ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
15-08-2007 «Срединный путь», как метод профилактики и лечения экстремизма.

Современное исламоведение в России грешит отсутствием системного подхода к рассматриваемому предмету.

В основном, господствует методологический подход, который можно назвать «ползучим эмпиризмом » ( т.е. следование только одному опыту без разумного применения науки вообще.), рассматриваются уже произошедшие события и выносится оценка по дуалистической черно-белой шкале – либо причина их в том, что это проявление экстремизма (терроризма, «ваххабизма» и т.п.), либо это проявление «традиционного Ислама». При этом, что такое «традиционный Ислам» еще никто не определил. Более того, находятся исламоведы, например, проф. А.А.Игнатенко, которые считают экстремизм имманентным, т.е. внутренне присущим Исламу. Что не мешает этим же исследователям в других своих публикациях доказывать, что единого Ислама вообще не существует, а есть множество различных сект, которые действуют согласно собственной интерпретации Ислама и которые едины только в вопросе направления киблы.

Между тем, важно изучение богатейшего исламского наследия, в котором на самом деле четко определены все причины так называемого экстремизма. И определены еще на заре возникновения Ислама и в первые века его существования, когда формировались мазхабы (течения). Уже тогда, еще в первых акыдах, символах исламского вероучения, формулировались понятия срединного пути и крайностей. В Коране говорится «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины»(2:143). Например, в акыде ат-тахивийи говорится: «Ислам находится между чрезмерностью и недостаточностью». Отсюда ясно, что впадение в любые крайности есть отклонение от срединного, прямого пути в Исламе, и так было в начале распространения Ислама, и в 9 веке, и сегодня. Поэтому, не так давно, в Кувейте и началось распространение идеи о необходимости возвращения уммы к аль-васатыйи, к срединному пути, свободному от любых крайностей.

В преддверии становления Ислама, когда общество разделялось только на две категории:  мусульман и не мусульман, а язычники вели против первых ожесточенную войну, любые проблемы могли решаться либо на поле боя, либо миром. Тем не менее и тогда Пророк (с.а.в.) заключал союзнические договора и с иудеями, и с язычниками, которые воевали вместе с мусульманами против общего врага. На сегодняшний же день, мусульмане тесно связаны с другими общинами, где для решений проблем и для мирного сосуществования нужен иной подход, иная интерпретация Коранических аятов, соответствующих данному месту и времени, и в то же время не противоречащая учению Ислама.

Поэтому и возникло движение среди мусульман, о необходимости следования «срединным путем» («васатыйа» в переводе с арабского – «середина, умеренность в исламе»), свободному от любых крайностей, направленное на адекватность приложения толкований Корана к текущим обстоятельствам. А исламоведение может взять на себя научную сторону этой проблемы.

Инициатором этого движения является Кувейт – разумеется, при поддержке правящего монарха, а в частности «сердцем и душой» проекта стал первый заместитель министра по делам вакфов и религиозных отношений Кувейта доктор Адель аль-Фалях, которому помогает шейх Исам Башир, авторитетный богослов, ученик шейха Юсуфа аль Карадави, в прошлом министр по делам религии Судана.

Целью инициативы является не изменение того, что уже дано в Исламе Аллахом, а  извлечение более глубокого смысла Корана и приложение его к современному контексту жизни, которое тем самым раскрывает идейное богатство и гуманность  Ислама.

Важно отметить, что понятие «васатыйи», «умеренного пути в исламе», не является новшеством («бида’а»), а напротив оно укоренено в Коране и всегда являло собой обязательную норму для мусульман.

 Вот что говорится в Коране :  «وكذلك جعلناكم أمة وسطا»

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины («васатыйа»), чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих»(Коран, 2: 143)

В ходе исследования " срединного пути", задается вопрос:

"Существуют ли границы срединного пути?" Когда можно будет назвать ту или иную вещь крайностью?

