ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
30-03-07 Нужна ли Н. Новгороду государственная политика?

Такой вопрос лишь кажется нелепым – но судите сами, как иначе назвать происходящее в центре Поволжья, где расположена штаб-квартира Полномочного представителя Президента России Александра Владимировича Коновалова? В Нижнем Новгороде только что прошли уникальные Фаизхановские чтения, а 29 марта – первый в истории Съезд азербайджанцев области.

Разговор первый

– Случайно ли, что на этих мероприятиях, уникальных не только для Поволжья, но и для всей страны, не было ни представителей местной прессы, ни чиновников из Полпредства? – спрашиваю я Гаяза Салиховича Закирова – председателя РНКАТНО (Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области).

– Конечно же, неслучайно. Неужели никому из журналистов не важно побывать на собрании ученых, обсуждающих на Фаизхановских чтениях вопросы краеведения, этно-религиозных проблем края, вопросы преподавания религии в школах и место России в глобальной политике? Эти чтения стали уже традиционными, проводятся в четвертый раз. Из материалов, представленных выступающими, печатается научный альманах с тем же названием. К нам приезжают крупные учёные, эксперты и научная молодежь из Казани, Ульяновска, Саранска и Москвы.

-  Быть может, организаторы заранее никого не проинформировали?

- Извините. Повторю: Фаизхановские чтения проходят ежегодно уже в четвертый раз. Анонсы появляются на двух сайтах и в прессе. В редакции рассылаются пресс-релизы. Все готовится по-современному и грамотно. Но «не замечать» такого форума можно только «по указке свыше». Увы, мы вынуждены констатировать – такая указка действует. И это проявление политики, вернее ее отсутствия. Президент России говорит о необходимости межнационального согласия внутри страны, подчеркивает значимость исламского фактора. А в Нижегородской области татарская организация проводит научно-краеведческо-политологические чтения, в этом принимают участие мусульмане (ДУМНО – Духовное управление мусульман Нижегородской области), наши азербайджанские структуры – но представителям Президента это… неинтересно. Это или нежелание работать, или какое-то эмоционально-сентиментальное отторжение от своих сограждан.

- Очевидно, на Чтениях звучат мысли, вызывающие раздражение власти?

- Неправильно так формулировать. Что значит «раздражение»? Мы же не с девушкой начинаем знакомство, а решаем общественные вопросы, и представители государства не должны избегать выполнения своей работы.

Да, от Полпредства в ПФО идет сейчас идеологическая волна унификации, сметающая на своем пути все неправославное и нерусское. Это горько констатировать – но в нарушение Конституции внедряется ОПК в школы, в «добровольно-принудительном порядке» бизнесмены финансируют восстановление и строительство православных храмов, вокруг Сергача, к примеру, прямо на федеральных дорогах ставят кресты, хотя это район традиционно татаро-мишарский и мусульманский.

Историки, краеведы, культурологи на Фаизхановских чтениях предлагают научно проработанные материалы, рисующие сложную полиэтничную картину нашего региона. Публицисты и исламские лидеры выступают за межконфессиональный диалог и равенство религий перед Законом. Быть может, какие-то проблемы ставятся «слишком остро» или «несвоевременно» с точки зрения чиновников – но ведь они по должности обязаны вступать в диалог с людьми, представляющими непонятные им мнения, тем более, если это дипломированные учёные.

Вывод очень прост: игнорирование Фаизхановских чтений не только свидетельствует об интеллектуальной слабости, но и о нежелании работать над реализацией политики Президента России.

- Но обычно  говорят, что там, где власти бездействуют – возникает сначала вакуум, а потом и хаос…

- Вот в этом-то и опасность нашей нижегородской ситуации. С одной стороны, отсутствие чёткого исполнения федерального закона приводит к нарастанию нарушений со стороны Московской патриархии, к националистическому крену в направлении «русских и правых маршей». С другой стороны, такая несправедливость и «молчание властей» ведут к накоплению протеста от национальных и религиозных меньшинств. Толкают, скажем образно, на «татарские» или «кавказские марши».

