ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
04-03-2008 Меридиан дружбы. Добрых строк связующее звено

В Нижегородском издательском доме «Медина» в самом конце минувшего года вышла в свет новая книга под названием «Бухарские воспоминания. 20 лет служения имамом». Её автор Умар Идрисов был студентом Бухарского медресе Мири-Араб с 1985 по 1987 год, затем обучался ещё 4 года в Ташкентском Исламском Университете. В книге параллельно с воспоминаниями повествуется о том, что сделано в России на примере Нижегородской области по развитию исламской культуры.

Автор, один из ведущих лидеров российского ислама, глава Духовного управления мусульман Нижегородской области, облёк в форму воспоминаний свои размышления о переломном периоде 1980-2000 годов, когда на смену советскому атеистическому режиму пришла Перестройка и началось религиозное возрождение. Он вскрывает корни современных кризисных явлений в исламском сообществе России, живо рисуя портреты основных героев поколения «бухарских имамов».

Кроме собственных воспоминаний в книгу включены проповеди и речи У. Идрисова на самые разные актуальные темы. По сути это первое описание новейшей истории мусульманского сообщества России постсоветского периода «взглядом изнутри».

Написана книга лёгким языком, с афоризмами и юмором, но с глубоким переживанием за судьбы страны и её граждан мусульман. Книга полезна как историкам, педагогам, так и всем, кто интересуется проблемами современной жизни.

Сегодня мы приводим два читательских отклика на, безусловно, очень интересную книгу.

У меня в руках книжная новинка, которую с большим вниманием прочитали. В ней воспоминания и размышления автора о прожитом в Бухаре и Ташкенте и начале служения исламу. Импонирует, что он в простой, общедоступной форме смог показать положительные изменения, касающиеся свободы религиозного вероисповедования не только в Узбекистане, но  и в России.

Несмотря на трудности того времени, семинаристу из России удалось достичь всех высот познаний в области ислама. И это не может не радовать. При этом заметную роль в качестве поддержки сыграли супруга будущего имама Зухра-ханум и конечно же мудрые наставники, благодаря которым сегодня автор в совершенстве знает помимо русского и татарского языка, арабский, фарси, узбекский. Ему знакомы философские и поэтические мировоззрения великих поэтов Востока Навои, Рудаки, Хафиза, Хайяма, Саади.

Вернувшись через 20 лет в древнюю Бухару, У. Идрисов отмечает разительные изменения, в том числе десятки отреставрированных   и вновь построенных мечетей и медресе, музеев под открытым небом и все это было проделано в годы независимости.

Теплые слова написаны Вами и о столице нашей страны Ташкенте. Подтверждением особой роли Узбекистана в истории исламской цивилизации, в частности его столицы, служит то, что Международная Исламская Организация по вопросам образования , науки и культуры(ISЕСО), являющаяся одной из структур организации исламской конференции, объявила Ташкент столицей исламской культуры в 2007 году. Это событие вызвало большой интерес в самой республике и за ее пределами .

В книге красной нитью проходит мысль о том, что Ислам один и для Малайцев и для Славян. Ныне ислам бурно развивается во всем мире, в том числе в Великой России и в Узбекистане.

Целенаправленная политика Президента И.Каримова, способствует сохранению в стране атмосферы толерантности, обеспечения мира и стабильности не только в нашем государстве, но и во всем Центрально -азиатском регионе.  Обеспечение межнационального  согласия и межконфессиалъной солидарности - это неотъемлемые направления развития демократического, независимого Узбекистана.

Одной из общественных форм взаимодействия различных культур, религий являются  национальные  культурные   центры,   в  которых  наряду  с возрождением, сохранением национальных традиций происходит взаимодействие, взаимосвязь людей самых разных национальностей, отсюда и возникает понимание, уважение к менталитету других народов. Яркое тому свидетельство работа татаро-башкирского национально культурного центра в Бухаре возглавляемого Камилой Ахматовной Галимовой . И наша татарская диаспора, как и представители других наций и народностей, равные среди равных, живут и созидают на прекрасной земле Узбекистана.

«Деньги в жизни не главное. Вечны только наши добрые поступки. Они мерило человеческой жизни» - утверждают в своих стихах два великих поэта Алишер Наваи и Муса Джалиль. Они одинаково любимы в Узбекистане и России - Татарстане.

У наших народов одни исторические и культурные корни, общие традиции. Через древнюю Бухару пролегал не только Великий Шелковый путь, но и Великий пушной путь из России в Бухару. В Бухаре находится могила великого Ходжа Булгара — уроженца Булгарии (ныне Татарстан). И мы, и наши дети должны знать братскую литературу и искусство, изучать и почитать мудрость великих классиков, укрепляя тем самым дружеские узы наших народов.

