ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
18-03-2008 Продолжая традиции Хусаина Фаизханова

В пятый раз наше сообщество собирается на Фаизхановские чтения. В эти весенние дни мы подводим итоги нашей годовой научной, образовательной, просветительной, медийной деятельности. В этом году они посвящены 220-летию Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) и юбилеям двух алимов: 190-летию Шигабутдина Марджани и 180-летию Хусаина Фаизхани. Столетие от момента создания ОМДС до смерти Марджани стало «золотым веком» для российской уммы. Именно в эти годы она сформировалась как единая общность, возникла ее целостная богословская и историческая традиции. Это столетие было прославлено и великими достижениями в российской культуре, науке, образовании, дипломатии.

Хусаин Фаизхани жил в ту счастливую эпоху, когда российские востоковеды и алимы работали рука об руку. Он сам был ярчайшим примером совмещения этих великих традиций. Благодаря его трудам образованная Россия узнавала свою историю взаимоотношений с мусульманским миром, знакомилась с языками и памятниками мысли своих сограждан. Фаизхани осознавал, что только в сотрудничестве с государством возможно развитие уммы. В сегодняшней России мы все больше понимаем насколько нам необходимо единство государства и общества для стабильного развития российских мусульман. Поэтому российская умма приветствует такие шаги, как вхождение России в Организацию Исламская Конференция в качестве наблюдателя, визиты Президента В. В. Путина в мусульманские государства и прежде всего в Садовскую Аравию, где размещаются святыни мира Ислама. Избранный Президент Д. А. Медведев уже проявил свою глубокую заинтересованность в решении проблем мусульманского профессионального образования. В лице национального проекта «Образование», направленного на сотрудничество между мусульманскими и светскими вузами, мы видим и реализацию идей Фаизхани. Благотворительная деятельность Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования дает возможность развития как духовных управлений мусульман, так и наших религиозных вузов и издательских домов. Важнейшую роль для авторитета Фонда играет тот факт, что его Попечительский Совет возглавляет выдающийся политик и востоковед Е. М. Примаков.

Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук, профессор Казанского филиала Российской академии правосудия:

— Российские мусульмане всегда были сильны наличием сразу нескольких центров развития. При этом ключевое место занимали зачастую не города с самой большой численностью членов уммы или денежных капиталов, а те, где возникала эффективная команда единомышленников. Этим славился, например, Бахчисарай при Исмагиле Гаспринском. Сегодня, пожалуй, наиболее работоспособная и сплоченная команда создана в Нижнем Новгороде. Мы рады, что плоды наших трудов становятся близкими и понятными все большему числу людей

В новом тысячелетии необходимо выстраивать единое богословское, научное и образовательное пространство российской уммы. Поколение образованных мусульман должно получить ответы на интересующие их вопросы на понятном им, отвечающем требованиям современности языке. После десятилетий диктатуры антирелигиозного режима в России рождается новое поколение верующих. Нужно стремиться, чтобы его целью было созидание, а не разрушение…

Идеи Фаизхани оказались тем фокусом, в котором сошлись проблемы, актуальные и сегодня. Вопросы сочетания религиозных и светских знаний в мусульманском профессиональном образовании, вакфов, сотрудничества с государством и немусульманским востоковедческим сообществом, изучение истории тюркских государств, этногенеза татар вновь стали живым предметами для обсуждения. С каждым шагом нам становятся яснее две ключевые опасности, стоящие перед российской уммой. Первая — ориентация на образовательные традиции мусульманского зарубежья, незнание современных достижений наук, включая исламоведение. Вторая — восприятие традиций только светского востоковедения при пренебрежении трудами самих мусульманских алимов. В первом случае мы копируем опыт тех стран, где мусульмане находятся в абсолютном большинстве и диктуют весь образ жизни. Во втором мы заглушаем голос нашей уммы разработками специалистов, зачастую враждебно относящихся к мусульманам, ищущих пути борьбы с Исламом. Поэтому для дальнейшего развития российской уммы необходимо владение не только русским языком, но и арабским, языками западной цивилизации, прежде всего английским. При этом нельзя отказываться от своего классического тюркского наследия.

