ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
27-08-2007 Опыт мусульман Поволжья – Кавказу.

Выступления лидеров нижегородских мусульман на Международном миротворческом форуме «Ислам — религия мира и созидания»

22 августа 2007 года в Гудермесе состоялся Международный миротворческий форум «Ислам — религия мира и созидания», посвященный памяти первого Президента Чечни Ахмата Кадырова. В работе форума приняли участие религиозные деятели - 188 человек из более чем 20 регионов России и 39 человек из 11 стран мира.

В форуме приняли участие Президент Республики Рамзан Кадыров, руководство Республики, духовные лидеры, алимы. Делегация Духовного управления мусульман Нижегородской области также участвовала в проведении форума.

Всем участникам было отрадно наблюдать, как Чечня постепенно сбрасывает с себя бремя войны, заново отстраивается почти вся Республика. Чеченский народ заново осмысляет свое прошлое и задумывается о будущем. Люди осознают, что в 21 веке духовная составляющая важнее, чем материальная. В Грозном уже сейчас восстанавливаются церкви, мечети, синагоги.

Нижегородская делегация провела в Чечне 2 дня, за которые успела встретиться с руководством Республики, с духовными лидерами и рядовыми чеченцами. Жители республики радушно встретили делегатов, проявив все свое добродушие и гостеприимство. Они желают устанавливать как можно более добрососедские отношения с мусульманами России и вместе молиться о мире в Республике.

Нижегородцы, лично встретившись с лидерами Республики, представили им продукцию Издательского Дома «Медина», а Президенту Республики, Рамзану Кадырову, подарили новое уникальное издание тафсира (толкования) Корана А.Ю.Али, изданное ИД «Медина».

По итогам форума было принято Обращение участников Международного миротворческого форума «Ислам – религия мира и созидания» к Президенту РФ Владимиру Путину

Также участники форума договорились о создании специальной Комиссии по фетвам в Чеченской Республики и о ежегодных встречах, посвященных восстановлению мира в Чечне.

Предлагаем Вашему вниманию выступления лидеров нижегородских мусульман на этом форуме:

Трудиться ради мира – каждый день!

Речь Председателя ДУМНО Умара-хазрата Идрисова в Гудермесе

Бисмилла иррахман иррахим!

Ассаляму алейкум, уважаемые братья и сестры, дорогие гости нашего Форума!

Мы собрались с вами в прекрасном месте, с удивительной природой, которую создал Господь для радости людям, но мы, люди, на долгие годы превратили её в одну из «горячих точек планеты». Сейчас «горячее» становится всё прохладнее, возвращается мир и уже видны ростки созидания. То, что мы видим сейчас – радует. Но процесс не закончен, и главное – мы встретились с вами для того, чтобы обсудить: как же это могло произойти? Как прекрасные уголки нашей планеты становятся «горячими точками», враждуют и гибнут люди, разваливается хозяйство, наносится ущерб экологии? Чтобы такое не повторялось, мы должны давать трезвые оценки.

Первое, что нужно сказать – Чечня была не единственной «горячей точкой» в мире. Сегодня геополитические противники, оппоненты России ставят в упрёк именно чеченскую трагедию. Но оглянитесь, господа! Только что завершился длившийся 38 лет кровавый конфликт в Ольстере. До сих пор не решены проблемы Басков. И это в Европе, которая славится своей цивилизованностью! Что говорить про Азию и Африку? Но самый болезненный, опасный для всего мира очаг войны до сих пор полыхает в Ираке и Афганистане, и виной тому внешняя агрессия нового мирового жандарма – США и его сателлитов. Более того, администрация Буша грозит развязать ещё и огненный конфликт против Ирана! Я напоминаю об этом специально для того, чтобы увидеть происходившее и происходящее в Чечне в общемировом контексте, чтобы поставить вопрос – что есть общего и частного в возникновении войн и «горячих точек»?

Быть может, человечество научится когда-нибудь на своих и на чужих ошибках – как не допускать противоречия до острого конфликта?

Вернёмся к нашей ситуации – и поставим два важнейших вопроса: кто виноват и как был задействован Ислам? Первый ответ для любого честного человека очевиден: когда народы сталкиваются в войне – виноваты обе стороны. Пусть историки подробно разберутся в деталях, а наша задача как мусульман – понять, как здесь стало возможным участие «исламского фактора». Как это "Ислам - религия мира и созидания" вдруг стал знаменем сепаратистов?

