ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
14-11-06 Джаннат Маркус: Идея единства России требует честной работы!

Сергей Джаннат Маркус3–4 ноября  в Нижнем Новгороде прошел Второй Всероссийский мусульманский форум «Верующие России за единство и гражданское согласие». О результатах этого форума корреспонденту сайта islam.ru рассказывает культуролог, ведущий радиопередачи «Ходжа Насретдин» («Радио России») Джаннат Сергей Маркус.

— Зачем в это время, когда гражданам России предписано отмечать «День единства», на нижегородском форуме Вы дважды высказались против общепринятой формулы, гласящей, что «в России никогда не было межрелигиозных войн, а Поволжье является образцом толерантности и примером для Европы»?

— На неправде нельзя построить ни единства страны, ни согласия между гражданами. А приведенная формула — это самообман. Понятно, что всем хочется мира в будущем. Но когда его нет в настоящем, нельзя «заговорить боль» — нужно ее лечить! Сначала — честно поставить диагноз. Выступая на ток-шоу «Право слова» на ННТВ, я напомнил присутствующим, что лишь по Нижегородчине прокатилось четыре волны межрелигиозных войн! Первая — это борьба с родноверием, которое еще называют шаманством, или язычеством, или волхвованием. Ведущая Ольга Носкова не удержалась от восклицания: «Но когда это было!» — и я уточнил: «десять веков назад». Да, давно — но было. Второе: в середине 17 века русские православные загнали своих собратьев, русских православных Старой веры в леса за Волгой, затем на Урал, в Сибирь и далее, даже заграницу, кого в Турцию, кого в Румынию, кого на Дальний Восток. И недаром Александр Солженицын назвал Раскол 17 столетия Первой Гражданской войной, губительные последствия которой кровоточат до сих пор! Третья война — московские походы против Казани и Астрахани. Вы помните, что после разгрома Казани в 1552 году татарам было запрещено переступать границу города, а селиться можно было лишь в глуши, вдали от проезжих дорог, по которым тогда шла торговля? Элита, как правящая, так и культурная, религиозная, была частью физически уничтожена, частью бежала опять-таки в Сибирь. А когда была построена первая каменная мечеть в Казани? Только при Екатерине Второй, то есть спустя триста лет. Разве это не геноцид татарского народа, не уничтожение мусульманской цивилизации? Нижегородский край — свидетель тому. А еще ранее, об этом тоже надо помнить, сам Нижний Новгород носил исламское название «Град Ибрахимов». Наконец, четвертая война — теперь уже против всех религий! Возомнивший себя новым откровением марксизм утверждал тоталитарный государственный атеизм и уничтожал абсолютно все религиозные традиции. И у каждого народа, у каждой конфессии в 20 веке появились как невосполнимые утраты, так и свои мученики и шахиды. У многих из нас деды и родители — участники тех сражений.

Разве я назвал нечто неизвестное, затаенное в археологических глубинах? Но зачем это вспоминать — спросите вы. А мир так устроен, что когда мы скрываем боль, процесс все равно развивается. Но — вне сознания, втихую, с непредсказуемыми последствиями. В день, определенный для раздумий о гражданском единстве, надо честно и открыто говорить друг с другом о наболевшем. А ведь у наследников всех прошедших войн болят старые раны. Но нам нельзя возвращаться к средневековому «языку вражды», будоражить историю как мазохисты.

Есть в новейшей истории образец того, как можно выйти из запутанного веками клубка вражды и обид. Да, оказывается – можно! Вспомните Папу Иоанна Павла Второго: он провел колоссальную внутреннюю работу, работу ума и сердца — и публично, от имени Католической Церкви принес покаяние. Причем, очень конкретно, с ясными определениями. Мусульман он просил простить католиков за Крестовые походы, евреев — за антисемитские погромы, индейцев Америки — за захват земель и гибель их культур «под знаком Креста». И это не полный список… Как иначе можно честно выйти из круговерти вражды и обид — только через работу ума и покаяние сердца! Я закончил выступление именно этим примером, позитивным и конкретным.

— Вернемся к войне против язычества. В нем ведь участвовали сторонники монотеизма, не правда ли? Как же Вы, будучи мусульманином, говорите об этом, с какой позиции?

Надеюсь, с позиции исторической правды и справедливости, которые созвучны заповедям Корана. «Нет в религии принуждения», «Если бы Мы захотели, то создали народы единой уммой, но не делаем этого» — эти установки Священной Книги говорят об одном. Если человек покорен Аллаху, то должен покориться и Его воле о многообразии вероубеждений живущих рядом людей. Сам Творец мира не создал нас «одной уммой», но дал задание соревноваться в благочестии друг с другом и особенно с иноверцами.

