ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
17-05-07 Мусульмане России в гостях у рода муфтиев Бабахановых

1 мая 2007 года нам, членам делегации мусульман России во главе с председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области Умаром-хазратом Идрисовым, посчастливилось побывать в гостеприимном доме в центре Ташкента, где бережно хранятся дух и заветы великого узбекского рода — семейства Бабахановых, давших стране муфтиев в самые сложные годы, когда после ленинско-сталинских гонений на религию началось возрождение Ислама в Средней Азии и в СССР в целом.

Так непреднамеренно случилось, что мы вошли в этот дом в день рождения хозяйки — Шаира-апа уже с утра принимала гостей, ждала новых, а по периметру внутреннего дворика были расставлены столы с угощениями для приходящих. Нас же, как редких гостей, пригласили прямо в дом, где мы сразу с нескрываемым любопытством стали рассматривать фамильные портреты — живые образы муфтиев рода Бабахановых.

И за столом, после необходимых дуа и приветствий, разговор шёл о великих предках и о том, как передать память о них мусульманам и Узбекистана, и России, и всего мира. Ведь значение их и влияние — международного размаха.

Джаннат Маркус берет интервью у Шаиры-апы

О служении династии муфтиев Бабахановых Исламу можно говорить бесконечно. Но начнём по порядку. Рассказывают поочерёдно Шаира-апа и Амирсаид Халимович Усманходжаев:

— Наше родословное древо — шэжэрэ — начинается со 150 года Хиджры. Вот посмотрите на этот документ, написанный по-арабски: поражает даже его длина — это рулон длиной в 3 метра, шириной в 25 сантиметров. Он скреплён девятью печатями казия Юсуфходжа Али ибн Насриддина Мархуми. А вот рядом — схема в переводе на узбекский язык. Наши предки стали распространять Ислам с земель, ныне входящих в Чимкентскую область Узбекистана, там есть музей Сайрам, где нам и помогли восстановить всю цепочку родословной.

— Над этим документом, вернее, над раскрытием личностей, в нём упомянутых, будут ещё трудиться историки. А расскажите, пожалуйста, о событиях середины ХХ века, когда вашему деду Аллах даровал и тяжелейшие испытания и удивительные возможности.

— Да, есть личности, которым выпадает уникальная судьба. Таков шейх Эшан Бабахан ибн Абдулмажидхан.

Эшан БабаханОн родился в 1859 году в семействе религиозных учёных. Его отец был преподавателем в известном медресе Муйи-мубарок в Ташкенте, слыл одним из видных и уважаемых учёных того времени. Эшан Бабахан получил первоначальное образование у отца, а позже учился у известных преподавателей медресе Мир-и-Араб в Бухаре, таких как Домулла Икрамча, Охунжон Охун, Миян Малик Махсумий. Всю жизнь он посвятил духовным поискам и научным исследованиям. Если он узнавал, что кто-то имел редкую книгу по религии, то откладывал любую работу, чтобы идти и смотреть эту книгу. Он прилагал усилия, чтобы решить проблемы, поставленные в книгах по исламскому богословию (акида), законодательству (шариат), в комментариях к Корану (тафсир), в хадисоведении, а также в работах по арабской морфологии (нахв), синтаксису (сарф) и коранической декламации (тажвид).

 Когда грянул революционный 1917 год, ему было 58 лет. И вот тогда для него начались испытания, о которых даже и думать было немыслимо. Новый коммунистический режим провозгласил своей идеологией материализм в форме марксистско-ленинско-сталинского учения. Атеизм, причём воинствующий атеизм был его составной частью. После окончания Гражданской войны начались гонения на религиозных деятелей всех религий по всей стране, не избежал этой участи и Ислам. Атеисты уничтожили многие мечети и медресе, древние религиозные и научные рукописи, многие из них были редчайшими.

Эшан Бабахан был в те годы имам-хатыбом мечети Тилла Шайх и преподавателем медресе Муйи Муборак. Он лично и вся его семья более 20 лет (до осени 1943 года) ощущали угрозу со стороны правящей Коммунистической партии — ВКП (б). В 1928 году у них конфисковали имущество, дом, книги и рукописи, а сам он и его сыновья часто вынуждены были скрываться.