Последнее, что скажу в связи с этим – зачем такое допускать, когда в России есть демократическое законодательство, отвечающее мировым стандартам и требованиям современности, есть ясная позиция первого лица государства? И надо просто работать. Если обременительно изучать документы, можно хотя бы смотреть центральные телеканалы – они ведь каждый день показывают, как работает Президент и его команда, с какими проблемами сталкиваются, какие «мессаджи-послания» шлют и народу и чиновникам на местах. Повторю: надо просто работать.

Разговор второй

- Чем была вызвана необходимость провести 29 марта первый в истории Съезд азербайджанцев области? – этот вопрос я адресую Сафару Билаловичу Омарову – председателю МНКАА (Местной национально-культурной автономии азербайджанцев) Нижнего Новгорода.

-  Это не развлекательная затея, но дело большой государственной важности – структурировать растущую на глазах азербайджанскую диаспору Нижегородской области в полноценную ячейку современного правового общества. Приведу цифры: 40 тысяч выходцев из Азербайджана имеют регистрацию, но еще 120-150 тысяч живут тут, не имея никакого статуса. И при этом поток прибывающих растет, и в нем нуждаются те сферы экономики, где не хватает рабочих рук. Ведь убывание местного населения, славян и даже татар, идёт нарастающими темпами. К тому же на межнациональном поле вспыхивают временами конфликты – в начале этого года погромы азербайджанцев были учинены в Балахне, ранее в других городах. Под руку ксенофобов попадают и представители иных народов, включая иностранных студентов из Малайзии.

Итак, уже давно надо было что-то делать. И мы решили на базе уже действующих НКАО в Нижнем Новгороде и Дзержинске учредить Региональную структуру. Решение об этом мы приняли 20 марта, а Первый съезд провели уже 29-ого, в день получения регистрации.

- Невероятно быстрые темпы! А каково качество?

- Извините, мы ведь работаем не первый день. И каждому документу и мероприятию, выходящему на публику, предшествует аналитическая работа, обсуждения, согласования. Главное, над чем мы работали все это время – над осознанием своих корней и меняющейся ситуации. Мы заложили основы нашей историографии. Она изложена в изданных к Съезду шести номерах газеты «Аль-Хаят», в спецвыпуске журнала «Ислам на Нижегородчине» (он посвящен азербайджанскому присутствию в этих землях от раннего Средневековья через советскую эпоху вплоть до наших дней). Постоянно дополняются материалы сайта www.nizgar.ru, ведется сбор материалов книги «Сто выдающихся азербайджанцев Нижегородской области». Проще говоря, мы захотели ответить на такие вопросы: кто мы, азербайджанцы Нижегородчины? Почему мы здесь? Когда здесь были наши предки и чем занимались? Как строили отношения с другими народами и Российским государством? Что делать сейчас и каковы наши перспективы?

Потому, смею думать, эта историко-теоретическая база – серьезный фундамент, на котором мы сможем строить нашу деятельность. Кроме того, публикации ведь не с грифом «для служебного пользования» - пусть все их читают, критикуют, дополняют. Ведь то, что мы делаем – и есть институт гражданского общества, информационно прозрачный и открытый для диалога.

- Как прошел съезд и что будет далее?

- Все подробности – в Речи нашего лидера Заура Шикаровича Идрисова и в единогласно принятой Резолюции. В целом мы удовлетворены проделанным и даже воспринимаем съезд как праздничное и историческое для нас событие. Хвала Аллаху!

После официальной части на сцену вышли музыканты из Азербайджана, которых здесь не слышали, наверно, со времён Советского Союза. Пела дивная певица Кенуль Керимова – и зал, собравший тысячу триста человек, был счастлив!

У нас получился тройной праздник – наш съезд, Новруз и Мавлид. И в тот же день на другой нижегородской площадке состоялся концерт татарской музыки: выступали Заслуженные артисты Татарстана Зайнап Фархетдинова и Зуфар Билялов. А поздравлял их с Мавлидом лидер татарской НКАО Гаяз Закиров. Как видите, в Нижнем Новгороде теперь вновь возгорелся очаг тюркско-мусульманской культуры. Звучит музыка, тюркская речь, выходят книги, журнал и газеты…

Естественно, все это «мишаро-азербайджанское возрождение» не направлено «против кого-то» - просто люди возрождают растоптанное советским атеистическим режимом.

