ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
06-04-07 Мусульмане Санджака: извлечет ли власть Сербии урок из распада Югославии?

Последние новости из Сербии пестрят сообщениями о проблемах, возникших вокруг Санджака. Так называется район (правда, не имеющий никакого административного статуса) компактного проживания славян-мусульман, которые живут там на протяжении многих веков подряд. Если во времена единой Югославии мусульмане Санджака ориентировались на боснийскую столицу Сараево — центр всех югославских последователей Ислама, то после развала СФРЮ они оказались разделенными новыми государственными границами.

Особенно тяжелым периодом для местных мусульман оказалось военное время 1990-х гг., когда они жили буквально «на иголках», т.к. в любое время в этот район могли быть введены правительственные войска с соответствующими последствиями. Сложно сказать, что удержало тогдашние власти Сербии от подобного сценария — возможно, это была просто боязнь открытия второго фронта, тем более у себя в тылу; а может быть, среди представителей белградских властей просто не было таких фашистов, как деятели из соседней Боснии Младич и Караджич. В любом случае, военных действий по отношению к мусульманам Сербии предпринято не было.

Несмотря на то, что слово sancak — турецкого происхождения, означающее «район, область», это название более популярно на юге Сербии, нежели другие наименования этого края. Во времена Османов вся территория Боснии (которая была гораздо больше, чем сейчас) состояла из семи «санджаков», т.е. административных районов, одним из которых являлся и «Санджак Нови-Пазара». Немногие знают о том, что в 1878 г. этот район стал автономным. И лишь после балканских войн, в результата его захвата Сербией и Черногорией, оказался в их составе. В 1917 г. жители Санджака выступили за провозглашение независимости, однако тогда, в тот сложный период, создавалось новое государственное образование — Королевство сербов, хорватов и словенцев. Под давлением своих соседей руководство мусульманского края было вынуждено войти в состав нового Королевства, причем так и не получив никакого статуса. Попытки добиться автономии неоднократно предпринимались и позже (например, в 1943, 1991 и 2002 гг.), однако все они наталкивались на стену непонимания и бескомпромиссности со стороны сербского руководства.

С обретением независимости Черногорией в 2006 г. мусульмане Санджака вновь оказались разделенными, поскольку шесть муниципалитетов этого района входят теперь в состав нового государства, в двух из которых мусульмане составляют большинство; всего же доля черногорских мусульман составляет около 10% населения республики. Что касается муниципалитетов, входящих в Сербию, то их тоже шесть, в трех из которых мусульмане составляют большинство. В целом мусульмане составляют около 65% населения сербского Санджака. Но, как это уже было не раз, в Белграде не только не хотят обращать на это никакого внимания, но, напротив, изо всех сил стараются применить административные меры. Так, вместо того, чтобы поддерживать хоть какой-то межэтнический баланс, сербские власти хотят все взять под свой контроль, не понимая, что таким образом «наступают на прежние грабли»: именно такая политика привела к распаду Югославии как единой Федерации, именно это послужило причиной выхода из состава союзного государства Черногории (жители и руководство которой, кстати сказать, такие же православные, как и большинство жителей Сербии). Именно эта политика расового превосходства над другими этносами и конфессиями привела к военному конфликту вокруг Косово. Наконец, это же может привести и к отделению от Сербии как Санджака, так и Воеводины (где компактно проживают венгры и румыны). Конечно, не стоит недооценивать и ту роль, которую сыграли в распаде Югославии (и играют до сих пор) европейцы и американцы — их следы здесь прослеживаются весьма явно. Однако они работают, используя те подарки, которые им преподносят недальновидные политики-националисты в Белграде.

Нынешнее обострение ситуации вокруг Санджака, вызванное нахождением тайников с оружием и последующими арестами, является лишь эпизодом в цепи продолжающегося распада Югославии. Некоторые исламоведы, обвиняя во всех бедах мусульман, вероятно, не понимают (или же не хотят понимать?), что видят лишь надводную часть айсберга. В стране, где проводится дискриминационная политика по отношению к нетитульным нациям, найти тех, кто будет играть на руку европейцам и американцам — плевое дело. Доказательством этому служит как отделение от СРЮ православной Черногории, так и недовольство национальных меньшинств в Воеводине. Разве мусульмане виноваты в том, что в конце 1990-х правительство Милошевича лишило Воеводину автономного статуса, тогда как за статус «Сербской Краины» в Боснии оно готово было разгромить и боснийцев, и хорватов? А вот еще один пример «двойных стандартов» Белграда: выступая против объединения венгерского населения Воеводины в этнические кантоны (что, возможно, и оправданно), белградские власти сами организовывали подобные сербские кантоны в Косово, что, естественно, вызывало негативную реакцию со стороны албанцев. В принципе, позицию этнических и религиозных меньшинств (причем не только в Югославии, но и в других многонациональных странах) можно свести к словам, прозвучавшим из уст председателя Союза венгров Воеводины, который, говоря о своем народе, заявил, что они «хотят жить в этом государстве, но не в качестве граждан второго сорта». Заметьте — это не речь «исламиста» или «ваххабиста».

В продолжение венгерской темы интересным является и тот факт, что правительство Венгрии вовсе не поддерживает тех радикалов, которые заявляют о необходимости присоединения Воеводины к Будапешту. Однако оно апеллирует к такому общепринятому понятию, как права этнических и национальных меньшинств, закон о которых в самой Венгрии был принят еще в 1993 г. Может, поэтому, в самой Венгрии, так же, как и в других правовых государствах, этих проблем либо не существует, либо националисты не пользуются популярностью среди своих соплеменников?

Извлечет ли пользу нынешнее руководство Сербии из тех уроков, что преподала история некогда единой Югославии совсем недавно? От этого ответа во многом зависит судьба этого, уже гораздо меньшего по размерам, нежели ранее, государства. Если в Белграде так и не поймут, что принцип главенства титульной нации при дискриминации этнических меньшинств — это путь, который рано или поздно окончится крахом, то, возможно, совсем скоро мы увидим на карте новые крошечные республики. А от того, научится ли Россия построению гражданского общества, имя перед глазами горький опыт своих балканских соседей, зависит и судьба нашей страны. Тем более, что заинтересованные силы ждут — не дождутся «подарков».

Аналитический центр «Амаль»

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.