ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
22-03-07 Четвертые «Фаизхановские чтения»: первые итоги

Более 70 ученых из Москвы, Казани, Саранска, Н.Новгорода, других городов собрались сегодня в нижегородском Дворце труда, который завсегдатаи «Фаизхановских чтений» и мусульманских форумов уже называют между собой «Дворцом мусульманских съездов». Конференция уже второй год подряд игнорируется представителями власти, однако, неизменно вызывает высокий интерес в научных кругах и среди представителей национальных элит мусульманских народов. Отличительной чертой этой — четвертой — конференции стало обсуждение в пленарной части острых политических вопросов, связанных с положением мусульман в регионе.

Умар-хазрат Идрисов на «Фаизхановских чтениях»«Каким образом возможно прекратить массовый выезд татар из сельских районов за пределы Нижегородчины, если российское село в принципе обречено на вымирание волею не просто каких-то местечковых властей, а государственной политикой страны? Как можно развивать родной язык в условиях массовой ассимиляции, особенно в городах, и при отсутствии понимания со стороны региональных властей в элементарных вопросах открытия школ и детских садов с этнокультурным компонентом? Как сохранить духовность в народе, если на словах и религиозные деятели, и властные структуры, и общественность в России, все поголовно как раз за это и борются, а на деле под покровом этих лозунгов идет банальный передел собственности в пользу очередной «руководящей и организующей» идеологии?», — эти злободневные и жизненно важные для татарской общины области вопросы поставил в своем выступлении председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов (полный текст выступления см. ниже). Недостаточность финансирования национальных организаций, нехватка помощи со стороны национального бизнеса, снижение уровня образования — Умар-хазрат обозначил в своем выступлении эти проблемы, а председатель РНКАТНО Гаяз Закиров в своем выступлении развил эти идеи, обозначил другие проблемы и сделал это в весьма категоричной форме, по-видимому, задав тон дальнейшему обсуждению этих вопросов в ходе заседания совета РНКАТНО.

Вот только некоторые тезисы из его выступления, с полным текстом которого также можно ознакомиться ниже:

«- Ситуация, сложившаяся с татарским этносом в Нижегородской области, близка к катастрофической. Если, согласно статистике, численность татар на Нижегородчине в XIX в. приближалась к 100 тысячам человек, то сегодня едва дотягивает до 48 тысяч человек… Причины известны – отсутствие рабочих мест и общая деградация жизни на селе, отсутствие возможности для татар интегрироваться во властные структуры...

- Самым негативным образом на развитие татарской нации влияет состояние Краснооктябрьского района. Как известно, в советское время этот район пережил неоднократную реорганизацию, начиная от наименования и статуса, и заканчивая многократной переменой границ и райцентров… Спасение района нужно с того, что возвратить старое название Татарского района, или присвоить ему наименование Уразовского по райцентру… Пусть вернут Татарский район, со своим РОНО и прочими органами национальной культуры и образования…

- В древнейшем мордовском поселении Сергаче были установлены с четырех сторон огромные православные кресты. Мы теперь имеем полное право выступить с инициативой установления исламских символов при въезде в Краснооктябрьский район?… Мы потому и заостряем внимание на этой болезненной теме, чтобы все поняли: те, кто затеял эту игру с господствующей религией в нашей многонациональной области, на долгие годы заложили мину замедленного действия под межконфессиональный мир и стабильность в регионе.

- Другой актуальный пример – областная газета «Туган як». На сегодня эта единственная татарскоязычная газета Нижегородчины превратилась в рекламно-поздравительную листовку; содержащую в лучшем случае теле-программу. На страницах издания не поднимается ни одна острая, живая тема, она являет собой классический пример «газеты ни о чем». Мы озвучили свое видение: сменить редактора-пенсионера, отправив его наконец-то на заслуженный отдых, назначив на это место молодого и перспективного специалиста.

- Нам известны случаи, когда главы районных администраций Нижнего Новгорода вызывают к себе «для душеспасительных бесед» бизнесменов, и фактически заставляют их выкладывать деньги на строительство православных храмов, или, скажем, на золочение куполов храма Александра Невского в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Более того: даже когда татарские бизнесмены говорили, что будут помогать мечети, а не церкви, то на это им фактически угрожали разорением… Мусульмане и другие неправославные граждане, конечно, возмущаются, а в прокуратуру написать не могут: бизнес разорят, работников уволят…».

Галина Хизриева на «Фаизхановских чтениях»Вариант выхода из сложившейся ситуации по сути предложила старший преподаватель РГГУ (Москва) Галина Хизриева, поделившаяся с собравшимися своим опытом лоббирования интересов мусульманских общин в ходе избирательных компаний. В качестве главных политических инструментов в этом процессе она выделила СМИ, «направленные не на внутреннее пользование мусульман, а прежде всего на воспитание власти, убеждение власти, что мусульмане существуют в общественном пространстве, хорошо понимают те процессы, которые происходят в стране» и единого кандидата. «Нужна не разрозненная община, а объединяющий ее человек, единый кандидат. Что происходило на прошлогодних выборах, в Ханты-Мансийском автономном округе: были выдвинуты кандидаты от татар, от азербайджанцев и от дагестанцев. Уже становится смешно. Мусульманская община Ханты-Мансийского округа не смогла выдвинуть единого кандидата и они попросту мешали друг другу. В результате голоса татар, азербайджанцев, дагестанцев были распределены по национальным квартирам… В этом году, памятуя о прошлогоднем опыте, мы попробовали объединиться и показать власти, что Ислам в Ханты-Мансийском округе существует. За два месяца это сделать трудно, поэтому я с большой надеждой смотрю на Нижегородскую область, где процессы объединения татар с азербайджанцами происходят последовательно и планомерно. Тем не менее, даже в результате нашей недолгой работы по объединению 20 % избирателей было отдано за ту партию, которая предложила строительство мечетей, поддержку мусульманских СМИ и другое отношение к мусульманскому сообществу. Эти выборы показали, что татары и азербайджанцы — это принимающее сообщество, они перестали быть в глазах власти кочкой, на которой произрастает мох радикализма. Полученный процент говорит и о том, что у мусульманского населения высочайший протестный потенциал. Причины этого протеста понятны: коренные мусульмане региона являются принимающим сообществом, они вынуждены фильтровать и перемалывать все то что приезжает из-за рубежа, решать проблемы мигрантов, а власть не дает возможности дышать даже им самим, не то, что помогать приезжим. Таким образом, если вы чувствуете, что вас здесь власть как-то притесняет, если вы не чувствуете крыльев за спиной, а ваши инициативы игнорируются, нужно не смотреть на национальные различия, а понимать, что мы возрождаем великую религиозную традицию, у которой должны быть защитники во власти всех уровней».