Дважды его арестовывали по обвинениям в религиозном наставничестве — в 1937 и 1941 годах. Тогда на всей территории СССР уже не было единого духовного центра мусульман.

— И так могло продолжаться долго, вплоть до физического исчезновения последних имамов и религиозных учителей, если бы не… Вторая Мировая война! Как она ни ужасна сама по себе, но ведь именно во время войны Сталин изменил политику по отношению к верующим…

— Да, конечно. Но это не была его добрая воля. Союзники по борьбе с фашизмом, руководители стран антигитлеровской коалиции, в ответ на просьбу Сталина открыть в поддержку советским войскам «второй фронт», поставили условие — дать свободу религии в СССР. Об этом говорилось на знаменитой Тегеранской конференции в 1943 году. И Сталин дал согласие.

Но что особо интересно и поучительно: притеснения, гонения, запреты со стороны коммунистов могли бы озлобить религиозных деятелей, но вместо этого, в годы войны все честные служители Ислама заняли твердую патриотическую позицию, призывая мусульман встать на защиту Родины и оказать помощь фронту. Сыны и дочери многих мулл, среди них и сын Эшан Бабахана — Бадриддинхан, записались добровольцами на фронт для борьбы с лютым и коварным врагом — нацистской Германией.

— И как же именно произошёл перелом во взаимоотношениях Ислама и власти во время войны?

— В июле 1943 года, в самый разгар войны, представители мусульманского духовенства Средней Азии Абдуразак Эшон Мухаммат Алымов, Акрамхан Тазиханов, Мулла Садык Исламов во главе с Эшан Бабаханом обратились с заявлением к Председателю Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Ивановичу Калинину с просьбой об образовании Духовного центра. И тогда Москва дала разрешение на организацию в Ташкенте Среднеазиатского Духовного Управления мусульманского духовенства и верующих Узбекской, Таджикской, Туркменской, Казахской и Киргизской ССР.

В те дни Председатель Совета Министров Узбекской ССР Абдужаббар Абдурахманов пригласил Эшан Бабахана к себе и сказал: «Эшон ота, вы из Москвы получили разрешение на открытие в Ташкенте Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Готовьтесь к проведению съезда (курултая) мусульман, открывайте Духовное управление, открывайте мечети и призывайте всех мусульман встать на защиту Родины и оказывать всяческую помощь фронту. Должен Вам сказать, что правительство не имеет возможности выделить здание для управления. Решение вопроса о размещении Духовного управления передаётся на Ваше рассмотрение».

— По правде говоря, ну никак не верится, что во всём Ташкенте у государства не было тогда здания, пригодного для мусульманского учреждения!

— Но тогда, естественно, никто это не стал выяснять. Не до того было. Главное, что началась совершенно новая эпоха! И надо было быстро и смело использовать эту ситуацию. Эшан Бабахан предложил разместить Духовное управление в махалле Хазрати Имом, прямо в доме его предков (!) площадью более тысячи квадратных метров со строениями. Но оно было конфисковано в 1928 году. Правительство республики в течении трёх дней приняло решение о возврате прежним хозяевам дома по адресу: улица Хамза, тупик 14, дом 59.

— Потрясающая история!

— Эшан Бабахан для размещения Духовного управления сознательно предложил махаллю Хазрати Имом, так как эта махалля считалась кварталом «достопочтимого Имама» и являлась одним из стариннейших мест Ташкента. Сюда после долгих путешествий по арабским странам в середине Х века вернулся крупнейший авторитет мусульманского богословия имам аль-Каффаль аш-Шаши, получивший ещё при жизни почётный титул аль-Кабир — Великий. Здесь он закончил свой жизненный путь, а благородные соотечественники увековечили его память в названии места, где была устроена усыпальница. Со временем вокруг неё вырос большой жилой квартал — махалля Хазрати Имом. Рядом с усыпальницей аль-Каффаля аш-Шаши поселилось немало улемов, особенно из числа последователей знаменитого суфия Бахаутдина Накшбанди Бухорои, таких как Низамутдин Хамуш, его ученик Ходжа Ахрор Вали и другие.