Вот мои суждения. Здесь произошла подмена. Каков её механизм? Некоторые идеи Ислама, вырванные из контекста и понятые буквалистски, стали удобным механизмом реализации персональных амбиций религиозно неграмотных, но крайне алчных людей. В первую очередь речь идёт о концепции джихада. Нашлись люди, которые умышленно, либо по неведению исказили смыслы Священного Корана. Парадоксально, но в начале конфликта с Москвой советский человек, генерал Дудаев вовсе и не думал об Исламе, сам лично был далёк от знаний и от практики мусульман. Но потом некто ему подсказал – и это стало роковым моментом – что надо вспомнить о великом исламском понятии «джихад»!

Бесспорно, военная составляющая была важным элементом реализации религиозно-политической концепции Ислама, но чтобы применять её, нужно, во-первых, считаться с обстоятельствами, а во-вторых, обладать соответствующими знаниями и выдержать ряд критериев, которые соблюдены не были. Поэтому главная причина, безусловно, в религиозной безграмотности, которая в итоге будит "спящее зло".

Что же нам противопоставить этому? Бесспорно, наше основополагающее капиталовложение в мир и примирение - это исламское просвещение. Вспомним, какая у мусульман России была литература 10-15 лет назад? Слёзы на глазах – мы вышли из эпохи государственного атеизма без квалифицированных кадров - имамов и учёных, без масс-медиа и учебных заведений современного уровня, без единой мусульманской организации, авторитетной равно как для всех мусульман, так и для государства и общества. Только в такой маргинальной, невежественной ситуации и смогли разрастись силы, перевёртывающие всё вверх дном!

Но, увы, мы и до сих пор не решили все те вопросы, которые я обозначил. Где у нас квалифицированные кадры? Будем честны – мы ещё и сейчас не выстроили полноценную систему исламского просвещения и образования в масштабах России. Я с радостью должен сказать вам, что мы в Нижнем Новгороде только что завершили работу, которая длилась 10 (!) лет и издали Тафсир Корана Абдуллы Юсуфа Али. Он был опубликован в 1934 году на английском и по сей день считается во всём мире самым надёжным толкованием Священной Книги. Мы уверены, что теперь он станет настольной книгой и у всех мусульман, у востоковедов, у начальников, связанных делами с мусульманами, у всех грамотных людей.

Также мы в рамках нашего Издательского дома «Медина» издаём разнообразную литературу, прежде всего для молодёжи и во имя просвещения. В июле в московском Доме журналистов провели презентацию книги доктора философии Тауфика Ибрагима «На пути к коранической толерантности». Вот где можно почерпнуть сведения о том, каков истинный Ислам – толерантный, миротворческий, веротерпимый!

Но скажу честно – мы с этими книгами опоздали минимум на 20 лет! Если бы такая литература была доступна ещё тогда – многие не соблазнились бы лжетолкованиями, которые ведут к войнам, к дискредитации Ислама. Но, ещё добавлю – хорошо, что появились такие книги, но кто их донесёт до людей? В России до сих пор нет ни исламского радиоканала, ни своего телевидения. Увы, во многих масс-медиа даже привычной стала исламофобия, явно подкинутая нам из-за рубежа для дестабилизации общества!

Но и тут есть просвет – мы с сентября, при поддержке государственного фонда, нашу газету «Медина» делаем еженедельной и всероссийской. У мусульман страны теперь будет своя газета! В связи с газетой мы развиваем общероссийский сайт ИсламРФ – «Ислам в Российской Федерации». Но ещё раз повторю: без современных радио и телеканала поднять просвещение мусульман невозможно.

Ещё одна проблема, которая привела нас уже ко многим несчастьям, в том числе в Чечне – и до сих пор не решена. Это вопрос о единстве мусульман России, о едином органе, авторитетном и для мусульман и для общества. Признаем правду – существующие после Перестройки многочисленные ДУМы и «муфтияты» - в лучшем случае хозяйственно-организационные структуры. Но для решения сложнейших вопросов современности и достойного диалога со всеми слоями общества нужны учёные (алимы), и потому мы уже не первый год на Общероссийских Форумах мусульман выступаем с идеей учреждения Совета улемов. Хвала Аллаху, эту идею поддерживает всё больше и больше людей. Здесь, на земле Чечни, об этом стоит говорить особо.