Фаизхановские чтения стали своеобразным брендом российского мусульманского сообщества. Они так и остаются единственной в России научной конференцией, посвященной конкретному выдающемся алиму. Не скроем, что эта идея вызвала возражение многих скептиков: сумеем ли, найдем ли темы для обсуждения? Если такого рода мероприятия не проходят в Уфе или Казани, Махачкале или Нальчике, возможны ли они в Нижнем Новгороде? Но дорогу осилит идущий. Чудесным образом вышли в свет в Казани на татарском языке ключевые труды Фаизхани по вопросам реформы мусульманского образования и истории татар. К нынешним чтениям приурочено издание трудов алима на русском языке, понятном всем членам уммы нашего Отечества.

Деятельность Фаизхани оказалась в фокусе работ целого ряда специалистов Москвы и Казани, досконально знающих источники. Но именно Нижний Новгород сумел выполнить функции объединяющего центра. Возникла сплоченная команда профессионалов, в которой возможны споры и дискуссии, но есть единая цель — развитие российской уммы, ради которой люди сплоченно работают. Итогом этих трудов стали конкретные продукты, которые служат как интеллектуалам, так и простым верующим.

Мы можем с гордостью сказать, что сделаны очень важные шаги в деле овладения этими традициями. Поэтому бренд изданий и мероприятий Нижнего Новгорода в последние годы стал хорошо узнаваем на всероссийском уровне. Мы не тратим время на бесконечные согласования и борьбу амбиций. Если решение принципиально принято, то оно претворяется в жизнь. На самом деле так создавались классическая татарская историография и литературоведение. Тот же Фаизхани поддерживал научные контакты с представителями тюркских народов России: кумыком М. Османовым, казахами Ч. Валихановым и И. Алтынсариным, узбеком А. Юнусовым. Представители этих народов сегодня активно сотрудничают с Нижним Новгородом. Таким образом, наш проект уже выходит за рамки российского пространства, превращаясь в дело широкого международного сотрудничества.

Дамир Хайретдинов, кандидат исторических наук, публицист:

— Мне кажется, что на эффективность работы нижегородской команды во многом влияет факт ее независимости от властей. Скажем, в Татарстане, от которого мы ждали в 1990-е годы (а многие по инерции ждут и до сих пор) прорывных шагов в деле развития исламской учености, огромным негативным фактором в этом вопросе является тотальная зависимость религиозных и даже светских научных центров от настроений Казанского кремля. Аналогичную и даже еще более худшую картину можно наблюдать во всех российских республиках с титульным мусульманским населением: наши народы, сформированные в типично восточной ментальности, привыкли заглядывать властям в рот,  в результате чего мусульмане и находятся на последнем месте по своей востребованности в российском истеблишменте. Кому нужны мусульманские интеллектуалы, если достаточно вписать в нынешнюю конфигурацию власти М. Шаймиева и М. Рахимова, от которых они полностью зависимы?

Надеюсь, что пример Фаизхановских чтений и других мероприятий, проводимых нижегородскими мусульманами, поможет выстроить российским последователям Ислама новую, независимую схему работы взамен сложившейся чиновническо-патерналистской системы.

В свое время в результате этого взаимодействия татары действительно внесли свой вклад в становление современных научных знаний у народов Кавказа, Казахстана, Азербайджана. Братские мусульманские народы воспринимали их наработки и идеи именно как голос мусульманского сообщества, а не позицию извне. Мы стремимся продолжить дело Ризы Фахретдина, Газиза Губайдуллина, Габдуррахмана Сагди, Ильяса Алкина и многих татарских алимов и интеллигентов, которые сыграли огромную роль в становлении национального самосознания у мусульманских народов на пространстве России и СССР. При этом они были связаны рамками каких-то жестких единых официальных органов. Поэтому сегодня, когда встает вопрос, почему Нижний Новгород во многом взял на себя координирующую роль на российском пространстве, мы отвечаем, что лишь продолжаем славные традиции своей нации. Мы никому не навязываем свою позицию, но процессы сближения российских мусульман реально существуют. Мы с радостью готовы сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами.