Махалля Хазрати Имом всегда славилась чтецами Корана, муфассирами, мухаддисами и факихами. К этим благословенным местам стремился неиссякаемый поток тех, кто хотел приобщиться к Знанию и Мудрости в сокровенной и благой надежде как можно правильнее и глубже постигнуть великое содержание Священного Корана и поучительный смысл Сунны Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!            

Дух замечательных многовековых исламских традиций жив здесь и до сих пор. В этой махалле жили предки муфтия Эшан Бабахана ибн Абдулмажидхана — его дед Юнусхан Эшан и отец Абдулмажитдхан Эшан. Их предки, в свою очередь, были известными религиозными деятелями, авторитетными факихами своего времени. Все они в течение многих лет преподавали в медресе Муйи Муборак. В первой половине ХХ века, как мы уже говорили, сам Эшан Бабахан был имам-хатыбом мечети Тилля Шайх и одновременно преподавал в медресе Муйи Муборак.

— Итак, весна-лето 1943 года, для Ислама кончилось «время разбрасывать камни» — началось «время собирать камни»…

— В августе 1943 года для проведения первого Курултая был создан Подготовительный комитет из служителей Ислама пяти среднеазиатских республик. В его состав вошли видные богословы Узбекистана во главе с шейхом Эшан Бабаханом, Казахстана — во главе с шейхом Абдул Гаффаром Шамсутдином, Таджикистана — во главе с шейхом Салехом Бабакалоном, Киргизии — во главе с шейхом Олимхоном Тура Шакиром, Туркмении — во главе с шейхом Анна Ишаном. К участию в работе комиссии были привлечены также председатель ДУМЕС шейх Абдурахман Расули, имам-хатыб Московской мечети шейх Халил ар-Рахман [Насриддинов Халил Фидаевич], имам-хатыб Казанской мечети шейх Киямитдин аль-Кадири и другие авторитетные богословы.

Члены комитета в течение августа-сентября 1943 года выезжали в области и кишлаки своих республик для разъяснения новой политики советского государства по созданию Духовного центра мусульман Средней Азии, а также для выборов делегатов на первый Курултай. Мусульмане, скажем прямо, настороженно относились к разъяснениям членов комитета. Почему? Да ведь многие из них или их родственники на себе испытали гнев атеистов и видели разрушительную силу коммунистической идеологии по отношению к исламской цивилизации. Возможно ли было сразу поверить в такую перемену?

— Наверняка, не все поняли эти перемены и не приняли участия в работе… Это естественно. И всё-таки, позитивный процесс пошёл?

— 20 октября 1943 года во дворе дома Эшан Бабахана по улице Карасарская, проезд Бежинский, 17 (ныне улица Зиявуддинхана Бабаханова) в Ташкенте состоялся первый Курултай улемов Средней Азии и Казахстана. В нём приняли участие свыше 160 делегатов из всего региона. Было принято решение об образовании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ).

На самом Курултае Эшан Бабахан ибн Абдулмажидхан был провозглашён председателем САДУМ и первым муфтием мусульман пяти республик региона. Заместителем председателя САДУМ был избран шейх Мурат Ходжа Салехи, ответственным секретарём — шейх Зиявуддинхан ибн Эшан Бабахан. Было также принято решение о создании в каждой республике Представительства САДУМ во главе с казиями. Ими стали: шейх Зиявуддинхан ибн Эшан Бабахан — по Узбекистану, шейх Абдул Гаффар Шамсуддин — по Казахстану, шейх Салех Бабакалан — по Таджикистану, шейх Олимхон Тура Шакир — по Киргизстану, шейх Анна Ишан — по Туркменистану.

— И всё это происходило в вашем родовом доме?

— Да, это патриотический шаг, уже вошедший в историю. Для размещения правления САДУМ Эшан Бабахан передал свой родовой дом в махалле Хазрати Имом, основал там же библиотеку и передал ей более тысячи редких книг и рукописей, которые его предки веками. Но это только начало.

