ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
18-02-2008 Делегация ДУМНО приняла участие в выездном заседании СМР

14 февраля в Казани проходило расширенное выездное заседания Совета муфтиев России в Казани, приуроченное к 10-летию Духовного управления мусульман Республики Татарстан. В заседании приняли участие председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов, ректор Нижегородского исламского института Дамир-хазрат Мухетдинов и заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе Абдулбари-хазрат Муслимов.p class="MsoNormal" style="text-indent: 25px">На заседании обсуждались вопросы создания Совета улемов, участия российских мусульман в предвыборной кампании по избранию Президента РФ 2 марта этого года, были подведены итоги проведения хаджа-2007 и ряд других.

В рамках мероприятий также прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Роль духовных управлений мусульман в социо-культурном развитии мусульманского сообщества России: история и современность». Нижний Новгород на конференции представлял Дамир Мухетдинов. Предлагаем Вашему вниманию текст доклада, с которым он выступил перед собравшимися.

Российский Ислам: общие тенденции и особенности Нижегородчины.

Для абсолютного большинства российские мусульмане сводятся только к двум основным зонам: Северный Кавказ в рамках Южного Федерального Округа и две республики: Татарстан и Башкортостан в составе Приволжского Федерального Округа (ПФО). В Татарстане и Башкортостане мусульманские общины составляют около 2.000.000 человек. Но в ПФО есть целый ряд регионов, где исторически живут татарские общины. Среди них Нижегородчина. Центр одноименной области и Приволжского Федерального Округа – Нижний Новгород превратился в последние годы не только с третью столицу России, но и в одну из столиц российской уммы. Общероссийское измерение приобрели создание мусульманского медиа-концерна, массовое издание богословской и научной литературы в рамках общего, проведение Всероссийских мусульманских форумов. В своем докладе я хотел бы остановиться на трех аспектах этого феномена. Во-первых, на исторической эволюции мусульманской общины региона. Во-вторых, на доктрине Хусаина Фаизханова, впервые среди в российских мусульман, совместившего тюркские, общемусульманские и российские традиции. В-третьих, на современном состоянии уммы Нижегородчины.

Ислам на Нижегородчине: история развития.

Часть Нижегородчины в бассейне реки Суры является самым северо-западным регионом тюркского мусульманского мира. В бассейнах Суры и Средней Волги тюркские поселения существуют как минимум с середины 8 века. На правобережье Волги мусульмане жили уже с начала 10 века, а на территории нынешней Нижегородчины как минимум с века 13-го.

Основные вехи истории ислама как в Волго-Уральском регионе, так и на Нижегородчине могут быть представлены следующими периодами.

1. Ислам в период независимых тюркских государств: от распространения Ислама в Среднем Поволжье (включая буртас) до создания сети сохранившихся до сегодняшнего дня мусульманских общин края (X – середина XVI вв.) В Хазарском каганате, включая нижнее Поволжье, Ислам начал распространяться с 737 года. По свидетельствам Якута аль-Хамави и Абу Исхака аль-Истахри в X в. в городах и селениях буртас были мечети с имам-хатыбами. Земли юга Нижегородчины входили в это время состав Хазарского каганата, затем Булгарской федерации и Золотой Орды. Создание стабильных мусульманских поселений юго-востока Нижегородчины (и стабильного заселения края в целом) следует связать с периодом создания постордынских ханств и прежде всего Казанского и Касимовского в середине XVв. Наиболее старинные из сохранившихся мусульманских общин сформировались в таких древних татарских поселениях Нижегородчины, как Пара, Рыбушкино, Сафаджай, Петряксы, существовавших еще до середины XVI в., т.е. до завоевания Казанского ханства Московским царством в 1552 г.

