ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
29-12-06 От конфликтного развития к единству

Религия как значимая часть духовной и социальной жизни человека ― еще недавно окончательно, казалось бы, вычеркнутая из нашего общества ― практически в одночасье оказалась самым важным критерием конфликтного или толерантного развития человечества. 2006-й год дал массу примеров этого: карикатурный скандал; лекция папы римского в Регенсбургском университете; ливано-израильская война и война Израиля в секторе Газа, проходившие с обеих сторон с выраженным религиозным подтекстом; идеологическая зацикленность американских неоконсерваторов в необходимости воевать с «исламофашизмом»; хаос в Ираке, где религиозные общины ведут необъявленную войну друг с другом под религиозными лозунгами; попытки расколоть ливанское общество на основе конфессионализма; межрелигиозные погромы и убийства на религиозной почве в Индии, Нигерии, Турции, Сомали и т.д.

В российском обществе также усилилась религиозная конфликтогенность, подтверждением чему являются Кондопога и Вольск, кровавое нападение на верующих в синагоге и атаки фашистов на студентов и гастарбайтеров с иным цветом кожи, двойное нападение на Ярославскую мечеть и зверское убийство священника с семьей в Тверской области, повсеместное усиление межнационального напряжения и непрекращающиеся скандалы вокруг введения в светскую школьную программу конфессиональных предметов…

Более 400 сообщений на форуме для нижегородцев сайта nnov.ru, посвященных теме известного выступления Умара-хазрата Идрисова в июне этого года о необходимости соблюдения равенства конфессиональных сообществ России, — это, пожалуй, своеобразный рекорд для такого рода общения. Как мы знаем, данное выступление вызвало целую серию ответных реакций ― от резко негативного заявления высокопоставленного сотрудника Отдела внешних церковных сношений РПЦ до «разъяснительной беседы» между президентом РФ В. Путиным и его полпредом в Поволжье А. Коноваловым, от eдивления гостей из Европы на Поволжском форуме до «интереса» представителей госдепартамента США к вопросам межрелигиозных отношений в нашей стране.

Вероятно, в этой сфере действительно не все так гламурно и благопристойно, как это выглядит в изложении некоторых чиновников. Однако в задачу нашего центра никогда не входило усугубление имеющихся между конфессиями противоречий или выставление их напоказ ― напротив, в течение длительного периода времени мы пытались по мере сил решать многие важные вопросы кулуарно, чтобы избежать резкости и публичного прорабатывания проблем. К сожалению, в регионе власть имущие оказались неспособны решить большую часть из актуальных тем в этой сфере: кажется, что многие наши идеи значительно «опережают время», и чиновничество просто оказались не в состоянии понять их значимость для нашего общества.

Однако есть и другая причина ― это общая картина в сфере государственно-религиозных взаимоотношений, и как составная часть этой картины ― отношения России с мусульманским сообществом. Попробуем обозначить основные тенденции в данной сфере.

Руководители государства не перестают обращаться с умиротворяющими заявлениями, призванными способствовать воцарению толерантности в обществе и межконфессионального диалога. В январе 2006 года президент РФ заявлял о том, что «ваххабизм сам по себе не несет какой-то угрозы». На встрече с генеральным секретарем Организации Исламская конференция Э. Ихсаноглу в июне В. Путин обратил особое внимание на опасность «деления мира по конфессиональному, цивилизационному принципу», что это «гораздо опаснее, чем прежнее деление по идеологическим принципам». Еще больший упор на эту тему он сделал месяцем позже, на Всемирном саммите религиозных лидеров: «Идеологи террора играют не только на социальных проблемах, но и на религиозной безграмотности. Современный мир уже сталкивается с новыми угрозами. Делаются попытки расколоть его по религиозному или этническому признаку, вбить клин, прежде всего, между христианским и исламским сообществами. Миру фактически навязывается конфликт цивилизаций. Надо в полной мере отдавать себе отчет, к каким катастрофическим последствиям такая конфронтация может привести».

