качества татарской нации оказались востребованы в начале XVII века, в период Смуты — междуцарствия. Огромную услугу российской государственности оказали именно татары, уничтожив одного из самозванцев, претендовавшего на московский престол. Кроме того, одним из возглавивших ополчение по освобождению Москвы от оккупационных войск также был татарин из Нижегородчины Кириша Минибаев, вошедший в нашу историю под русским именем Кузьма Минин.

Ислам был гонимой религией в России вплоть до царствования Екатерины II (конец XVIII века). Тем не менее положение Нижнего Новгорода как буфера между собственно русскими и восточными землями делало этот край притягательным для взаимовыгодной торговли: на Макарьевскую ярмарку, располагавшуюся недалеко от Нижнего Новгорода, съезжались купцы со всей страны — от границ с Китаем до границ с Европой. Естественно, купцы-мусульмане следовали своей религии и здесь, на Нижегородской земле, так что на Макарьевской ярмарке всегда существовала мечеть — задолго до либерализации религиозной жизни в стране. Когда же наступила эпоха относительной свободы в отправлении культа, нижегородские татары одними их первых воспользовались этим, построив множество мечетей и медресе в своих селах. Многие из этих сельских медресе в действительности напоминали мини-университеты, задавая целым поколениям российских мусульман прогрессивное направление идеологической мысли. Либеральная атмосфера Нижнего Новгорода, определявшаяся не воинственной политикой Москвы, но купеческим вольным духом, всегда способствовала толерантному существованию многих наций и религий и реформаторским взглядам на Ислам местных мусульман.

В начале XX века Нижний Новгород становится центром мусульманской либеральной мысли. В 1905 году здесь проводится первый в истории российского Ислама нелегальный съезд мусульман. Татары, азербайджанцы, казахи и кавказцы собрались здесь и в следующем, 1906 году — уже на Третий мусульманский съезд. Именно тогда были заложены основы для создания тогда же мусульманской фракции в первом российском парламенте — Думе. Благодаря идеям, заложенным в Нижнем Новгороде на этих съездах, мусульманские деятели смогли обосновать теорию национальной автономии тюрко-мусульман Поволжья. Так что и появление первого национального правительства татар и башкир во время Гражданской войны 1918–1920 гг. — Харби Шуро в Казани, и создание первого национального государства в те же годы — Идель-Урал-штаты, и появление уже при коммунистах национальных автономий Татарстана и Башкирии — все это следствие тех процессов, которые брали свое начало на Нижегородчине.

Особую, и не только символическую роль играла Ярмарочная мечеть Нижнего Новгорода. Она была открыта сразу после перенесения в Нижний Новгород знаменитой на всю Россию Макарьевской ярмарки. Ярмарочную мечеть посещали не только традиционные для этих мест мусульмане — поволжские татары, но и все купцы восточного происхождения, торговавшие здесь, будь то индийцы и азербайджанцы, мусульмане из Китая и крымские татары. Эта мечеть стала прообразом для строительства всех мечетей в Российской империи вплоть до начала ХХ века — таково было решение властей.

Такова вкратце история мусульман Поволжья и его столицы — Нижнего Новгорода. На примере нашего города хорошо наглядно показывать теорию евразийства: Европа и Азия объединились здесь, на этой пограничной между христианско-европейской и мусульманско-азиатской цивилизациями земле. В качестве буфера между русскими, татарами и евреями (на ум приходят три великие поволжские страны — Хазария, Русь и Золотая Орда, для которых Волга-Идель-Итиль была символом и центром жизнедеятельности) Нижний Новгород, как и весь Приволжский округ, могут быть идеальным образцом терпимости и сотрудничества.

Сегодня, возрождая Россию, мы должны возрождать экономику — следовательно, необходимо создать такие условия, когда предприниматели из разных стран, со всех уголков земного шара будут приезжать на нашу родину и заниматься здесь прибыльными для всех сторон проектами. Это произойдет только в том случае, если мы будем открыты для всех и не станем делить людей на своих и чужих по цвету кожи и разрезу глаз. Красота, любовь и… торговля — вот что спасет мир от войн и конфликтов.

Конечно, среди купцов будут и мусульмане. А это значит, что в Нижнем Новгороде вновь  должна быть восстановлена Ярмарочная мечеть — символ нашего города; мечеть, юбилей которой (200 лет с момента закладки) в 2021 году совпадает с 800-летним юбилеем Нижнего Новгорода.

Нижний Новгород испокон веков был знаменит своей ярмаркой, дававшей огромную прибыль и городу, и всей стране. Нижегородские татары, мусульмане верят, что именно возрождение ярмарки, восстановление купеческого духа помогут преодолеть серость и нищету, убожество и равнодушие людей. Не ракеты и химикаты, а забота о простом человеке смогут поднять Россию с колен.

Аналитический центр «Амаль»
статья опубликована в № 22 газеты «Медина аль-Ислам»

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.