 2. Эпоха абызов, как неофициальных религиозных лидеров (середина XVI--конец XVIII вв.). В этот период отсутствовал общегосударственный статуса Ислама в России и прошло несколько волн крещений. Но к XVIII в. относятся создание сети махалль-общин, мечетей, мектебов и первых медресе. Первые известные нам имена абызов, духовных наставников нижегородских татар, относятся к XVII в. Абызы (от араб. «хафиз» - «знающий Коран наизусть») – обладатели коранического знания. Часть абызов владела русским языком, т.к. их деятельность развертывалась в пределах Российского государства – и им приходилось вступать в контакт с русской администрацией. Абызы избирались как духовные руководители членами мусульманских общин и являлись интеллектуальной верхушкой этих общин. Их никто официально не утверждал.

В 1713 г. царь Петр I принял указ, по которому мусульманские феодалы Азовской и Казанской губерний должны были принять христианство в течение полугода. В противном случае они теряли поместья и вотчины. В 1718 г. мусульмане этих губерний, включая мусульман Нижегородчины, были переведены в сословие лашман, обязанных заготовлять лес для Адмиралтейской конторы в Казани. В итоге, большинство мусульман стало оставаться в крае, а не воевать или переселяться на новые земли. Поэтому с началом XVIII в. документы все чаще констатировали наличие мечетей и присутствие служителей культа в исламских общинах ряда татарских селений. Самое первое упоминание о мечети в селе Ключищи восходит к 1706 году. При них создавались мектебы, затем медресе. В большинстве своем от абызов пошли те имамы края, которые получали «указ» и становились подконтрольными Оренбургскому магометанскому духовному собранию (ОМДС, создано в 1788г.). По сути, потомки большинства абызов, действовавших в Волго-Уральском регионе, в том числе и на нижегородской земле до кон. XVIII в., и стали в последующем указными имамами.

3. Эпоха Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС, 1788-1917) – выстраивание региональной и общетатарской инфраструктуры религиозного образования, а затем и светского образования, благотворительных обществ. К концу периода происходит объединение действий сельских и городских мусульманских общин, в том числе появляются рабочие махалли-приходы. Это происходит и на Нижегородчине. Зона ОМДС охватывала европейскую Россию (кроме Крыма, Кавказа и бывших земель Речи Посполитой) и Сибирь. Имамы после избрания приходами должны были получать указы от ОМДС и согласие на занятие должностей от губернского правления. В 1912 г. в ОМДС входил 5 771 приход.

По данным 1812 г., в Нижегородской губернии насчитывалось 26 мечетей, в 1865 г. их было 36, к 1878 г. насчитывалось 47, а в 1898 г. функционировало 63 мечети. В XIX в. нижегородцы начали получать образование в медресе полного цикла, особенно в Казани и Заказанье. В доджадидский период это медресе Марджания в Казани, медресе Мачкара и Тюнтяр в Заказанье, в джадидский с конца 19 в.—прежде всего медресе «Мухаммадия» в Казани (мударрис Г. Баруди, муфтий ЦДУМ в 1917-1921 гг.). В отсутствие региональных структур ОМДС большую роль играли другие каналы объединения мусульман.

С начала XIX в. начинается распространения суфизма ордена Нашкбандийа на Нижегородчине. Шейх Нашкбандийа-муджаддидийа Хабибулла Оруви, мюрид шейха Фаизхана б. Хозырхана аль-Кабули, ставит вопрос о создании Духовного Управления правобережья Волги в Саратове и объединении мусульманских общин сельских регионов и губернского центра. Однако эти усилия, как попытки нижегородцев установить контроль над мечетью Нижегородской Ярмарки встретили сопротивление муфтиев ОМДС, установившего практику ежегодной посылки регулярно сменяемых имамов на ярмарку. Окончательный отход от этой практики и объединение мусульман сельских регионов и губернского центра связано с именем Габдуллы Сулеймани (нижегородского ахуна в 1912-1917 гг.). Г. Сулеймани был мюридом шейха Нашкбандийа-халидийа Галимджана Баруди (муфтия ЦДУМ в 1917-1921 гг).

