ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
04-02-07 У. Идрисов: Юбилей – повод для празднований и размышлений!

Ибн Фадлан читает послание халифа аль-Муктадира Алмыш хану. (922 г.). Рис. Н.Хазиахметов. Казань. 1997 г.«Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Это приветствие на арабском языке, которым мусульмане приветствуют друг друга, впервые прозвучало на нашей земле, в Поволжье 1085 лет назад. Оно звучит из глубин нашей истории, соединяет нас с нашими праведными предками, и тем самым придает особую историческую глубину всему нашему существованию! Потому позвольте от себя лично и от имени мусульман Нижегородской области поздравить вас с этим Юбилеем! Но что такое Юбилей, и к чему он нас обязывает? Или это лишь повод для празднований и торжественных речей?

Да, конечно, это приятный повод, и нужны как торжественные речи, так и рассказы и воспоминания о нашем прошлом. Очень важно в такие дни передать детям и внукам важнейшие ценности нашей веры, особые традиции нашего народа. Заострить на этом внимание и усилить, скажем так, педагогически-назидательные акции. В эти дни СМИ призваны не просто «поставить галочку», отметив в репортажах официальные встречи – но предложить зрителям, слушателям, читателям увлекательные сюжеты, посвященные нашим духовным истокам. С удовлетворением я отмечу, что все большее число журналистов осознает важность такой работы и все серьезнее готовится к Юбилеям исламской истории Поволжья. Хотя и остаются впереди много неосвоенных тем, сюжетов и форм подачи. Главная задача СМИ в эти дни – помочь всему народу (как мусульманам, так и их согражданам-соседям) осознать историческую глубину нашей жизни и ценность общей истории!

В дни Юбилеев мы должны с особым вниманием слушать, приглашать в школы, институты, в теле и радиостудии наших историков, краеведов, музейных работников – тех, кто избрал своей профессией изучение, сохранение и пропаганду нашего исторического, религиозного и культурного наследия. И пусть в такие дни будут звучать диспуты – Юбилеи не должны быть отлакированными, как в советское время, «докладами о бесконечных успехах».

Вот и я сейчас хочу высказать несколько мыслей, связанных с темами Юбилея – и быть может, не все со мной согласятся. Но я уверен, что Юбилеи не только повод для торжеств, но и – обязанность анализировать наше прошлое, задавать себе острые вопросы. Главное – какими мы видим себя в свете Юбилея? То есть – вот пришла на землю наших предков Истина Веры, Ислам как завершенная религия для всего человечества (это так сказано в самом Коране!). И как мы воплощаем миссию – быть достойными наших предков-просветителей?

Сначала давайте уточним: что же произошло в 922 году, который мы недавно, с 1988 года, взяли за основу Юбилея принятия Ислама народами Поволжья? И как мы это трактуем? С одной стороны – мы с горечью констатируем, что собственных исторических источников на родных языках народов Поволжья на эту тему – нет, ибо после падения Казанского ханства были уничтожены все памятники нашей историографии. И долго казалось, что тьма исторического беспамятства, на которую нас обрекли захватчики, неистребима. Однако – хвала Аллаху! – произошло непредвиденное. Не побоимся назвать это чудом. В архивах иранского города Мешхед на заре 20 века была обнаружена рукопись – записки Ибн Фадлана, секретаря посольства Багдадского Халифата, прибывшего в Поволжье. Именно этот человек и его путевые заметки вернули из тьмы забвения объемную панораму жизни поволжских племен в начале 10 века. Лишенные своей истории, мы вдруг увидели наших далеких предков – какая радость! Какой неожиданный дар Всевышнего! Воистину Аллаху Акбар!

Но как мы обошлись с этим даром? Напомню: в 1988 году ЦК КПСС разрешило Русской православной церкви впервые публично отметить свой юбилей – Тысячелетие принятия христианства на Руси. И тогда в Татарстане решили так же публично возродить свой Юбилей, преподав рассказ Ибн Фадлана как основу для Торжества принятия Ислама древними булгарами, предками современных татар. Так и сделали, так и повелось. Но были, увы, в той спешке совершены явные ошибки. Их надо теперь осознать и исправить.

Первое – посольство из Багдада прибыло не к булгарам только. Источник не дает таких однозначных определений. Более того, мы знаем, что в те годы существовала, говоря сегодняшним языком, Федерация поволжских народов, где были племена и булгар, и мордвы, и башкир, и мишарей – предков наших нижегородских мусульман. Выделять одно из племен – неверно. Правильно говорить – Ислам пришел к народам Поволжья. И далее уточнять, где и какие жили этносы, субэтносы, как происходили процессы интеграции и самоопределения. Одним словом, о сложной реальности надо говорить сложно. И только это будет правдой.

