ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
07-11-06 Об архитектурном символизме Нижегородской Ярмарочной мечети

Ярмарочная мечеть Н.НовгородаУчастники Второго Всероссийского мусульманского форума получили в подарок целый ряд изданий ДУМНО, в том числе книгу О.Н. Сенюткиной и И.К. Загидуллина о Нижегородской Ярмарочной мечети. Мы уже начали получать первые отклики на это издание. Интересен отзыв об этой книге участника форума к.и.н. Сагита Фаизова: «Книга "Нижегородская Ярмарочная мечеть" ― весьма полезна. Однако нельзя согласиться с краткой оценкой архитектурных "достоинств" Ярмарочной мечети, которую ей дали авторы книги, сравнив ее с иерусалимской мечетью Куббат ас-Сахра. На самом деле ближайшим аналогом здания Ярмарочной мечети является памятник русским воинам, павшим при взятии Казани (он же ― храм Спаса Нерукотворного).

            Второй ярус мечети повторяет не только силуэт этой пирамиды. Полукруглые окна ее подсказывают "прочтение" архитектурной матрицы с дополнительной убедительностью. Еще один ― дополнительный ― штрих сходства дает портик с колоннами, который в композиции мечети переместился на первый ярус. (В памятнике павшим воинам он подпирает полукруглые окна.)

памятник русским воинам, павшим при взятии Казани, Казань; фото rusk.ruОсновной заказчик и куратор строительства памятника и Ярмарочной мечети ― Николай I. Памятник был построен в 1823 г., мечеть ― в 1827 г. (согласно Марджани, в 1822 — ред.), типовые проекты на основе проекта мечети стали внедряться с 1829 г. Оцените "тонкость" замысла императора: мусульмане должны были молиться, а в Уфе, например, молятся до сих пор, под памятником, олицетворяющим наибольшее поражение мусульман от российского государства, под памятником русскому войску, бравшему Казань.

Есть тут еще один символический акцент: храм Спаса Нерукотворного возведен над братской могилой тех десятков тысяч русских воинов, которые погибли под Казанью. Первый ярус мечети, таким образом, символически отождествлялся с могилой. 

Ничего нового Николай I не изобрел. Задолго до него Екатерина II подарила Казани в качестве герба симплициссимуса, которого казанские геральдисты считают Зилантом. Этот символ и сегодня «украшает» стену Казанской мэрии. Однако в действительности данное полиморфное чудовище символизирует в геральдике венерические заболевания, зловоние и чуму (см.: Шеина Е.Я. Энциклопедия символов. М., 2002. С. 101.)». С.Ф. Фаизов.


памятник русским воинам, павшим при взятии Казани, Казань; фото rusk.ruЗамечания известного специалиста по символизму к.и.н. С.Ф.Фаизова крайне интересны и чрезвычайно ценны, поскольку общеизвестно и очевидно, что любое явление в жизни социума несет в себе изначально или приобретает впоследствии мифологическое содержание, которое зачастую выступает в качестве основной идеологемы данного явления, события, памятника и т.д. Действительно, сравнение здания Ярмарочной мечети с иерусалимским Храмовым комплексом изначально обладало некоей натяжкой, и только благодаря комментарию С.Ф. Фаизова становится зримым тот символический ряд, который задумывался реальными исполнителями проекта строительства мечети.

Однако, с другой стороны, любая мечеть, будучи Домом Аллаха, наполнена сакральностью, которая превалирует над мирскими символами и так или иначе вытесняет их на задний план. Необычная и удивительно мощная энергетика мечетей способствует возникновению у молящегося особого возвышенно-духовного чувства, которое связывает его с Богом и оттеняет все суетное, преходящее, низменное и враждебное человеческой душе. Кроме того, мечеть является не просто местом молитвы, но и культурным и социальным центром, а в случае с Нижегородской Ярмарочной мечетью – и ярко выраженным политическим центром. Очевидно, она стала таким центром не случайно и не просто благодаря стечению обстоятельств. Аллах очистил изначально заложенную в здание мечети мусульмано-ненавистническую символику тем, что возвысил ее в качестве предвестника и начала антиимперского, антишовинистического и антиклерикалистского политического движения «Иттифак аль-муслимин».

Ярмарочная мечеть, Нижний НовгородВ любом случае, Ярмарочная мечеть должна быть восстановлена. Безусловно, не в тех архитектурных формах, в которых она существовала до своего разрушения, и не с тем символическим наполнением, что было раньше, но на том же самом месте, ибо этого настоятельно требуют все увеличивающееся число мусульман в Нижнем Новгороде, историческая справедливость и наша скромная попытка не отставать (в пропорциональных значениях) от удивительно быстро растущего числа православных храмов в нашем многонациональном городе.

И последнее. Нам очень приятно, что наша литература, наши издания реально «работают» — внимательно изучаются, цитируются и способствуют расширению кругозора у читающей публики. Мы всегда будем рады принципиальной и обоснованной критике, которая, как мы надеемся, будет только способствовать популяризации нижегородской и общероссийской мусульманской просветительской линии.

фото М. Дмитриева

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.