Эдуард Кульпин на «Фаизхановских чтениях»Крайне интересные научные доклады представили собравшимся в ходе пленарной части д.ф.н. Эдуард Кульпин-Губайдуллин, проф. НГЛУ (н.Новгород) к.и.н. Ольга Сенюткина, заведующий Национальным центром археологических исследований Института истории им. Ш. Марджани (Казань) Айрат Ситдиков и др. Полные тексты их докладов и докладов других участнкиов чтений будут опубликованы в сборнике «Фаизхановские чтения», традиционно издающемся по итогам конференции.

В настоящий момент работа конференции продолжается в секциях (с программой конференции также можно ознакомиться ниже). Об итогах работы секций и заседания Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области читайте в ближайшее время на нашем сайте и на официальном сайте РНКАТНО — www.nizgar.ru.


Выступление председателя ДУМНО Умара-хазрата-Идрисова:

Уважаемые участники нашего собрания, я искренне приветствую вас на IV ежегодных Фаизхановских чтениях, организованных Региональной национально-культурной автономией татар Нижегородской области! Опыт прошлых мероприятий показал, что главной целью наших чтений является выработка новых идей и концепций, с помощью которых татарская община Нижегородчины, другие национально-культурные общества и землячества не только нашей области, но и во многих других регионах России могли бы развивать свою культуру, родной язык, традиции и обычаи своих предков.

На сегодня спасение татарского этноса в Нижегородской области от исчезновения – задача номер один для всех заинтересованных организаций и движений, наших активистов и энтузиастов. Но как, каким образом возможно прекратить массовый выезд татар из сельских районов за пределы Нижегородчины, если российское село в принципе обречено на вымирание? Как можно развивать родной язык в условиях массовой ассимиляции, особенно в городах, и при отсутствии понимания со стороны региональных властей в элементарных вопросах открытия школ и детских садов с этнокультурным компонентом? Как сохранить духовность в народе, если на словах и религиозные деятели, и властные структуры, и общественность в России, все поголовно как раз за это и борются, а на деле под покровом этих лозунгов идет банальный передел собственности в пользу очередной «руководящей и организующей» идеологии?

Простых ответов на эти сложные вопросы нашей жизни быть не может. И именно поэтому нашей задачей является поиск неординарных идей и механизмов, так или иначе способствующих воплощению названной цели. Проведение научных конференций, подобных нашей, крайне важно для развития российской уммы и национальных общин мусульманских народов России. Даже сам факт организации подобного мероприятия бывает достаточен для активизации национально-культурной деятельности в том или ином регионе.

Как я уже сказал, опыт татар Нижегородчины по своей самоорганизации предназначен не только для самих себя — но и всем народам нашей страны. Пример Фаизхановских чтений был успешно подхвачен нашими соседями - татарами-мишарями, проживающими в Ульяновской области, которые не далее как в сентябре прошлого года провели Хансаваровские чтения.

Весьма отрадно, что азербайджанская община Нижегородской области активно проводит различные мероприятия по своей структуризации: в течение только одного года были зарегистрированы местная городская и областная региональная национально-культурные автономии, создана своя газета, сайт, готовится ряд мероприятий. При этом братья-азербайджанцы активно сотрудничают с татарской общиной – так, тот же сайт Нижгар-точка-Ру отражает интересы сразу двух автономий – азербайджанской и татарской.

В связи с этим еще раз отмечу: татарская община Нижегородчины открыта для конструктивного взаимодействия со всеми национально-культурными автономиями, организациями и движениями, которые реально подходят к проблемам развития наших народов в сегодняшних сложных условиях. Это касается, естественно, в первую очередь и близкородственных мусульманских национальностей, но не только их: современная действительность требует объединительных процессов всех, кто не хочет быть поглощен политикой унификации культур. Именно поэтому на нынешние, IV Фаизхановские чтения, пригласили лидеров разных национальных организаций и конфессиональных общин. Мы верим: в единстве и добрососедстве наших народов заложен успех будущего России.

Конечно, мы не являемся профессиональными правозащитниками, никогда не работали в системе Министерства национальностей или Института этнологии. Однако почему-то кажется, что именно мы, искренне заинтересованные в благополучном развитии своих немногочисленных этносов, сможем добиться более значимых результатов, нежели «профи». Как говорят нынешние пользователи Интернета, "ковчег был построен любителем – а профессионалы построили «Титаник»", но что с ним стало…

Однако если деятельность будет основана исключительно на голом энтузиазме, это не позволит продвинуться далеко в достижении наших целей. Именно поэтому мы выражаем огромную благодарность тем людям, которые понимают необходимость заботы о своей культуре, которые отличаются широтой кругозора, а не размышляют только в категориях «хлеба и зрелищ».

