ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
16-01-07 Мусульманские общественные структуры Нижегородского Поволжья... Из диссертации Д.В. Мухетдинова

Дамир Ваисович МухетдиновКак уже сообщалось на нашем сайте, в конце декабря 2006 г. руководитель аппарата ДУМНО Д.В.Мухетдинов защитил на факультете международных отношений ННГУ им. Лобачевского кандидатскую диссертацию по политологии на тему: «Мусульманские общественные структуры Нижегородского Поволжья: закономерности развития в условиях модернизации современной России». В связи с неподдельным интересом, который вызвала эта работа (так, во время защиты члены Диссертационного совета задали диссертанту около 20 вопросов — своеобразный рекорд на такого рода мероприятиях), мы сочли возможным опубликовать на нашем сайте выдержки из диссертации Дамира-хазрата.

Приволжский федеральный округ (ПФО) представляет собой пример «региона-связки», где Нижегородская область в силу своего этноконфессионального состава и традиций межэтнической и межконфессиональной толерантности оказывается способной играть роль центра, управляющего этнополитическими и конфессиональными процессами на уровне всего округа.

Целью исследования являлся структурный анализ проблем формирования и эволюции мусульманских общественных структур в Нижегородском Поволжье в условиях модернизации российского общества. Автор диссертации доказывает, что реальная картина происходящего в сфере взаимоотношений общественных мусульманских структур с государственными структурами, а также отношениях представителей мусульман с приверженцами других конфессий во многом отличается от теоретических построений Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и А. Этциони, которые в своих концепциях не учитывают региональную специфику межконфессиональных коммуникаций, формирующуюся под воздействием целого ряда факторов, не последнее место среди которых занимают исторические традиции межконфессионального взаимодействия, складывающиеся в течение столетий и позволяющие разрешать возникающие противоречия ненасильственным способом.

Говоря о принципиальном конфликте цивилизаций, о несовместимости, например, исламских ценностей с ценностями приверженцев других религий, западные политологи не учитывают, что так или иначе взаимодействие представителей различных культур происходит на конкретной территории, обладающей своими специфическими особенностями. Западные специалисты игнорируют также тот фактор, что любое полиэтничное и поликонфессиональное региональное сообщество неизбежно вырабатывает механизм конструктивного сотрудничества.

В России за многие века выработался некий традиционный механизм поддержания межконфессионального мира, который заключался в том, что государство в обмен на лояльность меньшинств обеспечивает соблюдение их прав, защищая от внутреннего большинства и от внешнего давления. В Поволжье сложилась особая исламская традиция. Эта традиция мирно сосуществует с православным христианством по крайней мере с X века (договор киевского князя Владимира с булгарами), а в рамках российского государства – с XVI века. С 1788 года взаимодействие строилось через структуру Оренбургского Магометанского духовного собрания.

Принципиально важно отметить, что процесс формирования нации у татар не носил сепаратистского, националистического характера. Лидеры джадидов И.Гаспринский и С.Максуди говорили не о тюркской нации, а использовали термин «народность» или «национальность» и говорили о российских мусульманах именно как о политико-правовой общности, отличной от христиан.

В процессе формирования татарской нации одну из ключевых ролей играло мусульманское духовенство и исламская религия, что, однако, не привело к конфликту на конфессиональной почве, а напротив — способствовало формированию симбиозной формы межэтнических и межконфессиональных коммуникаций на территории компактного проживания татар.

Основой консолидации мусульман региона являются коренные жители юга Нижегородчины — татары-мишаре, которые, будучи российскими подданными, составляли особую социальную страту (представители служилого сословия); именно им суждено было стать хранителями традиций нижегородской мусульманской общины. Интеграция татарской элиты в структуры российской государственности наиболее явно проявилась в участии народов Поволжья, прежде всего служилых татар, в ополчении «гражданина Минина и князя Пожарского». В 1613 году татарские мурзы-мусульмане оставили свои подписи под грамотой о венчании Михаила Романова, подтвердив право «Ак-патша» (Белого царя) не только на земли Рюриковичей, но и на былое наследство Чингизидов. Это демонстрирует, что уже тогда сформировалось определенное региональное единство.

Важным фактором внутренней интеграции Поволжья можно считать развивавшийся веками «обмен элитами». Это происходило в форме включения местной знати в российское дворянство, развитии в Поволжье общероссийских образовательных центров (например, Казанский университет), включение в сословие казачества части башкир и калмыков. Особенно важно, что процесс формирования местной элиты проходил в общероссийском русле. С конца XIX века это было связано с обновлением Ислама в рамках «джадидизма».

Таким образом, специфика развития исламского регионального сообщества Поволжья предопределяет конструктивный характер взаимодействия представителей всех конфессий, проживающих на его территории. Подобное происходит в том числе благодаря тому, что исламская идентичность ряда народов, населяющих регион, не противоречит идеям российской гражданской идентичности и интегрированности российского политического пространства.

Мусульмане Нижегородчины развивались как меньшинство в регионе, и их автономия традиционно носила внетерриториальный личностный принцип. Согласно этому принципу, национальности становились автономными (культурными) общностями. Нынешняя нижегородская татарская культурная автономия создана в первую очередь для развития татарской культуры в контексте общероссийской культуры, которая является многонациональной.

На территории Нижегородского Поволжья сформировались эффективные механизмы адаптации регионального мусульманского сообщества как к условиям существования в иноконфессиональном (доминирующем православном) окружении, так и к социально-экономическим и общественно-политическим условиям, диктуемым ходом исторического процесса. Данный механизм состоял из следующих элементов:

1. Широкая интегрированность мусульманского сообщества в экономику региона.

2. Позитивное восприятие нижегородскими мусульманами политики российского правительства. Положительное       воздействие на процесс формирования нижегородских мусульман оказало существование категории служилых татар, четко ориентированных на государственную службу, а также отсутствие у мусульманской общины каких-либо заметных антигосударственных амбиций.

3. Интегрированность мусульман в культурное пространство Нижегородского Поволжья, связанная с толерантным отношением большей части православного населения к приверженцам Ислама, обусловленным отсутствием у мусульман склонности к экстремизму.

Данный механизм позволил нижегородским мусульманам сохранить свою культурную специфику, одновременно с этим став неотъемлемой частью регионального этноконфессионального ландшафта, а ханафитский мазхаб явился реальным фактором сдерживания радикализма. Здесь важно отметить роль Духовного управления мусульман Нижегородской области в просветительской и религиозной деятельности среди самих нижегородских мусульман, а также по становлению и развитию ханафитской школы в масштабах всего Поволжья.

Сегодня задачей российского исламского деятеля является поднятие в противовес радикалам и коррупционерам от религии традиционной, реально толерантной и просветительской ханафитской школы, чем и занимается ДУМНО. В его ближайших планах — издание нового толкования Корана, полного объединенного издания «Ханафитского фикха», ханафитской акиды (вероучения), биографии и трудов Абу Ханифы, новых томов ханафитского фикха, книги об имамах с точки зрения ханафитов и шафиитов, книги проповедей и др. (все перечисленные книги уже в печати или готовятся к печати в начале 2007 г.).

С текстом автореферата диссертации можно ознакомиться на официальном сайте ННГУ (по этой ссылке).

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.