ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
01-12-06 Второй мусульманский форум месяц спустя: мнения, аналитика, дайджест

Второй всероссийский мусульманский форум, уже по традиции проведенный ДУМНО в преддверии Дня народного единства, стал объектом пристального внимания общественности и СМИ. Уже на второй год своего существования форум доказал, что является мощным и действенным средством решения проблем российской уммы. Для примера стоит посмотреть на вопрос о создании Совета улемов, который был поставлен на повестку дня на Первом форуме, прошедшем год назад. За этот год эту идею признали актуальной и крайне важной самые разные круги — вплоть до Совета муфтиев России, и уже на втором форуме участники вплотную подошли к реализации проекта. Предлагаем вам мнения участников форума о мероприятии и ссылки на публикации о нем.

Виталий НаумкинПрезидент Центра стратегических исследований, профессор Владимир Наумкин:

— Форум, проводимый по инициативе Духовного управления мусульман Нижегородской области под эгидой Совета муфтиев России в ознаменование общероссийского праздника — Дня народного единства, а также гражданской солидарности мусульман с представителями всех конфессий и национальностей, является важным событием в деле достижения мира и согласия, укрепления стабильности общественного развития народов Российской Федерации. Мы считаем, что ваша инициатива играет особую роль в укреплении братских взаимоотношений между всеми этническими группами и конфессиями, проживающими в нашем государстве. Вопросы, которые вынесены на обсуждение на форуме, в том числе взаимоотношения между религиозными организациями и различными государственными институтами, преемственность политической культуры России, укрепление семейных ценностей и т. д., представляют, на наш взгляд, интерес как для государственных, так и для негосударственных институтов Российской Федерации, неправительственных организаций и научной общественности.

 

Тауфик ИбрагимПредседатель Общества исламоведов России доктор Тауфик Ибрагим:

— Второй Всероссийский мусульманский форум, успешно проведенный 3–4 ноября, дает основания говорить об определенной регулярности, о том, что мы возрождаем традицию проведения мусульманских форумов. В этом плане это, конечно, важный шаг.

Нынешний форум выгодно отличается от прошлогоднего в плане организации научно-практической конференции, а именно делением ее на секции. С удовольствием отметил для себя, что все секции были в большей степени ориентированы именно на научные обсуждения. В прошлом году этот момент был несколько нивелирован общей торжественностью мероприятия. Первый форум скорее носил оттенок торжества, посвященного какому-то юбилею, в то время как нынешнее мероприятие больше проходило в русле научно-практической конференции по насущным проблемам мусульманского сообщества России.

Очень грамотно был поднят вопрос о создании Совета улемов. Эта идея очень важна, крайне актуальна и давно назрела. Мы опоздали с ней на много лет — собственно, на сто лет, прошедших со времени проведения первых мусульманских съездов в начале прошлого века. Но,несмотря на то, что нужно как можно быстрее воплотить эту идею в жизнь, здесь нельзя торопиться, поскольку главное не просто что-то создать, а создать что-то жизнеспособное. Для этого необходима прежде всего значительная когорта мусульманских интеллектуалов: и религиозных — людей, которые выбрали религиозную сферу как профессиональный вид деятельности, и светских — экономистов, политологов, философов и др. Это должен быть достаточно представительный список. И, естественно, необходимо одобрение основных религиозных и духовных инстанций. Именно об этом наши предки говорили здесь, на этой земле, сто лет назад.

Что касается общих впечатлений от нынешнего форума, то приятно отметить сплоченность мусульман и стремление к единению. Форум демонстрирует, что эта проблема ставится, напоминает о самой традиции единения, заложенной столетие назад. В этом плане мусульманский форум, проводимый ДУМНО, — это шаг вперед. Однако я не стал бы утверждать, что это существенный прорыв. Мы движемся вперед, но пока медленными шагами.

 

Гумер Исаев К. и. н., главный редактор Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев:

— Я считаю очень важной и своевременной инициативу Нижегородского Духовного управления по проведению общемусульманского форума, где обсуждаются как научные академические, так и актуальные и практические вопросы жизни мусульман России. Такие форумы не только дают возможность собрать в одном месте специалистов по Исламу, активных деятелей уммы, представителей мусульманских СМИ, но и способствуют созданию единого интеллектуального пространства и выработке общих идеологических концепций российской уммы. Необходимость проведения форумов не вызывает сомнений — хотелось бы, чтобы в будущих форумах активней участвовали представители других регионов России и СНГ. Хотел бы отметить активную издательскую деятельность ДУМНО: книги, журналы и газеты из Нижнего Новгорода с интересом читают в других регионах, в том числе и в Санкт-Петербурге.