Ученые заметили, что многие закономерности поведения общества могут быть описаны в виде математических формул. Приняв во внимание распределение доходов населения и другие показатели, общество можно охарактеризовать либо как устойчивое в социально-экономическом смысле, либо как зыбкое. Причем зыбкость может быть направлена или в сторону переворота по типу Октябрьской революции, когда у верхов слишком высокие доходы, а у низов ничего нет, или же в сторону фашистского режима – когда правящие классы силовыми методами сохраняют свои высокие доходы. Всё это имеет смысл проговаривать и напоминать всякий раз, когда олигархи пичкают народ успокоительными фразами типа «у нас все хорошо, а завтра будет еще лучше». И недаром прошедший недавно Всемирный Русский Народный собор в Москве проходил под лозунгами «надо делиться!». Нам в Исламе подобная форма социальной экономики вменена в обязанность Всевышним Аллахом в виде закята, но, к сожалению, далеко не все наши состоятельные сограждане, считающие себя мусульманами, стремятся добровольно выполнить свой долг, жертвуя для спасения своей малой родины, своей культуры и духовности. Бог им судья, и пусть Он спросит с них более, чем с кого либо из нас.

Хочу особо подчеркнуть, что мы не просим о подачках – альхамду Лиллях, бюджет наших организаций вполне позволяет проводить ежегодно Фаизхановские чтения и Всероссийские форумы мусульман, издавать книги и периодические издания, содержать интересные сайты с уникальной аналитикой и воплощать в жизнь массу других не менее важных проектов. По большому счету, мы просто говорим незнающим или заблудшим о необходимости очищения и спасения их душ, погрязших в расточительстве, как сказано Всевышним: «Альхакуму-т-такасур , хатта зуртуму-ль-макабир» — «Увлекла их страсть к преумножению богатства, пока они не оказались на краю могилы». Те же искренние верующие, которые понимают необходимость срочных мер по спасению нации, слава Аллаху уже оказывают нам посильную помощь, благодаря которой мы в этом году, инша Аллах, издадим уникальный тафсир Священного Корана, продолжим серию книг по ханафитскому мазхабу, и конечно, сделаем новые решительные шаги по изучению нашего татарского наследия на Нижегородчине.

Гостям наших чтений уже сегодня мы предлагаем подарочный набор с нашими последними изданиями.

Одной из самых рациональных форм активного участия бизнесменов в таких масштабных благотворительных акциях мы считаем учреждение специальных фондов, по образцу учрежденного нами в прошлом году Всероссийского фонда имени Абу Ханифы и его регионального подразделения: фонда им. Хусаина Фаизханова. Цели и задачи этих фондов были подробно освещены в прессе: для первого фонда – это забота о возрождении ханафитской богословской школы в масштабах всей России, а для второго фонда – участие в конкретной задаче по спасению татарско-мусульманской культурной идентичности в масштабах Нижегородской области.

Как вы знаете, наши чтения разрабатывают педагогическую проблематику. С удовлетворением хочу отметить позитивные изменения в вопросе о преподавании религии в школах. Совместные выступления нашего Духовного Управления, Совета муфтиев России, президентов Татарстана и Башкортостана в защиту Конституции России и прав школьников получать знания обо всех религиях мира, произвели впечатление на наших партнёров из Московской патриархии. С трибуны Всемирного Русского Народного собора уже прозвучали взвешенные предложения давать детям основы не только одной из религий, но всех «традиционных конфессий» нашей страны. Повторю сказанное нами не раз – в поликонфессиональной и многонациональной России иного и быть не может, иначе закладывается детонатор, рано или поздно срабатывающий против стабильности единой России. В отстаивании этого мы солидарны с Министерством образования и всеми правозащитниками.

При этом повсеместное введение ЕГЭ – единого государственного экзамена – и мы не раз говорили об этом! – является средством, резко снижающим уровень нашего образования. Недаром в авангарде критики и неприятия этого сомнительного новшества стоит Московский Государственный Университет – мы полностью с ним солидарны. Необходимо отказаться от обязательности ЕГЭ и, как в притче Евгения Шварца, сказать: «Тень, знай своё место!» Нельзя терять высокие наработки нашей вузовской культуры и оглуплять население американизированным «тестированием». Ведь половина потенциала нашей страны – не только в природных запасах, но в интеллекте и культуре людей.

Я коснулся лишь некоторые вопросы, которые вы сегодня разработаете на специальных секциях. Не сомневаюсь, что ваша творческая мысль откроет много нового и полезного. Желаю и докладчикам, и слушателям, участникам и гостям наших научных чтений благоприятной работы, плодотворных дискуссий и исполнения всех ваших добрых намерений!

Да благословит всех нас Аллах Всемогущий и Милосердный! Амин.

 


Выступление председателя Совета РНКАТНО Гаяза Салиховича Закирова:

Дорогие братья и сестры, уважаемые гости. Позвольте прежде всего поблагодарить вас за участие в нашей, ставшей уже традиционной, научно-практической конференции «Фаизхановские чтения». Мы искренне рады, что вы смогли, отложив свои насущные дела и заботы, приехать в наш гостеприимный город, который по праву можно считать одним из центров татарского национально-культурного возрождения современной России. Надеемся, что вы внесете свой весомый вклад в дело развития российской многонациональной культуры, огласив на наших «Фаизхановских чтениях» свое видение тех или иных процессов, происходящих сегодня в нашей стране, равно как и тех событий нашей истории, которые представляют интерес для поступательного развития многочисленных национальных общин Российской Федерации, и прежде всего татар Нижегородчины.

