ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
28-04-2008 Муфтият Дагестана поблагодарил руководителя аппарата ДУМ НО Дамира Мухетдинова

Благодарственное письмо за активное участие в духовно-нравственном оздоровлении общества и пропаганде исламского образа жизни вручено было от имени Духовного управления мусульман Дагестана руководителю аппарата ДУМ НО, ректору Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова дамиру Мухетдинову на прошедшей 25 апреля в Махачкале всероссийской научно-практической конференции «Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося ученого-богослова и шейха накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов Сайфуллы-кади Башларова».

На конференции с докладами выступили и члены делегации ДУМ Но во главе с председателем Умар хазрат Идрисовым. Доклады нижегородской делегации были посвящены духовным связям мусульман Поволжья и Урала с мусульманами Кавказа, созданию единого образовательного пространства.

Как рассказал порталу IslamRF.Ru Дамир Мухетдинов, конференция в Махачкале объединила ученых, политиков и религиозных деятелей из многих уголков России. Это, по его мнению, показывает, что хотя между тремя мусульманскими центрами России (СМР, КЦМСК, ЦДУМ) и существует соперничество, наследие таких фигур как Сайфулла-кади Башларов объединяет умму. Дамир Мухетдинов отметил, что ему отрадно видеть, как опыт ДУМ НО в сплочении уммы вокруг общего наследия, несмотря на административные и структурные преграды, находит продолжение и в деятельности дагестанского муфтията.

Настало время, когда необходимо широко рассказывать общественности о наших выдающихся ученых и просветителях, таких как Сайфулла-кади Башларов, чтобы они стали примером для подражания для подрастающего поколения и вытеснили бы из масс-медиа псевдо-идеалы звезд шоу-бизнеса и прочих, - заявил Д.Мухетдинов.

Предлагаем Вашему вниманию текст выступления Дамира-хазрата на конференции «Жизнедеятельность и духовное наследие выдающегося ученого-богослова и шейха накшбандийского, шазалийского и кадирийского тарикатов Сайфуллы-кади Башларова».

«Роль исламоведческих исследований М. Махмутова  в развитии образования российских мусульман»

Ас-саламу алейкум ва баракату-аллахи!

Нам очень приятно выступать на земле Дагестана, с которой татар объединяют многовековые связи. В настоящее время Духовное управление мусульман Нижегородской области, Нижегородский исламский институт им. Хусаина Фаизханова, Издательский дом «Медина» активно сотрудничают с ДУМД, Северокавказским исламским институтом, учеными Махачкалы. Некоторых из Вас мы принимали на Нижегородской земле, и сегодня рады вновь встретиться с вами на гостеприимной земле Дагестана.

Личность шейха Сайфуллы-кади Башларова является одним из примеров контактов между Дагестаном и Поволжьем и Приуральем. В это время орден шазилийа проник на Северный Кавказ с Севера, но ранее суфийские традиции приходили к татарам с юга. Сегодня эта тема стала предметом изучения. Эти сюжеты нашли отражение и в учебном пособии «СУФИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ УММЕ», вышедшем в свет в Нижнем Новгороде. Особенно отрадно, что в нем участвовали ученые не только Нижнего Новгорода и Казани, но и Махачкалы в лице Заида Абдулагатова и Шамиля Шихалиева. Сегодня Айдар Хабутдинов из Казани и я прибыли, чтобы обсуждать новые совместные проекты. К участию в них мы приглашаем всех желающих.

Великий улем и муфтий Риза Фахретдин писал, что после уничтожения Казанского ханства в 1552 г. часть мусульман бежала в Дагестан, в Крым и даже в Турцию. Через некоторое время часть этих бежавших вернулась обратно: «Среди этих вернувшихся были люди, учившиеся у ученых людей и в местах получения образования, и они переписали и принесли домой некоторые сочинения и книги». Фахретдин считает, что «после падения Казанского ханства, занимавшиеся сельским хозяйством, наши предки вначале получили упорядоченное образование от улемов Дагестана, и известно, что через некоторое время стали получать образование в Бухаре». По мнению ученого, если образование в Дагестане принесло пользу, то образование в Бухаре было бесполезным или даже вредным.

