ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
16-03-07 Руководитель аппарата ДУМНО Д.В. Мухетдинов выступил в Госдуме

Вчера в Государственной думе РФ состоялся круглый стол на тему «Ислам в социально-правовом контексте современной России». В нем приняли участие видные представители академической науки, депутаты ГД, представители традиционных конфессий РФ. В числе приглашенных был и руководитель аппарата ДУМНО Дамир-хазрат Мухетдинов. Директор Института Африки РАН д.и.н. Васильев А.М. в своем крайне интересном выступлении отметил актуальность адекватных представлений об Исламе вообще и его интерпретациях в частности, для чего предложил российским мусульманам чаще приглашать ведущих исламских богословов из-за рубежа, а властям всех уровней – способствовать в подготовке и проведении таких визитов.

Ведущий социолог Дагестана Кисриев Э.Ф. поделился тем благоприятным впечатлением, которое оставил на него опыт татар Финляндии по адаптации в европейское протестантское общество. Отметим, что основу данной общины составляют потомки именно нижегородских татар-мишарей.

Проф. Д.Ю. Арапов критически отозвался о введении в общеобразовательную школу уроков Основ православной культуры в нарушение действующего законодательства. Отметив отсутствие единого центра у мусульман, что находит свое отражение в невозможности конструктивных взаимоотношений исламского сообщества РФ с государством, он особо остановился на необходимости государственной программы по введению объективных представлений об Исламе среди немусульман. В этой связи высокой оценки профессора удостоились такие проекты, как ТВ-программа «Мусульмане» на РТР, и серия энциклопедических изданий об Исламе, выпущенная под эгидой РАН.

Среди именитых гостей круглого стола были также ведущий научный специалист центра «Карнеги» А.В.Малашенко, президент Института религии и политики А.А.Инатенко, переводчица Корана В.М.Порохова, член Общественной палаты и руководитель правозащитной организации «аль-Хакк» К.Х.Каландаров, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России З.Л.Коган, и др. Особую интригу заседанию придало раскрытие ряда неизвестных деталей из жизни современных российских мусульман. Так, в частности, в ответ на замечание заместителя председателя Совета муфтиев России Хариса Савбянова о препятствиях в деле строительства нового здания Соборной мечети в Москве депутат ГД Г.Н.Махачев привел тот факт, что СМР сам не реализует имеющиеся проекты – например, отказывается строить мечеть на Шоссе Энтузиастов в российской столице на земле, которая уже продолжительное время отведена московскому муфтияту для этих целей. Не сразу, а лишь после подтверждения этой информации со стороны помощников депутата, представитель аппарата СМР отметил, что «у мусульман нет инвесторов для освоения данного участка земли».

Одним из немногих имамов, приглашенных на круглый стол, стал руководитель аппарата ДУМНО Мухетдинов Дамир-хазрат. Предлагаем вашему вниманию стенограмму его выступления:

«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Уважаемые дамы и господа, позвольте мне в своем выступлении обратить ваше внимание на ряд конкретных проблем, стоящих перед мусульманской общиной России в наши дни. В истории России и СССР были периоды разрушения мусульманских структур и стремления ассимилировать мусульманскую элиту, что вызывало только нестабильность и насилие, а затем периоды, когда государство помогало мусульманскому сообществу обеспечит стабильное развитие своей инфраструктуры. Аналогичные задачи стоят и сегодня. И если Русская православная церковь во многом сумела восстановить свои институты, то российские мусульмане находятся далеко позади.

Речь идет о выстраивании политики в отношении миллионов мусульман, проживающих среди русского большинства. Самым простым способом решения проблем в России искренне считалась более или менее добровольная ассимиляция или крещение, начиная прежде всего с мусульманской элиты. Определенные аналогии сегодня мы видим во внедрении во многих регионах уроков Основ православной культуры в государственной светской школе и введении православного священства в российской армии. Уже сегодня у нас известны прецеденты, когда маленькие дети из мусульманских семей, возвращаясь домой из детских садов, осеняют себя крестным знамением. Что же будет, когда в школе они будут обязаны изучать Основы православной культуры? Позиции всех сторон в этом вопросе понятны и известны, но не стоит забывать, что по Конституции церковь отделена от государства, а школа – от церкви. При таком положении дел мусульманскому духовенству сложно объяснить верующим, зачем они должны находиться в российском правовом поле. Радикализация молодежи является настораживающим для всех фактором. Это касается как группировок радикалов типа «Хизб ат-тахрир аль-ислами» и более умеренных в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири, так и членов незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе. Вся эта молодежь неплохо информирована о происходящем из различных интернет-сайтов. Так какую же положительную информацию мы можем ей принести? При этом существует ли вообще столь авторитетный орган, позиция которого признавалась бы абсолютным большинством российских мусульман? Скорее, таковой отсутствует.