Позвольте мне в своем выступлении быть честным перед вами и самим собой, и озвучить факты, сложившиеся в сфере развития нижегородских татар. Ситуация, сложившаяся с татарским этносом в Нижегородской области, близка к катастрофической. Если, согласно статистике, численность татар на Нижегородчине в XIX в. приближалась к 100 тысячам человек, то согласно последней переписи населения нас уже 50 тысяч, а с момента переписи к сегодняшнему моменту численность упала еще на несколько тысяч и сегодня едва дотягивает до 48 тысяч человек. При этом половина татарского населения проживает в городах области – эти татары, в своем большинстве, не владеют родным языком, уходят от традиционной культуры в русскоязычную массовую поп-культуру и усиленными темпами теряют связь со своим этносом. В развитии нижегородских татар сегодня мы видим полную аналогию с касимовскими татарами, которые почти полностью эмигрировали в Москву, Санкт-Петербург и Татарстан, в результате чего их численность на своей родине упала до минимальных показателей: из 5,5 тысяч татар в Рязанской области собственно касимовские составляют порядка 1 тысячи человек.

Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что при сравнении переписей населения 1989 и 2002 гг. из всех регионов ПФО численность татар сократилась только в Нижегородской области. При этом наш народ не вымирает от смертности: причина сокращения численности – это миграция населения из сельских районов в Москву и другие крупные города России. Отчего так происходит? Причины известны – отсутствие рабочих мест и общая деградация жизни на селе, отсутствие возможности для татар интегрироваться во властные структуры для того, чтобы преодолеть негативные тенденции развития родного края.

Самым негативным образом на развитие татарской нации влияет состояние Краснооктябрьского района. Как известно, в советское время этот район пережил неоднократную реорганизацию, начиная от наименования (был Татарским, затем Кызыл-Октябрьским) и статуса, и заканчивая многократной переменой границ и райцентров. Сегодня этот самый татарский район области превратился в «заповедник коммунизма», поскольку, с одной стороны, местное население не верит никому и ничему, а с другой стороны, руководители района – бывшие советские номенклатурщики – так ничему и не научились в годы реформ, кроме откровенного разбазаривания государственных средств.

В ходе своего выступления я еще сформулирую свое видение того, как нужно помочь умирающему району. Пока же начнем с малого. Сравнивая положение татарской нации с проблемами других народов, мы полностью готовы разделить предложение депутата Государственной Думы Владимира Мединского по возврату старых наименований. Так вот начать спасение района нужно с того, что вместо коммунистического названия в честь Красного октября, который давно похоронили уже во всей России, надо возвратить старое название Татарского района, или присвоить ему наименование Уразовского по райцентру.

В вопросе изучения нашего этнического происхождения мы, нижегородские татары, продвинулись за последние годы чрезвычайно далеко. Сегодня нам известны некогда забытые нами имена великих деятелей, имамов, муфтиев всей России, происходивших из числа нижегородских татар – все они перечислены в новых энциклопедиях, которые мы издали только что – так вот нам надо смелее подходить к вопросу восстановления их величия, присваивать их имена улицам, населенным пунктам и т.д. Ведь символизм в национальном вопросе играет очень важную роль, как известно.

Так, к примеру, после того, как в древнейшем мордовском поселении Сергаче были установлены с четырех сторон огромные православные кресты, мы имеем полное право выступить с инициативой установления исламских символов при въезде в Краснооктябрьский район. Почему нет? Хотя мы против такого деления нашей страны на этнические и религиозные кварталы, но правила игры задаются не нами. Например, глава Сергачского района Николай Михайлович Субботин не возражает против установления вокруг Сергача исламских символов. Правда, если и представители мордвы потребуют установления рядом образов старинных мордовских богов, это будет вообще театр абсурда… Мы потому и заостряем внимание на этой болезненной теме, чтобы все поняли: те, кто затеял эту игру с господствующей религией в нашей многонациональной области, на долгие годы заложили мину замедленного действия под межконфессиональный мир и стабильность в регионе.

Последний «писк моды» в этом направлении – когда при входе в общеобразовательные школы вместо Ленина вас встречает православная икона или образ православного святого. Такая постановка вопроса не оставляет места для маневра учителям татарских школ на юге Нижегородской области: или мы выступаем за исламизацию татарских школ, или мы за действующую Конституцию, согласно которой религия отделена от школы и государства – но этот принцип должен господствовать повсеместно, а не только в татарских регионах, которые из-за этого боятся вводить уроки исламской религии для своих учеников. Таким образом, те, кто навязал нам правила игры в конфессиональную модель, должны четко понимать: в данном вопросе действует принцип пружины: на нас давят в одном месте, мы ответим в другом месте, и произойдет это исключительно под внешним давлением.

При изучении несправедливости, творимой властями по отношению к малым этносам и религиям, сама собой напрашивается историческая параллель: в Российской империи насильственная православизация привела к таким болезненным реакциям среди мусульман, что вплоть до 80-х гг. ХХ века наши мусульмане более старшего возраста переключали телевизор на другой канал, если там показывали крест или колокольный звон. Это очень болезненная тематика, и нам жаль, что российские верхи не понимают этого.

