ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
22-06-2007 Умар Идрисов: Мы продолжаем дело Бигиева и Фахретдина!

Речь председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова на презентации книги Тауфика Ибрагима «На пути к коранической толерантности»

20 июня 2007 года в Центральном Доме журналиста  в Москве прошла презентация книги российского мыслителя, исламоведа, доктора философских наук, профессора Тауфика Ибрагима «На пути к коранической толерантности». Организаторами выступили Центр арабских и исламских исследований, Фонд имени имама Абу-Ханифы, ИА «Новости Федерации» и Издательский дом «Медина» (Нижний Новгород).

С высокой оценкой изданной в Н.Новгороде книги выступили Посол по особым поручениям МИД России Вениамин Попов, член Общественной палаты РФ Александр Игнатенко, президент Российского центра стратегических и международных исследований Виталий Наумкин, который был ведущим презентации. К их оценке присоединились и знаменитые арабисты, востоковеды (Д.Ю.Арапов, В.В. Лебедев, переводчик Корана В.Ушаков, Е.А.Фролова, А.Юзеев и др.), а также заместитель директора Института философии РАН доктор философских наук Андрей Смирнов.

Предлагаем читателям текст выступления Умара-хазрата Идрисова на этом историческом мероприятии:

Уважаемые организаторы, уважаемый доктор Тауфик, дорогие гости, здравствуйте! Приветствую также моих собратьев мусульманским приветствием: ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Позвольте выразить мою признательность за то, что вы нашли сегодня время и, главное, желание собраться здесь, в этом прекрасном зале, на обсуждении книги доктора Тауфика «На пути к коранической толерантности»!

 Прежде всего, я хотел бы обратить внимание присутствующих на замечательное название этой книги. Действительно, «кораническая толерантность» - это понятие, которое уже достаточно давно приобрело актуальное звучание. Священное Писание Ислама постоянно напоминает о милосердии Господа и о свободе воли, которую Он даровал человечеству. Человек именно тем и отличается от ангела, что имеет свободу выбора, и никто, ни один режим или правитель, проповедник или священнослужитель не имеет права заставлять человека следовать той или иной религии. По крайней мере, именно об этом говорит Священный Коран: «Нет принуждения в религии»!

 Все прекрасно знают о наличии этого аята в Коране, и тем не менее мы видим, как принуждение постоянно предпринимается в тех или иных регионах для того, чтобы заставить людей выполнять чужую волю. Мы видим, как в некоторых мусульманских странах разгораются острейшие политические кризисы вокруг вопроса о том, имеют ли право рождённые мусульманами принять христианство - в последнее время эта тема активно обсуждалась в связи с подобными случаями в Малайзии и Афганистане, где новообращённого христианина даже пытались убить, и Малайзии.

Мы знаем, как в Израиле иудаизм навязывается не-иудеям – например, русским, приехавшим в эту страну на волне романтических идей о Земле Обетованной. И если русские люди не совершают гиюр (обращение в иудаизм), они лишаются гражданских прав в этом государстве. Мы прекрасно понимаем, каким образом пытаются у нас в России ввести в школах религиозные предметы, освещающие только одну религию – в нарушение всех имеющихся законов об отделении школы от церкви, в нарушение Конституции РФ. Всё это – печальные примеры того, что не угодно Всевышнему!

К сожалению, первыми, кто мог воспользоваться и – к сожалению – не воспользовался идеей коранической толерантности, оказались сами мусульмане. Обратим внимание, в каком ракурсе ведутся сегодня беседы об Исламе в молодежной мусульманской среде (и не только неофиты, но и родившиеся в исламской среде): каждому несогласному с позицией той или иной группировки выносится такфир, хотя это прерогатива исключительно величайших знатоков шариата; каждому непонравившемуся угрожают убийством. «Отрезать голову этому кяфиру» - вот мгновенный приговор юнцов-неофитов, которые  не только не понимают мудрость Всевышнего, изложенную в Коране, но и элементарно не знают жизни.

Конечно, молодёжный радикализм в тех или иных формах присутствует всегда и везде, но задача мусульманского богословия, исламских вузов и медресе – как раз укоренить в молодых головах мысль о непререкаемой ценности человеческой жизни, что прямо соответствует аяту Корана: «Кто отнял жизнь у одного человека – приравнивается к отнявшему жизни у всего человечества».

Но в реальной жизни вместо толерантности мы видим нечто прямо противоположное. Мы знаем, как в одном из ведущих исламских вузов мира в одной из арабских стран на уроках акиды (основ вероучения) молодым людям внушается мысль: «убить одного шиита лучше, чем убить одного иудея или христианина». Какой бред! Как можно заочно приговорить к смерти безвинного человека только лишь по факту его религиозной принадлежности?! Где в Коране сказано, что шииты должны быть убиты!? Кто вообще сказал, что людей других религий, будь то христиан или иудеев, надо убивать – ведь сам Коран и пример нашего Пророка учат прямо противоположному!

