ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
19-06-2008 Булгар — зов предков, открывающий будущее

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху. В этом году 14 июня тысячи мусульман соберутся на традиционный мусульманский джиен, который ежегодно в начале июня проводится в Татарстане на землях Булгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в память о принятии нашими предками великой религии Ислам.

Что такое Великий Булгар для нас — для мусульман России в целом и особенно для мусульман Поволжья, для татар и башкир? Зачем Всевышний дал нам этот уголок земли с такой странной историей? Почему эта история столь трагична? И как нам научиться слышать послание, идущее от наших предков и обращенное к нашей совести?

Я уверен, Булгар — не только «зов предков», место нашей исторической памяти, памятник гибели нашей некогда великой цивилизации, но и знак, открывающий будущее!

Как это так может быть, спросят реалисты? Ведь что мы там сегодня можем увидеть? Нет огромного средневекового города с его дворцом и мечетями, с медресе и рынками, с мастерскими ремесленников и садами… Нет и современной гостиничной или паломнической инфраструктуры… Приходишь сюда, и кажется: здесь можно лишь плакать о прошедшем и утраченном, жаловаться на превратности истории, сетовать на ее несправедливости…

Нет, мусульманин должен преодолеть все эти эмоции романтического происхождения. История нам дана не какой-то отвлеченной и безликой «судьбой», но Богом, Творцом, Аллахом. И мы призваны не просто покорно принять все происшедшее и происходящее — но прочитать в письменах истории «аят» — то есть знак, послание от Всевышнего.

Зачем? Для того чтобы разобраться: как правильно отнестись к прошлому, к обиженным и к обидчикам и как — вот самое главное! — строить свое будущее. Да-да, Великий Булгар для нас не просто «музей-заповедник» или «татарская стена плача» (наподобие Иерусалимской у иудеев). Если мы прочитаем «аят Булгара», перед нами откроется будущее. То, что задумал о нас Сам Господь.

Сможем ли мы выполнить такую задачу? Быть может, в одиночку это не по силам. Мое желание — дать всем вам, мои дорогие братья и сестры в Исламе, импульс — творческий толчок. Думайте и молитесь, молитесь и думайте!

Я же предложу вам несколько направлений для таких размышлений — а вы продолжайте! Инша Аллах!

Вспомним удивительный аят из Корана, откроем суру «аль-Анфаль»: «Это от того, что, поистине, Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (8:53). Емкий текст по-арабски нуждается в уточнениях по-русски, потому давайте еще раз прочитаем этот текст, но уже с расшифровками. Итак, «Всевышний не изменяет степень мирской благодати людей, то есть их мирского достатка и благополучия, пока они не изменят самих себя, то есть пока они не усовершенствуют себя сами в лучшую сторону, или деградируют сами в худшую сторону». Иными словами — в лучшую ли сторону изменяется жизнь или в худшую, зависит в первую очередь от самого человека и уже потом — как следствие — от полученных им по итогу усилий или бездеятельности Божественных благословений.

О чем это говорит? Прежде всего, о великой свободе человека. Сам Творец создал нас не какими-то марионетками, куклами в театре — но существами, вольными в каждом своем выборе. И как люди радуются такой свободе, как это прекрасно! Но вот когда нам хочется изменений к лучшему, мы падаем на колени перед Богом и просим Его милостей. Многие даже уверены, что определенное число поклонов, часы и дни поста, еще какие-то ритуальные усилия — все это как бы вынудит Господа услышать нас и сделать так, как мы хотим… Но все как раз наоборот!

В прочитанном аяте говорится, что сначала мы сами должны начать изменения. Да, в сравнении с Богом мы маленькие и слабые создания, все в Его руках — но при этом мы своевольны, и только изменение воли — двигатель перемен. Изменись внутри себя, переведи стрелки в ином направлении и, если это направление угодно Всевышнему, получишь поддержку свыше. Максимальное ускорение своего дела, максимальное удовлетворение своей просьбы!

Скажем так, применяя метод «доказательства от обратного»: нечего тратить время и просить что-то у Творца до тех пор, пока не стал сам меняться изнутри, пока не перевел стрелки! Сиди тогда молча и не двигайся, не докучай Господу. Ибо «Аллах Слышащий, Знающий» (8:53).

Значит, смысл молитвы не в том, чтобы сообщить, проинформировать о наших проблемах. И тем более — не требовать от Бога. Молитву можно начать после того, как сам настроился, сам подумал, сам проанализировал и сам уже начал действовать!

А как анализировать, и что значит — начать действовать? Дорогие мои, мы же не детки бессмысленные, у взрослого есть разум, у взрослого есть знания о мире, и, главное, есть Коран, исламская литература. Бери в руки, читай и думай. Послание это ясное. Послание это конкретное. Послание это действенное.

Проанализируй свою проблему в свете Корана. Измени свой ният (внутреннее сердечное намерение) с безбашенно-бездумного на вдумчиво-кораническое — и падай тогда в молитве пред Аллахом!