Кстати, мне объяснил один историк, что Ислам продвигался по Кавказу со 2 века Хиджры до 18 века нашей эры, от Дербента до Ставрополья, «со скоростью 1 километр в год»! То есть, это было медленное, ненаступательное проникновение в души и умы, противоречивое, но органичное. И наоборот, когда в 988 году киевский князь Владимир выбрал для себя и своей дружины «новую веру», он позаботился не о «просветительской работе» — но сразу же принудил к крещению всех верноподданных. Русские православные летописи сохранили описания того, как Киев, Новгород, Псков были «крещены огнем и мечом».

Что касается Ислама в Поволжье, то вспомните описания этих земель в 922 году, которые оставил секретарь багдадского посольства Ибн-Фадлан! Он застал здесь развивающуюся умму. Конечно, его шокировали многие пережитки, к примеру, совместное мытье обнаженных мужчин и женщин в реках. Но даже этот факт говорит о том, что принесенная купцами Мавераннахра вера осваивалась постепенно. Главное — ненасильственно.

— А как оценить такое противоречие: мусульмане собираются на Всероссийский Форум в новый государственный праздник «День единства», в Нижний Новгород приезжает такой видный политик, как Дмитрий Медведев, а глава ДУМНО Умар Идрисов заявляет, что не желает, дабы «День народного единства превращался в «праздник иконы» и в «выклянчивание денег мусульманскими организациями у властей».

— Беда в том, что поистине благородная и крайне нужная идея единства России искажена чиновниками. Год назад я написал аналитическую статью «4 ноября – день единства не для всех». Увы, ничего за год не изменилось. Придуманная в аппарате ОВЦС Московской Патриархии, концепция этого праздника заведомо несет в себе разрушение нашего единства.

Увы, это попытка союза Государства с Православной церковью (причем, лишь одной из ее ветвей) — против мусульман, татар и поляков, полноправных граждан нашей страны. Увы, это «красная тряпка» для русского национализма. И недаром год назад государственное ТВ испугалось показать «Правый марш» в столице, а в этом году мэры Москвы и Петербурга запретили его, но все равно не смогли остановить жаждущих высказаться национал-экстремистов.

Философ Эрнст Кассирер недаром определил человека не только как «гомо сапиенс», но как «гомо симболикус», «существо символическое». Точно поставленные символы вдохновляют общество, удивительным образом умножают энергию, а неверные символы — добавляют обид, злобы, накапливают мстительность.

Правоту Кассирера я наблюдал 4 ноября в Нижнем Новгороде. Мусульмане-татары с горечью рассказывали мне о торжественном открытии «Дня единства» в их родном городе — там звучала только русская музыка, затем православные песнопения, несли лишь иконы, надувные колокола были надписаны «Русь православная», а крупнейшего политика из Москвы просто подставили, определив в протоколе посещение лишь церкви…

Естественно, что Умар Идрисов так выразил настроения сограждан: «Власть остается глуха к нуждам и проблемам мусульман. Хотя наш президент на днях в очередной раз подчеркнул, что День народного единства — это светский праздник для всех граждан нашей многонациональной страны, власть предержащие своим поведением никак этого не поддерживают». Но нижегородские мусульмане не унывают, они работают во имя единства страны. Сама идея возрождения традиций общегосударственных мусульманских съездов добольшевистской России — разве это не работа во имя всего общества?

Да, кому-то могут показаться эти проблемы узко-конфессиональными. Равно как и главная задача нижегородских форумов — создание Совета улемов России и возрождение вакфов (собственности мусульманских организаций). Однако, упорядочить социальную структуру мусульманского сообщества, сделать ее прагматично современной — важно для всей страны.

Не зря Идрисов на форуме сказал: «Грамотным представителям уммы не следует зацикливаться на критике окружающей действительности, но ― предлагать реальные рецепты по выходу из того подвешенного состояния, в котором оказались мусульмане и все граждане нашей страны в силу разновекторности движения чиновников». Разновекторность, говоря проще — это когда нет единства. Когда одна из конфессий, или один из народов… выдает себя за единственный. Россия сейчас мучительно и болезненно изживает тоталитаризм царского и советского образца. Учится быть единой в разнообразии своего наследства.

Подлинное наше богатство — именно разнообразие природных, человеческих, национальных и конфессиональных ресурсов. Дай Бог грамотно этим распорядиться!

Интервью опубликовано на сайте islam.ru

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.