Помимо декларативного фона в отношениях с религией, есть еще и идеологическая сторона: Российское государство кровно заинтересовано в некой системе ценностей, которая позволила бы преодолеть инертность общества, деградацию многих и многих слоев населения, безнравственность и отсутствие моральных ориентиров. Как ни горько в этом признаваться, но целые поселки и города, регионы и народы, широкие слои людей среднего возраста и молодежи заражены страшной болезнью — социальной апатией, повальным алкоголизмом и наркоманией, беспросветностью существования, отсутствием инициативы и психологической дезориентацией. С точки зрения верующих людей, все эти болезни есть следствие одной, самой тяжелой и опасной — безбожия, неверия в Бога. Причины такого положения дел очевидны: 70-летняя политика богоборчества, сильнейшая отчужденность государственных властных институтов от рядового народа, начиная с 1980-х годов, и отсутствие четкого вектора концептуального развития страны в верхах определили нынешнее кризисное состояние общества. Для того чтобы попытаться найти выход из тупика, в котором мы оказались, нужна опора ― Вера, и самым первым кандидатом для решения вышеназванной проблемы идеологами Кремля была негласно выбрана Русская православная церковь. Этот выбор был очевиден и естественен в России, однако реализация проекта, как представляется, осуществлялась не всегда правильно — этим и объясняется отсутствие прогресса в этом направлении.

Разумеется, мы не станем исследовать внутрицерковные и православно-догматические причины того, что идея религиозного ренессанса в стране самым явным образом начала «пробуксовывать» в 2006 году: во-первых, поскольку не имеем на это морального права, и во-вторых, потому что не желаем подыгрывать антихристианским силам. Отметим только, что такие причины существуют. Не менее важна и другая причина стагнации проекта ― ведь помимо уровней концептуального («Попытка снова разделить мир уже по религиозному принципу очень опасна, и Россия будет делать все, чтобы это не произошло» — В. Путин) и идеологического («“Основы православной культуры” — это культурологический предмет, и каждый молодой человек, который учится сегодня в нашей школе, обязан знать историю своей культуры» — Патриарх Алексий II), есть и еще один, самый важный ― управленческий уровень. Здесь-то и тормозятся все громкие проекты: от нацпроектов Путина — Медведева до церковного проекта митрополита Кирилла — о. Тихона (Шевкунова).

Среди людей на этом уровне мы видим огромное число тех, кто сформировался в советское время и не является приверженцем никакой религии по определению. Далее, среди считающих себя православными управленцев и исполнителей немало таких, кто по разным причинам не испытывает симпатии к церкви. Наконец, нельзя не сказать и о широкой прослойке руководителей, принадлежащих к иным конфессиям: протестантам, иудеям, мусульманам. Каждый из принадлежащих к вышеозначенным категориям ответственных лиц по мере сил и возможностей на своих уровнях блокируют продвижение церковного проекта ― кто в школе, кто в СМИ, кто в имущественно-материальной сфере. Разумеется, делается это негласно — но ведь и сам этот проект не совсем официальный. Плох такой результат для граждан Российской Федерации или хорош — отдельный вопрос, при ответе на который, наверное, надо учитывать и негативные, и позитивные стороны в этой сфере. Но факт остается фактом: 2006 год со всей очевидностью (на примере вопроса с ОПК, капелланами в армии, Рязанским кремлем и др.) показал: у сторонников церковного проекта на сегодня совершенно недостаточно сил, чтобы воплотить его во всей стране.

Самое опасное для будущего России заключается в том, что сторонники этого проекта во властных кругах полагают, что мусульмане выступают врагами православия. Им подыгрывают некоторые СМИ, выставляя мусульман ответственными за провал в деле реализации проекта. На самом деле последователи Ислама являются единственными и самыми естественными союзниками христиан во многих вопросах — не только в социальной сфере, но даже и в догматике (отношение к Иисусу как к Христу, признание его чудесного рождения без отца, почитание Девы Марии, вера в святость и божественность Евангелия, ожидание второго пришествия Иисуса и его сражения с Антихристом и т. д.). Такую же позицию — союза с христианами — занимают мусульмане по вопросу о моральном очищении наших граждан посредством перехода из состояния неверия к искренней Вере в Бога. Более того: Русская православная церковь никогда не сможет договориться о создании общего фронта против секулярно-либерального мира ни с кем, ни с одной значимой конфессией, кроме Ислама. Одного только мы, мусульмане, не приемлем ― крещения.