– Но разве нынешняя линия на унификацию народов Вас не тревожит?

–  Не тревожит, но даже вдохновляет комплекс законов, имеющихся в Российской Федерации и то, что заявляет центральная власть устами Президента Путина. Но вот на нижегородском уровне будто бы идет какая-то иная жизнь. Здесь как бы не представляют реальной истории страны и роли многих народов в её развитии. Центр говорит: страна многонациональна, нужно развитие всех народов. А у нас тратят бюджетные средства и усилия специалистов лишь для одной нации и одной из религий.

Понимаете ли, когда мой ребенок приходит домой и показывает, как надо креститься – семья в шоке! Значит, светский статус государства и государственной школы – пустой звук? Или когда молодой человек хочет устроиться на работу, а бизнесмен развить свое дело, их спрашивают: «вы – оглы?» и потом отказывают именно потому, что он не «иванович или петрович»…

Скажу более – есть уверенность, что проблемы, которые ставят НКА области и их мероприятия сознательно игнорируются местной прессой. Представьте себе: недавно на журналистском форуме было заявлено, что свобода слова в Нижегородчине исчезла и никто даже не пытается высказать публично что-то критическое, во всеуслышание сказали: «нет, независимое мнение и способность к критике осталась только у прессы ДУМНО». Разве это соответствует общероссийским и мировым стандартам демократии?

– Азербайджанская община сосредоточена только на своих проблемах?

– В первую очередь, конечно, надо разгрести накопившееся, с чем не работало общество из-за отсутствия наших структур, ни государство. Но мы принципиально открыты. К примеру, тесно сотрудничаем с близкими к нам по этносу, языку и религии татарами. С мусульманами из ДУМНО – специально к празднику Мавлид мы профинансировали издание научно-культурологического альманаха «Маулид ан-Набий», в котором значительное место отдано реалиям русской культуры, отражающей Ислам. Кстати, двоих участников этого альманаха мы пригласили в Нижний Новгород – выступить на праздничном вечере. Это москвичи – ответственный редактор альманаха, культуролог Сергей Маркус и поэт, переводчик восточной поэзии Михаил Синельников.

Иначе говоря, мы как азербайджанцы, не остались в прошлом, мы чувствуем перемены и реагируем на них. Мы видим позитивные импульсы, идущие от Президента России, в частности, в сфере улучшения межнационального климата внутри страны и укрепления сотрудничества с Республикой Азербайджан.

И мы надеемся, что местная власть услышит и наш голос, равно как и голос из Московского Кремля.

Разговор третий

– 29 марта – первый в истории съезд азербайджанцев области. Как объяснить отсутствие на нем местной прессы и чиновников из Полпредства в ПФО? – этот же вопрос я адресую Дамиру Мухетдинову, политологу и члену Общественной палаты Нижегородской области.

– Это следствие взятой на вооружение «страусиной позиции»: вокруг идут сложнейшие интереснейшие процессы, а чиновники прячут голову в песок. Кто такие азербайджанцы в Поволжье? Это ведь не десант «Аль-Каеды» - они жили и торговали на Волжском пути с раннего Средневековья, а с началом Нижегородской ярмарки в 1817 году имели здесь свою инфраструктуру: лавки и торговые представительства, даже свою мечеть. Представьте себе меняющуюся на глазах демографию: в области живут 40 тысяч имеющих регистрацию азербайджанцев, и еще 120-150 тысяч без статуса. Поток мигрантов растет, российская экономика не выживает без этого притока рабочей силы. При нынешних тенденциях, суммарно население татар и азербайджанцев в области к 2020 году составит уже 500 тысяч человек.

Эти явления надо отслеживать, анализировать и управлять ими в интересах всего общества. Что же мы видим от чиновников? В Нижнем проходит съезд, который ставит задачей правовой ликбез для мигрантов, создание «Центра адаптации мигрантов», окультуривание приезжих (это ведь не узко-национальные, но общегосударственные проблемы!). Но представители государства прячутся, на приглашения не отвечают.