Сдерживающую роль, наряду с духовенством, всегда играли представители бизнес-элиты. С конца 1980-х гг. мусульманские предприниматели вкладывали значительные средства в мечети и медресе, а православные, соответственно – в церкви и монастыри. Но сейчас представители властей заставляют бизнесменов инвестировать средства под так называемые социальные проекты, которые воплощаются в виде реставрации православных храмов, строительстве новых церквей и семинарий. А когда кто-то из предпринимателей пытается объяснить, что он хотел бы помогать только мечети, но не церкви, то ему прямо угрожают разорением. Таким способом возводится, например, православный собор в Альметьевске (Татарстан). После этого нам громогласно объявляют, что, мол, ваши бизнесмены-мусульмане не проявляют должной инициативы в вопросах развития мусульманской общины, и это ваши собственные проблемы. Наоборот, в императорской России власти поддерживали бизнесменов, ассигновавших средства в развитие мечетей, медресе, печатных изданий, и приютов, так как видели в этом гарантию от проникновения антигосударственных настроений, агитаторов и литературы, как изнутри, так и из-за рубежа.

Мы обозначили эти проблемы для понимания необходимости их решения. Здесь нужен комплексный подход и выстраивание целостной мусульманской инфраструктуры. Такая позиция существовала в годы императорской России от Екатерины II до Александра II, а затем частично в первые годы Советского режима. Ее альтернативой, как и сейчас, были насилие и Радикализация среди образованной молодежи и слоев, связанных с рыночным частным бизнесом. Среди важнейших элементов этой инфраструктуры:

- вакфы, как механизм стабильного финансового обеспечения;

- целостная стабильная система мусульманского образования, независимая от зарубежный центров, обеспечивающая стабильное воспроизводство и поддержание кадров;

- наличие собственной учебной литературы, непериодической и периодической печати;

- вынесение фетв (богословских решений) авторитетным органом богословов – Советом улемов.

Остановимся вкратце на этих пунктах. Одна из основных проблем развития исламского сообщества Российской Федерации на сегодня – это нерешенность правового статуса материальных активов, предназначенных обеспечивать такое развитие. Понятие монастырской и церковной собственности уже включено в законодательный оборот, в то время как основная форма такой же формы собственности – вакфы – даже не упоминается.

Вакфы – это неотчуждаемое имущество или недвижимость, закрепленное за тем или иным конкретным юридическим лицом, имеющим статус религиозной организации: Духовным управлением мусульман, мечетью, медресе, исламским вузом, мактабом и т.д. Очевидно, что вакфы – это аналогия монастырской и церковной собственности. Преимущества системы вакфов налицо: во-первых, вакфы могут быть закреплены только за юридическим лицом, но не за физическим. Это – хорошая защита от возможных злоупотреблений. Во-вторых, данная система не противоречит российским законам, что прекрасно понимали власти вплоть до 1928 г. В-третьих, введение вакуфного имущества позволит мусульманским общинам, духовенству, медресе и учащимся выйти из того бедственного положения, в котором они находятся в силу разных обстоятельств. Так, один только оренбуржец Ахметбай Хусаинов, живший до революции, оставил после себя огромное состояние, передав его в качестве вакфа – среди них целые здания, в частности, в центре Нижнего Новгорода. Было бы целесообразно вернуть их по прямому предназначению.

Несмотря на все трудности, наши меценаты оказывали и оказывают огромное содействие религиозным общинам – причем не только мусульманским. Наверное, всем известен пример выходца с Нижегородчины Рашида Баязитова, который построил на свои деньги и несколько мечетей – в Москве, Омске, Нижегородской области и т.д.; часовни и церкви, синагогу в столичном микрорайоне Отрадное. Наш другой знаменитый соотечественник Фаиз Гильманов также построил мечеть и медресе в Нижегородской области, в свое время немало помогал мусульманским организациям. Но сегодня, когда мы предпринимаем попытки добиться льгот для таких бизнесменов, государство не идет навстречу.

Конечно, по количественным показателям российские мусульмане могут показаться кому-то образцовым примером. Скажем, в Нижегородской области почти 60 мечетей – это очень значительная цифра для Центральной России. Но мы прекрасно знаем и о качественном характере нашей общины: у нас почти 53 имама в возрасте свыше 70 лет. С одной стороны, мы обучили много студентов в нашем медресе, но кто из них поедет в село на зарплату 2-3 тысячи рублей от силы? Естественным образом происходит утечка кадров, когда выпускники медресе едут в города и становятся там шоферами, разнорабочими и т.д. – ведь в городах-то имамов как раз хватает. И такая ситуация еще не самая опасная. Бывает, когда молодые верующие «садятся на иглу» финансовых вливаний из-за рубежа, а это уже противоречит нашим интересам.

Мусульманские организации в тесной связи с мусульманским бизнесом могли бы решать и такие социальные вопросы, как содержание детских домов, домов престарелых и т.д. В отношении трудоспособного населения необходимы проекты по адаптации и обучению мигрантов. Сегодня огромный потенциал Ислама по решению насущных социальных задач совершенно не используется российским обществом, и во многом это произошло из-за того, что законодательно не решен вопрос о правовом статусе вакфов, а также по причине преференций, которые де-факто оказываются предпринимателям для развития православной общины, но не оказываются мусульманским бизнесменам. В результате существование Ислама сведено к примитивному уровню, когда имамы сидят в мечетях и ждут от прихожан садака – подаяния, соответственно занимаясь только обрядовой деятельностью. Такие имамы решают свои материальные проблемы, но не более того.