Нижегородские татары на самом деле – это субэтнос численностью несколько сотен тысяч человек, но распыленный по огромной территории от Финляндии, Эстонии, Санкт-Петербурга и Москвы на западе до Башкирии, Екатеринбурга и Тобольска на востоке. Так сложилось исторически, что в разные эпохи наш народ то и дело мигрировал со своей малоземельной родины сначала на восток в XVII-XVIII веках, затем на запад вплоть до сего дня. Тем не менее, при каждой возможности все наши соотечественники возвращаются на свою малую родину в летние месяцы, часто на всё лето, и что же они там видят? Разруху экономики, беспросветность деревенского быта. Слушатели, которые не владеют информацией, могут спросить: почему же зажиточные москвичи и питерцы не помогают своим родовым селам в Нижегородской области? Напротив, только они и помогают, вплоть до возведения мостов, асфальтирования дорог, строительства больниц, поддержке колхозов и фермерства. Но до какой же степени это можно делать? В конце концов, есть же и власть – государство; что делают чиновники для того, чтобы способствовать возрождению района? Только воруют, и ничего более – увы, в отношении Краснооктябрьского района – это горькая правда. Именно это и отвращает московских бизнесменов от вкладывания денег в развитие своей малой родины.

Из 7-миллионного татарского населения России нижегородские татары, пожалуй, единственный субэтнос, который так ярко выглядит на фоне казанских татар, имеющих свою национально-территориальную автономию. Откройте любую татарскую энциклопедию: вот герой СССР контр-адмирал Абдулахат Аббясов, командир ядерной подлодки – выходец из нашего села Мочалей; известный артист Марат Башаров — потомок выходцев из татарских сел Краснооктябрьского района; слава нашей страны, известные во всем мире Марат и Динара Сафины — потомки выходцев из Б. Рыбушкино; Данияр Белялетдлинов — из с. Ключищи; футболист Марат Измайлов — из с.  Семеновки.

Можно взять и исторические примеры. Третий муфтий России Абдульвахид Сулейманов — выходец из с. Рыбушкино, основатели 1-го и 3-го мусульманских приходов Санкт-Петербурга — Мухаммедшакир и Мухаммедзариф Юнусовы; первый военный ахун Санкт-Петербурга, имам Хусаин Сеид-Бурхан из Твери, имамы Ярославля, Варшавы, Эстонии, Финляндии, первые имамы Соборной мечети Москвы Бадретдин и Сафа Алимовы — все это нижегородские татары, наши предки, наследие которых теряется сегодня у всех на глазах…

Наши земляки, поселившиеся в Москве и Петербурге, отстроили в 1990-е годы в своих родовых селах 2-3-этажные дома; но сегодня эти дома, эти кирпичные сараи и бани уже становятся объектами массового вандализма и грабежа. Маргинальные элементы, которые с каждым разом становятся все наглее, и теперь уже в открытую вскрывают дома, стоящие с осени по весну без хозяев, все больше и больше заселяют наши татарские села. Приведу такой яркий пример.

Древнейшее село Петряксы, некогда бывшее райцентром Татарского района, и имевшее 5-тысячное население, родина первого чемпиона мира по боксу Карамалая Нуралимова, родина всемирно известного ученого-богослова Хамидуллы Альмушева, родина крупнейшего ишана шейха Садреддина Аллямова, который состоял в родственных связях с Марджани, родина Бакеевой Хавы, депутата верховного совета — богатейшее на выдающихся личностей село – сейчас здесь осталось полторы тысячи человек постоянного населения, из которых татар всего две трети. В школе, которую построил еще Илья Николаевич Ульянов, сегодня уже не преподается татарский язык. Почему? Почему это село и ряд других татарских сел выведено из состава преимущественно татарского Краснооктябрьского района?

Тенденция на ликвидацию татарского образования, к сожалению, превалирует в татарских селах. Из желания ввести английский язык и другие «модные» предметы мы отказываемся от своей культуры, от своего языка. А ведь совсем недавно, в советское время, даже в Сергаче, где татарское население незначительно, был филиал татарской казанской библиотеки, и весь район обеспечивался книгами и учебниками из этого центра.

Конечно, мы не снимаем ответственности за происходящее с самого татарского народа, но если кто-то считает, что вся проблема заключена только в народе, то тогда зададимся вопросом: а на что у нас власть? Если нам готовы идти навстречу – пусть вернут Татарский район, со своим РОНО и прочими органами национальной культуры и образования. Пусть обратят внимание на достижения советской эпохи в деле развития наций – когда в Нижнем Новгороде было татарское педагогическое училище, давшее плеяду выдающихся выпускников. Среди них — Мансур Закиевич Хафизов, Алимжан Мустафинович Орлов, Хафиз Фаттахетдинов, который похоронен вместе с Рубеном Ибаррури в Волгограде. Мы помним всех своих национальных героев по именам, но где взять героев завтрашнего дня?

Если нам скажут, что у желающих есть возможность учиться в Казани – это тоже попытка уйти от решения проблемы, ведь очевидно, что выпускник сельской школы, направившийся в Казань, уже не вернется в свое родное село, но будут стараться устроить свою жизнь в большом городе. Конечно, им захочется повторить судьбу своих земляков Рашида Вагапова, Хайдара Бигичева и др. выдающихся деятелей искусства Татарстана – наших нижегородских татар.

Приведу несколько примеров того, какие конкретные мероприятия по сохранению татарской культуры мы предлагаем. Во-первых, это уникальный религиозно-просветительский учебный комплекс на базе мечети в селе Медяна. Несколько лет тому назад там нам удалось выстроить интенсивную работу по подготовке мусульманских религиозных кадров для работы на селе и по повышению квалификации для сельчан-людей среднего возраста. Разумеется, наша деятельность была основана исключительно на нашем собственном энтузиазме при финансовой поддержке создателя этого комплекса московского бизнесмена Фаиза Гильманова. К сожалению, на сегодня эта работа прекращена по причине финансовых затруднений у этого человека. Мы предлагаем восстановить эту работу при условии оказания помощи как властями, так и бизнесменами из числа нижегородских татар из Москвы, Петербурга и т.д.