С середины 19 в. Нижегородская ярмарка превращается в центр общественного движения российских мусульман, здесь намечаются кандидаты на пост муфтия ОМДС, но правительство не прислушивается к позиции самих мусульман. Наконец, здесь в дни первой российской революции проходят Всероссийские мусульманские съезды 1905-1906 гг. Одновременно основы единства мусульман края были заложены в начале прошлого века в связи созданием джадидских учебных заведений, Благотворительного общества мусульман на Нижегородской ярмарке и, особенно в ходе проведения Всероссийских мусульманских съездов 1905-1906 гг.

4. В Советский период (1917-1980-е гг.) – после недолгого периода признания прав мусульман на свободу вероисповедания и религиозное образование государство различными способами пыталось добиться превращения своих граждан в атеистов. В этот период мусульмане противостояли мощному натиску со стороны атеистического государства, сохраняя религию своих предков, но многие из них были физически уничтожены. В 1927 г. Центральное Духовное Управление мусульман России обладает максимальным числом приходов – 14 825. Мусульмане Нижегородчины сохранили принадлежность к единому автономному центру российских мусульман ЦДУМ, а затем во многом подконтрольному властям ДУМЕС (Духовное Управление мусульман европейской части России и Сибири). ДУМЕС к началу 1980-х гг. обладало 142 зарегистрированными приходами, хотя число неформальных общин, особенно на селе было в десятки раз больше. Имамы общин, в том числе неформальные избирались прихожанами, в послевоенный период имамы официально зарегистрированных общин стали утверждаться ЦДУМ-ДУМЕС.

5. Современный период ( с конца 1980-х гг.) – создание на основе ЦДУМ боле 40 региональных Духовных Управлений мусульман), в том числе Духовного Управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО). В это время происходит возрождение мусульманской инфраструктуры лице сети махалль-общин, мечетей, мектебов и медресе. Общероссийское измерение приобрели такие инициативы ДУМНО проведение Всероссийских мусульманских форумов, Фаизхановских и Рамазановских чтений, создание мусульманского медиа-концерна, массовое издание богословской и научной литературы в рамках общего для тюркских народов ханафитского мазхаба.

Ознакомив Вас, с общей эволюцией Ислама в Волго-Уральском регионе, включая Нижегородчину, хотелось бы более подробно остановиться на сочетании тюркских, общемусульманских и российских традиций.

Доктрина Фаизхани.

В 1860-е гг., в условиях буржуазных реформ в России великий алим-богослов Шигабетдин Марджани (1818-1889) и его ученик исламовед Хусаин Фаизхани (1823-1866) выступили с проектом создания группы элиты российских мусульман. Она одновременно должна была состоять и из духовенства, обладающего и основами современных научных знаний, и светской элиты, получившей образование в российских университетах. По первому проекту Фаизхани 1862-1863гг. предусматривалось создание 10-ти классного медресе в Казани, где на основе среднего религиозного образования создавался общенациональный орган подготовки духовной и светской элиты.

Можно так обозначить основные пункты учебной программы Фаизхани:

— ликвидировать существующий в школе и медресе порядок;

— распределить предметы по степени сложности от легкого к сложному;

— ввести систему экзаменов;

— обеспечить систему написания учебников на тюркском языке и тюркизацию языка преподавания;

— ввести в учебные программы научные знания и русский язык;

— обеспечить соответствие здоровым условиям учебных зданий;

— ввести специализацию предметов.

 Фаизхани предлагал готовить одновременно элиту религиозную и общенациональную светскую. Преимущество Фаизхани заключалось в том, что он изнутри представлял российскую высшую систему образования, понимал каким требованиям должны соответствовать шакирды медресе—будущие студенты. В 1860-е гг. складывалась система образования для всех слоев населения и будущая светская элита должна была найти место по крайней мере среди числа преподавателей государственных школ для мусульман.

