ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
16-11-2007 Нижегородские мусульмане на службе Отечеству. Истоки совместного служения Отечеству

Предыстория совместных, боевых подвигов татар, русских, мордвы, марийцев и многих-многих других этносов России имеет давние корни. В российской армии, и иначе  не могло быть в многоэтничном обществе, за Отечество сражались люди разных национальностей, среди них и татары. Активное участие татар в сражениях разных войн определяется, прежде всего, особенностями исторического развития нашей страны.

Уже в годы Золотой Орды, начиная с времен Бату-хана и Александра Невского татары и русские противостояли натиску католического Запада, захватившему земли Украины, Беларуси, Смоленщины. К тому же, контакты политические, в том числе военные, русских и татар относятся к более раннему периоду, нежели середина XVI столетия В эти годы начиналась и невооруженная крестьянская колонизация Поволжья, ниже Нижегородчины. Исторический эпизод взятия  Казани Иваном Грозным в 1552 году. И резни в городе стал скорее исключением в мирном сосуществовании простых  православных христиан против мусульман, и русских и татар. Историческая ситуация оказалась значительно сложнее..

История ислама в истории России началась задолго до взятия Казани. Гарнати отмечает наличие мечети в Киеве в 1130-е гг. [1]

В центре Москвы (Кремле) размещалась мечеть ханского двора Достаточно вспомнить расцвет в XIV веке мусульманской Мещеры, историю  Касимовского ханства и т.д. Москва, уважая государственный и военный опыт тех, кто по разным причинам покидал Орды, привлекала их на свою сторону, и они становились опорой великокняжеского, а затем царского престола, особенно в коннице. Никто касимовцев не христианизировался. Они могли принимать или не принимать православие по собственному выбору. Известно, что в XV веке военную службу в Московском государстве несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья».

Противники Москвы в лице прежде всего Литовско-Польского государства были очень сильны. Единственный выход, чтобы сохранить себя, состоял в том, чтобы создать прочную государственную организацию, способную выдержать давление извне. В руках государства сосредоточились все материальные, трудовые и боевые ресурсы общества.

Зная историю, не удивляешься тому, что в  войске Ивана IV  были люди тюркского происхождения и принадлежности. Неудивительно и то, что войско Ивана пополнялось по мере движения по Нижегородчине и представителями местного татарского населения.

Согласно преданиям,  предводитель татарской деревни Пара мурза Бехмет во время движения ратников Ивана Грозного на Казань присоединился со своими людьми к московскому войску и заметно отличился при штурме города[2]. Хотя сохранились лишь предания о мурзе Бехмете, но сам по себе факт присоединения татар к войску Грозного, не может вызвать серьезных сомнений. Известно, например, что в районе Свияжска при дальнейшем движении войска Иван получил поддержку от сосредоточенного там отряда, состоящего не только из черемисов, чувашей, мордвы, но и татар[3].

Россия, оказавшись в военном отношении сильнее Казанского ханства, разрушила его силой. Несколько тысяч касимовских татар выступали на стороне Москвы, когда с 1552 по 1560 год шло война за независимость  на казанских землях[4]. Лишь постепенно жизнь вошла в нормальное русло.

Началось развитие в рамках одного государства, единая государственная, общественная и культурная жизнь. Ханафитский  мазхаб—правовая школа, который преобладал на казанских землях, признает сосуществование с христианским окружением, способствовал тому, чтобы татары и башкиры постепенно признали себя частью России. Со своей стороны, простые русские люди с их терпимостью и дружелюбием, православным терпением и смирением, способствовали сближению народов Поволжья. Все больше крепло чувство единой страны, единой судьбы, которое все больше проявлялось в моменты нападения на Россию врагов извне. Приходилось вместе браться за оружие.

Не было и не могло быть материальных причин к тому, чтобы служилые татары становились в непримиримо враждебные отношения  к русским людям, к мордве и другим народам, населявшим российские, в том числе наши нижегородские земли. Сами по себе великие религии: ислам и христианство – не толкали людей к столкновениям и не могли разъединять их. Войны – это дело политическое.

В XVI веке татарская знать, перешедшая на службу к московскому государю, входила в состав поместной конницы. Из общего количества поместной конницы, которую могло тогда собрать государство, в 70 тысяч всадников, число татар составляло до 10 тысяч человек[5]. Соотношение цифр уже само по себе показывает значимость тюркского компонента для ведения боевых действий. Причем часть войска, именуемая «служилые татары» была непременным участником всех военных кампаний, которые велись тогда Российским государством.

Когда началась Ливонская война (1558-1583), во время первого похода российского войска на Ливонию, татарский царевич Шиг-Алей, князь Глинский и другие командиры выступили к Пскову[6]. Дальнейшие военные действия показали, что российское войско оказалось способным разбить ливонцев.

На следующем этапе войны, когда военные действия были развернуты на территории Белоруссии, количество служилых татар (по сведениям 1562 года)  составляло 5854 человека. Это при общем количестве войска в 33407 человек[7].

На последнем этапе войны следует отметить активное участие татар в боевых действиях. Так, арзамасские, касимовские, темниковские и другие татары (всего 6461 человек) участвовали в военных столкновения на территории Курляндии в августе 1579 года[8].

И хотя в итоге Ливонская война не принесла России выход в Балтийское море, она показала, что совместные усилия разных народов, населявших страну, позволяют не только увеличивать армию численно и добиваться военных успехов, но и влиять на сознание людей, укрепляя понятие «Отечество» как понятие единой Родины.


[1] Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская. История и современность. Очерки. - М.: Умма, 2004

[2] См. подробнее см.: Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети  XVI до начала XX вв. (Историческая судьба мишарей Нижегородского края). Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.С. 36.

[3] Разин Е.А. История военного искусства. Т.2. СПб.: Омега-Полигон, 1994. С. 359.

 [4] Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч.1. СПб: Тип. Имп. АН, 1863. С. 404.

[5] Чернов А.В. Вооруженные силы русского государства в XV-XVII вв. М., 1954. С.95, 167.

[6] Разин Е.А. История военного искусства. Т.2. СПб.: Омега-Полигон, 1994. С. 370.

[7] Там же. С. 373.

[8] Древняя российская вивлиофика. Ч. XIV. М.: Тип. Компании типографической, 1790. С. 351, 356, 357; Вельяминов-Зернов В.В. Исследования о касимовских царях и царевичах. СПб.: Тип.Имп.акад.наук, 1863. Ч. II. С. 80-81.

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.