Наиболее четко потребность в ресурсах видна в сфере образования. Без стабильных вакфов никогда не было эффективных медресе, содержание которого требует значительных средств. Помощь из-за рубежа зачастую превращается в способ проникновения чуждого влияния. Мусульмане России могут мобилизовать имеющиеся научные и преподавательские кадры. Уже сегодня большого успеха в Духовном управлении мусульман Нижегородской области добились в выпуске религиозной учебной литературы в рамках традиционного для мусульман России ханафитского толка. Поэтому стоит опять вернуться к реальным достижениям прошлого: создание полноценных медресе как центров подготовки мусульманской элиты по образцу университетов. Такой один или несколько центров могли бы стать методическими центрами для мусульманских учебных заведений всех типов, проводя подготовку на базе госстандартов.

Во всех жизненно важных сферах нам нужно развивать попечительские советы по образцу тех, которых существуют в отношениях российских властей всех уровней с Православной церковью. Задача таких попечительских советов ясна: содействовать наполняемости бюджета религиозной организации, и контролировать процесс расхода этих средств. Поскольку аудит в сфере бюджета религиозных организаций у нас в России фактически отсутствует, попечительский совет хотя бы частично возьмет на себя эту функцию. В состав такого попечительского совета должны быть включены видные лица из числа светской элиты, никак не связанные с той или иной религиозной организацией; желательно, чтобы по аналогии с РПЦ МП в попечительские советы при мусульманских религиозных организациях входили видные лица из числа представителей Государственной Думы, политических партий и общественных организаций, как это было 100 лет назад. Целесообразным было бы участие губернаторов, мэров, других представителей властей, поскольку это реально поможет осуществлению задачи наполняемости бюджета данной общины. Государству российскому нужно возобновление тесного сотрудничества с российской мусульманской элитой. Но для этого необходимо совместно приложить все усилия для воспитания высококвалифицированной и патриотичной мусульманской элиты, которая может эффективно представлять российскую умму и обеспечивать гражданский мир, особенно среди молодежи. Мы стремимся создать в Нижнем Новгороде единый мусульманский центр, объединяющий просветительные, образовательные, издательские, бизнес-проекты, и такая инициатива встречает понимание властей нашей области и города.

Проблема исламофобии неразрывно связана с проблемой незнания большинством населения объективной информации об исламе вообще, и мусульманских народах России и СНГ, в частности. В Европе уже существует понимание необходимости преподавания основ знаний о трех традиционных религиях континента: христианстве, Исламе и иудаизме. Поэтому нам нужны учебники по истории этих религий, а не по отдельному курсу ОПК. И здесь свою роль должны сыграть мусульмане. Медиа-концерн «Медина» многое делает для распространения позитивного мнения о мусульманах России.

Ислам – это религия, чьим основным источником права является Священно Писание. Поэтому мусульмане всегда должны соотносить с ним свою деятельность, на основании мнений улемов-богословов. Сейчас российские мусульмане вновь стоят перед задачами мусульманской юридической и богословской оценки произошедших за многие десятилетия изменений, вынесения фетв (правовых норм) по наиболее важным проблемам современности. Нерешенность этой проблемы в досоветский период приводила к использованию правовых норм Османской Империи, а в настоящее время Саудовской Аравии, то есть государств, чье законодательство основано на шариате. Российские улемы в начале прошлого века сумели доказать, что такие институты современного общества, как парламент, конституция, светское образование, избирательное право для женщин, банковская система, ничем не противоречат нормам шариата. Теперь российским мусульманам, особенно молодому поколению, в определенной степени настроенному на восприятие опыта чисто мусульманских государств, вновь необходимо объяснить соответствие российского права кораническим принципам и нормам.

Эту функцию должен взять на себя общероссийский Совет улемов. В условиях отсутствия единого общероссийского управления мусульман, Совет улемов должен стать негосударственной общественно-религиозной организацией. Создание Совета улемов не отвергает ориентацию российских мусульман на Духовные управления.

Совет улемов должен заняться решением двух основных задач: 1) обсуждение, формулирование и распространение среди Духовных управлений и в общинах (махаллях) решений по конкретным вопросам шариатского права (вопросы поклонения Аллаху, семейное право, религиозное образование, общественно-нравственные проблемы и др.); 2) подготовка всеобъемлющего Договора или законодательного акта между Российским государством и мусульманской умой России, призванного регулировать все взаимные вопросы, включая права и обязанности мусульманских организаций, развитие мусульманского профессионального образования, статус вакфов.

Таковы основные проблемы социально-правового развития мусульманской уммы и наше видение их решения. Спасибо за внимание.»

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.