Если в традиционных медресе преобладала учебная литература на арабском языке и фарси (начиная с букваря «Бидан») в лучшем случае с тюркоязычными комментариями, то Фаизхани ставил вопрос о переводе преподавания в медресе на родной для учащихся тюрко-татарский язык. Для этого он создал «Краткую грамматику татарского языка». Не стоит забывать, что в это время из тюркских языков средневековья, созданных на основе литературного языка Золотой Орды – чагатайского, еще только начинали формироваться современные литературные языки. Материалы Фаизхани по казахскому и татарскому языку включены в словарь Лазаря Будагова «Сравнительный словарь турецко-татарских наречий», остающийся до сегодняшнего дня лучшим словарем по живым тюркским языкам того периода.

Одновременно Фаизхани занимался историей тюркской государственности в регионе на примере Булгарии, Казанского и Касимовского ханств. Именно здесь берет начало создание историй татарской государственности региона. Фаизхани преимущественно исходит из потребности изучения документов и создания фактографической научной, а не идеологической концепции, совмещенной с научной, как Марджани.

Х. Фаизхани во многом заложил триединую концепцию образования, где наряду с религиозным и общенаучными дисциплинами возникало преподавание татарского языка, литературы и истории нации по примеру классического образования. Отметим, что эта концепция образования легла в основу как джадидской реформы медресе, так и (с вычетом религиозного компонента), системы факультетов татарской филологии, языка и литературы, так называемых татфаков.

Фаизхани четко понимал, что причиной материальной и соответственно общенаучной слабости татарских медресе является отсутствие системы вакфов. Большая часть вакфов была конфискована еще сразу после уничтожения Казанского ханства, и окончательно этот процесс был завершен в период правления Анны Иоанновны в 1730-е гг. В этом заключалось коренное отличие имущественного положения мусульманского духовенства от православного духовенства, а также от духовенства в мусульманских государствах. По утверждению исламоведа О. Г. Большакова, «превращение вакфов в основной источник существования культовых учреждений (примерно с XII в.) способствовало профессионализации и консолидации лиц, связанных с мусульманским культом, в особую социальную группу, которую условно можно назвать мусульманским духовенством. В XIX в. в Османской империи примерно 1/3 всех земель относилась к категории вакфов». В сходном положении находилось мусульманское духовенство Бухары, где в 1870-е гг. вакфы составляли 24,6% орошаемых земель, причем эта доля не изменялась до 1920 г. При критике сущности бухарской системы образования Марджани и Фаизхани понимали, насколько важно финансово обеспечить медресе для проведения реформы самого образования.

Мусульмане Нижегородчины в новом тысячелетии.

Центром мусульман региона является Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО). Оно было создано в 1993 г. на основе нижегородского мухтасибата в составе ДУМ Европейской части СНГ и Сибири (ДУМЕС). В результате раскола ДУМЕС с 1993 г. стало самостоятельным управлением в составе ДУМЦЕР (ныне ДУМ Европейской части России ДУМЕР). В составе ДУМНО 52 прихода; оно централизованно контролирует деятельность духовных образовательных учреждений области: вуза (Нижегородский исламский институт им Х. Фаизханова), одного средне-профессионального учебного заведения (Нижегородское исламское медресе «Махинур») и 4 воскресных школ. За годы существования этих учреждений образование в них получили более десяти тысяч мусульман.

В настоящее время наряду с ДУМНО все более важными центрами деятельности становятся издательский дом «Медина» и фонд им имама Абу Ханифы.

Издательский дом «Медина» специализируется на печатании литературы по современному исламскому богословию, преимущественно в рамках ханафитской школы; исследованиям в области истории татарского народа, межцивилизационному и межкультурному диалогу; популяризации и освещению культуры мусульманских народов России. Среди его уникальных продуктов издание тафсира Юсуфа Али, объемов 1.800 страниц. Данный труд является наиболее современным тафсиром, созданным в рамках ханафитского мазхаба.