Другой актуальный пример – областная газета «Туган як», выходящая  на татарском языке. Некогда там работали самые лучшие и образованные журналисты — Олег Андержанов и др. – которых сегодня фактически выкинули из газеты. Серость, как известно, не любит умниц и молодцов; на этом фоне ведущим журналистом газеты стал бывший шофер. На сегодня «Туган як» — единственная татарскоязычная газета Нижегородчины — превратилась в рекламно-поздравительную листовку; содержащую в лучшем случае теле-программу. На страницах издания не поднимается ни одна острая, живая тема, она являет собой классический пример «газеты ни о чем». Мы озвучили свое видение: сменить редактора-пенсионера, отправив его наконец-то на заслуженный отдых, назначив на это место молодого и перспективного специалиста Олега Андержанова.

Следует откровенно признаться, что прежнее поколение национальных активистов в силу объективных причин перестало активно заниматься работой по сохранению татарской культуры и сдало свои позиции… Мы благодарны Рахиме Абдулловне Данеевой, Марату Кадыровичу Юнисову, Алимжану Мустафиновичу Орлову, но нужно набраться смелости и пригласить к активной работе более молодых активистов.

В этом плане стоит реально оценить работу Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области. Несмотря на скуднейшую помощь со стороны государства (в 2006 г. в адрес РНКАТНО было выделено 150 тысяч рублей); несмотря на то, что до сих пор у нашей автономии нет в собственности своего помещения, которое пока что предоставляется Духовным управлением мусульман — работа, проведенная РНКАТНО, грандиозна. Создание собственного Интернет-сайта; выпуск многочисленных книг на татарском и русском языках местных краеведов, историков, писателей и поэтов; проведение вот уже четвертых Фаизхановских чтений; конференции «Рухи Мирас» в Сергаче; мероприятий в память Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая; практически ежемесячных концертов с участием татарских звезд эстрады; поддержка (по возможности) молодых дарований (Дианы Галимовой и др.) – вот лишь краткий перечень мероприятий, проведенных РНКАТНО за прошедший год. Один только энциклопедический словарь «Татары Нижегородской области» с бюджетом в 400 тысяч рублей — уже огромный рывок вперед. Может, и хотелось бы потребовать большего, но масштабность уже проделанного не дает на это право.

При этом особо отмечу следующее: не только государство оказалось в стороне от помощи РНКАТНО, но и, к сожалению, татарский национальный бизнес игнорирует нужды своей национально-культурной автономии. Помощь со стороны татарских предпринимателей в адрес РНКАТНО не превышает похода в ресторан… За исключением ряда искренне верующих людей, богатые татары в своем большинстве не осознают необходимости вкладываться в сохранение родного языка и культуры. Что здесь можно сказать? С одной стороны, перевоспитать этих людей мы уже не сможем… Но, с другой стороны, это все таки наши соплеменники, и в Судный день Всевышний Аллах спросит не только с них, но и с нас: а мы что сделали, чтобы их привлечь? И вот какая идея крамольная пришла в голову…

Мы ведь прекрасно все знаем, когда главы районных администраций Нижнего Новгорода вызывают к себе «для душеспасительных бесед» бизнесменов, и фактически заставляют их выкладывать деньги на строительство православных храмов, или, скажем, на золочение куполов храма Александра Невского в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Более того: даже когда татарские бизнесмены говорили, что будут помогать мечети, а не церкви, то на это им фактически угрожали разорением. Знакомые нижегородцы рассказывают, что начальство заставляет всех сотрудников написать заявления, чтобы с их зарплаты автоматически удерживались определенные суммы в пользу православных храмов. Мусульмане и другие неправославные граждане, конечно, возмущаются, а в прокуратуру написать не могут: бизнес разорят, работников уволят…

Истина, как всегда, лежит посередине. Мы, безусловно, против репрессивных методов сбора денег; но вот в том случае, когда бизнес идет навстречу татарским национальным организациям в деле сохранения нашей культуры, власть могла бы применить льготные схемы в адрес таких меценатов.

Еще одна болезненная тема: состояние религиозной сферы жизни в нашей области. С одной стороны, у нас очень много мечетей: их на сегодня в нашей области 55. В свое время мы их торжественно открывали, но, к сожалению, сегодня вынуждены неторжественно закрывать. В селе Ишеево на 200 постоянных жителей – 3 мечети, и они не в состоянии финансировать их содержание. Духовное управление мусульман никогда не рвалось к такой ненужной трате денег, бесполезному вкладыванию средств; в то же время и запретить строительство мечетей мы не могли, коль скоро люди считали, что вот таким образом религия сама собой возродится. Конечно, только сейчас на этом печальном примере мы можем объяснить московским татарам: надо вкладываться в инфраструктуру села, которое находится на краю гибели – тогда и жизнь оживится, и мечети наполнятся.

К сожалению, эта наивная попытка сохранить Ислам далека от тех вызовов, с которыми мы сталкиваемся в последнее время ежедневно. Вот сегодня на Педагогической секции будет обсуждаться вопрос об участившихся случаях православного миссионерства в детских садах и школах. Частое появление православных священников в нарушение действующей Конституции привело к такому результату относительно детей мусульман: в последнее время дети осеняют себя крестами, цитируют «Отче наш». Я очень серьезно акцентирую внимание власть предержащих на этой крайне болезненной теме.

