ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
31-07-2007 Мусульманской молодежи дан зеленый свет

Репортаж с Фестиваля мусульманской молодежи Поволжья 15-21 июля 2007 г.

Чем дышит мусульманская молодежь Поволжья, какие перспективы перед собой видит и как она повлияет на будущее Ислама в России мы получили возможность узнать 15-21 июля 2007 года, когда на борту теплохода «Борис Полевой» состоялся первый в истории Фестиваль мусульманской молодежи Поволжья. Инициатором мероприятия в рамках Года молодежи, как ни странно, выступил аппарат Полпредства Президента в ПФО, впрочем, не странно, ведь уже с учреждением Фонда поддержки исламской культуры и образования государство дало понять, что озабочено развитием мусульманского сообщества России.

Эффективность работы молодежного форума, актуальность мероприятия  оценили все его участники. Итогом работы фестиваля стала резолюция, основным постулатом которой является утверждение о необходимости проводить подобные мероприятия ежегодно и готовность мусульманской молодежи идти навстречу государству в его позитивных начинаниях. Молодежь решила учредить Координационный совет для того, чтобы на постоянной основе обмениваться опытом, совместно решать возникающие трудности, проводить мероприятия.

Государство уже пошло навстречу инициативам молодежи. В частности, на итоговом заседании заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана Андрей Кондратьев, ознакомившись с текстом резолюции, заявил, что Татарстан хотел бы видеть представителей мусульманской молодежи и в Общественной молодежной палате республики, которая начнет работу с осени текущего года.

Начиная с истоков

Введением в проблематику мусульманской молодежи Поволжья можно назвать посещение в первый же день поездки Булгара – древней столицы государства Волжская Булгария, которое, как известно, в 922 году официально приняло Ислам. Затем последовала лекция ректора Российского Исламского университета Рафика Мухаметшина «История и современное состояние Ислама в России».

Описав по хронологии особенности распространения Ислама от Волжской Булгарии до СССР, историк, доктор политических наук Мухаметшин выделил характерные черты развития Ислама на каждом из этих этапов. К примеру, после падения Казанского ханства Ислам был подвержен репрессиям, так что ни о какой общественной или политической активности речь не шла. Тогда наши предки, по словам ученого, избрали самый правильный выход из сложившейся ситуации – весь потенциал нации они направили на узкое развитие в русле богословия и создание законсервированного общества, что и позволило сохранить традиционные устои и духовное наследие мусульман. К концу 19 века, когда человечество вступало в новую эру своего развития лучшие умы, напротив, лучшие умы поняли, что дальнейшее развития в резервации есть путь в никуда, так появился джадидизм.

Экскурс в историю сразу задал тон последующим обсуждениям, были затронуты, в частности, и вопросы соотношения религиозного и этнического, и извечный вопрос о том, что из этих двух первично, и проблематика возрождения ханафитского мазхаба.

Забегая вперед отметим, что «брейн-ринг» на знание истории Ислама в России, который прошел двумя днями позже, показал, сколь мало сведуща мусульманская молодежь в этой тематике. К примеру, участники интеллектуальной викторины затруднились с ответами на вопросы когда и где было основано Оренбургское магометанское духовное собрание и кто был первым муфтием. Они ничего не знают о наследии ни Курсави, ни Марджани, ни Фахруддина, ни Бигиева.

Но вернемся к истории. В эффективном развитии исламской цивилизации и достижении ей невероятных высот в средневековье, по мнению Рафика Мухаметшина, решающую роль сыграл фактор того, что Ислам впитывал, а не уничтожал достижения культур и цивилизаций тех территорий, на которые распространялся. Так, к примеру, случилось с богатейшей культурой Средней Азии и персидской цивилизации, за счет которых обогатилась средневековая исламская цивилизация. Это характеризует Ислам как открытую, толерантную и демократичную религию.

Достойно внимания и утверждение ректора РИУ о том, что единство и неделимость Ислама обеспечила система мазхабов, каждый из которых приспособлен для той или иной территории. Именно благодаря такому демократическому подходу Ислам сохранил единство в рамках четырех основных мазхабов, а не разделился на враждующие между собой конфессии, считает Р.Мухаметшин.

Обсуждение в рамках круглого стола проблем и перспектив системы мусульманского образования в ПФО также началось с экскурса в историю мусульманской интеллектуальной мысли в нашей стране. По мнению Р.Мухаметшина, мусульманское образование в России сейчас «никакое», но ничьей вины в этом нет, «это болезнь роста».

