ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
13-11-06 Выступление М.Муртазина на Втором Всероссийском мусульманском форуме

Марат-хазрат МуртазинПредлагаем Вашему вниманию выступление заместителя председателя Совета муфтиев России, ректора Московского Исламского университета Марата Муртазина на Втором всероссийском мусульманском форуме (Нижний Новгород, 3 ноября 2006 г.), в ходе которого Марат-хазрат, в частности, заявил, что считает «очень актуальным предложение шейха Умара Идрисова о создании Совета улемов, и совершенно очевидно, что работу по его формированию нужно уже давно начать, и мы готовы принять в этом самое действенное участие».

«Уважаемые братья и сестры! Уважаемые участники Форума! Прежде всего, позвольте мне от имени Совета муфтиев России поздравить всех вас с наступающим праздником – Днем народного единения.  Мы искренне приветствуем идею проведения Всероссийского мусульманского форума, который может и должен стать нашей общей трибуной, с которой нам нужно выносить на широкое обсуждение различные идеи и предложения, затрагивающие наиболее важные и актуальные  проблемы жизни мусульманского сообщества России. Я хочу от имени Совета муфтиев России выразить искреннее уважение и огромную признательность своему коллеге шейху муфтию Умару Идрисову, Сопредседателю Совета муфтиев России, Председателю Духовного Управления мусульман Нижегородской области, за те усилия, которые он приложил ради того, чтобы этот форум состоялся и стал, я надеюсь, одним из главных направлений деятельности Совета муфтиев России. Мы знаем, с какими трудностями пришлось столкнуться в организации этого мероприятия и в прошлом, и в нынешнем году, но милость и помощь Всевышнего всегда приходит к тем, кто стоит на прямом пути. Поэтому еще раз от всей души желаю успехов и плодотворной работы его участникам.

Уважаемые участники конференции! Интерес к исламу, к его вероучению, принципам, социальному и политическому учению стремительно возрастает в течение всех последних лет. Но особенность подобного интереса у нас в России заключается в том, что он абсолютно разносторонен и имеет совершенно противоположные векторы. Главная проблема связана с тем, что об исламе и про ислам пишут и говорят большей частью не сами мусульмане. Очевидно, что не стоит говорить о публикациях в средствах массовой информации – в газетах, журналах, на радио и телевидении. В них при освещении событий, касающихся жизни мусульман, как в России, так и за рубежом, выступают, возможно, очень уважаемые эксперты и специалисты, но они не только не выражают точку зрения мусульман, но зачастую враждебны по отношению к самому исламу. Наши собственные средства информации, это немногочисленные интернет-сайты, отдельные журналы и газеты, не пользуются  популярностью и достаточным авторитетом, чтобы воздействовать на сознание россиян и создавать в их умах истинный облик ислама и мусульман. Несмотря на все это нам очень важно расширять просветительскую работу как в обычных средствах массовой информации, так и в наших мусульманских изданиях, но необходимо поднимать наиболее актуальные и волнующие большинство мусульман проблемы, хотя о них уже говорили и 100 и 200 лет назад. Прежде всего, это вопросы вероучения, особенности соблюдения поста, время совершения пятикратной молитвы, проблемы мусульманской женщины в России.

Но есть  еще одно очень важное направление нашей деятельности – это публикация книг, монографий, сборников на исламскую тематику. Здесь на сегодняшний день также большинство книг написано немусульманами и светскими учеными. Я с огромным уважением отношусь к работам таких известных ученых, как А.В.Малашенко, Л.Р.Сюкияйнен, Е.А.Резван, В.В.Наумкин, С.М.Мельков, С.Б.Сенюткин и многих других, но все они относятся к исламу, к его учению, как к объекту их научного интереса. При этом я назвал среди перечисленных специалистов тех, кто относится к нашей религии наиболее объективно. Но кроме них есть еще «авторы» в кавычках, которые изучают новейшую историю ислама в России, фундаментализм  и радикализм в исламе, и от них ждать объективности очень сложно. К великому сожалению, голос самих мусульман в этом хоре еще очень слаб. Отдельные работы наших собственных исследователей, например, муфтия Равиля Гайнутдина «Ислам в современной России»,  Асадуллина Ф.А. «Москва мусульманская: история и современность», В.Якупова «К пророческому исламу», еще не создали прочный фундамент для ведения серьезной богословской научной дискуссии.