С 2004 г. ДУМНО приступило к изданию единой ежемесячной газеты «Медина аль-Ислам», с сентября 2007 газета приобрела еженедельный формат. Ее тираж составляет 30.00 экземпляров, и она все более широко распространяется не только в Поволжье, но и в Центральной России, на Урале, Северо-Западе, в Сибири и на Северном Кавказе. В течение нескольких месяцев к формату газеты добавлялись новые разножанровые периодические издания: журналы «Ислам на Нижегородчине», «Минарет», сборники «Фаизхановские чтения», «Рамазановские чтения», «Мавлид ан-Набий», альманах «Ислам в современном мире», бюллетень «Форумы российских мусульман». Параллельно с сайтом «Ислам в Нижнем Новгороде» (islamnn.ru) в текущем году был создан сайт «Ислам в Российской Федерации» (islamrf.ru). В настоящее время совокупность этих изданий составляет медиахолдинг «Медина.

Данный медиахолдинг, исследующий и с разных сторон прогнозирующий различные аспекты по теме ислама в РФ и во всем мире, представляет собой совершенно новое явление в деле возрождения ислама в России и не имеет аналогов в масштабах мусульманской уммы нашей страны.

В важнейший центр образования российских мусульман превращается Нижегородский исламский институт (НИИ) им. Х. Фаизханова. Это негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования; гос. регистрацию прошел в 2005 г.

НИИ им. Х.Фаизханова принадлежит к централизованной религиозной организации – Духовное управление мусульман Нижегородской области. Ректором этого вуза я (Дамир-хазрат Мухетдинов) имею честь быть. Поскольку в области с 1994 г. работает медресе «Махинур», где более 170 человек получили религиозное образование по специальностям «имам-хатыб» и «преподаватель основ Ислама», то потребность в имамах для края решена. Около 140 выпускников приступили к исполнению обязанностей в качестве имамов и преподавателей мактабов и медресе или продолжили обучение в высших исламских учебных заведениях в Москве и Казани. Если учесть, что 9 профессиональных учебных заведений Татарстана за 10 лет подняли процент образованных имамов с 10% до 15-20%, то успех Нижегородчины весьма показателен.

С самого начала особое внимание уделяется высокому уровню подготовки имамов. В современных условиях для повышения конкурентоспособности и признания их элитарной роли, имамы ДУМНО, выпускники медресе продолжают обучение в светских вузах страны: в Институте стран Азии и Африки при Московском государственном университете; Московском государственном лингвистическом университете по специальности «переводчик-арабист»; в Нижегородском государственном университете (ННГУ) на факультете международных отношений; в Волго-Вятской академии госслужбы. Сегодня многие имамы имеют по два образования (религиозное и светское), владеют 3-4 языками: татарским, русским, английским, арабским. С сентября 2005 г. в рамках целевой программы президента Российской Федерации по направлению ДУМНО 30 нижегородцев поступили на факультеты лучших вузов страны: в МГУ, в Санкт-Петербургский государственный университет, в Московский государственный Лингвистический университет, в Нижегородский государственный университет.

НИИ им. Х.Фаизханова должно стать вузом качественно нового типа, сочетающим как традиции образования российских мусульман с достижениями лучших мусульманских вузов современности российских светских вузов. Поэтому сейчас НИИ им. Х.Фаизханова действует как исследовательский институт. Планируется, что дневное отделение НИИ составят педагогический, филологический и теологический факультеты. Одновременно планируется создание отделения мусульманской теологии в стенах ННГУ. В рамках президентской программы развития высшего образования (как уже отмечалось выше) мы готовим кадры преподавателей. Одновременно мы тесно работаем с преподавателями из ННГУ, НГЛУ, вузов Москвы и Казани. В этом году наши авторы создали целый ряд учебников и учебных пособий по светским дисциплинам исламоведческого цикла, в том числе уникальные работы по богословской мысли и истории мусульман Поволжья.