– А почему созданные азербайджанские организации связаны с ДУМНО (Духовным управлением мусульман Нижегородской области) и РНКАТНО (Региональная национально-культурная автономия татар Нижегородской области)?

-  Скажу более: структурирование азербайджанской расплывчатой диаспоры в законно оформленную ячейку российского социума – это наша инициатива, татар-мишарей из ДУМНО. Вспомним историю: азербайджанцев в дореволюционной историографии называли «Татарами», «кавказскими татарами» - это говорит об этнической родственности двух ветвей общей тюркской семьи народов. Недаром и в наши дни образованные татары понимают речь азербайджанцев, и наоборот. Значит, размышляли мы – кому как не братьям-тюркам помогать друг другу в современном мире? Ведь это древняя традиция наших предков. Кстати, судьба нам как бы в шутку подарила родство фамилий наших лидеров: фамилию Идрисов носит глава ДУМНО татарин Умар-хазрат и лидер азербайджанцев области Заур Шикарович! Со стороны говорят – «да они же братья!» - и вэтом есть свой глубокий, правда символический смысл. Татары и азербайджанцы – воистину братья.

Второй стержень нашего единства – Ислам. Он по сути интернационален, кроме того, он требует от нас взаимопомощи. И вот так получается: татары в России давно адаптированы, наряду с русским народом являются «государствообразующей нацией». Опыт «татарских служилых людей» внутри российской государственности помогает теперь тем мусульманским этносам, которые или позже вошли в состав Российского государства, или появились здесь недавно как мигранты.

Я уверен, что именно мусульманские структуры (не те, что существуют «для галочки», а реально работающие) могут помочь в адаптации новых миграционных потоков в Россию. Случай с азербайджанцами –пожалуй самый лёгкий, именно в силу нашей общности в Поволжье с раннесредневековых времен. Но впереди – работа с таджиками, узбеками, с иными национальными группами.

– То есть, Вы хотите «взять огонь» мигрантов на себя? А как же государство?

– В этой работе – наш долг как мусульман, и одновременно наша помощь нашему Отечеству. Кто ещё это сделает, какие этносы, какие конфессии? Напомню: татары всегда вели «восточную дипломатию» Московского царства, а потом и Петербургского императорского двора. Тюркское слово «толмач» - переводчик лучше всего обозначает нашу историческую роль и специфику.

Если современные чиновники – в силу своей лености или незнания отечественной истории – игнорируют исламо-татарский потенциал, то кажется, что они не любят ни Россию, ни ее цивилизационное многообразие. Президент Путин недавно «прорубил окно» в Саудовскую Аравию, сделал Россию наблюдателем в ОИК (Организация исламская конференция) – это значит, что Россия уже ищет союзников и опоры в исламской цивилизации (не исключая при этом иные векторы: Индию, Юго-Восточную Азию, Китай, Латинскую Америку).

Пусть и чиновники внутри российской глубинки, в Поволжье – сердце России – поймут, что великая исламская цивилизация начинается у них под боком! И с ней надо считаться. Не надо с ней по-глупому ссориться…

Надо ее грамотно и с пользой для страны использовать. Такова прагматика российской геополитики.

Разговор четвертый

Чтобы понять, как на практике мусульмане Нижегородчины воплощают свои замыслы в педагогической сфере, я обратилась к директору медресе «Махинур» Абдулбари Муслимову:

– Вы руководите нижегородским медресе, вы – башкир, вы – заместитель председателя ДУМНО по учебной работе. Какова Ваша профессиональная реакция на политику межконфессионального и межнационального уровней в Поволжье?

– Только что у нас прошли очередные Фаизхановские чтения, где я участвовал в работе Педагогической секции. И, конечно же, мои коллеги остро ставили вопросы об ОПК в школах. Как на это реагировать? Очень трезво и точно позицию нашего народа и нашей религии выразил Президент Башкортостана Муртаза Губайдуллович Рахимов, а вслед за ним и лидеры других национальных республик страны. Он в первую очередь напомнил о незыблемости светского характера государства, защищённого Конституцией РФ. Второе: он подчеркнул, что государственная школа была и должна остаться светской.