 

Айдар ХабутдиновПрофессор Казанского филиала Академии правосудия и правопорядка Айдар Хабутдинов:

— Проводя параллели между Всероссийскими мусульманскими съездами 1905–1906 гг. и двумя Всероссийскими мусульманскими форумами, стоит отметить следующее. Во-первых, эти форумы представляют не чиновников, а прежде всего гражданское общество. Если российское гражданское общество во многом сформировалось ополчением в годы Смуты, то гражданское общество российских мусульман сформировалось именно в ходе нижегородских съездов столетней давности. К сожалению, в 1905 году российские власти и российское общество с одной стороны и власти муфтиятов и представители мусульманских съездов с другой не сумели найти общий язык, хотя, по сути, их цели были едины: единая свободная процветающая демократическая Россия, то государство, которое будет создано путем постепенных реформ. К счастью, сегодняшняя Россия не переживает годы смуты, и сегодня те задачи, которые стояли перед мусульманами сто лет назад, я думаю, сейчас мы в состоянии будем решить.

Какие же ключевые вопросы стоят сегодня перед мусульманским сообществом России? Прежде всего, это идея единства российских мусульман. Может быть, не в форме единой религиозной автономии, но хотя бы в лице единого Совета улемов, который сочетал бы в себе нормы шариатского права и нормы российского законодательства. Впервые эта идея прозвучала сто лет назад в Нижнем Новгороде. Следующая ключевая идея — это вакфы, то есть идея стабильного обеспечения потребностей российских мусульман в соответствии с российским законодательством эпохи Николая I, к сожалению, никогда не осуществленном, и в соответствии с резолюциями съезда. Еще одна идея — это создание системы профессионального образования. Здесь я имею в виду систему джадидизма как единственную систему, где смогут совместиться мусульманские и светские ценности, как единственную систему, которая будет модернизирована в соответствии с потребностями уммы XX и XXI столетия. И последний вопрос — это переиздание трудов классиков российских мусульман, выдающихся богословов. Мы можем и должны на основе норм мусульманского права и богословских законов прошлого века создать единые учебники для всей системы учебных заведений. Причем это касается как пособия для мусульманских учебных заведений, так и учебников по основам религий для всех российских граждан.

 

Д-р Вафик аль-Шаер на Втором Всероссийском мусульманском форуме, Соборная мечеть Н.НОвгорода, 4 ноября 2006Президент Центра палестинской культуры в Москве д-р Вафик аль-Шаер:

— Задача данного Форума, как мне представляется, — показать миролюбивую сущность нашей Веры и ее многовековой практики. Знаменательно, что он проходит накануне 4 ноября, когда Россия отмечает День народного единства в память о событиях 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Мне, как палестинцу, близки идеи этого праздника, потому что сейчас весь палестинский народ — вне зависимости от вероисповедания и места жительства — борется за освобождение. И мы, палестинский народ, так же как и вы, российские мусульмане, стремимся к диалогу между людьми разных вероисповеданий, разных культур. Представьте себе, как много прекрасного мы могли бы сделать вместе, если бы окончился этот бесчеловечный «ближневосточный кризис»! Ведь и у россиян, и у палестинцев огромный запас и опыт веротерпимости и добрососедства.

Напомню некоторые факты. Православные Москвы поддержали строительство Исторической мечети в Замоскворечье в знак благодарности мусульманам-воинам, сражавшимся против войск Наполеона. Ключи от христианских храмов Гроба Господня в Иерусалиме и храма Рождества в Вифлееме держат мусульмане и оберегают эти святыни. А ключи от некоторых мечетей, включая мечеть Омара, — в руках у христиан. Веками христиане и мусульмане наших стран жили мирно, защищали вместе Родину. На Руси высоко ценились паломники, побывавшие на Святой земле. В XIX веке было создано Императорское Палестинское Православное Общество, на русские деньги были куплены объекты культа и паломничества в Палестине.

Я свято верю, что настанет день, когда весь мир услышит призыв муэдзина на молитву и звон колоколов в Иерусалиме, возвещающие о торжестве справедливости. А нынешний форум подтверждает то, что мусульмане России, объединяясь в Нижнем Новгороде, делают все от них зависящее, чтобы внести свою лепту в дело восстановления этой справедливости в России.

 

Ильдус Котдусович ЗагидуллинРектор Российского исламского университета Ильдус Загидуллин:

— Проведение форума в рамках Дня народного единства России имеет, безусловно, важное общественно-политическое значение. Праздник в других регионах пока проводится по известному сценарию государственных праздников: это официальное мероприятие, выступления руководителей, торжественный концерт, народные гулянья. Возможно, со временем будут выработаны и другие формы его проведения. Но пока нижегородские татары, ДУМНО предлагают национально-культурным автономиям новую модель поведения мероприятия государственного значения. «Оттолкнувшись» от юбилея Первого съезда партии «Иттифак аль-муслимин», они приурочили мероприятие ко Дню народного единства, символизирующего многоконфессиональность нашего государства. В рамках праздника проводится научно-практическая конференция, мероприятия посещают руководители области, а значит, есть возможность публично донести до представителей власти чаяния этноконфессиональных групп населения. Такая форма проведения общегосударственного мероприятия мусульманами Нижегородской области весьма импонирует.

