ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
27-07-2007 И все-таки она вертится…

О большом значении фестиваля финно-угорсках народов для татар-мишар

Медленно, но верно земля вращается вокруг солнца, на чем и настаивал великий Галилей. Так же медленно, но неотвратимо Россия сближается с Европой, о чем мечтали российские правители еще со времен Петра I. Много проблем, неасфальтированных дорог и не самых умных людей мешают дальнейшему сближению наших двух цивилизаций, но постепенно, шаг за шагом, проблемы ретушируются, дороги ремонтируются, а чиновники – умнеют.

Прошло ровно два года после памятного призыва Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) к российским властям обратить внимание на проблему забвения национальной культуры угро-финских народов нашей страны. Проблема эта не нова: с каждой переписью сокращается численность мордвы, удмуртов, карелов, хантов и манси, почти не растет число марийцев и коми, на грани вымирания находятся вепсы, ижорцы и водь. С советских времен имел место геноцид на официальном уровне в отношении ингерманландцев. У представителей угро-финских народов практически отсутствуют возможности по развитию родной культуры за пределами своих национально-государственных образований: федеральных республик и автономных округов.

Однако и внутри автономий угро-финны, находясь зачастую в меньшинстве (в Карелии они составляют только 12% населения, а в Ханты-Мансийском округе – чуть более 1,5%), они не имеют возможности воздействовать на власти с целью защиты родного языка и культуры. Особенно опасные тенденции эта проблема приобрела в свете ликвидации национальных автономий: начавшись с Коми-Пермяцкого автономного округа, волна пошла дальше в Сибирь и то и дело грозит политическими осложнениями вокруг Бурятии, на Алтае, в Адыгее…

Но за бурятов и алтайцев – вот незадача – заступиться некому; ни Монголия, ни Турция не могут пойти даже на кратковременное осложнение отношений с Россией, в то время как сами российские чиновники, увы, привыкли обращать внимание на подобные проблемы только в силу внешнего воздействия. После оглашения списка претензий ПАСЕ к России в 2005 г. прежнее чиновничество Приволжского федерального округа во главе с «мастером по дефолтам» с гневом отмело их, демонстрируя повышенное возмущение «вмешательством во внутренние дела». Но в итоге, спустя два года, правда восторжествовала: наше государство озаботилось вопросами сохранения угро-финской культуры на высшем, президентском уровне. Безусловно, внешнеполитический контекст I Международного фестиваля финно-угорских народов очевиден. Жаль, что на мероприятии не было лидеров Эстонии, но, будем надеяться, постепенно выправятся отношения и с этим государством: в конце концов, как бы ни настаивали наши «казенные патриоты» на величии России в сравнении с невеликими балтийскими странами, экономический и культурный уровень нашего замызганного Иван-города не сопоставим с соседней цивилизованной Нарвой. А всего-то и требуется – критически, объективно взглянуть на себя в зеркало, не кичась происхождением, а лишь реально оценив достижения в развитии гражданского общества в Европе и упущения, сделанные в России.

«Мы в полной мере осознаем свою ответственность за сохранение культуры и языков, потому что это, конечно, общее достояние и России, и всего мира, и мы будем делать все, чтобы сохранять и развивать финно-угорскую культуру и языки, так же как и языки и культуру других народов России», - сказал В.Путин в Саранске. Президент, безусловно, должен понимать всю уязвимость позиций нашей страны в вопросе сохранения языков и культур российских народов в сравнении с ситуацией в Европе. Конечно, все в мире относительно: когда рядом с Россией ставишь какую-нибудь Бирму или даже Китай, возможности национальных меньшинств нашей страны выглядят просто сказочными. Но если мы все же пытаемся в своем развитии достичь уровня европейских государств, нам надо бы брать пример с Финляндии, Австрии или Германии, где при безусловном доминировании финской или немецкой культуры и языка официальные статусы и возможности развития предоставлены и крупнейшим национальным общинам, исторически проживавшим в этих странах  в течение многих столетий (подробнее см.: «Опыт этнических меньшинств Европы» - http://islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1255).

Для татар вообще, и нижегородских мишарей – в частности, проведение I Международного фестиваля финно-угорских народов крайне важно как минимум по двум позициям. Во-первых, именно татары, наряду с мордвой – один из самых дисперсно расселенных народов России. Аналогично угро-финским народам, татары практически не имеют возможности по развитию свой культуры и сохранению родного языка за пределами своей «титульной» республики. Подобно мордве, почти половина татарской нации никак не связана своим происхождением с «титульной республикой». «В многонациональной стране каждый этнос, каждый народ должен чувствовать себя комфортно, - сказал президент В.Путин, - руководство России намерено уделять этому пристальное внимание».

Во-вторых, многие историки и этнографы связывают происхождение мишарей с угро-финнами – в частности, с легендарной мещерой. До сих пор почти вся топонимика татарских сел Нижегородской области представляет собой кальку с венгерских названий. Конечно, современные татары-нижгары не отделяют себя от татарской нации в целом, но локальные особенности и особый этногенез с сильным угро-финским участием дают о себе знать на всех уровнях. Кстати, в современной Европе более свободно относятся к национальной идентичности субэтносов, подобных мишарям: например, кельтами считаются не только ирландцы и англоговорящие шотландцы, но и жители испанской Астурии и Галисии (потомки галлов) – вот уже более 10 веков перешедшие с кельтских языков на романские, но не утратившие генетической памяти о своих дальних предках.

Нижегородские татары, наряду с другими народами, очень хотят «чувствовать себя комфортно на своей родине» – в Нижегородской области, и для этого нужно лишь «пристальное внимание» властей к проблеме отсутствия татарских школ и детских садов в крупных городах, и к проблеме административной разрозненности татарских поселений юго-востока Нижегородчины – в силу чего развитие национальной культуры в тех районах, где татары составляют меньшинство, мало реально.

Безусловно, мы не националисты, и не добиваемся исключительных привилегий лишь для татар; напротив, изначально в нашей деятельности мы декларировали необходимость равного подхода к проблемам всех этносов – будь то русские или мордва, марийцы или татары, чуваши или азербайджанцы. Все, кто имеет право (в силу коренного проживания и/или соответствующей численности) на школы и детсады с этнокультурным компонентом, на создание (и государственную поддержку) национальных СМИ – должны получить ее, чтобы слова российского руководства не расходились с делами чиновников. Так, В.Путин на фестивале в Саранске пообещал государственную поддержку при изучении национальных языков, развитии национальных СМИ и поддержку авторов, пишущих на национальных языках. И финансовые, и политические возможности для этого сегодня есть, однако чиновники зачастую тормозят этот процесс по одной-единственной причине. Желание народов развивать национальную культуру упирается в боязнь клерков, привыкших подавать наверх в виде отчета пустые отписки: «провели столько-то мероприятий, потратили кучу денег, шлите еще». Как сказал В.Путин в 2000 г., «государства – нет», имея в виду полную деградацию управленческого звена.

Однако сегодня «государство – есть», и каждый чиновник должен и чувствовать это, и ответственно подходить к столь непростым вопросам, как межнациональные и межрелигиозные отношения. Очень хотелось бы, чтобы соответствующие инстанции сами, без окрика извне, обратили внимание на проблемы малых народов Нижегородчины, и в соответствии с указаниями президента РФ и  чаяниями национальных общин, помогли людям восстановить свои законные права на развитие родного языка и культуры, утраченные в годы тоталитаризма.

 Аналитический центр «Амаль»

 

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.