В рамках приоритетного национального проекта «образование» под эгидой Федерального агентства по образованию и в сотрудничестве с ННГУ нами подготовлен и издан ряд учебных изданий, включая первый энциклопедический словарь «Ислам в ПФО», «Российские мусульмане-татары: от общины к нации», «Суфизм как социальная система в российской умме», «Основные направления развития философской мысли татарского народа», «Российские мусульмане и мир Ислама». Вы можете ознакомиться с нашими пилотными изданиями, высказать свои замечания. Мы знаем, что по аналогичной программе в Казани работают РИУ и ТГГПУ, и нам хотелось бы увидеть результаты их работы.

В итоге, в НИИ им. Х.Фаизханова в соответствии с Государственным образовательным стандартом России будет реализовываться многоуровневая система высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Срок обучения в классе общей подготовки на первой ступени составит 4 года, в магистратуре и аспирантуре — по 2 года.

Важнейшим вопросом является экономическое обеспечение нужд мусульманского образования и просвещения, издательской деятельности. В последнее время закономерно ставится вопрос о возвращении нормы имперского законодательства и законов первых лет Советской власти, признававших вакуфную собственность. Такой пункт уже есть в законодательстве Татарстана. Обеспечив мусульманскую инфраструктуру финансово, мы отсечем попытки заграничного финансирования, направленного на подрывные цели, и сможем вытеснить лиц, прикрывающих получение такой помощи лозунгом финансовой необеспеченности. Российские мусульмане могут преимущественно опираться на деньги, полученные из средств частных лиц , российских фондов ( в частности Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования), а также государственными средствами, направленными на поддержку высшего образования. Это не обозначает полного отказа от зарубежного финансирования, но оно должно быть прозрачным и не быть направленным на антигосударственные цели. Для повседневного финансирования основным источником доходов должны стать вакфы.

Поэтому сейчас начинается расширение Нижегородского мусульманского комплекса, вмещающего Соборную мечеть и здание медресе «Махинур». Слева от медресе «Махинур» будет построен Исламский культурный центр. В нем разместятся библиотека, залы для проведения лекций и конференций, учебные аудитории, информационный центр, национальный социально-ориентированный бизнес-проект (халяль-ресторан, халяль-магазин, стоматология), помещение для национальных организаций (Дом дружбы, который объединит в своих стенах членов Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области, Нижегородского центра татарской культуры «Туган Як» и других национальных движений мусульманских народов области), реабилитационный центр по лечению и профилактике наркомании), издательство медресе «Махинур» (типография издательского дома «Медина»), компьютерный центр (для обучения студентов медресе и мактаба «Ихсан»), кинотеатр, концертный зал, помещения для кружков национальной самодеятельности, мусульманского театра. В прошлом году при ДУМНО уже открыт центр миграции и правозащиты (миграционный центр для мусульман, прибывающих из других стран). В центре города на Нижневолжской набережной открыт офис РНКАТНО, возглавляемой заместителем председателя ДУМНО Гаяз-хазратом Закировым. В комплекс также войдет здание Резиденции ДУМНО, в котором разместятся музей, конференц-зал, комната отдыха, аппарат управления, мухтасибатское правление. На территории Исламского культурного центра запланировано открытие мусульманского детского сада и школы с этнокомпонентом.

Еще одно место компактного проживания мусульман в Нижнем Новгороде — это часть Канавинского района близ Московского вокзала. В досоветский период в так называемой «Двухсветной гостинице», также выделенной в вакф (учреждение, доход от которого идет на религиозные нужды), останавливались мусульманские купцы и обсуждались вопросы общественной жизни. Здесь располагались торговые ряды. На улице Тимирязева, в месте исторического проживания мусульман, планируется возведение по финскому проекту пятиэтажного здания с молельными комнатами для нужд правоверных, приезжающих торговать на Нижегородскую ярмарку, для осуществления разного рода бизнес-проектов.