Есть старая пословица – «хочешь мира, готовься к войне!» Так вот пусть, образно говоря, Совет улемов каждый день «готовится к войне», то есть прорабатывает спорные вопросы, примиряет враждующих, ведёт диалог с другими религиями, с политическими партиями и органами власти. Чтобы не повторилась трагедия Чечни, чтобы народы нашей страны не попались в сети «оранжевых технологий», чтобы «исламский фактор» работал только на Ислам, на мир, на благополучие России – нужен ежедневный труд Совета улемов. Более того, мы потенциально, в перспективе можем нести пережитый нами опыт и в иные страны.

К примеру, опять-таки из проектов нашего Издательского дома «Медина» - при поддержке лорда Ахмада мы хотим представить в английском Парламенте книги об Исламе в России на английском языке и поблагодарить Англию, давшую приют и образование пакистанцу Абдулле Юсуфу Али, создателю современного Тафсира. Мы знаем, что Англия озабочена решением вопросов диалога с мусульманами, и готовы обсудить достоинства нашего, российского, опыта. Ведь мусульмане России – не мигранты, но автохтонные жители страны, ещё в 7 веке сахабы Пророка Мухаммада (САВ) появились в Дербенте, в нынешнем Дагестане. У нас многовековой опыт евразийской державы, где есть славяне и тюрки, христиане и мусульмане, многие иные народы и религии. Да, мы живём, как и все народы мира, иногда ссорясь – но основной вектор в России это мирное сосуществование, общественный договор, консенсус интересов! Надеюсь, что «ключ к миру», найденный и здесь, в Чечне, мы сможем передать другим! Инша Аллах.

Вот совсем недавно американцы пригласили некоторых имамов Северного Кавказа познакомиться с жизнью США и её мусульманской общины  – как замечательно! Мы должны чаще видеть друг друга в лицо, напрямую задавать острые вопросы, делиться опытом. Пусть теперь и к нам приезжают все, кто хочет видеть, чем живут мусульмане России! Это лучшая политика – народная дипломатия, обмен учёными, студентами.

Диалог как чистый воздух, необходим и внутри страны, в частности, с православными христианами. Обозначу самую острую тему, которая волнует в связи с Чечней. На наших глазах в Московском патриархате рождается культ солдата Евгения Родионова как «святого» и он имеет антиисламский пафос. Ведь гибель солдата, как объясняют верующим – вина "чеченских бандитов, заставлявших юношу принять Ислам". Таким образом, утверждаются как синонимы понятия "бандит" и "Ислам". Более того, в неофициально написанных молитвах и службе Родионову ясно говорится, что он "погиб от агарян" - так на церковнославянском языке называли в Средние века мусульман. По сути, это возвращение к "языку вражды", который народы и религиозные общины нашей страны давно преодолели! Очевидно, что определённые силы пытаются объяснить трагедию последних чеченских войн не политическими и экономическими причинами, а будто бы "противостоянием Православия и Ислама". Кому это выгодно, кроме врагов России - противников её единства и целостности, добрососедства народов и вер? Просим наших православных сограждан остановить эту антироссийскую провокацию!

Говоря о наших текущих проблемах, я с горьким и одновременно светлым чувством вспоминаю Ахмада-хаджи Кадырова, который положил свою жизнь ради того, чтобы пришёл мир на его землю, чтобы мы с вами вот так сейчас собрались и свободно по-братски решали проблемы… Я ведь знал его ещё в годы нашей учёбы в Бухаре, в знаменитом медресе Мир-и-Араб. Спустя 20 лет после того, как мы закончили там обучение, я вновь посетил Узбекистан.

Какое там сейчас идёт обновление! Ташкент в этом году решением ИСЕСКО объявлен «столицей исламской культуры мира» и государство тратит огромные средства на восстановление памятников, на строительство новых мечетей, институтов и медресе. Дух захватывает! Как бы порадовался, глядя на это, Ахмад-хаджи! Узбекистан даёт нам пример смелой политики государства в отношении Ислама: если сегодня мы не скупимся обеспечить народ мечетями, образованием, культурой – значит, завтра не будет почвы для экстремизма, псевдотолкователей веры, сепаратистов.

