ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
16-04-07 Северный форпост исламского мира. Делегация ДУМНО в Финляндии

окан Дахер, глава татарской общины ФинляндииПосле плодотворной работы в Санкт-Петербурге делегация Духовного управления мусульман Нижегородской области посетила Финляндскую Республику. В первый день своего пребывания делегация ознакомилась с исторической частью Хельсинки, собрала много полезной информации о жизни мусульман финляндской столицы. В воскресенье в здании Исламского культурного центра Хельсинки состоялась рабочая встреча нижегородских мусульман с главой татарской общины Финляндии г-ном Оканом Дахером и имамом Хельсинки Рамилем-хазратом Беляевым.

Во время разговора г-на О.Дахера с Д.В. Мухетдиновым главу татарской общины Финляндии особо интересовали события внутренней политики России. Так, на удивление, г-н Дахер был хорошо осведомлен о проблеме притеснения азербайджанцев на рынках, о ситуации по «сворачиванию демократических ценностей» в нашей стране. Со своей стороны, Дамир Ваисович попытался объяснить высокому собеседнику, что политика Президента РФ В.Путина направлена на созидание, что она выгодна большей части российского народа, в том числе мусульманам — особенно в той ее области, которая направлена на налаживание крепких связей России со странами исламского мира, а также на признание внутреннего высокого положения Ислама. Однако, пояснил Д.В. Мухетдинов, на региональном уровне власти разного ранга проводят собственную политику, которая в зависимости от различных обстоятельств может быть расценена как позитивная или негативная.

Г-н О.Дахер поинтересовался также состоянием дел в части сохранения татарского языкового и культурного наследия в крупных городах России (помимо Татарстана, поскольку об этой республике глава финляндских татар имеет хорошее представление и самые лучшие впечатления). Он был крайне удивлен и даже разочарован, узнав о мизерном числе татарских школ и детских садов в Москве, об отсутствии таковых в Нижнем Новгороде, а также о безучастности властей к проблемам национальных общин. Такое положение дел резко контрастирует с ситуацией в Финляндии: напротив, в этой стране власти предпринимают усилия для того, чтобы хоть как-то профинансировать национально-культурную жизнь татарской общины, в то время как члены общины стойко отказываются от этой помощи. Они объясняют свой отказ так: во-первых, это нежелание выступить в роли просящего, что особенно актуально в силу богатства данной общины; во-вторых, отказ принять помощь подчеркивает самостоятельность общины. Для них важно показать и лишний раз напомнить всем (хотя об этом и так все знают): татары — устроители этого государства, наряду с финнами, шведами и русскими.

Наглядным показателем сказанного является следующий факт: община отказалась принять в дар от государства сумму в 1 миллион долларов США для обустройства мусульманского татарского кладбища, произведя эти работы за счет собственных накоплений.

Общине принадлежит целый ряд объектов недвижимости как в самом Хельсинки, так и в других городах Финляндии, за счет которых содержится национально-культурная жизнь татар. В последние годы ряды общины увеличиваются: финляндские татары, стремящиеся сохранить национальную идентичность, а также передать все свое заработанное десятилетиями богатство потомкам-татарам, женятся на своих соплеменницах из России. Эти люди с оптимизмом смотрят в будущее, не забывая своего прошлого.

Рамиль Беляев, Окан Дахер, Дамир Мухетдинов

***

Муса Бигиев (сидит - второй слева) и руководитель Исламской общины Тампере  Умар Сали (стоит - второй слева). Тампере, 1932 г.Татары обосновались в Финляндии до революции 1917 г., начиная с 1860 г., когда эта страна составляла часть Российской Империи. Подавляющее большинство членов общины составили выходцы из 5 сел юга Нижегородской области: Актуково, Ключищи, Рыбушкино, Овечий Овраг и Чембилей. В течение почти 150 лет, прошедших со времени поселения здесь татар, эта немногочисленная община сумела не просто сохранить свои религиозные и национальные традиции, но и занять значимую социальную нишу в обществе этой страны. Следует особо отметить, что вплоть до 1991 г. в Финляндии практически не было других мусульман, и именно татарам-нижегородцам принадлежит пальма первенства в знакомстве этой скандинавской страны с Исламом. Нашими земляками были основаны здесь мечети и учебные центры, они в меру своих возможностей способствовали проникновению знаний об Исламе в Финляндию: так, силами именно татар был впервые осуществлен перевод Священного Корана на финнский язык.