Безусловно, каждое общество отличается друг от друга, в Коране Всевышний говорит:

"و جعلناكم شعوبا وقبائلا لتعارفوا”  и сделали Мы вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга (Коран 49:13),

Поэтому, собственно ориентируясь на общество можно определить границы этой крайности. Хочу подчеркнуть, что при этом основа Ислама должна остаться неизменной, мы не в праве запрещать то, что разрешено Господом и дозволять то, на что Он дал запрет. Помимо обязательных выполнений и запретов, существуют также нормы, выполнение которых либо желательно, либо  не желательно, или же, в которых исламские богословы разделяются во мнениях по поводу запрета или разрешения, в таких случаях мы можем выбрать то положение, которое соответствует условиям проживания каждого народа..

Пророк Мухаммад (с.а.в.) на один и тот же вопрос: «Какое самое хорошее дело в Исламе?» – в разных ситуациях и разным людям давал разные ответы. Богатому, но скупому человеку Пророк ответил: «Милостыня», непослушному юноше он ответил: «Послушание родителям», а ленивому и малодушному: «Усердие на пути Аллаха». И для всех троих его ответ был действительно главным средством преодоления греховных влечений своего «я» («нафс»), отторгающих человека от послушания и истинного служения Богу.

Такая вариативность в ответах Пророка (с.а.в.) побуждает нас, людей Сунны, считающих Пророка примером для подражания, уделять особое внимание контексту, в котором современные мусульмане должны принимать решения, опирающиеся на законы Ислама. У муджтахида, имама Шафии в Египте и в Ираке были по сути две различные школы, поскольку он по-разному отвечал на одни и те же вопросы применительно к местным условиям и индивидуальностям.

Возвращаясь к теме, хочу подчеркнуть, что Важнейшим принципом «васатыйи» является целостность подхода.

В заключении хочу сказать, что религия ислам – это умеренная (серединная) религия.

И тому доказательства слова Всевышнего, которые я цитировала в начале своего выступления: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины" (Коран, 2: 143).,

В этом аяте Корана Господь Бог охарактеризовал и зарекомендовал мусульманскую умму ,как умму справедливую, далекую от любых крайностей.

Доказательством запрета чрезмерности и крайности служат Его слова, которые Он обращает обладателям писания:

"لا تغلوا في دينكم"  О обладатели писания не излишествуйте в вашей религии (Коран,4:171), (Коран, 5:77)

Соблюдение любых норм шариата также ниспосланы  людям в силу их возможности, что говорит о гуманности Ислама. Свидетельством этому также являются слова Аллаха:

«وما جعل عليكم في الدين من حرج»  Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии.(Коран 22:78)

А также:

«يريد الله بكم اليسر ولا يريد بكم العسر» Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения.(Коран 2:185)

В высказываниях пророка также имеются на то доказательства . Однажды посланник Аллаха наказал Муазу и Абу Мусе, отправляя их с призывом в Йемен:, следующее: Он сказал: " Облегчайте и не усложняйте, радуйте приятной вестью и не отвращайте" (Бухари)

وقال لمعاذ وأبي موسى لما بعثهما إلى اليمن «يسرا ولا تعسرا، وبشرا ولا تنفرا» رواه البخاري

Ислам запрещает любые крайности, потому, что любая крайность может понести за собой тяжелые последствия. Крайность в поклонении , может быть поводом для лицемерия. Не равноценное употребление природных ресурсов является  расточительством, что ведет к анархии с одной стороны и к жадности с другой. Чрезмерное использование силы приводит к враждебности, преступлениям и отсутствию безопасности. Чрезмерное использование прав ведет к самопроизволу, что несет за собой отрицательные результаты. Чрезмерная любовь приводить к помешательству, и таких примеров множество.

Ислам, призывает к доброму и мудрому методу его распространения и решения проблем

«ادع إلى سبيل ربك بالحكمة والموعظة الحسنة وجادلهم بالتي هي أحسن»

Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием (Коран,16:125),говориться в Коране

 Поэтому хотелось бы отметить, что   иного пути, кроме срединного -перед уммой сегодня нет! Ибо крайности – вооруженное насилие без необходимой самообороны, либо полное атеистическое безверие с культом вседозволенности – показали свою полную несостоятельность!

Интервью с Зульфией Мазитовой (Хановой) читайте на нашем сайте.

Сборник «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии», № 1 – 2007, ИД «Медина», Нижний Новгород можно заказать в Интернет-магазине сайта ИсламРФ.Ру

Доклад молодого специалиста Зульфии Мазитовой (Хановой),
Эль-Кувейт – Уфа

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.