Вдумываясь в образ Кадырова-отца, задаёшь себе вопрос: когда же он честнее и лучше служил Аллаху и своему народу – когда был сепаратистом или когда возглавил переговорный процесс с Кремлём? Несомненно – во втором случае. Он осознал следующее: во всём, что происходит в обществе, виновато само общество, и, соответственно, избавляться от зла и пороков нужно всем вместе. Поэтому единственных виновных искать нецелесообразно. Тот, кто живёт прошлым, отнимает у будущего.

 В этом он увидел и решение проблем на Северном Кавказе. Ахмад-хаджи как мусульманский лидер понял, что необходимо широкое общественное и государственное вовлечение всех сторон конфликта в решение всех проблем, а также рост гражданского самосознания. А в случае с исламским сообществом (да и в масштабах всей России) это возможно лишь на основе незыблемых принципов Ислама - религии мира и созидания. Отсюда вытекает и общий подход к урегулированию - только переговоры с участием всех сторон и на основе принципов толерантности и взаимного уважения! Советский дипломат Громыко говорил: «лучше десять лет переговоров, чем один год войны». А чтобы вести переговоры в современном мире, добавлю я – нужны и политическая культура и специалисты.

Чтобы в России был мир – нужен полноценный Ислам. Чтобы был полноценным Ислам – нужны просвещение и Совет учёных.

Позвольте закончить это моё выступление на этом уникальном Форуме, со столь важной миссией – молитвой-дуа к Аллаху о моём соученике, сотоварище по бухарской учёбе, об Ахмаде-хаджи, который отдал жизнь во имя мира на своей Родине, во имя благополучия и счастья своих детей, всего чеченского народы!

ДУА. (Читает молитву по-арабски) Амин!

Межконфессиональный мир – великое достижение многонационального российского народа.

Речь руководителя аппарата ДУМНО Дамира-хазрата Мухетдинова в Гудермесе

Наша встреча проходит в августе, который часто называют трагическим месяцем российской истории. В августе 1914-го началась Первая мировая война, поставившая жирный крест на истории Российской империи. В августе 1917-го провалилась попытка генерала Корнилова остановить анархию и распад уже Российской республики. В августе 1918-го между Казанью и Нижним Новгородом была пресечена попытка войск Комитета Учредительного Собрания свергнуть власть большевиков. В августе 41-го фашистские танки рвались к Москве и Ленинграду. В августе 1991-го начался последний этап распада Советского Союза. В 1999 г. началось бесславное наступление Шамиля Басаева на Дагестан. И наконец, в августовские дни 2004-го террористы готовились к страшнейшему акту насилия недавней российской истории – захвату школы в Беслане.

Стали ли мы мудрее за минувшее столетие? Ясно одно: российские мусульмане всегда стремились сохранить мир и безопасность своей Родины. В дни Первой мировой мусульмане-пехотинцы Волго-Уральского региона и всадники Дикой дивизии прославились в самых кровопролитных боях. В августе 1917 г. внук имама Шамиля генерал-татарин Захид Шамиль не дал сторонникам Корнилова и Временного правительства пролить кровь в братоубийственной войне. В августе-сентябре 1918 г. в Татарской Слободе Казани прятали сначала красных, а затем белых. В июне 1941 г. среди защитников Брестской крепости были представители многих мусульманских народов СССР. И сегодня в татарских деревнях Нижегородчины стелы с именами павших односельчан увенчаны надписями из Корана. В 1999 г. представители мусульманских народов России встретили огнем вторгшихся в Дагестан террористов. При этом одним из первых, удостоенных звания Героя России, стал военнослужащий-татарин. В 2004 г. захват школы в Беслане вызвал мощнейшее отторжение российской уммы. Среди попавших в число заложников и погибших в Беслане, мусульмане составили очень большую часть.

К сожалению, среднестатистический россиянин, даже мусульманин, редко задумывается о таких фактах, а их незнание во многом порождает исламофобию среди немусульман, способствует утрате в веру предков среди колеблющихся. Даже активно верующим мусульманам сложно разъяснить свою позицию и истинные догматы своей веры, не имеющие ничего общего ни с терроризмом, ни с беззаконием.