И вот о чем хочу сказать в этой связи. Все национальные восстания в Поволжье и на Урале начинались с проблем религиозной дискриминации – например, восстание Батырши, юбилей которого пришелся на 2006 год, и который был, кстати говоря, мишарином по происхождению. Людей просто загнали в угол примерно такой же навязчивой православизацией.

Вкупе с постоянными намеками преподавателей в вузах о «террористической сущности» Ислама – опять-таки, у нас есть документальные подтверждения этому, но студенты боятся писать жалобы под угрозой отчисления – все это создает картину геноцида российских татар-мусульман на их собственной родине. Мы еще не забыли, как высокопоставленный представитель Московской патриархии предлагал нам, не желающим изучать Основы православия в школе, поискать себе другую родину. Итак, что же получается в горьком остатке?

Мы долго строили тоталитарное атеистическое общество, а теперь какое? Даже страшно вымолвить… Не я первый и не я последний предупреждаю авторов этой идеологии, что рано или поздно – и скорее всего, гораздо быстрее, чем они думают – такое общество неизбежно сменится новой фазой безбожия, бунтарством народа и полным нигилизмом. Вторичное разрушение храмов Россия просто не переживет. Хотим ли мы этого? И об этом ли мечтали в годы государственного атеизма? К сожалению, пока что вопросов больше, чем ответов на них.

Мы можем надеяться только на Всевышнего и на свои собственные силы. Призываем всех заинтересованных активно включаться в решение поднятых нами вопросов и проблем. Спасибо за внимание. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

 


ПРОГРАММА IV ФАИЗХАНОВСКИХ ЧТЕНИЙ

9.00–10.00 – регистрация (Дворец труда, Н. Новгород, ул. Б.Покровская, 1)

10.00 – начало конференции

Ведущий конференции – А. Ю. Хабутдинов, д. и. н., профессор Казанского филиала Академии правосудия

10.00–10.30 – приветственные выступления

  1. Идрисов Умар Юсипович, председатель ДУМНО,

  2. Закиров Гаяз Салихович, председатель совета РНКАТНО,

  3. Идрисов Заур Шикарович — президент Региональной национально-культурной автономии азербайджанцев Нижегородской области,

  4. Шапошников Лев Евгеньевич, д.философ.н., профессор, первый проректор НГПУ,

  5. Идрисов Заур Шикарович, Президент РНКААНО,

  6. Чапрак Эдуард Михайлович, глава еврейской религиозной общины, г. Н. Новгород

10.30–12.00 – пленарное заседание

  1. Кульпин-Губайдуллин Эдуард Сальманович, д. философ. н., профессор Института востоковедения РАН – «Монгольское государство и тюрки в Улусе Джучи»,

  2. Загидуллин Ильдус Котдусович, д. и. н., заведующий отделом средневековой истории Института Истории им. Ш. Марджани АН РТ,

  3. Сенюткина Ольга Николаевна, к. и. н., профессор НГЛУ – «Формы политической активности нижегородских мусульман»,

  4. Ситдиков Айрат Габитович, к. и. н., заведующий Национальным центром археологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ,

  5. Хизриева Галина Амировна, старший преподаватель РГГУ,

  6. Хабутдинов Айдар Юрьевич, д. и. н., профессор Казанского филиала Российской Академии правосудия

14.00–17.00 – работа секций конференции (Дворец труда, ННГУ, НГПУ)

17.00–18.00 – принятие итогового документа

19.00–20.00 – ужин (Нижегородская Соборная мечеть)

Историческая секция «Мусульмане России и Поволжья: итоги тысячелетнего развития»
(ул. Ульянова, 2, ФМО ННГУ, ауд. 325).
Ведущие секции – Ольга Николаевная Сенюткина, Ильдус Котдусович Загидуллин

  1. Сенюткина Ольга Николаевна, к. и. н., профессор НГЛУ

  2. Загидуллин Ильдус Котдусович, д. и. н., заведующий отделом средневековой истории Института Истории им. Ш. Марджани АН РТ, Казань

  3. Фаизов Сагит Фаритович, к. и. н., Москва

  4. Орлов Алимжан Мустафинович, к. философ. н., доцент, почетный председатель Центра «Туган як»

  5. Пудалов Борис Моисеевич, начальник Комитета по делам архивов администрации Нижегородской области – «Грамотка князя Ширинского»: примечательное простодушие»

  6. Стрелкова Ирина Хабибовна, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова – «Итоги деятельности Новокрещеной Конторы (на примере истории татар и мордвы Нижегородского региона)»

  7. Биккинин Ирек Дамирович, главный редактор «Татарской газеты», Мордовия

  8. Кузнецов Андрей Александрович, к. и. н., доцент ННГУ

  9. Петров Павел Николаевич, д. и. н.,  Н. Новгород

  10. Нестеров Игорь Владиславович, сотрудник фундаментальной библиотеки ННГУ – «Русско-татарские маргиналии в рукописных книгах древлехранилищ Нижегородского края»

  11. Сайфутдинов Айдар Камилевич, аспирант КГУ – Теоретические аспекты мусульманского консерватизма и традиционализма в современной историографии»

  12. Шакуров Камиль Равилевич, аспирант КГУ – «Политический ислам ваисовского движения»

  13. Макаров Ахмад Давлетшин, публицист,  Москва – «Политический феномен башкиро-мещеряцкого войска»

  14. Груздева Виктория Викторовна, д. философ. н., профессор Нижегородской академии МВД России

  15. Панфилова Наталья Васильевна, директор филиала Музея истории художественных промыслов Нижегородской области

Международная секция. «Государство и общество на евразийском пространстве»
(ФМО ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ул. Ульянова, 2, ауд. 203).
Ведущие секции – Булат Мухамедович Ягудин, Дмитрий Васильевич Сочнев