В грозные годы Великой Отечественной войны муфтий призвал мусульман Средней Азии организовать сбор средств для фронта. Ближайшим помощником в этом деле стал казий Узбекистана Зиявуддинхан-кари. Он организовал сбор одежды для солдат и денежных средств для производства оружия, был одним из инициаторов создания постоянного Комитета для оказания материальной помощи и моральной поддержки семьям фронтовиков, родственникам погибших и пропавших без вести воинов. Мусульмане Узбекистана собрали и передали фронту 1.280.000рублей, 117.000 рублей облигациями, 93 тонны продовольствия и 90 голов крупного рогатого скота.

— Но одновременно велась и другая работа, напрямую не связанная с войной?

— После окончания войны, с 1945 года муфтий Эшан Бабахан провёл большую работу по восстановлению дружеских связей с Саудовской Аравией и рядом мусульманских стран. По его инициативе был восстановлен ежегодный обряд хаджа — паломничество в священные города Мекку и Медину, в 1946 году заново открыто медресе Мир-и-Араб в Бухаре. Он был инициатором издания Корана в СССР и создал основу для его издания в 1957 году.

Более 80 лет жизни он посвятил делу религии, прекрасно знал Священный Коран и хадисы. Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан умер в 1957 году, и по решению правительства Узбекистана был похоронен в мавзолее Каффол аш-Шоши в махалле Хазрати Имом в Ташкенте. В целом мы сегодня можем смело сказать, что он проделал огромную работу, чтобы сплотить мусульман, усилить веру и установить взаимное понимание между мусульманами, живущими в различных странах. Муфтий Эшан Бабахан оставил личную библиотеку всем мусульманам — теперь она расположена в мечети Тилла Шайх. И в наши дни эта библиотека питает всех жаждущих исламского знания.

— А как дети муфтия: продолжили ли они его дело?

Зиявуддинхан ибн Эшон Бабахан— При жизни Эшан Бабахан надеялся, что дети продолжат его дело и станут проповедниками Ислама. И вот дело отца продолжил Зиявуддинхан ибн Эшан Бабахан, которому выпало счастье с ранних лет участвовать в уроках чтения Корана, которые проводил отец, и вместе с учениками заучивать наизусть аяты Священного Писания. С детства в его душе формировалась любовь к Исламу и Священной Книге.

Молодой Зиявуддинхан начал учиться у имама-хатыба Хакима-кари в мечети Тилла Шайх канонизированным правилам строгого чтения Корана и в 12 лет выучил его наизусть. В 1920 году он поступил в ташкентское медресе Кукальдаш. Там изучал хадисы у учителя Жамолходжа-домла, толкование «Мишкат аль-Масабих» (Ниша светильников) Хатиба ат-Табризий и «Джаляляйн» у Хасана Хазрата, брал уроки у известного сирийского богослова Мухаммада ибн Саиб ибн Абдулвахид ал-Асалий аш-Шомий ат-Тараблусий по книге «ал-Джами ас-Сахих» Имама Бухари. В 1945 году вместе с отцом Эшон Бабаханом совершил хадж.

В 1947-1948 годы он учился в знаменитом Каирском университете Аль-Азхар у шейхов Абдуллох Фукойи и Хофиза Тийджоний, затем продолжил совершенствовать знания в Мекке и Медине. Ему было присвоено почётное звание Шейх уль-Ислам.

В 1948 году на втором Курултае он был провозглашён заместителем председателя САДУМ. В 1957 году на третьем Курултае Зиявуддинхан ибн Эшан Бабахан стал уже председателем САДУМ и был удостоен звания муфтия пяти республик. По его инициативе в 1961 году при САДУМ был создан Отдел по международным связям и стал издаваться журнал «Совет шарки мусулмонлари» («Мусульмане Советского Востока») на четырёх языках, а в 1971 году в Ташкенте открылся Исламский институт имени Имама Бухари.

За все прошедшие годы в этом институте получили высшее религиозное образование около 400 человек, которые во благо Ислама служат в разных странах СНГ. Под его же руководством в 1957, 1960, 1968 годах на территории СССР издавался Священный Коран.