Одно из самых удивительных качеств татар Финляндии — их бесконечная преданность родному языку и культуре. Никогда, ни при каких обстоятельствах они не переходили с татарского языка на финнский, и сегодня в общении с российскими соплеменниками с легкостью демонстрируют чистую, неиспорченную татарскую речь. Это стало результатом особой политики по сохранению нации: закрытости общины от посторонних, крайне высокого уровня общинности (несмотря на проживание не компактно, а разбросанно по разным местам), с одновременной интегрированностью в финнское общество. Однако, несмотря на относительную замкнутость общины, татары были и остаются верными гражданами своей новообретенной родины, проявляя патриотизм и в разговоре, и на деле.

Общая численность татар в Финляндии — не более 1 тысячи человек, из них порядка 700 человек проживает в столице, около 200 — в Тампере, остальные — в других городах и поселках. После 1991 г. члены общины столкнулись с двумя совершенно новыми для них явлениями: во-первых, после падения коммунистического строя в России появились уникальные возможности по налаживанию контактов с соплеменниками на исторической родине. Действительно, финляндские татары побывали в Нижегородской области — в селах своих предков, в Москве, Татарстане и Санкт-Петербурге. Однако реальную пользу из наличия сильной и признаваемой государством татарской общины Финляндии смогли извлечь только власти Татарстана, поскольку нижегородские руководители никогда не обращали внимания на этот примечательный факт. Пользуясь широкими связями татар с разными слоями финляндского общества, в том числе с политической и бизнес-элитами страны, Казань смогла наладить целый ряд бизнес-проектов с Финляндией, начиная от проектов в лесоперерабатывающей промышленности, и заканчивая таким глобальным мероприятием, как реставрация казанского Кремля, которая была выполнена финнской компанией, во главе которой стоят финляндские татары.

Татарская община — одна из 6 национальных общин, официально признаваемая государством в Финляндии (помимо татар, в этот список входят также шведы, шведский язык является вторым государственным языком страны; саамы; русские старожилы, поселившиеся здесь до 1917 г.; цыгане и евреи, также проживающие здесь со времен Российской Империи). Руководители татарской общины напрямую общаются с главой государства и правительства, вхожи в кабинеты любых министров, начиная от главы МИД (который через посредство татарской общины имеет официальные отношения с руководством Татарстана). Несмотря на малочисленность общины, президенты Финляндии являются ее постоянными гостями. Именно поэтому членам общины, что называется, «было что терять» в начале 1990-х гг., когда татары столкнулись с другим глобальным вызовом: массовой миграцией в Финляндию мусульман из Боснии и Косова, Турции и Сомали.

Поначалу татары попытались было помочь им обустроиться в финляндском обществе, но лишь немногие из мигрантов новой волны готовы были принять европейские императивы. Поняв, что оказать реальную помощь этому массовому потоку (на сегодня мигрантов из мусульманских стран в Финляндии насчитывается более 40 тысяч человек) просто-напросто нереально, община продолжила свою замкнутую от посторонних жизнь, лишь время от времени символически пересекаясь с мусульманами-представителями других наций.

***

Следите за обновлениями на сайте «Ислам в Нижнем Новгороде»: в ближайшее время здесь будут размещены репортажи из Финляндии.

Об истории татарской общины Финляндии читайте также статью «Поздравляем с 80-летием финскую общину мусульман!»

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.