Если бы хоть один из церковных иерархов или из исполнителей церковного проекта объяснился с мусульманами относительно перспектив внедрения ОПК для детей-мусульман, если бы российскому Исламу дали весомые гарантии того, что его нынешние позиции после реализации церковного проекта останутся неизменными и непоколебимыми, ― мусульмане давно на всех уровнях заняли бы позицию ревностных защитников общих идей и ценностей, необходимых для дальнейшего выживания нации.

Но этого до сих пор не произошло: сказывается и вероучительное отчуждение, и, вероятнее всего, историческое недоверие этих конфессий друг к другу. Потому-то российские граждане исламского вероисповедания так пристально прислушиваются к словам гаранта Конституции, произнесенные в июне этого года: «Миллионы российских граждан, исповедующих Ислам, имеют право чувствовать себя органичной частью исламского мира», ― надеясь отыскать в них гарантии для себя. Потому-то нам так важно хотя бы декларативное стремление России к «развитию отношений с исламским миром», которое «является одним из приоритетов внешней политики России» (В. Путин).

Попытаемся теперь вкратце охарактеризовать взаимоотношения государства с мусульманским сообществом страны на разных уровнях. Концептуальную сторону мы наглядно видим из вышеприведенных цитат президента. Добавим к ним еще одну: «Мы надеемся на дальнейшее продолжение развития отношений России с государствами исламского мира… Совместная работа может сделать многое для решения многих проблем, с которыми столкнулось человечество». Идеологическую сторону мы, в принципе, уже обрисовали ― она заключается в достижении мусульманами гарантий со стороны государства относительно нашего будущего. Именно в таком контексте следует понимать наше предложение о квотировании за мусульманами мест в органах власти. Что же касается уровня исполнительского, то здесь мы воочию видим, как слово расходится с делом, или насколько теория далека от практики: мусульмане лишены возможности участвовать в государственной деятельности по наведению мостов с «государствами исламского мира»; мусульмане подвергаются преследованиям силовиков за торговлю маслом из тмина; мусульмане принуждаются собственноручно разрушать мечети; мусульмане получают копейки из бюджета по сравнению с многомиллионными вливаниями в РПЦ; мусульмане не имеют доступа к федеральным СМИ хотя бы для того, чтобы дать достойный отпор попыткам разжигания христианско-исламской вражды в российском обществе.

Поскольку ждать от государства (в данном случае — того самого исполнительного звена: министров, губернаторов, директоров и разного рода руководителей с их заместителями) поблажек смысла нет, мусульманское сообщество предпринимает усилия для самоструктуризации снизу. Это происходило и раньше, но явно не в тех масштабах, что случились в 2006 году ― так, на II Всероссийском мусульманском форуме в Нижнем Новгороде представители мусульманских СМИ заключили своеобразное соглашение о совместных действиях. Несмотря на то, что времени с момента окончания форума прошло совсем немного, результаты этого соглашения уже наглядно видны в Интернете — система начинает работать. Осталось сделать самый важный организационный шаг: оформить создание Совета улемов, который станет важным рупором «народной мусульманской инициативы». Учитывая то, как много союзников на этом поприще мы нашли в лице мыслящей мусульманской молодежи самых разных взглядов, хочется верить, что реализация этого проекта не за горами, если будет на то воля Всевышнего. Хотя, столкнувшись с крайне агрессивной реакцией на этот проект со стороны псевдомусульманских «верхов», надеяться на спокойное течение жизни не приходится.

Один высокопоставленный представитель научных кругов Татарстана, внимательно отслеживающий нашу деятельность, сказал нам недавно в приватной беседе: «Нижний Новгород — лакмусовая бумажка в исламском проекте». Хотелось бы его поправить: не Нижний Новгород, не Казань и не Москва являются такими «лакмусовыми бумажками»; показатель нашей готовности грамотно отстаивать идеалы Ислама в многоконфессиональном российском обществе (что и является сутью исламского проекта) ― мусульманская молодежь, которая проживает повсеместно, от Махачкалы до Мурманска, от Калининграда до Владивостока. Как говорил один из муфтиев по поводу активности молодых российских мусульман, «то, что вы видите, — это еще цветочки; ягодки будут впереди». Именно эта новая волна должна сказать свое веское слово в деле воплощения исламского проекта и начать реализовывать себя в наступающем году и в последующем, инша Аллаху Тааля.

Аналитический центр «Амаль»,
статья опубликована в № 25 газеты «Медина аль-Ислам»

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.