Мы говорим сегодня, что мудрая деятельность Шейха Зиявуддинхана ибн Эшан Бабахана явилась воистину светочем Ислама! Он одновременно был и Председателем мусульманских организаций СССР по внешним связям, и крупным лидером исламского мира, был примером искреннего и преданного науке и религии человека. Более того — он был членом Всемирного Совета Мира, Организации Исламская Конференция, Всемирного Совета по мечетям, Советского и Узбекского Комитетов защиты мира, Советского и Узбекского Фондов защиты мира, Комитета солидарности стран Азии и Африки. За огромные заслуги в служении Исламу муфтий Зиявуддинхан ибн Эшан Бабахан дважды был награждён орденом «Звезда Иордании» первой степени, нагрудным знаком «Звезда Иордании», орденом «Кедр Ливана» первой степени, орденом «Великий мыслитель» высшей степени Марокко, орденом «Звезда Ливана» и орденами СССР «Знак Почёта» и «Дружба народов».

 Шейх Зиявуддинхан ибн Эшон Бабахан умер в 1982 году и, по решению правительства Узбекистана, был похоронен рядом со своим отцом в мавзолее Каффол аш-Шоши.

— Не менее значительной фигурой был и внук Эшан Бабахана ибн Абдулмажидхана, сын Зиявуддинхана — Шамсуддинхан Бабаханов.

Шамсуддинхан Бабаханов— Да, он, после смерти отца, в 1982-1989 годах возглавлял САДУМ. Это был высокообразованный человек, кандидат филологических наук, свободно владевший несколькими языками, профессиональный арабист и дипломат. В 1966 году он окончил университет Аль-Азхар в Каире. В 1966-1974 годах работал как старший референт Совета мусульманских организаций СССР по внешним связям. В 1974-1982 годах возглавлял Ташкентский исламский институт имени Имама Бухари сначала как проректор, а затем и как ректор. В 1985 году избран действительным членом Королевской Академии Иордании. В 1982-1990 годах — Председатель мусульманских организаций СССР по внешним связям. Под его руководством в 1985 году в Казани был издан Священный Коран.

С 1994 по 2003 годы он был на дипломатической работе. Работал Чрезвычайным и Полномочным послом ставшего независимым Узбекистана в Арабской Республике Египет, Саудовской Аравии, а также по совместительству в Алжире, Бахрейне, Кувейте и Иордании.

Муфтий Шамсуддинхан Бабаханов был членом ряда всемирных, международных и республиканских организаций, таких как Всемирный Совет Мира, Всемирный Совет по мечетям, Комитет солидарности стран Азии и Африки, Советский и Узбекский Комитеты Защиты Мира, Советский и Узбекский Фонд Мира. Он входил в организационный комитет важных международных конференций и был их участником. Во время агрессивного вторжения США в Ливию, он от имени мусульманских организаций СССР внёс ноту протеста в посольство США в Москве.

— Расскажите подробнее о его издательской деятельности.

— Доктор Шамсуддинхан Бабаханов оставил весомое научно-духовное наследие. При его участии и авторстве изданы:

1. Перевод 30—ой части Св.Корана, 1991 г.

2. Известные толкователи хадисов, 1992 г.

3. Фихристы рукописей учения «Накшбандия», 1993 г.

4. Основы мусульманства, 1993 г.

5. Сунмас Зиё (Неугасающий свет), 1998 г.

6. Великие мухаддисы о мире и дружбе между народами, 1998 г.

7. Имам Исмаил Ал-Бухари «Жемчужина нравственности», 1990 г.

8. Ислам и мусульмане в Стране Советов, 1985 г.

9. Муфтий Зиявуддинхан ибн Эшон Бабахан: на русском и узбекском языках, 1999 г.,

За выдающуюся просветительскую деятельность доктор Шамсиддинхан Бабаханов удостоен премии имени Ибн Сины, награждён орденом СССР «Дружба народов». Шамсуддинхан Бабаханов умер в 2003 году в Ташкенте в возрасте 66 лет.

Приятно вести такую беседу с гостеприимными членами старинного узбекского рода… Но вдвойне поразительным было то, что нас после роскошного обеда пригласили в «святая святых» — архивохранилище рода Бабахановых. Здесь у любителей книг, рукописей, страх фото и уникальных реликвий просто глаза разбежались! Как много здесь бесценного материала и для истории Узбекистана, и Ислама в новейшее время!