Накануне Фаизхановских чтений хотелось бы подвести некоторые итоги проделанного пути. В научной сфере в прошедшем году был создан целый ряд учебников и учебных пособий по светским дисциплинам исламоведческого цикла, в том числе уникальные работы по богословской мысли и истории мусульман Поволжья. Среди богословских изданий прежде всего нужно отметить уникальный тафсир Юсуфа Али — наиболее современное толкование Корана. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» под эгидой Федерального агентства по образованию и в сотрудничестве с Нижегородским госуниверситетом (ННГУ) нами подготовлен и издан ряд учебных изданий, включая первый энциклопедический словарь «Ислам в ПФО», «Российские мусульмане-татары: от общины к нации», «Суфизм как социальная система в российской умме», «Основные направления развития философской мысли татарского народа», «Российские мусульмане и мир Ислама» и ряд других. Может, они неидеальны, но по ним реально учатся студенты. А учебных изданий других центров мы пока не видели…

У российских мусульман сегодня имеется единственный медиахолдинг — Издательский дом «Медина». Среди его приоритетных проектов — как печатные, так и электронные издания.

Газета «Медина аль-Ислам», с осени 2007 года выходящая в свет в еженедельном формате, превратилась в издание, распространяемое во всех основных мусульманских регионах России, включая центральные регионы, Поволжье, Урал, Кавказ и Сибирь. Популярность газеты вызвана актуальностью поднимаемых тем, профессионализмом редакционного коллектива, участием в газете крупнейших исламоведов и видных муфтиев России. «Медина», в отличие от других аналогичных изданий, использует только эксклюзивные материалы.

Журнал богословской доктрины «Минарет» в прошедшем году переживал ряд организационных проблем, что не повлияло на периодичность его выхода. В связи с созданием новой редколлегии журнал больше будет ориентироваться на потребности имамов и мударрисов.

Научный альманах «Ислам в современном мире» постепенно переориентируется преимущественно на анализ процессов, протекающих среди мусульман на постсоветском пространстве. Поэтому здесь проходят сюжеты, посвященные не только Волго-Уральскому региону, но и Сибири, Кавказу, Центральной Азии.

Информационно-аналитический портал «Ислам в Российской Федерации» (islamrf.ru) после периода организационного становления начинает привлекать заслуженное внимание. На нем уже размещен внушительный массив материалов, вышедших на страницах трех вышеупомянутых изданий и других органов издательского дома «Медина». Сайт имеет стабильную новостную ленту. Оживление политической активности привело к еще большему наполнению сайта аналитическими обзорами и откликами, реагирующими на актуальные событиями в мире Ислама и (или) в России.

Новым этапом в формировании представления о российской умме должен стать 12-томный словарь «Ислам в Российской Федерации». Уже вышли в свет два первых выпуска серии — «Ислам на Нижегородчине» и «Ислам в Москве». Готовится к изданию третий том, который будет посвящен жизни мусульман в северной столице нашей страны — Санкт-Петербурге. Крайне важно, что в этих изданиях отражен голос самих мусульман, их теологическая и научная традиция.

Российская умма на наших глазах переживает важнейший этап своего становления. Образованные и предприимчивые, семейственные и высокоморальные мусульмане в течение столетий являются одним из столпов российского государства и общества. Так было в дни Фаизхани, так это есть и сегодня, так должно остаться и в будущем.

Дамир МУХЕТДИНОВ, кандидат политических наук

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.