ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
31-10-06 100-летие Тверской Соборной мечети

Соборная мечеть, г. Тверь27 октября с.г. делегация Совета муфтиев России во главе с председателем СМР муфтием Равилем-хазратом Гайнутдином и председателем ДУМНО и представителем СМР в ПФО Умаром-хазратом Идрисовым посетила Тверь, где приняла участие в праздновании 100-летнего юбилея Тверской соборной мечети. В рамках этого торжества состоялись встречи с губернатором Тверской области Д. Зелениным, главой администрации г. Тверь О. Лебедевым, представителями национальных общин региона.

Тверская Соборная мечеть, 1912 г.        Тверская соборная мечеть — единственная на всю область — была построена в 1906 г. Она пользовалась особым покровительством императора Николая II, который выделил на ее строительство 2000 рублей (огромная сумма по тем временам). Возможно, это связано с личностью ее руководителя: мулла Хусаин Сеид-Бурхан был уникальным человеком, который был на особом счету в кругах российских имамов. Несмотря на наличие в Москве собственного имама мечети и военного ахуна, именно Сеид-Бурхан, постоянно проживавший в Твери, был выдвинут на должность имама Московского военного округа. Именно ему было поручено принимать присягу у солдат и офицеров-мусульман в начале Первой мировой войны на Красной площади в Москве, он же был личным преподавателем кадетов-мусульман 1-го Московского кадетского корпуса, названного в честь императрицы Екатерины II, а также воспитанников Суворовского кадетского корпуса в Москве[1].

        Его заслуги перед Отечеством были высоко оценены царским правительством: в 1915 г. он был награжден Золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте; кроме того, он имел бронзовую медаль в память 300-летия Дома Романовых и медаль в память Отечественной войны 1812 г.

        Хусаин Сеид-Бурхан происходил из с. Пица Сергачского уезда Нижегородской губернии. Прекрасно образованный, статный, благородного и величественного вида тверской имам сразу бросался в глаза. И все же, хочется думать, была и еще одна причина того, почему именно он, а не московские или петербургские имамы, был удостоен столь высоких почестей со стороны властей.

        Семейное предание, сохранившееся у немногочисленных родственников имама, утверждает, что он был прямым потомком касимовских ханов[2], мусульманская ветвь которых сохранилась до наших дней благодаря властной и решительной последней правительнице Касимовского ханства Фатиме-Султан (эти ее черты характера находят подтверждение, как отмечают современные исследователи из Касимова, в фольклоре и устных легендах касимовских татар). Это она приняла решение переселить часть ханского дома на Нижегородчину, спасая их от крещения, и называть одного ребенка каждого поколения именем последнего хана — Сеид-Бурхана ибн Арслана.

        Уже в наши дни нижегородские ученые установили, что легенда имеет полное право на то, чтобы считаться реальностью: в пользу этого говорит определенная частотность достаточно редкого имени Сеид-Бурхан в метрических книгах по с. Пица.

        Таким образом, в треугольнике Касимов — Нижегородчина — Тверь сумела сохраниться и идея о потерянной некогда государственности мусульман Мещеры, и ее персонифицированное воплощение в лице имама Х. Сеид-Бурхана. Именно поэтому к 100-летнему юбилею Тверской соборной мечети нижегородские мусульмане отнеслись с особенным интересом.

        Тверь для исследователя мусульманских общин Руси интересна еще и тем, что, будучи столицей независимого государства, она имела посольство Золотой Орды, отмеченное в русских источниках. В условиях разобщенности русских земель ханские представители жили в таких других крупных городах Руси, как Москва, Нижний Новгород и Тверь — столицах великих княжеств, соперничавших друг с другом за право первенства в внутрироссийской княжеской иерархии. На наличие резиденции ордынских послов в центре Твери, оспаривавшей у Москвы право быть русской столицей, обращали внимание, в частности, дореволюционный историк Москвы И.Е. Забелин, академик М.Н. Тихомиров, и др. Из летописи известно, что ордынский представитель царевич Щевкал (Чолхан, двоюродный брат хана Узбека), убитый во время Тверского восстания 1327 г., жил на великокняжеском дворе[3].

        Безусловно, посольство Золотой Орды в Тверском кремле еще не является началом собственно мусульманской общины, поскольку определить четкую временную границу между «мусульманством» и «немусульманством» ордынцев невозможно. Процессы их исламизации происходили за пределами Руси как раз во времена хана Узбека, и в силу этого обстоятельства значение Ордынского посольства в Твери нельзя недооценивать. Это тем более важно, что данное посольство сохранялось на протяжении нескольких веков, что наглядно видно из духовной грамоты великого князя Московского Ивана III от 1504 г., который велел своему старшему сыну и наследнику престола Василию передавать дань («выход») в постордынские татарские государства («в Крым, и в Азтархан, и в Казань, и во Царевичев городок [Касимов]» через три посольства: «в послы в Татарские, которые придут к Москве, и ко Твери, и к Новугороду к Нижнему…»[4].

        Таким образом, подлинная история древних корней мусульманских общин городов Центральной России, в частности — Твери, равно как и их взаимодействие между собой в последующем, еще только предстоит изучить. Сделать это можно только в единстве всех мусульманских ученых и исследователей, о чем нелишне напомнить читателю в преддверии II Всероссийcкого мусульманского форума в Нижнем Новгороде 3–4 ноября с.г. Нижегородские мусульмане приложат все свои силы, если будет угодно Всевышнему Аллаху, с тем, чтобы по крупицам восстанавливать историческую правду о нашем прошлом, и на этой прочном фундаменте строить наше будущее.

Отдел информации и пропаганды Ислама ДУМНО


 

[1] Подробнее см.: Батыргарей Ф. Татары в Тверском крае. — Тверь, 2004.

[2] Эту тему мы затрагивали в статье «Сила России — в единстве» (газета «Медина аль-Ислам», № 9 (12), ноябрь 2005, с.1, 3.)

[3] Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.15, вып. 1, с. 43.

[4] Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. СПб. Ч.1, с. 28.

Фоторепортаж с праздничных мероприятий, приуроченных к 100-летию Тверской Соборной мечети

Имам Тверской Соборной мечети Рустам-хазрат Мусин, председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов, Председатель СМР Равиль-хазрат Гайнутдин, заместитель председателя ДУМЕР Дамир-хазрат Гизатуллин, имам-мухтасиб Московской области Арслан Садриев    Делегация Совета муфтиев России во главе с Равилем-хазратом Гайнутдином и Умаром-хазратом Идрисовым на приеме у главы администрации г. Тверь О.С. Лебедева

Председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов вручает мэру Твери О.С. Лебедеву книги, изданные ДУМНО    Праздничная проповедь в Соборной мечети г. Тверь по случаю ее 100-летнего юбилея

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.