Именно поэтому нам сегодня очень необходимо объединить все наши усилия для того, чтобы определить наиболее приоритетные направления  в области научных и богословских исследований. Совершенно очевидно, что на сегодняшний день внутри России можно говорить о формировании трех центров мусульманской  богословской мысли – Москва, Казань, Нижний Новгород. Какие объективные предпосылки для этого существуют? В этих городах имеются духовные управления мусульман и исламские учебные заведения, которые должны стать стержнем и объединяющим звеном наших улемов, ученых и авторов, готовых развивать современную философскую, богословскую, историческую мусульманскую мысль. Этот процесс на местах уже идет, но, совершенно очевидно, что без объединения усилий в формальных или неформальных рамках, каждый будет вариться в собственном соку. Нам необходим научный богословский центр, который, с одной стороны, мог бы координировать деятельность наших ученых и исследователей, с другой стороны, определял бы наиболее приоритетные направления их деятельности. В этом отношении, я считаю очень актуальным предложение шейха Умара Идрисова о создании Совета улемов, и совершенно очевидно, что работу по его формированию нужно уже давно начать, и мы готовы принять в этом самое действенное участие. Необходимо поднять активность наших исламских университетов и институтов в деле подготовки монографий, учебников и учебных пособий по исламу, молодые преподаватели и ученые должны показать свои способности, и даже если их первые труды будут не столь значимыми, результат будет обеспечен только через реальные произведения. Более того, поскольку научная деятельность прежде всего связана с изданием книг, мы считаем возможным и необходимым создание вакуфного фонда «Исламская книга в России», который мог бы издавать наши книги и распространять их по всей России. Эта работа уже начата, многие зарубежные ученые и организации готовы сотрудничать с нами, поэтому очень многое зависит от нас самих.

Выступление М.Муртазина на Втором Всероссийском мусульманском форуме, 3 ноября 2006 г., Н.НовгородНаконец, я хотел бы остановиться еще на одном существенном моменте. Говоря о развитии нашей богословской мысли, нельзя не затронуть и такой щепетильный момент, как разнообразие школ и течений в исламе. Сегодня по прошествии 15 лет с того момента, как в России были провозглашены принципы демократии и свободы совести и вероисповеданий, нам стоит задуматься об установлении собственных внутримусульманских основ свободы вероисповедания. Ни для кого не секрет, что в результате вакуума научной богословской мысли в нашей стране в 90-е годы эту пустоту стали заполнять идейные течения, которые пришли к нам из-за рубежа. Каждое течение  пропагандирует свои принципы, более того одни из них яростно борются против других, и в результате этого российская мусульманская молодежь, подпадая под влияние одних или других, оказывается расколотой на мелкие борющиеся в свою очередь между собой группировки. Я говорю об этом как ректор университета, в который приезжают студенты из разных концов России, в том числе и те, кто  уже имел возможность учиться за рубежом. Сегодня у нас присутствуют и суннитские и шиитские школы, и салафиты, и хабашиты, и суфии, и многие другие. А вот своя собственная богословская школа пока не начала формироваться. Но от этого нам никуда не  деться, нам нужна мусульманская богословская школа, которая отвечала бы требованиям современной жизни, которая проповедовала бы просвещенный ислам и настраивала бы молодежь на то, чтобы жить и работать в нашем российском обществе, в нашем российском государстве, любить свою землю, своих близких и родных, с уважением относиться к соседям, помнить и беречь свою историю и передать все это своим детям и внукам. Нам  сегодня крайне необходимо свое собственное толкование вероучения ислама, основанное на ханафитском мазхабе суннитского толка ислама и возрождающее наследие наших предков Абдунасыра Курсави, Шихабутдина Марджани, Ризаутдина Фахретдина, Мусы Бигиева и других. Нужно оформить это толкование в виде учебных пособий по изучению Корана, сунны, обрядовости, вероучения для наших начальных, средних и высших учебных заведений и сделать эти пособия обязательными для изучения нашими детьми и молодежью. Всевышний учит нас: «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь». Нашей обязанностью является дать эту «вервь», чтобы наши дети не утонули в пучине сталкивающихся между собой совершенно различных и противоположных течений ислама. Мы сегодня в рамках Совета по исламскому образованию уже приняли единый стандарт начального, среднего и высшего исламского религиозного образования, проводим аттестацию наших учебных заведений по единым требованиям и будем выдавать единый сертификат на право ведения религиозной образовательной деятельности, будем готовить и утверждать единые учебники для всех ступеней образования.  В этом деле мы надеемся на помощь Всевышнего, на поддержку наших муфтиев и улемов, на понимание и содействие государственных органов.

Вся наша работа должна быть направлена на сохранение мира и спокойствия в нашей стране, на то, чтобы чуждые нам экстремистские и радикалистские течения не овладели умами нашей молодежи.

Вассаляму алейкум варахматуллахи ва барякятух!»     