— Как же вы думаете распорядиться всем этим интеллектуальным богатством? И есть ли поддержка от общественности, от правительства?

— 5 марта 2006 года мы провели собрание родственников и решили действовать. Учредили Научно-исследовательский центр «Хазрати Имом», решили собирать воспоминания тех, кто знал деда и отца. Большая работа — создание Каталога, оцифровка фотографий и звукозаписей.

Потом старейшина нашего рода Суфияхон Бабаханова 7 октября 2006 года написала письмо на имя Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова. И он дал высокую оценку деятельности муфтиев Бабахановых. В октябре 2006 года Управлению мусульман Узбекистана было поручено достойно провести в октябре 2008 года юбилейные мероприятия, посвящённые 150-летию со дня рождения Эшан Бабахана ибн Абдулмажидхана, 100-летию со дня рождения Зиявуддинхана ибн Эшон Бабахана и 70-летию со дня рождения Шамсуддинхана Бабаханова.

История жизни и деятельности нашей династии за период с 1943 по 1989 годы, мы надеемся, будет отражена в Ташкентском центре Исламской культуры. Подготовку экспонатов и материалов взяли на себя Научно-исследовательский центр «Хазрати Имом», совместно с Управлением мусульман Узбекистана. Соратники и соотечественники, все кто имел к ним отношение и общался с муфтиями Бабахановыми, выражают готовность передать музею сохранившиеся кино-аудио-видео-фото и другие материалы, отражающие жизнь и деятельность великих религиозных деятелей ХХ века.

— А как к вам относится недавно вступивший в должность муфтия Узбекистана Усманхан Алимов?

— Факты говорят сами за себя. Как только он узнал о своём избрании, он отправился с визитом в наш дом, причём, ещё до того, как вошёл в здание Духовного управления.

Мы — именно как наследники муфтиев Бабахановых — имеем возможность сравнить, какое отношение к религии было в правление коммунистов на территории СССР, и какую свободу вероисповедания получили граждане Узбекистана в годы независимости. В советские годы в 1948 году в Узбекистане действовало 79 мечетей. За 42 года их количество выросло на 40 и составило в 1990 году 119, а в годы независимости Узбекистана с 1991 по 2006 годы построено более 2 тысяч мечетей! Если в советское время, начиная с 1945 года, ежегодное число паломников из СССР не превышало 24 человек, то с обретением независимости ежегодно только из Узбекистана в паломничество уходят около пяти тысяч мусульман.

За годы независимости восстановлены и реконструированы святые места и памятники исламской цивилизации, во многих городах и районах построены мечети и медресе. Поэтому, избранный среди тысяч городов мира, Ташкент вполне обоснованно объявлен в 2007 году «столицей исламской культуры»! И сегодня на территории создаваемого мемориального комплекса Хазрати Имам, как вы сами видели, строится новая мечеть, в медресе Баракхан намечено создание Ташкентского центра исламской культуры, проводится реконструкция исторических памятников исламской цивилизации, благоустройство территории. Со временем этот мемориальный комплекс займёт достойное место среди святых мест, посещаемых мусульманами всего мира.

На наш взгляд, Ташкентский центр исламской культуры должен стать духовным и информационно-воспитательным очагом как для граждан Узбекистана, так и для наших гостей, инша-Аллах!

Сейчас — хвала Аллаху! — настало время интенсивного созидания. Узбекистан на подъёме. И мы хотели бы, чтобы и на этом новом этапе были полностью задействованы энергия, опыт и авторитет нашего рода. Более того, мы рассчитываем и на международный резонанс — ведь дело муфтиев Бабахановых важно не только для самого Узбекистана, но и для современной России, для всего СНГ, а также для мусульманского мира в целом. Имена наших предков хорошо помнят в арабских странах, среди тюркских и других мусульманских народов.

Мы очень рады, что с докладом о роде Бабахановых на Первую всероссийскую конференцию молодых исламоведов, востоковедов и тюркологов в Нижнем Новгороде вы пригласили одного из наших молодых учёных — 27-летнего аспиранта Института Востоковедения ТГУ Узбекистана Мурадхана Зиявутдинова. Другой наш молодой исследователь написал работу о великом алиме Аль-Газали. Так что род наш жив, он не только восхищается своим прошлым, но и смотрит в будущее, работает для будущего!