В Нижний Новгород приезжают ученые из различных регионов страны, занимающиеся национальными и исламоведческими проблемами, поэтому их оценка прошлого, состояния дел на современном этапе, а также их прогнозы весьма значимы. Истина рождается в полемике, новые идеи приходят в процессе общения. Конференции ценны тем, что позволяют чувствовать пульс развития науки. Высказываемые идеи и материалы конференции способствуют формированию нового мышления, что особенно важно сегодня, когда происходит переоценка многих ценностей и идет возрождение Ислама, его традиций. Показательно, что в этом году нижегородский форум прошел под эгидой Совета муфтиев России. Одним словом, за форумом большое будущее.

 

Валентина ЧерновскаяД. и. н., проф. Ярославского государственного университета Валентина Черновская:

— Как историк и человек, принимающий участие в исторических секциях форума, я прежде всего хочу отметить то, что с каждым форумом растет значение и уровень именно исторической секции. Она собирает много интересных специалистов, которые поднимают очень важные вопросы. Мы открываем для себя авеню, по которому пойдем мы, а потом и наши последователи. Посмотрите, как всегда замалчивался мусульманский аспект истории России. Получалось так, что на протяжении всего этого времени российскую историю творили русские, православные люди, и в ней совсем не было мусульман. Не исключено, что это делалось умышленно. Поэтому значимость этих конференций, проливающих свет на ту роль, которую играли мусульмане в истории нашего государства, трудно переоценить.

Меня поражает умение Духовного управления мусульман Нижегородской области организовывать форумы, где все чувствуют себя комфортно. Ведь это практически невиданно — собрать вместе и историков, и религиозных и общественных деятелей и устроить все так, чтобы всем было интересно. Удивительно, но на форуме все они оказываются в одной струе, и эти не пересекающиеся практически в обычной жизни течения идут в одно русло.

Как представитель научного сообщества я могу сказать, что очень важно иметь возможность обнародовать свои научные изыскания, обсуждать те или иные аспекты, в живом общении приходить к каким-то новым выводам. А в наше время достаточно трудно найти для этого возможность. И организуя этот форум, Нижегородское ДУМ организует научное сообщество, поскольку это единственное мероприятие, которое не только служит трибуной, не только предоставляет возможность пообщаться, но который фактически занимается благотворительностью. Для людей науки это очень важно. Все это дает мне основания поклониться организаторам форума.

 

Галина ХизриеваНаучный сотрудник Института культурологии МК РФ, старший преподаватель Центра проблем современного Востока при РГГУ (Москва) Галина Хизриева:

— Этот форум впервые показал, что процесс «собирания расколотой уммы» (по выражению одного из моих коллег) возможен. А если это так, то возможно, что мусульмане России смогут вернуть себе утраченную «духовную автономию», став наконец той важной созидательной силой российского общества, которой они исторически и были. Форум показал, что наше государство ждет от мусульман настоящего интеллектуального прорыва, ищет активного сотрудничества на ниве просвещения, воспитания и в сфере духовного укрепления общества, в котором более 90 процентов населения индифферентны в религиозном отношении (а это значит, что наше общество все еще слишком уязвимо для идеологий, разрушающих традиции общероссийской нравственности).

Форум также показал, что общество ждет от верующих настоящей борьбы за справедливость, борьбы с равнодушием к страданиям друг друга, ослабляющей духовный потенциал российского общества и его солидарные связи. Ведь отстаивая неотъемлемое право другого верующего жить в гармонии со своей совестью, каждый из нас способен отстоять и свою веру, покой и единство своего Отечества. В этом и состоит суть свободы.

Еще одним уроком прошедшего форума был урок встречи конфессий. Уже в который раз я восхищаюсь духовной красотой и просвещенностью отца Андрея Милкина и рассудительностью и солидностью нижегородского ребе. ДУМНО повезло иметь таких, как принято теперь говорить, контрагентов. В их выступлениях прозвучала тройная проповедь и красной нитью прошла дорогая мне мысль о том, что, разделяясь, мы разделим и плоды нашего разъединения — страх и взаимное непонимание, а объединившись, мы преумножим нашу свободу — главную ценность всякого гражданского общества.