  1. Сочнев Дмитрий Васильевич, д. соц. н., профессор, директор Центра ПФО по изучению и предупреждению терроризма, политического, национального и религиозного экстремизма

  2. Тамайко Леонид Леонидович, начальник центра «Т» ОРБ ГУ МВД РФ по ПФО

  3. Ягудин Булат Мухамедович – к. и. н., доцент КГУ. «Внешняя политика современной Турции»

  4. Рыхтик Михаил Иванович, д. и. н., профессор ННГУ

  5. Сухова Елена Федоровна – к. фил. н., доцент, заведующая кафедрой иностранных языков и лингвокультурологии ННГУ «Иракские СМИ до и после оккупации» 

  6. Балашов Юрий Алексеевич, к. и. н., доцент ННГУ – «Диаспоры разделенных этносов: специфика генезиса и развития»

  7. Рыжов Игорь Валерьевич, к. и. н., доцент ННГУ – «Проект создания Государства Израиль в контексте внешней политики СССР в 1947–1949 гг.»

  8. Браницкий Андрей Геннадьевич, д. и. н., доцент ННГУ – «Воздействие религиозного фактора на процесс расширения Европейского Союза»

  9. Хужин Салават Мисхатович, зав. кафедрой гражданского права, Волго-Вятская Академия государственной службы

  10. Никитин Артем Геннадьевич, аспирант ННГУ – «Вооруженные силы

  11. Иорданского Хашимитского Королевства»

  12. Чуприков Петр Борисович, аспирант ННГУ

  13. Фомичева Ольга Владимировна, аспирантка ННГУ – «Эволюция систем миграционного контроля: опыт стран Европы»

  14. Саркисян Артур Артурович, аспирант ННГУ – «Общинные институты диаспор как нструмент адаптации мигрантов»

  15. Миронов Алексей, студент ФМО ННГУ – «Иран как одна из основных угроз государству Израиль. Анализ мнений израильских ученых и военных экспертов»

  16. Ягудина Динара Фоатевна, студентка ФМО ННГУ – «Внешнеполитический аспект деятельности турецкой партии Справедливости и развития»

  17. Андерсон Екатерина Олеговна, студентка ФМО ННГУ – «Арабский Интернет: динамика развития и текущие проблемы»

  18. Рябков Илья Юрьевич, студент ФМО ННГУ – «Ислам и этнополитические системы субъектов РФ»

  19. Рогожин Антон Александрович, студент ФМО ННГУ – «Феномен разделенности этносов в современной Европе»

  20. Курганников Василий Владимирович, студент ФМО ННГУ – «Черкесская диаспора в странах Ближнего Востока»

  21. Куренков Никита Сергеевич, студент ИФ ННГУ – «Орден марабутов в Северной Африке и его влияние на ислам и политику»

  22. Кулев Антон Георгиевич – «Будущее России в контексте основного закона геополитики»

  23. Беренкова Наталья Александровна, студентка ФМО ННГУ – «Фактор конфессионализма во внешней политике Ливанской республики: история и современность»

  24. Интяков Андрей, студент ФМО ННГУ – «Итоги ближневосточной политики ООН в 2006 г.»

Педагогическая секция «Основы знаний о религии в системе образования»
(ул. Ульянова, 1, ауд. 107/109).
Ведущие секции – Сергей Джаннат Маркус, Ильшат Фердинантович Гимадеев

  1. Дорофеев Федор Александрович, к. и. н., доцент

  2. Гимадеев Ильшат Фердинантович, старший преподаватель ТГППУ – «перевод работы Х. Фаизханова «Ислах мадарис»

  3. Пушкин Сергей Николаевич, д. философ. н., профессор НГПУ

  4. Вагапова Фирдаус Габдуллазяновна, к. филол. н., доцент – «Программа исламских исследований на ФМО ННГУ им. Н. И. Лобачевского»

  5. Хайретдинов Марат Зиннурович, публицист, Москва

  6. Радина Надежда Константиновна, к. псих. н., доцент ННГУ

  7. Лебедева Ирина Владимировна, к. п. н., доцент НГПУ

  8. Трушина Йолдыз Хабибовна, к. п. н., доцент НГПУ

  9. Маркус Сергей Джаннат, публицист, Москва

  10. Салимов Марат, к. э. н. заведующий информационным отделом ДУМ Республики Мордовия

  11. Шакурова Айгуль, Казань, 14-я гимназия – «Просветительская деятельность Ибрагима Хальфина»

Обществоведческая секция «Развитие мусульманских институтов современной России»
(Малый зал Дворца труда).
Ведущие секции – Айдар Юрьевич Хабутдинов, Дамир Зиннурович Хайретдинов

  1. Хабутдинов Айдар Юрьевич, д. и. н., профессор Казанского филиала Академии правосудия

  2. Хайретдинов Дамир Зиннурович, к. и. н., публицист, г. Москва

  3. Алексеев Игорь Леонидович, к. и. н.,  старший преподаватель РГГУ

  4. Хизриева Галина Амировна, старший преподаватель РГГУ

  5. Мухетдинов Дамир Ваисович, к. п. н., ректор НИИ им. Х. Фаизханова

  6. Ситдиков Айрат Габитович, к. и. н., заведующий Национальным центром археологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ

  7. Ахмедгалин Фарид Альбертович, заведующий отделом истории и археологии НКЦ Казань, Казань

  8. Хузин Фаяз Шарипович, д. и. н., член-корреспондент АН РТ, заслуженный деятель науки РТ

  9. Рахимова Диляра Файзулловна, руководитель пресс-службы Российского исламского университета, Казань

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.