Второе – посольство прибыло вовсе не с целью даавата – исламского призыва и просвещения – но с конкретными геополитическими, дипломатическими замыслами. Более того, сам Ибн Фадлан описывает и то, что приезжих встретил азан, звучащий над Волгой, и он видел, как многие местные люди практикуют Ислам, даже есть мусульманские кладбища! Он спорил о том, как правильно возглашать азан, он был возмущен, видя как местные жители не стесняясь и не исполняя нормы Шариата, моются вместе в реке, мужчины и женщины… Одним словом, он ярко описал быт, в котором шло становление исламских начал.

Но – спрашивается – кто же все-таки обучил основам Ислама местных жителей явно задолго до появления арабского посольства? Ответ есть у самого секретаря, его подтверждает и современная археология – Ислам пришел не от арабов из Багдадского Халифата, а через караванщиков-купцов из Средней Азии, из Мавераннахра! Удивительная картина – мусульманство шло по планете не с огнем и мечом, и не усилиями специально направленных миссионеров – но естественным «караванным способом», если так можно выразиться. То есть, через живое общение людей, обмен сначала товарами и услугами – затем через беседы и добрый пример жизни.

А как с 1988 года представляют наш Юбилей? Копируя идеологию православия, придумали некий отправной пункт – прием багдадского посольства представили будто бы «актом принятия Ислама»! Художники тут же стали рисовать полотна – а «король то – голый!» Точнее говоря – истинное восхищение вызывает реальная наша история, а не миф в стиле князя Владимира.

Сравните: князь киевский Владимир лично выбрал веру, и это было прогрессом для славян – православие. Но как он стал внедрять учение Иисуса Христа (мир ему!). Скажем честно – его метод был далек от учения милостивого пророка, призывавшего даже подставлять вторую щеку, когда тебя ударяют по правой. Владимир приказал своей дружине в одночасье стать христианами, потом – всем гражданам. А кто не слушался – в реку, под меч! Не какие-то зловредные иностранные, но древнерусские православные летописи сохранили страшные описания того, как князь Владимир «огнем и мечом крестил Киев, потом Новгород и Псков». Увы, это горькая историческая правда.

Зачем же нам, муслимам, буквально копировать это? В Поволжье хан вовсе не проводил «государственного акта принятия новой веры» и тем более – не внедрял ее насильно. Ислам – повторим это! – распространялся медленно, в ритмах караванной торговли и неспешного человеческого общения. Ислам не пришел к нам силой, как христианство – к славянам Древней Руси! И это предмет нашей гордости, это также урок на будущее.

Еще раз – сравним даты и методы, на Волге и на Днепре. В Киеве князь в 988 году гонит людей силой в воды крещения. А на берегах Волги в 922 году появляется араб Ибн Фадлан, и описывает народы, которые постепенно проникаются мусульманством. Подведем предварительный итог – Ислам пришел к волжанам в конце 8 нашей эры, то есть во 2 веке по Хиджре, а славяне не смогли его принять лишь из-за силовой акции киевского князя.

Вернемся из далекого прошлое в день нынешний: сейчас все говорят о том, что с 2050 года число мусульман в Российской Федерации превысит 51 % населения. Славянские народы, увы, вымирают, годы атеизма, которые пришли на смену тысячелетнему господству православия, дают свои зловещие плоды. Никто не может радоваться этому. Явно, что Аллах Создатель сметает с лица земли тех, кто избегает Его законов. Поэтому на нас, мусульман, в ближайшее время ложится новая и крайне тяжелая задача – демографическая ответственность за судьбу цивилизации Российской Федерации! Это исторический вызов. И о нем уместно рассуждать именно в наш Юбилей.

Так как же называть этот Юбилей, спросите вы меня, после того, как я предложил избавиться от исторической неправды и ложной, в духе князя Владимира, мифологизации акта Принятия Ислама нашими предками?

Я предлагаю создать Комиссию к грядущему в 2022 году круглому Юбилею Принятия Ислама. Пусть авторитетные, политические независимые историки, публицисты, педагоги, исламские активисты и лидеры совместно выработают правильные формулировки, расставят верные акценты в интерпретации тех давних, но крайне актуальных событий. Говорят, что «история – это политика, обращенная в прошлое». Это верно. Неверно придавать этому тезису цинично-иронический смысл. В Исламе неделимы вера и политика, потому мы с особой тщательностью должны «исправить имена», правильно определить Прошлое – ради Будущего!

Повторю – демография ведет к резкому повышению «исламского фактора» в России. Аллах передает нам в руки такие полномочия и такую ответственность, с которыми мы можем не справиться. Лично про себя я скажу: страшно думать о такой перспективе! Мы настолько многое растеряли из нашего духовного багажа, мы столь далеки от норм исламской культуры… Лишь Аллах и Его безграничное милосердие – наша надежда. Но, уповая на Него, мы должны утроить наши усилия.