Не так страшна, как ее малюют

Круглый стол «Место Ислама в глобализационных процессах» вызвал очень оживленную дискуссию. Вопрос был поставлен следующим образом: нужно ли мусульманским обществам противостоять глобализации и если да, то каким образом. Как выяснилось, молодежь видит в глобализационных процессах больше экономической подоплеки, нежели политической. В контексте размывания культурных границ между народами и государствами был затронут вопрос и мусульманских иммигрантов в странах западной Европы, которые не нашли подходящей модели интеграции в общества, в которых они живут с сохранением своей этнической и религиозной идентичности.

Ключ к пониманию проблемы – «Как относится к глобализации?» был рассмотрен в контексте противостояния религии и политики: религия сама по себе является законченной совершенной системой и в развитии, доработке или реформе не нуждается, это консервативная система, в то время как государству, как политическому институту, покой, напротив, противопоказан, так как ведет к деградации. Однако в Исламе религиозное и светское неделимо, отсюда и возникает проблема - как исламскому государству развиваться в ногу с остальным миром, не теряя религиозного лица. В этой связи Рафик Мухаметшин обозначил несколько моделей современных исламских государств – светскую Турцию, Иран с институтом аятолл и монархию по типу Саудовской Аравии.

В целом участники фестиваля были далеки от мнения, что глобализация – это неминуемое зло, напротив, глобализацию можно и нужно использовать в своих целях, считает мусульманская молодежь.

СМИ есть, журналистов нет?

Одним из самых интересных мероприятий в ходе Фестиваля мусульманской культуры стал круглый стол «Роль, проблемы и перспективы развития мусульманских средств массовой информации в России». В первой части участники мероприятия презентовали мусульманские СМИ регионов, которые они представляют. Таким вот элементарным способом насчитали несколько десятков газет, журналов, теле и радиопередач, Интернет-порталов только в одном Поволжье. Многие из печатных изданий, такие как «Мугалим сани» в Йошкар-Оле, «Формат мысли» в Казани и другие, при этом, выпускаются исключительно на энтузиазме редколлегии.

Как оказалось, делегатов особенно волнуют проблемы исламофобии в средствах массовой информации и отсутствие положительной информации об исламе и мусульманах. Многие из участников солидарны с тем, что мусульманам стоило бы создать некое общее СМИ, которое освещало бы события происходящие во всем мире, но при этом давало оценку этих событий с мусульманской точки зрения. Такой подход, безусловно, был бы выигрышным, но неразрешимой проблемой встает вопрос о финансировании СМИ. Участники круглого стола, к примеру, сетовали на то, что меценаты, как правило, готовы выделять деньги на строительство мечетей, на помощь нуждающимся, но на отрез оказываются оплачивать работу газеты или Интернет-сайта, так как не видят в этом общественной значимости.

Участники круглого стола заострили внимание на том, какими качествами должен обладать мусульманский журналист. Сошлись на том, что кроме исламских нравственных ценностей ему должна быть присуща высокая идейность и профессионализм. Как раз с последним компонентом у нынешних мусульманских журналистов возникают трудности. Многие даже уверены в том, что сегодня в России среди мусульман вообще нет профессионалов в журналистике.

В этой связи рассматривался вопрос о специальной подготовке мусульманских журналистов в исламских вузах страны. В ответ на это ректор РИУ Р.Мухаметшин заявил, что проще заключить договор с уже действующим факультетом журналистики в светском вузе и готовить журналистов для мусульманских СМИ на этой базе, а религиозную составляющую учебного курса при этом будут читать приглашенные преподаватели из мусульманских учебных заведений.

Обсуждалась и идея кодекса чести мусульманского журналиста, каким он мог бы быть и в случае принятия, как можно было бы контролировать его соблюдение.

Сегодня сложилась ситуация, когда и само государство заинтересовано в поддержке качественных мусульманских СМИ и есть все возможности финансировать такие СМИ через внебюджетные фонды. Для этого необходимо четко представлять, какого рода издание мусульмане хотели бы видеть, где могла бы расположиться его редакция и в какой форме издание могло бы распространяться. Выигрышной участники круглого стола нашли модель федеральной мусульманской газеты с региональными вкладышами, посвященными жизни мусульман в каждом отдельном регионе.

На суше заряжались позитивом

Немалую часть времени участников фестиваля занимала культурная программа. За пять дней делегаты побывали в Булгаре, Самаре. Ульяновске, Елабуге и Чистополе. В каждом из них молодежи посчастливилось посетить мечеть, встретится с руководителями местных татарских общин, имами мечетей. Очень порадовали города, которые традиционно не считаются мусульманскими столицами России – Самара, Елабуга, Ульяновск, Чистополь. В Самаре к примеру работает прекрасная мечеть, вмещающая до 5000 молящихся, рядом построение здание для медресе. В Ульяновске мечетей несколько в разных районах города и также не бедствует.