Чувствительность в вопросах социальной справедливости была и будет главной чертой и общероссийской жизни. Не будем далеко ходить за примерами и вспомним, сколь эмоционально российское общество откликалось на события в Ираке и в Ливане. Люди разных убеждений и разных вер были едины в сочувствии к невинным жертвам с обеих сторон, едины в осуждении несправедливости. Россия, конечно, прежде всего оплот православного мира, если учесть, сколько раз в своей истории она приходила на помощь единоверным Грузии, Армении, Сербии, Болгарии, Греции, сколько раз спасала христианскую Европу от междоусобных братоубийственных войн. Но много раз она доказывала и тот факт, что она оплот и мусульманского мира.

После форума было немало откликов. В том числе и критических. В одном из них была высказана мысль о том, что форум оказался неудачным, поскольку на него не приехали важные персоны государственного значения, о том, что мусульмане России являются непросвещенной периферией мусульманского мира, не имеющей ни своего голоса, ни достойного статуса в нем. Для меня такие отклики — хороший знак. Они означают, что общество пытается разобраться в тех процессах, которые идут в его значительной части, а также то, что некоторые демократические формы репрезентации, привычные среди мусульман, не слишком понятны обществу, привыкшему к пышности всякого проявления окологосударственной активности.

 

Наима Нефляшева К. и. н., доцент, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева:

— Я была приглашена и на первый форум, и на второй. Несмотря на то что форум 2006 не отличался пафосностью прошлого года, на меня он произвел большее впечатление: был более продуктивен в плане работы, решения и направления работы в этом году более конкретны и прописаны. Конечно, кое-что удручает: и неполный зал нижегородского Дома труда, и небольшой интерес к форуму со стороны светской интеллигенции и молодежи, но для меня все эти явления являются отражением процессов, происходящих в российской умме — она разобщена (к сожалению, на форуме не было представителей Северного Кавказа, и меня, как специалиста по этому региону, это особенно беспокоит), не интегрирована, зачастую личные амбиции руководителей тех или иных управлений берут вверх над необходимостью быть вместе ради ежедневной кропотливой работы. Но форум для меня стал и откровением — печатные издания ДУМНО, их аналитический уровень позволяет надеяться на возобновление иджтихада в России, врата которого сейчас, безусловно, открываются в Нижнем Новгороде.

 


МАТЕРИАЛЫ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО МУСУЛЬМАНСКОГО ФОРУМА
(3 ноября 2006 г.)

Репортаж со Второго Всероссийского мусульманского форума

РЕЗОЛЮЦИЯ Второго Всероссийского мусульманского форума «Мусульмане России за единство и гражданское согласие»

Приветствие председателя СМР Р. Гайнутдина в адрес участников форума

Обращение У.Идрисова к участникам Второго Всероссийского мусульманского форума

Репортаж с круглого стола «Мусульманские СМИ за гражданское согласие»

Джаннат Маркус: Потенциал Ислама – на благо России! (выступление на Круглом столе «Мусульманские СМИ за общественно-гражданское согласие»)

Президент Центра палестинской культуры в Москве д-р Вафика аль-Шаер: Россия и Палестина: у нас общие святыни и общая боль

Одна из тем II форума: воспитание элиты, способной вести диалог с исламским миром

II Всероссийский форум — достойное завершение года межкультурного диалога

МНЕНИЯ И АНАЛИТИКА: Нужен ли мусульманам России Совет улемов?

АНАЛИТИКА: О введении института вакфов

МНЕНИЯ: Нужен ли мусульманам России единый центр?

Учреждение фонда содействия развитию гражданского сообщества

Фоторепортаж со Второго Всероссийского мусульманского форума

Программа и участники Второго Всероссийского мусульманского форума

 


ПУБЛИКАЦИИ О ВТОРОМ ВСЕРОССИЙСКОМ МУСУЛЬМАНСКОМ ФОРУМЕ

Идея образования всероссийского Совета улемов поддержана Советом муфтиев («Ислам.ру»)

День народного единства в Н.Новгороде был немного окрашен в мусульманские тона («Портал-Credo.Ru»)

Джаннат Маркус: Идея единства России требует честной работы!

Не превращать 4 ноября в «праздник одной конфессии» призвал муфтий Нижегородской области, открывая II Всероссийский мусульманский форум («Портал-Credo.Ru»)

Антимонопольный ислам (газета «Время новостей»)

 


О ПЕРВОМ ВСЕРОССИЙСКОМ МУСУЛЬМАНСКОМ ФОРУМЕ
(5 ноября 2005 г.)

Репортаж с Первого всероссийского мусульманского форума «Мусульмане России на пороге третьего тысячелетия» (5 ноября 2006 г.)

Фоторепортаж с Первого всероссийского мусульманского форума

Первый всероссийский мусульманский форум месяц спустя

«Кавказ наступает» Интервью с Дамиром-хазратом Мухетдиновым (газета «Время новостей»)

История повторяется: Первый съезд мусульман России (1905 г.)

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.