…Все сказанное применимо и к вопросам обустройства нашего славного очага исторической памяти, Великого Булгара. Вспомним: впервые джиен в Булгарах был проведен в 1989 году. И что мы там имеем сейчас? Не стану перечислять недостатки — все они просто показывают, что мы как народ, как умма Поволжья, умма России все еще не переменили свой ният.

Спросим себя: а почему активность там проявляется лишь на летнем джиене? Речь-то должна идти как раз о том, что Булгар надо возрождать, оживлять, чтобы не раз в год там жизнь бурлила. Какие для этого надо применить механизмы и придумать проекты? Музей есть — хорошо, но его надо развивать и делать с учетом всех современных технологий самым передовым. Вот недавно власти Перми захотели вынести коллекции своего Художественного музея из стен бывшей церкви — они молодцы! — и построить не просто новое здание, а вызвать самого оригинального архитектора, который предложил бы самый авангардный проект! Устроили конкурс, и вот теперь в Перми откроется новейшее и оригинальнейшее здание со многими функциями: это и выставочное пространство для коллекции, и залы для концертов и занятий, и библиотека, и места для насыщенного культурного отдыха…

А, быть может, в Булгаре можно создать некий университетский кампус — университетский городок? А почему бы и нет? Ведь многие важнейшие и успешнейшие учебные заведения мира располагаются не в столицах, а именно в удаленных от суеты кампусах? К примеру, в США это совсем небольшие городки, но с большим учебным потенциалом и традициями — Нью-Хейвен с его Йельским университетом, кующим кадры для элиты Америки. А в Иране это Кум с ведущими духовными медресе, кующими кадры для иранской элиты… Да что далеко за примером ходить. Вот в России Московская духовная академия Русской Православной Церкви расположена в Троице-Сергиевой Лавре. Там живое единство богослужения, монашеской практики, паломничества и духовного образования. В прошедшем году, как подсчитали привратники, пропускающие гостей, Лавру посетил миллион человек!

Чем важно такое местоположение учебного заведения? Связью с духовной молитвенной практикой и связью с намоленным местом, где жива связь с предками. Разве именно Булгар не такое место?

Думая об этом, предлагаю всем нашим братьям и сестрам продумать далее эту инициативу. Созрели ли мы к тому, чтобы Булгар стал для нас не только «музеем-заповедником» и точкой ежегодного одноразового паломничества, но и устремленным в будущее очагом духовности и образования?

Однако сразу хотел бы предостеречь всех нас от крайности чрезмерной модернизации. Вот на наших глазах пример — опять-таки у наших православных сограждан. Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев заявил на днях, что «креститель Руси», равноапостольный князь Владимир, и современные рокеры имеют общие черты: «Князь Владимир был настоящий рокер. Он умел выбирать... Рок — это культура протеста, это не вежливый отказ. Человек начинается с “нет”, когда он отказывается просто послушно нести иго тех клише, которые в него вдалбливают», — провозглашал диакон на концерте рок-группы «ДДТ» во время их тура по Украине в честь 1020-летия Крещения Руси.

Увлеченный желанием понравиться рок-молодежи, он воскликнул, что самая главная SMS, которую может получить в своей жизни человек, это SMS, которая предупреждает: «Проснись, Нео: матрица имеет тебя».

Ярко сказано, не правда ли, по-рокерски! Но тут явно пройдена черта: миссионер уже говорит на таком сленге, использует такие образы и обороты, которые свидетельствуют не о продвижении религии к людям, а о растворении ее в крайне сомнительной по духу поп- или рок-культуре, с их примитивностью, обкуренностью и алкоголичностью. Да, говорить о Боге надо со всеми людьми — но не скатываться вместе с ними, если эти люди пребывают в таком состоянии.

Нам здесь, в Булгаре, надо искать остросовременную форму продолжения традиции, но избегать «приседания на корточки» перед детишками, особенно когда они играют в грязные игры.

Вот еще одна проблема. Демографическая пропасть — очевидный плод существования при игнорировании исламских ценностей. Точнее говоря, они даже не «исламские» в узко конфессиональном смысле. Говорится ведь в Священных Писаниях о ценностях семьи, отцовства и материнства, о трезвом и здоровом образе жизни, и, если не исполняешь этого, падаешь в яму! Так вот, именно мусульмане ныне сохраняют эти заповеди Творца. Именно нам переходит эстафета ответственности за нашу страну. Все демографы и аналитики утверждают: в 2050 году более половины России будут населять исламские этносы.

Говоря так, вовсе не станем себя кому-то противопоставлять, наоборот. Скажем всем еще раз: есть Божии Законы, их следует соблюдать всем! Выбраться из демографической пропасти можно только при соблюдении этих Законов.

И Булгар — именно как всероссийский центр, где мы осмысляем Ислам и нашу историю в свете Корана — может стать «точкой сборки» возрождаемой России, опорой для выхода из духовного кризиса и порожденного им кризиса демографического. Как бы это ни звучало странно для многих — в Булгаре, через Булгар может засиять и обновленная умма, и обновленная Россия! Амин.

Умар-хазрат ИДРИСОВ, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете мусульман
«Медина аль-Ислам», №73 (14-20 июня 2008),стр.4.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.