Образование на Кавказе отличалось в целом свободой и отсутствием государственного контроля. По словам Р. Фахретдина, авторитет дагестанских улемов и особенно Мухаммада б. Гали ад-Дагыстани был связан с тем, что мусульмане Волги, Булгара, Казани, Урала после уничтожения Казанского ханства потеряли основы общемусульманской книжной культуры и арабского языка. Особое значение Фахретдин придавал роли дагестанских улемов в передаче знаний по таким дисциплинам как право, хадисоведение, риторика, лексикология и морфология арабского языка. Таким образом, именно выходцы из Дагестана и их татарские ученики восстановили систему образования в медресе. Фахретдин указывает на их ключевую роль в формировании мировоззрения на такие базовые вопросы, как Судный День, смерть, любовь и скорбь. Дагестанцы ввели традицию меджлисов и пения в медресе. Основным правилом обучения он называет «предпочтение важнейшего важному». По словам Фахретдина, дагестанцы заложили основы «религиозного братства и национального уважения».

В XIX веке уже татары стремились объяснить мусульманским народам России как сохранить свою Родину и не превратиться в мухаджиров несмотря на прессинг государства. Ведь пример Западного Кавказа, покинутого мусульманами, был чрезвычайно актуален. Сайфулла-кади Башларов большую часть жизни общался с татарами. Он сам закончил трехгодичное медресе в Астрахани, где в течение пяти лет учился в русской школе. В годы учебы в Астрахани он познакомился с татарами, обучавшимися с ним в медресе и в русской школе. С 1871 по 1875 год он обучался у шейха Абдурахмана ас-Сугури, куда направил его отец. Это шейх считал необходимым, чтобы помимо ученых-богословов в этом медресе готовили специалистов светских профессий – врачей, ювелиров, оружейников. Интересно, что 15 годами ранее нижегородец, тогда преподаватель Петербургского университета Хусаин Фаизханов писал, что нужно открыть медресе, где наряду с имамами будут готовить и врачей.

В 1895 г. Сайфулла-кади преподавал в медресе Уфы. Это могла быть только «Усмания», где в те годы ахун Уфы, затем кади ОМДС Хайрулла Усманов медленно начал вводить джадидистскую программу.

Сайфулла-кади по благословлению накшбандийского шейха Хас-Булат ал-Кустаки стал мюридом Мухаммад-Закира ал-Чистави (ум. 1310/1892–1893). Великий улем и историк Шигабутдин Марджани в своем труде «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» приводит такие данные: «Мулла Закир, сын Абдул-Вагапа сын Абдул-Карима ас-Саснави. Родом из большого села Сасна Малмыжского уезда, сын купца. Получив образование в Мачкаре у муллы Габдуллы, сына Яхъи, и в Сасне у муллы Тазетдина, сына Габдур-Рашида эль-Иштиряки, стал имамом в этом городе (в Чистополе). Получал поддержку муллы Махмуда сына Мухаммеда сына Садыка сына Мустафы эль-Дагестани, заслужил его доверие». Мухаммад-Закир почти полвека был имам-хатыбом мечети в г. Чистополе Казанской губернии. Там же он содержал медресе «Камалия». В «Камалии» в конце 80-х годов XIX в. обучались одновременно около четырехсот шакирдов. Они приезжали учиться не только из Чистопольского уезда, но также из Казанской, Уфимской, Самарской и других губерний. Необходимо особо отметить тот факт, что целый ряд крупных общественных деятелей и просветителей - Р.Фахретдин, Ф.Карими, Х.Файзи-Чистапули получили образование в «Камалии». Мухаммад-Закир Чистави был муршидом накшбандийского тариката преимущественно в Поволжье, а ишан Зайнулла Расули выступал в этом качестве на юго-востоке Российской империи. За огромную любовь к своим ученикам Мухаммад-Закир снискал огромную популярность и уважение среди мусульман центральной России и далеко за ее пределами. В некрологах по поводу смерти Шейха писали: «Много найдется поклонников покойного Ишана и в Казани, искренне оплакивающих кончину своего руководителя на пути достижения истины и стремления к святой жизни... Мулла Мухаммед-Закир был человек умный, честный, действовавший всегда по убеждению и искренне, и потому достойный уважения... Мусульманское население в лице Мухаммед-Закира лишилось одного из самых видных деятелей, которому не чужды были интересы и общие. Память об Ишане Мухаммед-Закире надолго останется в народе. Во многих книжках и брошюрах он восхваляется с величайшим уважением; в честь его имени существуют панегирики как замечательному ученому и подвижнику святой жизни». И еще: «Значение его для мусульманского мира в России было очень велико. Он считался великим знатоком и истолкователем Корана».

После смерти Мухаммад-Закира Сайфулла-кади встал под наставничество шейха Зайнуллы Расули (ум. 1917), которого назвали королем татар. В августе 1907 г. Зайнулла-ишан также возвел его в ранг муршида. Оба этих татарских шейха принадлежали к накшбандийа-халидийа.