Мусульмане Нижегордчины активно заняты и международным сотрудничеством. Особенно важными здесь были визиты  в станы СНГ: Узбекистан и Казахстан. Российские мусульмане нанесли визит в Узбекистан с 29 апреля по 4 мая 2007 года. Делегацию возглавил председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар-хазрат Идрисов. ДУМНО было также представлено руководителем аппарата Дамир-хазратом Мухетдиновым. Целью поездки было восстановление утраченных за последние пятнадцать лет мусульманских братских связей с единоверцами Республики Узбекистан, а также развитие сотрудничества с татарскими организациями и учеными-востоковедами. 29 апреля прошла встреча с представителями татарской общины города во главе с выдающимся общественным и государственным деятелем Узбекской ССР, министром мелиорации Римом Абдуловичем Гиниятуллиным, являющимся ныне председателем Совета старейшин татарского Общественного культурно-просветительского центра Узбекистана, а также членом Совета Башкирского культурного центра Узбекистана. 30 апреля состоялась встреча с главой мусульман Республики муфтием Усманханом Алимовым. В тот же день был нанесен визит в основанный президентом Узбекистана Исламом Каримовым Ташкентский исламский университет. Затем россияне посетили Ташкентский исламский институт имени имама Аль Бухари, где 20 лет назад учились Умар Идрисов и нынешний глава мусульман Узбекистана. Гостей встречал ректор Абдукаюм Азимов. Визит вежливости к митрополиту Русской православной церкви Владимиру не состоялся лишь по причине его отсутствия в Ташкенте. В следующие дни прошли встречи с представителями рода муфтиев САДУМ — Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Бабахановых. 3 мая в Ташкенте было открыто представительство Республики Татарстан в Узбекистане. На презентации Умар-хазрат Идрисов выступил с приветственной речью в адрес посла России в Узбекистане Фарида Мубаракшевича Мухаметшина, госсоветника при президенте Республики Татарстан по международным вопросам Тимура Акулова и руководителя представительства Рамиля Шакирова. 4 мая прошла встреча с выдающимся правоведом и дипломатом современного Узбекистана доктором Акмалом Саидовым, директором Национального центра по правам человека Республики Узбекистан, членом Олий Межлиса, где он руководит комитетом по развитию демократических институтов, неправительственных организаций и структур гражданского самоуправления.

Муфтий Узбекистана Усманхан Алимов сказал: «у нас общие корни в истории: ведь Волжская Булгария, а затем и иные земли и народы современной России узнали об Исламе от наших предков, проживавших на землях, именуемых Мавераннахром. А знаменитое медресе «Мир-и-Араб» подготовило значительную часть ныне действующих лидеров исламских организаций России.» Действительно именно из Мавераннахра пришел к мусульманам Волго-Уральского региона и Сибири и ханафитский мазхаб и суфизм тариката «Накшбандийа». В XVIII-XIX вв. татары выполняли функции торговых представителей, особенно при бухарском дворе. Роль татар как «толмачей» — переводчиков между Западом и Востоком, Россией и исламским миром — оказалась, как и в древности, продуктивной. Не случайно, что МИД России назначил послом в Узбекистан именно татарина Фарида Мубаракшевича Мухаметшина.

По результатам поездки глава ДУМНО Умар-хазрат Идрисов создал книгу воспоминаний о бухарских истоках современной российской мусульманской жизни, с нежностью встретил своих соучеников по Бухаре и Ташкенту. Она стала первой книгой мемуаров у российских муфтиев советской и постсоветской эпохи. А предыдущая--«Дамелла Галимджан Баруди», посвященная будущему муфтию Центрального Духовного управления мусульман, также учившемуся в Бухаре, вышла в свет 100 лет назад.

Визит в Узбекистан не стал развлекательной поездкой. Фонд Бабахановых сейчас проходит регистрацию в России. Молодежь приезжает на конференции в Нижнем Новгороде. На прошедшую в ноябре в Российском гуманитарном университете конференцию прибыл историк Ренат Шигабдинов, который уже не первый год собирает и публикует материалы по теме «Татары в Узбекистане».