От себя добавлю, что позиция руководителей РПЦ вполне понятна: пастырь заботится о своём народе и не может оставаться равнодушным, когда бездуховность, безликая глобализация и пороки овладевают молодыми людьми. А ведь современные семьи, после семидесяти лет атеизма, как правило, неспособны дать религиозное воспитание. Пастырская забота у представителей всех религий одинакова. И мы хорошо понимаем друг друга.

– В Татарстане и Мордовии уже стали делать свои учебники – в противовес ОПК – учебники курса «Основы мусульманской культуры». Значит, скоро страна «расползется» по конфессиональным анклавам. Ваше мнение – так оно и нужно?

- Думаю, что это эмоциональная реакция на ОПК. Но в такой сложной стране, как Российская Федерация, демократия и светскость не должны быть лишь на бумаге. В них – насущная необходимость.

Сравните: что легче настроить, балалайку или фортепиано, или орган? Сложному обществу нужна сложная настройка. В религии, по-моему, следует оставить школе информирование обо всех народах, культурах и верах. И Министерство образования РФ именно этого и хочет. Но дополнительно, в рамках регионального компонента, стоит добавить курс Краеведение (или Отечествоведение, Моя малая Родина) – причем, как факультатив. А собственно передачу религиозных ценностей, обучение обрядам и молитвам – оставить только семье и только специальным религиозным институтам (воскресным школам, курсам, медресе и так далее).

Почему это важно? Во-первых, так будет соблюдена свобода совести граждан. У школы – база данных, информация. У семьи и медресе – ценностная ориентация личности, приучение или неприучение к духовной практике.

Самое замечательное, что такой подход укоренен в классическом Исламе: в Коране есть постулат «в религии не может быть принуждения!». Уточним – функция принуждения у государства, а религия воспринимается (или отторгается) свободной волей человека. Итак, государство требует соблюдения закона и дает человеку максимум информации о мире, в том числе и о религиозной его составляющей. Но внутренний мир человека, свобода совести – вне этого принуждения. Для несовершеннолетнего эту сферу определяет семья, а в религиозную среду, в институты веры человек приходит только из-за порыва души!

- Европейский стандарт демократии созвучен мусульманам?

- Конечно! Мы за свободу и мы открыты душой ко всем. В РПЦ велик уровень консервативности и отчуждённости от европейских ценностей – такова традиция, там основная паства – пожилые женщины. И такая психология вполне понятна.

У мусульман же иная доктрина, и много молодежи. Мы не можем оставаться в Средневековье. И стремимся к диалогу. К примеру, до сих пор нас считают «еретиками-магометанами» в соответствии с решениями Вселенских соборов 8-9 веков. Католики на Втором Ватиканском соборе уже изменили отношение к Исламу – это, как они сформулировали, «божественная религия Откровения со многими общими для нас ценностями». 21 веку нужен диалог и открытость.

- Что же Вы делаете практически для диалога?

- Обратитесь к изданным за последние годы книгам, журналам, альманахам, словарям, учебникам и газетам нашего Издательского дома «Медина». Они изданы не только для нашего учебного процесса. Написанные современными авторами на современном языке, они показывают Ислам немусульманам. Мы знаем, что эти книги с удивлением читают и сотрудники правоохранительных органов нашей области, и педагоги и ученые.

С удивлением люди узнают об особой толерантности, заложенной в нашем ханафитском мазхабе и богословской школе джадидизма – а это основа Ислама у народов Поволжья. До революции имперские власти держали эти традиции в тени, при советской власти начались гонения против всех религий. И вполне понятно, почему люди ничего не знают о реальном Исламе наших благочестивых предков! Только сейчас, в условиях демократической России, мы имеем средства, время, кадры, защиту Закона, чтобы возродить наше отеческое наследие!

Уверен, что именно традиционный для Поволжья Ислам не просто возродится, но творчески интегрируется в современное сложное и меняющееся общество – на пользу мусульманам и всем их соседям. На пользу России – богатой своими народами и традициями.

Анна Леон, Москва

Нижний Новгород

Праздник Мавлид – 30 марта 2007 года

 

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.