К сожалению, мы практически ничего не знаем о шейхе Мухаммад Салихе б. Абд ал-Халик ал-Иджави ал Караман-хани ал-Ханафи ан-Накшбанди. Только нисба аль-Иджави говорит о его связи с Ижевском, где традиционно размещается крупная татарская община. Он являлся также преемником шазилийского шейха из Медины – сайида Мухаммада Али Захири ал-Витри ал-Хусайни ал-Мадани. Сайфулла-кади в марте 1915 г. был возведен им в ранг муршида шазилийского тариката. Сайфулла-кади был также шайхом Кадирийского тариката.

Опыт Сайфуллы-кади, жившего и в регионах, где мусульмане составляли меньшинство, важен и сегодня. Ведь в Казанской губернии мусульман было меньше трети. Сегодня в регионах, где большинство составляют православные, ведется все более активное внедрение православия в школы. Отмена национально-регионального компонента приведет лишь к прекращению изучения языков нерусских народов. Зато школьникам будут преподаваться что-то вроде основ духовности, то есть в большинстве регионов — того же православия. В итоге мы вернемся к временам примерно 100-летней давности и россияне будут по-разному не только есть и одеваться, но и не понимать образ жизни и морально-нравственный кодекс друг друга. Помнится, лозунг «чья власть, того и вера» привел в XVII веке Германию к 30-летней войне и расколу страны. Старшее поколение еще не оправилось от раскола страны по национальному признаку, а ему уже предлагают деление по признаку религиозному.

Дуга напряжения может тем более проявиться в преимущественно православных субъектах федерации: там, где в отдельных районах мусульмане являются значительным меньшинством или даже большинством. Неприятность здесь в том, что эти регионы либо нефте-газовые, либо через них проходят соответствующие трубопроводы. Это большая часть Тюменской области с обоими округами, Астрахань, Ульяновская область, Оренбуржье, юг Пермского края, восток Самарской области. Если учесть, что старейшие месторождения нефти приходятся на земли азербайджанцев, чеченцев и татар, то не удивительно, что эти народы движутся  вслед за «большой нефтью».

Абсолютно четкий сигнал раздался из российской столицы углеводородов. Глава Казыятского управления мусульман Тюменской области ДУМАЧР Фатых-хазрат Гарифуллин направил в адрес директора Департамента образования и науки Правительства Тюменской области Ирины Лысаковой письмо: «Мусульманская общественность Тюменской области встревожена сообщениями о введении с 1 сентября 2008 года в общеобразовательных школах уроков православной религии… Мне, как главе Казыятского управления мусульман Тюменской области, часто приходится бывать в мусульманских общинах сел и слышать возмущения людей, которые называют последние инициативы РПЦ не иначе как «попытками очередного крещения… История помнит немало попыток, как насильственного, так и миссионерского крещения сибирских татар. Всякий раз подобные шаги оборачивалось лишь взаимным отчуждением. В начале ХХ века миссионер «Тобольской Противомусульманской миссии» Е.Елисеев писал: «Вследствие чего весь мир татар сплотился около своих мулл, чтобы впредь не растерять своих птенцов для прославления Ислама».

Конечно Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II может говорить о симбиозе русских и татар в Татарстане. Только русские в этой волжской республике имеют все возможности для обучения на родном языке, а сейчас эту возможность отнимают даже у многих татар Татарстана. Не нужно забывать, что любое даже во многом внешнее наступление Православия приводило к росту оппозиционных настроений среди мусульман. Попытки священников православной церкви раздавать среди раненых-мусульман молитвенники в дни Первой мировой войны имели одно очень конкретное последствие. В дни гражданской войны российские мусульмане-коммунисты призывали защищать не столько Советскую власть, сколько законы Шариата и адаты и бороться против новых попыток крещения со стороны Колчака и Деникина. Это было не совсем правдой, но сработало очень хорошо. Горцы разнесли тылы Деникина, а на Урале — перешедшие на сторону красных башкирские части открыли фронт войск Колчака.

Мы высоко оцениваем позицию президента Дагестана Муху Алиева, и Татарстана Минтимера Шаймиева, выступающих против введения Православия во все сферы жизни. Сегодня российские муфтияты и простые мусульмане должны выступить в защиту светского характера государства, закрепленного в федеральной конституции и конституциях республик. Сила  российских мусульман  в их единстве и опыт Сайфуллы кади является для нас важнейшим ориентиром действий.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.