Мы выходим во двор — сюда подходит всё больше и больше гостей, поздравляющих хозяйку Шаиру с днем рождения. С приветствиями и подарками приходят и друзья семейства Бабахановых, и сотрудники по работе, и государственные деятели, особенно связанные с МИДом республики. И, конечно же, нам хочется узнать подробнее и о самой Шаира-апа.

— Мне неудобно говорить о себе после рассказов о наших великих предках… И всё же — я им всем в жизни обязана! Скажу коротко: я окончила Институт иностранных языков Ташкентского университета и теперь преподаю там английский язык. Отец мой Тура Тульаганов был служащим в торговом объединении, мама преподавала в начальных классах литературу и узбекский язык. Когда я училась на 2 курсе, познакомилась со своим будущим мужем Шамсутдином Зияутдиновичем, он был на 4 курсе. Он очень любил иностранные языки, уехал защищаться в арабские страны, и вообще за границей провёл в целом 32 года. В 1965-73 годы мы жили в Москве, где он работал в Институте педагогики, а его руководителем была Зоя Алексеевна Малькова, ставшая потом директором этого института.

А с 1982 по 1989 годы он, как вы уже знаете, был муфтием Узбекистана.

— Как же Вы сохранили веру в советское время?

— Это традиция рода Бабахановых: нас учили быть современными, учиться и вести себя лучше всех, храня при этом в душе и соблюдая заповеди Всевышнего. Эшан Бабахан говорил: помните слова хазрата Али «воспитывайте своих детей для будущего!» Что это значит? Нужно жить, следуя течению времени, прогрессивно. Дети будут жить не вчера — а завтра. Только современность нужно сочетать с внутренней чистотой — и тогда всё получится!

— К нам подходит Ваша сестра — а она чем занимается?

— У меня есть сестра Ансахан — она врач-педиатр. А подходит к нам Мухлиса — арабистка, она дважды была в Саудовской Аравии, зять был первым секретарём Посольства Узбекистана, в 1998 году свершила хадж.

— А правда, что Эшан Бабаханов в своё время (это было всё-таки советское время!) построил мечеть?

— Не одну мечеть, а четыре! Три мечети — с молитвой Аллаху о трёх своих сыновьях, а одну — с молитвой о себе. Вы можете сходить в неё — это ведь мечеть нашей махалли.

Зухра Идрисова и Шаира-апа

Она невелика по размерам и ходят в неё соседи, живущие рядом в квартале. Внешне она даже не отличается от простых жилых домов, а во внутреннем дворике, как и везде в узбекских домах — вьётся виноград, посредине — небольшой водоём, хауз. Окна почти круглый год распахнуты настежь.

…Войти в эту мечеть, и молиться в ней, насладиться её уютом и чистотой, строгим порядком и дружеской доброжелательностью, с которой нас встретили прихожане — что может быть лучше в завершение встречи с потомками рода Бабахановых!

Эти люди сумели сквозь века донести до нас великое Послание Аллаха — религию Ислам. Они выстояли в неимоверных испытаниях атеистического века, они мудро и гибко реагировали на меняющиеся обстоятельства и умело направляли энергию на пути Аллаха. Они умели увлечь людей Истиной. Они — верные мусульмане и настоящие патриоты, учёные и проповедники, собиратели древностей, хранители традиций и созидатели будущего.

Хвала Аллаху, Господу миров, даровавшему нам такую встречу в Ташкенте! И да сохранит Он, и прославит род Бабахановых!

  Текст и фото — Джаннат Сергей Маркус,
Ташкент, 1 мая 2007 года

Читайте также:

16-05-07 Вклад династии Муфтиев Бабахановых в возрождение Ислама в Средней Азии и Казахстане (Выступление Мурадхана Зиявуддинова на конференции в Нижнем Новгороде 14 мая 2007 г.)

08-05-07 Мусульмане России: «восстановительный визит» в Узбекистан завершён!

07-05-07 Мусульмане России и Узбекистана восстанавливают исторические связи (интервью с муфтием Узбекистана)

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.