Предлагаем Вашему вниманию также интервью с Маратом-хазратом Муртазиным, опубликованное на сайте www.muslim.ru:

Для нас сейчас важны и наши, внутримусульманские проблемы

Уважаемый Марат-хазрат! Вы принимали участие во Втором Всероссийском мусульманском форуме, который состоялся в Нижнем Новгороде 3-4 ноября. С какими впечатлениями Вы вернулись?

 Во второй раз Духовное Управление мусульман Нижегородской области проводит подобную встречу, и я хочу от имени Совета муфтиев России выразить искреннее уважение и огромную признательность своему коллеге шейху муфтию Умару Идрисову, Сопредседателю Совета муфтиев России, Председателю Духовного Управления мусульман Нижегородской области, за те усилия, которые он приложил ради того, чтобы этот форум состоялся. Для нас сегодня очень важны любые возможности встреч, на которых предоставляется возможность обсудить наиболее актуальные проблемы, касающиеся всех мусульман России. Этих общих проблем с каждым годом становится все больше и больше, но я с большим сожалением могу сказать, что мы никак не можем найти в себе силы и открыто поговорить о том, что нас всех вместе волнует. В этот раз в Нижний Новгород не приехали наши региональные муфтии, руководители мусульманских общественных организаций, и благая идея организаторов собрать вместе наших мусульманских лидеров не реализовалась. Поэтому необходимо очень серьезно подумать, как объединить наши усилия и направить их на решение самых насущных проблем.

Каковы же они – самые насущные проблемы российских мусульман?

Их можно разделить на две большие группы. В первую входят те, которые волнуют все наше российское общество, прежде всего, развитие экономики страны, социальные проблемы, развитие образования и науки, вопросы иммиграции и народонаселения. И мусульмане России, будучи равноправными гражданами, вместе со всеми работают над решением этих общих задач. Я думаю, что руководители государства прекрасно понимают, что развитие нашей страны зависит не от какой-то одной нации или последователей только одной из религии. Россия достигала побед и успехов только тогда, когда все ее народы в едином порыве направляли общие усилия в одну точку.

Для нас сейчас очень важны наши внутримусульманские проблемы, их тоже очень много. Мы много говорим о необходимости организационного единства мусульманских организаций, но забываем еще один очень важный аспект – это идейное богословское единство. В своем выступлении в Нижнем я говорил о том, что нам необходимо формировать свою современную мусульманскую богословскую школу, главный стержень, вокруг которого  должны объединиться все мусульмане России. Хватит нам слушать тех проповедников, которые приехали из-за рубежа или получили там религиозное образование. Они всегда будут проповедовать то течение, которое в них там заложили, они всегда будут конфликтовать между собой, доказывая собственное превосходство по отношению к другим. Нам нужна собственная богословская школа, своя современная трактовка ханафитского вероучения, сформулированная богословами прошлого века, но не получившая достойного развития из-за преследования религиозной мысли в СССР. Мы сегодня делаем многое для того, чтобы подготовить мусульманских богословов, у нас работает Московский исламский университет, при нем действуют исламский институт и колледж. Я верю, что настанет день, когда у нас в России появятся новые «марджани», «баруди», «насыри» и другие.  Но мы должны создать самый главный стержень в виде современных богословских идей. Нам нужны богословские книги, учебники, пособия, журналы и газеты, и тогда мы сможем сформировать свой идейный базис.

— Мы слышали, что Вы поддержали идею создания Совета улемов России.

— Бесспорно, что подобный совет нам очень нужен. Его нельзя создать каким-либо указом или иным административным способом, но раз есть объективные предпосылки и осознанная необходимость, то будут и практические шаги. Еще два года назад многие сомневались, что у нас будет свой единый орган, регулирующий вопросы религиозного образования, но он сегодня реально существует и выполняет свои задачи: имеются единые стандарты религиозного образования, активно проводится аттестация учебных заведений. Кстати, можно поздравить с аттестацией нижегородское медресе «Махинур», на очереди учебные заведения Татарстана и других областей. Дальше стоит задача  переаттестации имамов, проповедников и преподавателей религиозных учебных заведений. Разве это не есть реальная работа? Совет улемов имеет очень обширное поле деятельности, наиболее актуальны вопросы обрядов: время совершения намазов, как держать пост летом, проблемы мусульманской женщины. А сколько  не отвеченных вопросов по вероучению, толкованию Корана и хадисов. Я надеюсь, что в ходе совещания круглого стола, посвященного жизни и деятельности Пророка Мухаммада, который состоится 23 ноября в Москве, мы сможем обсудить и наиболее актуальные проблемы нашей современности.

Интервью провел Габдульвали Фатхулла
интервью опубликовано на сайте muslim.ru

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.