Естественным следствием анархического, враждебного всему и вся, сектантского подхода к вероучению является тот взрыв радикализма и экстремизма, который охватил сегодня некоторые арабские страны, Афганистан, Пакистан и т.д. Толпе внушается – бей и режь иноверцев – вот и весь рецепт спасения! Какая уж тут работа над нравственностью, какая мораль может развиваться в таких условиях!

И в нашей стране мы сейчас страдаем от того, что в своё время мусульманские организации не делали ровным счётом ничего, или делали, но мало, чтобы наладить работу с нашей молодёжью. Также мы все страдаем от общего нигилизма, который воцарился в обществе вследствие роста криминальной среды, отсутствия авторитетов из числа учёных и нравственных наставников.

В нашем Нижегородском духовном управлении мы стремимся возродить, прежде всего, изучение истории российских мусульман, поскольку в наследии татар и других российских мусульман, заложены основы для возрождения исламского богословия, для воцарения долгожданной толерантности, изложенной в Священном Коране. Великий учёный из нашей татарско-мишарской среды начала 20 века - Муса Бигиев развил теорию «Божественной милости по отношению ко всем творениям». Некоторые современные деятели, преследующие те же цели, что и Бигиев, стали много говорить о возрождении джадидизма, о евроисламе. Но на наш взгляд, нужно было двигаться в другом направлении – прежде всего, развивать толерантную ханафитскую школу, что и делает сегодня Нижегородское Духовное управление и наш издательский дом «Медина».

Обратите внимание на то, что во времена Бигиева так же, как и сегодня, малограмотные так называемые духовные наставники и толпари кричали на каждом углу «Бей его, режь его!». Но будущий муфтий Ризаэтдин Фахретдин, бывший тогда главным редактором ведущего мусульманского богословского журнала «Шура», не боялся ответственности, и публиковал спорные статьи Бигиева - также, как и возражения на них. Вот таков был уровень богословской дискуссии, который мы можем себе представить сегодня только теоретически...

            Этот уровень сегодня пытается задать Издательский дом «Медина», выпустивший книгу доктора Тауфика, несмотря на шквал критики в его адрес. Оппонентам доктора Тауфика хочу сказать следующее: если эта критика обоснованна, и соответствует правилам исламского этикета - мы с удовольствием опубликуем её на страницах наших изданий, в Интернете или даже отдельной книгой или брошюрой. В этом мы намерены действовать по примеру Ризы Фахретдина. Однако для участия в диалоге нужно владеть темой, быть сдержанным в высказываниях, чтобы они были дипломатичны, и писать на хорошем татарском или русском языках. Пока что, увы, такие публикации нам не известны.

Почему я говорю «увы»? Наша задача, как издателей и устроителей обсуждения этой книги, не сводится к «пиар-акции» вокруг этого издания. Во-первых, уважаемый доктор Тауфик не нуждается в нашей рекламе, во-вторых, мы не хотим быть похожими на некоторые исламоведческие организации, которые выстраивают рекламные кампании вокруг единичных работ невысокого качества. Умного читателя сбить с толку этой презентационной помпезностью невозможно, а вот солидности ни научным кругам, ни издателям такие труды не добавляют. В связи с этим мне крайне приятно и отрадно, что один из организаторов нашего мероприятия, уважаемый Виталий Вячеславович Наумкин выступает  сегодня в российском исламоведении в качестве задающего высокую планку, к которой мы должны стремиться.

И еще я хотел бы попросить, чтобы уважаемые присутствующие обратили внимание на такой факт: специально, по просьбе автора книги доктора Тауфика, наше мероприятие является и называется не «презентацией», а «обсуждением его книги». Это важный штрих: автор готов к конструктивной критике, он меньше всего желал бы пустой шумихи вокруг его труда, а более всего хотел бы быть правильно понятым. Доктор Тауфик – это честный, искренний учёный. Он готов к открытой дискуссии, на что сегодня согласятся далеко не все авторы, пишущие об Исламе.

В заключение я хотел бы выразить надежду на то, что издание этой книги и сегодняшнее мероприятие станут лучшим подарком для уважаемого автора, доктора Тауфика, которому совсем недавно исполнилось 60 лет, с чем мы его и поздравляем! (Аплодисменты в зале).

Благодарю вас за внимание, и позвольте пожелать вам успешной работы!

От Редакции:

Несмотря на неоднократные анонсы в интернете и призыв Умара-хазрата Идрисова, оппоненты доктора Т.Ибрагима, заочно обличающие его, на открытую публичную дискуссию в московский Дом журналиста так и не появились. В связи с этим заместитель У.Идрисова по ДУМНО, директор ИД «Медина» Дамир-хазрат Мухетдинов ещё раз призвал оппонентов выступить на диспуте, который запланирован в рамках Московской международной книжной ярмарки на ВВЦ в сентябре текущего года.

На нашем сайте будут отслеживаться наиболее значимые реакции и полемика вокруг книги Т.Ибрагима «На пути к коранической толерантности». Следите за новостями и аналитическими публикациями!

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.