Ведь сказано в суре «Ан-нахл» (Пчелы): «Поистине, Аллах, приказывает справедливость и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления. Он увещает Вас: может вы опомнитесь». (16; 90 – пер. И. Ю. Крачковского).

Такого рода внешние искажения норм Ислама, преследование верующих мусульман, вызывают неоднозначную, иногда агрессивную реакцию среди молодого поколения верующих. Им зачастую не хватает ни жизненного опыта, ни знания мусульманской правовой традиции. Ведь ханафитская и шафиитская традиции позволяли представителям кавказских и тюркских народов мирно сохранять свои традиции и веру в российском государстве. Выдающийся политический деятель – имам Шамиль, сделал все возможное для того, чтобы народы Северного Кавказа сохранили свою Родину и веру. Возможно, у мусульман Волго-Уральского региона в досоветский период и не было столь харизматической фигуры, но итог их проповедничества был не менее впечатляющим. Лояльность к российскому государству и устоям Ислама стали доминантой в самосознании российских мусульман.

Сегодня же особенно тяжело приходится молодежи в тех землях, где людям не хватает работы и уверенности в стабильном завтрашнем дне, где проливается кровь. Поэтому нас, российских мусульман, так беспокоит ситуация, сложившаяся с конца прошлого века на Северном Кавказе, особенно в Чечне. Безусловно, благодаря властям России и Чечни, в последние годы здесь были достигнуты значительные успехи в социальной, образовательной, других сферах. Но сводки о гибели сотрудников администраций, силовых структур и даже имамов показывают нам, как далеко зашло насилие. Образ бывшего муфтия Чечни Шамаева, как имама, не расстающегося с автоматом, по причине того, что многие его коллеги уже убиты – для нас, татар, страшен и нов. Одна правда и суд для своих и другая правда и суд для чужих противоречат Коранической традиции. Ведь сказано в Писании: «Мы ниспослали тебе Писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей, так как показал Аллах» (Сура «Ан-ниса» 4; 105 – пер. И.Ю. Крачковского.).

Пророк Мухаммад (САВ) разрешал конфликтные ситуации не только в пользу мусульман, хотя члены уммы и не всегда были этим довольны. Ансары и мухаджиры прекрасно помнили о тех несправедливых поступках, которые совершили против них иудеи и язычники. Но, даже взяв Мекку, пророк Мухаммад (САВ) не наказал почти никого даже из тех, кто злоумышлял на его жизнь! Сегодняшняя Россия, как и Аравия времен Пророка - тоже представляет собой весьма пеструю картину. Воспоминания о былых преступлениях, особенно о депортациях 1940-х гг., живы в памяти чеченцев и ингушей, балкарцев и карачаевцев. Об актуальности этой страшной исторической памяти прекрасно сказал президент В.В. Путин. Но в многонациональном регионе редко соседние народы не пережили опыта войн.

И хотя мы не должны забывать о многочисленных конфликтах, развертывавшихся между различными народами России – напомню и о Казани, и о Нижегородчине, и о столкновениях в Приуралье, главное, о чем необходимо помнить – это то, что сегодня самые разные народы мирно живут в Волго-Уральском регионе. С каждым годом здесь становится все больше выходцев с Северного Кавказа, которые оседают здесь на всю жизнь. Поэтому нам странно быть в тех республиках Кавказа, где почти не осталось русского населения. Да и пришедшие в Чечню три века назад татары тоже в основном покинули территорию этой мусульманской республики.

Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна. Мы повторяем эту мысль некоторым чересчур ретивым представителям чиновников и православного духовенства, которые говорят нам только о русской России. Но это многоцветие России предполагает мир во всех ее уголках, и возможность для представителя любой нации и любой веры беспрепятственно жить и работать в любой точке российской земли, исповедовать веру своих предков и сохранять их традиции.

Россияне выстояли и сохранили единство своей Родины и в 1812-м году и в 1941м и в 1991-м и в 1999-м. Будем верить в то, что эти традиции сохранятся и в новом тысячелетии. Религии Ислама на Кавказе и в Поволжье уже более тысячи лет. Так пусть же вера российских мусульман переживет новые тысячелетия! Амин!

Гудермес, 22 августа 2007 года 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.