И книга, уважаемого Умара Ходжи, стала ещё одним связующим звеном -между двумя братскими народами.

Заместитель председателя областного комитета охраны природы Розалия ГУДАНОВА

Отзыв на книгу Умара Идрисова «Бухарские воспоминания»

Всё нижеизложенное не рецензия , а мысли, возникшие в процессе чтения. И первая из них - об авторе. Те редкие мои контакты с мусульманским (татарским) духовенством позволяют заключить, что это люди не ординарные, высокообразованные, тонко воспитанные, доброжелательные, самодостаточные, сумевшие сконструировать, скроить себя в соответствии со своей душей и с тем обликом, каким желал бы видеть в них Всевышний. К таковым причисляю Талгата Таджуддина (дважды общался в Бухаре), местного молодого муллу Салавата и теперь - Умара хазрата Идрисова, одного из ведущих лидеров российского Ислама, главы Духовного управления мусульман Нижегородской области, профессора международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, автора сотен популярных публикаций в периодической печати. Думается, беседа с таким благожелательным, душевным человеком, многоопытным имамом доставляет наслаждение и местным прихожанам и прочим другим собеседникам.

По национальности я татарин, всю свою 60-летнюю жизнь прожил в Бухаре (хотя и по свету поездил), и меня порадовала и вызвала даже какое-то гордость за своих земляков фраза Умара-хазрата «Эпоха бухарских имамов» - так автор назвал период, в течение которого в 80-е годы прошлого столетия Духовное управление мусульман европейской части России и Сибири во главе с муфтием Талгатом Таджуддином подготовило целую плеяду молодых мусульман, готовых к работе в канун неслыханных перемен, в период перестройки. И все эти молодые ребята, получившие духовное образование в стенах Бухарского медресе Мири-Араб, уже через 10 лет возглавили Духовные управления мусульман в большей части современной России. Кстати, медресе Мири-Араб знаменито на весь исламский мир, и в своё время было единственным мусульманским учебным заведением на территории СССР. В числе знаменитых его выпускников муфтий Российской Федерации Равиль Гайнутдин, бывший президент Чечни Ахмад Кадыров, муфтий Азербайджана Ааяло Шукур Падшахзаде, бывший муфтий Казахстана Ратбек Нысанбайулы. Сейчас в медресе обучается более 200 студентов и треть из них - из стран СНГ, из Азиатских государств.

Приятно читать хорошее о своём городе, его людях, достижениях в культуре. Но с не меньшим интересом следил за рассуждениями уважаемого автора о религиозном возрождении, о кризисных явлениях в исламском сообществе, о спорных вопросах. К примеру, говоря о соотношении суфизма и ислама У. Идрисов приводит (соглашаясь) слова муфтия Узбекистана Усманхана Алимова: «Такие вопросы и споры возникают вот почему: сначала человек должен в религии войти в шариат, а потом уже он может для своего личного усовершенствования войти в тарикат. Но если кто-то считает, что может обойтись без шариата или не потратив ни капли усилий на практику и теорию шариата, приступает к суфийским техникам, он неправ. Повторяю ещё раз: сначала шариат, а потом тарикат, не на словах, а на деле. Только в таком порядке, а не наоборот». В книге приводятся некоторые проповеди имам-хатиба Умара-хазрата. В унисон с моими мыслями - те из них, где говорится об исламе, как религии мира и доброй воли, о необходимости покаяния, о Духовном управлении мусульман, как прообразе государственности. Вызывают уважение личные контакты У. Идрисова с известными и популярными личностями, запечатленные на цветных фотографиях. Читателю - не мусульманину, мне кажется, понравится и приведенный в книге «словарь терминов».

Некоторые грустные нотки проскальзывают у автора в главах «Суфизм, который прятали от нас», «Болезненные вопросы: Россия - Кавказ - Поволжье», «Будет ли возрождение у татар?».

В одной из них, где говорится о президентах М. Шаймиеве и М. Рахимове, приводится горькая фраза « ... в делах башкиро-татарских они бросили тех, кто живет за границами Татарстана и Башкортостана. Будто и нет миллионов татар и башкир за этими границами». Верно подмечено. Простой пример: татаро-башкирскому национальному культурному центру в Бухаре никакой помощи со стороны Казани и Уфы не оказывалось. В ответ на письма лишь совет обращаться в русский культурный центр. В заключение замечу, книга очень понравилась, у многих могла бы стать настольной, жаль, что её нельзя приобрести в Бухаре.

Журналист, редактор Бухарской областной телерадиокомпании Ренат ТАЧКИН

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.