Поразила своей красотой, интерьером в татарском национальном стиле соборная мечеть Елабуги – города, отмечающего через несколько недель 1000-летний юбилей. Минарет этой мечети, кстати, самый высокий в Европе, не только за счет собственной высоты, но и за счет того, что находится достаточно высоко над уровнем моря. Последние приготовления к празднованию 150-летнего юбилея исторической мечети Чистополя проходили в ней, когда мечеть посетили делегаты ДТМ и ФММ. Как рассказал имам мечети, это вторая мечеть в Татарстане после мечети Марджани, которая не прекращала работы даже в советские годы. Мечеть «Иман», возведенная в Чистополе в 2000-ые, также поражает внутренним убранством и архитектурным стилем.

Но более всего порадовал позитивный, жизнеутверждающий настрой имамов, их способность работать и договариваться и с местными властями, и с населением, и с меценатами.

Трудности перевода

Возможность поделиться опытом работы с молодежью в регионах участники фестиваля получили в ходе круглого стола «Роль, трудности, перспективы молодежных организаций в деле возрождения Ислама». Как выяснилось, формы работы, опробованные еще в начале 1990-ых, такие как проведение ифтаров, организация детских и юношеских лагерей, встреч, лекций, все еще не потеряли своей привлекательности и актуальности. Вместе с тем, активность мусульманской молодежи стала выражаться и в информационной деятельности – в издании газет, администрировании сайтов, и в спортивной деятельности – создании футбольных и других команд, организации соревнований.

Принципиально важный вопрос об этнической составляющей исламского призыва вызвал массу противоречивых мнений. С одной стороны, представители мусульманских молодежных организаций констатировали, что приобщение широких слоев молодежи к культуре ислама гораздо проще и удобнее делать под «вывеской» национальной организации. По мнению других, этнические рамки исключают возможность работать с русскоязычной молодежью или с представителями не-титульных мусульманских этносов.

Не секрет, что особенно остро проблема языка стоит в контексте проведения пятничной хутбы в мечетях и это принципиальный момент, тогда как культурные вечера, лекции можно свободно проводить на том языке, на котором пожелают организаторы. Известно, что до революции и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах страны,  в мечетях пятничные проповеди читались на татарском языке, так как татарами были имамы, строились и содержались эти мечети на деньги татарских купцов. В то время такое положение вещей никого не возмущало. То ли дело наши дни, когда стало модным говорить о том, что ничему национальному нет места в мечети, потому что и само мусульманское сообщество сейчас очень разношерстно и интернационально.

В качестве контраргументов такому подходу говорилось, что татарский язык – это история и многовековая традиция российского ислама. Наличие исторического и этнического самосознания у молодого мусульманина мотивирует его к сохранению и развитию того наследия, которое ему оставили предки, приобщает его к богатейшей культуре Ислама, развивавшегося на российской почве. Мусульманин, лишенный чувства национального не ощущает чувства ответственности перед предками за тот Ислам, который передавался ими из поколение в поколение, как результат, такой мусульманин легко приобщается к другим мазхабам, нетрадиционным течениям в Исламе.

Несмотря на остроту дискуссии, все участники были солидарны в том, что любые трения можно уладить, если хутбу в мечети произносить и на национальном, и на русском языке, учитывая интересы всех пришедших на пятничный намаз.

Налаживая мосты

Интересы различных групп пришлось улаживать и на борту «Бориса Полевого», ведь фестиваль проходил параллельно с Днями татарской молодежи – мероприятием, имеющим свои традиции, особые цели и задачи, и которое проводилось уже в 17-ый раз. И впервые татарская молодежь из 44 регионов РФ имела в качестве соседей мусульманскую молодежь. Что скрывать, непонимание, отчуждение между двумя этими группами в первые дни чувствовалось. «Светская» молодежь старалась не замечать, что рядом с ней работает и соблюдающая молодежь и игнорировала ее интересы. Мусульмане также не были в восторге от ночных дискотек и иных развлечений «светских». Но прошла пара-тройка дней, молодежь познакомилась и деление на «светский»- «религиозный» стало неестественным и никому не интересным, компромиссы были найдены. Этому во многом способствовало проведение совместных мероприятий. Обе стороны активно участвовали в выпуске ежедневной стенгазеты, в работе бортового радио, посещали круглые столы и лекции друг друга.

Любопытно, что в резолюции участники Фестиваля мусульманской молодежи подчеркивают, что хотели бы видеть продолжение фестиваля и на будущий год вместе с Днями татарской молодежи, так как цель обоих, по большому счету одна – приобщение молодежи к духовным истокам. Да и такой опыт общения, налаживания диалога в современных условиях для любого молодого человека бесценен.

Диляра Рахимова

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.