После Узбекистана настал черед другого геополитического полюса Центральной Азии -- Казахстана. С 29 ноября по 1 декабря 2007 года состоялся визит делегации российских мусульман в «южную столицу» Казахстана Алматы. Возглавлял делегацию руководитель Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар Идрисов. Его сопровождал ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Дамир Мухетдинов. В ходе своего визита россияне стали участниками целого ряда знаменательных событий. Они посетили джума-мечеть Алматы и встретились с работниками Духовного управления мусульман Казахстана. Далее состоялась встреча в Египетском университете исламской культуры «Нур Мубарак» с ректором и профессорами-египтянами университета. Затем — с активистами татарской общины, потом — с сотрудниками ведущей русскоязычной исламской газеты «Наш мир». Достигнуто соглашение, по которому газета «Наш мир» выступает крупнейшим информационным партнером газеты «Медина» в Центральной Азии.

Кроме того, российская делегация приняла участие в работе двух «круглых столов». Организационную поддержку алматинскому визиту российских мусульман оказал директор Фонда имени муфтиев Бабахановых Амирсаид Усманходжаев-Бабаханов. Выступая на одном из приемов, он так выразил идею визита россиян: «Объединительный потенциал Ислама поможет нам достойно войти в XXI век. Визит российских мусульман — начало качественно нового этапа Евразийского Ислама».

Важнейшим мозговым штурмом стал, созванный Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) форум: «Секуляризм и ислам в совместном государстве: что объединяет их?». Ведущим выступил директор КИСИ, доктор Булат Султанов. Модераторами поочередно были муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали, директор Центра стратегических исследований при Президенте Таджикистана, доктор Сухроб Шарипов, а также инициатор и координатор этого проекта доктор Арне Зайферт, дипломат из Германии, занимающийся диалогом западной и исламской цивилизаций. Объединение интеллектуальных усилий экспертов проходило под эгидой гамбургского Центра политики мира и безопасности (CORE — Centre for OSCE Research — Institute for Peace Research and Security Policy at the University of Hamburg (IFSH). По сути, это был «семинар в закрытом варианте», не для прессы. Участники заранее обменялись по электронной почте своими докладами, а на самом «круглом столе» поделились некоторыми соображениями и продискутировали особо актуальные теоретические проблемы.

Позднее состоялась встреча Верховного муфтия Республики Казахстан шейха Абсаттара Хаджи Дербисали с председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар хазратом-Идрисовым. Муфтий Республики Казахстан дал высокую оценку книгам издательского дома «Медина», особенно из серии трудов по ханафитскому мазхабу. Российские учебные пособия будут использоваться в Казахстане. И это еще один шаг к реальному сотрудничеству между нашими республиками.

Таким образом, на протяжении полугода представители ДУМНО нанесли визиты в два важнейших геополитических узла Центральной Азии. Страны СНГ это региона являются и важнейшими партнерами России по ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), членами Договора о коллективной безопасности (ДКБ), активно сотрудничают в развитии углеводородного комплекса и трубопроводной сети. Еще весьма недавно в 2005 г. президенты Н. Назарбаев и И. Каримов участвовали в саммите СНГ, проведенном в Казани. Но сотрудничество политическое и экономическое должно быть дополнено сотрудничеством религиозным, научным и образовательным. И здесь Духовное управление мусульман Нижегородской области, Нижегородский исламский институт, издательский дом «Медина», фонды Бабахановых, имени Абу Ханифы и Марджани ждет большое поле деятельности. В нынешнем году намечены новые горизонты сотрудничества, в том числе поездки в Казахстан и Узбекистан с целью презентации продукции издательского дома «Медина». В процессе подготовки образовательные, научные, медийные проекты. Врата между регионами мусульманского мира становятся открытыми навсегда.

Мусульмане Нижегородчины, несмотря на свою относительную малочисленность в течение нескольких столетий продолжают развивать мусульманские институты в крае. В настоящее время центром инфраструктуры уммы региона все более становится Нижний Новгород. Здесь наряду с религиозными объектами разворачивается сеть учреждений высшего образования, медиа-холдинга и вакфов. Таким мы видим развитие тюркских, общемусульманских и российских традиций для мусульман Нижегородчины.

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.