И пусть Комиссия, юбилейная по названию, станет по своей сути мозговым центром по возрождению лучшего в нашем наследии!

Не об этом ли говорил на февральской встрече группы «Ислам и Россия: стратегическое партнерство» в Стамбуле Президент Татарстана Минтимер Шаймиев? Умме России крайне нужны единство и интеллектуализм, ведь современный мир сложен и процессы развиваются крайне быстро. И подобно тому, как предложение возглавить Комиссию по празднованию Тысячелетия Казани в адрес Президента России Путина принесло очевидную пользу – так и я хочу предложить именно Владимиру Владимировичу Путину возглавить нашу Комиссию по празднованию 1100-летия Принятия Ислама народами Поволжья!

Какой пост будет занимать в эти годы Владимир Владимирович – знает лишь Всевышний! Но мы как мусульмане, видим, что именно он вывел Россию из кризиса 1990-х годов, способствовал возрождению Казани, он первым ввел нашу страну в орбиту международной исламской политики, сделав ее наблюдателем в ОИК, первым из глав Российского государства обратился к нам с речью на татарском языке… перечислять можно многое. Одно очевидно – в господине Путине мы видим самого позитивного для российской Уммы ведущего политического деятеля. И потому именно его имя уместно в качестве Главы будущей Комиссии!

Еще один аргумент: руководство России последовательно отстаивает мир на Ближнем Востоке, что оценивается положительно в Исламском мире. Напомню, 11 февраля Президент наметил прибыть в Саудовскую Аравию, затем в Катар и Иорданию. Одно из намерений этого визита – разрешение ближневосточного конфликта. Более того, впервые в истории первое лицо России наносит официальный визит стране – Родине Ислама, Саудовской Аравии! Это исторический рубеж, за которым, иншаАллах, последует повышение качества и расширение сфер сотрудничества всего Исламского мирового сообщества с Россией. И мы, мусульмане Поволжья, где во 2 веке Хиджры прозвучал призыв к Единобожию – тот ресурс, без которого этот диалог неполон.

Наконец, о самом горьком я вынужден сказать в эти дни нашего Юбилея – о положении наших собратьев в Ираке. Ибн Фадлан прибыл из Багдада, который с давних времен считался городом мира, обителью мудрости и культуры! А что там сейчас?! Американцы-неоконсерваторы, на словах заявляя о демократизации «Большого Ближнего Востока», на деле — превратили весь регион в очаг многовекторной гражданской войны. 17 марта исполнится 4 года оккупации Ирака, там уже погибли десятки тысяч людей, включая солдат США и их европейских сателлитов. Это позорная страница современной истории! Необходимо срочно остановить насилие и найти опоры стабильности.

В дни Юбилея, который мы связываем с визитом багдадского посланника Ибн Фадлана в Поволжье в 922 году, мы молимся о прекращении войны на родине Ибн Фадлана, о скорейшем установлении мира в Ираке! И пусть нас услышат также наши единоверцы в этой многострадальной стране – мы помним о них, молимся о них и готовы максимально содействовать миру и возрождению Ирака. В этом мы солидарны со всеми миролюбивыми силами планеты, включая тех американцев, которые на днях вышли перед Белым Домом в Вашингтоне на митинг с лозунгами мира и справедливости.

Итак, как видите, я сознательно смешал светлое и темное, горькое и радостное в этом выступлении, посвященном Юбилею. Мы вспоминаем конкретное историческое событие – дипломатический визит из Багдада в 922 году, однако, мы не мифологизируем его и не говорим, что Волжская Булгария в один день «приняла Ислам».

Но мы радуемся тому, что впервые рукою арабского дипломата была описана наша земля, вставшая на Прямой путь, на путь Ислама. Мы благодарны Ибн Фадлану, всем историкам, которые донесли до нас сведения о начале нашей истории, и – главное – мы благодарим Аллаха за Его милость: Он открыл путь к Истине нашим прадедам! И наши прадеды, получив Веру в мирном сотрудничестве с другими народами, так же мирно понесли ее дальше. Но вот сейчас, на заре 21 века нам брошен новый вызов: знамя Ислама скоро понесут более половины граждан России.

И в этом вызове – огромная ответственность. Хочу в дни этого Юбилея пожелать всем мусульманам Поволжья (а теперь это не только булгары и мишаре, татары во всех оттенках этого понятия, не только башкиры, но и русские, славяне, принимающие Ислам, мигранты из Средней Азии и с Кавказа, из Дальнего Зарубежья) – всем вам пожелать мира (Салам!), искренности и правды (Ихсан!) и твердой, вдохновляющей веры (Иман!).

Прошлое, которое мы вспоминаем, вызывает у нас гордость. Будущее, которое раскрывается перед нами – взывает к нашей вере и доблести, к миру и служению ради мира!

Да сохранит всех нас и вдохновит Аллах Всемогущий! Амин».

Председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.