ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
01-09-2008 «Предписан вам пост…»

Коран о посте согласно тафсиру Абдуллы Юсуфа Али к суре «аль-Бакара».

183. О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписывался тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны! —

«Как было предписано» — эта фраза не означает, что мусульманский пост похож на посты, соблюдаемые ранее, — ни по числу дней, ни по продолжительности или образу соблюдения поста, ни в других отношениях: фраза только означает, что принцип самоотречения путем поста не нов.

184. на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, тот пусть (постится) то же число в другие дни. А тем, которым поститься затруднительно — на искупление: кормление бедняка. И если кто добровольно совершает благо, то это лучше для него самого. Но лучше всего вам поститься, если бы вы только знали!

Эти строки следует читать с учетом последующих аятов (185–188), что позволит яснее осознать: физический пост приобретает свое истинное значение вместе с его духовным значением.

Мусульманский пост не направлен на самоистязание. Правила его соблюдения строже по сравнению с другими постами, однако в особых случаях предусмотрены и особые условия, смягчающие временные лишения. Если бы дело касалось лишь временного воздержания от пищи и напитков, то такой пост был бы только благотворен для многих людей, которые обычно едят и пьют с излишеством. Инстинкты еды, питья и пола сильны у животных натур, и временное воздержание от этих инстинктов позволяет переключить внимание на более высокие материи. Это необходимо для действенной молитвы, созерцания, актов искреннего милосердия и сострадания, чуждых всему показному и связанных с истинным желанием найти тех, кто действительно оказался в нужде, и помочь им. Определенные требования предписываются, но гораздо более высокие требования рекомендуются.

Случаи смягчения условия поста не следует толковать в смысле растяжимости и произвольно: такое смягчение предусмотрено только в тех случаях, когда пост действительно вызывает боль или настоящее страдание. Если пост совпадает со временем путешествия или поездки, то его условия могут быть смягчены при определенной длительности и тяжести пути. Некоторые комментаторы полагают, что для этого требуется путешествие длительностью не менее трех переходов, другие называют точные цифры и определяют минимальную продолжительность пути в 16 фарсахов, что составляет около 75 км. Однако переход в 13–15 км пешком более утомителен, чем поездка на такое же расстояние в воловьей упряжке. Различные степени усталости проявляются при поездке на одно и то же расстояние верхом на лошади или на верблюде, в комфортабельном поезде или в автомобиле, на теплоходе или в различных видах самолетов. Автор данных строк полагает, что установленный стандарт зависит от средств передвижения и индивидуальных возможностей. В каждом случае его лучше определять сообразно обстоятельствам.

«Те, кто готов выполнять это с затруднениями» — имеются в виду пожилые люди или люди, попавшие в особые условия. Ученые относят к таким лицам женщину, ожидающую ребенка или имеющую грудных детей, однако в этом вопросе нет полного единства мнений; некоторые полагают, что такие люди должны провести пост позднее, когда смогут.

185. Рамадан — месяц, в который ниспослан был Коран как руководство для людей и ясные доказательства прямого пути и различения, — и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а если кто болен или в пути, то пусть (постится) то же число в другие дни. Аллах желает для вас облегчения, и не желает для вас затруднения, и чтобы вы завершили (предписанное) число (дней), и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на правильный путь, — может быть, вы будете благодарны!

«Суждение» (о правом и неправом) — имеется в виду аль­Фуркан, т. е. критерий, или Различение, по которому мы принимаем решения о том, что отнести к праведному, а что — к неправедному.

Устанавливаемые требования связываются с двумя вещами: а) данные условия и обещания (а также определенные уступки), б) духовное значение поста, без которого он может быть уподоблен скорлупе без ядра. Если мы осознаем это, то будем смотреть на Рамадан не как на бремя и тяжкую повинность, но будем благодарны и за него, и за данные нам руководства.

186. И когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок и отвечаю на зов молящего, когда он взывает ко Мне. Пусть же они внемлют Мне и пусть уверуют в Меня, — может быть, они пойдут верным путем!

Эти аяты (186 и 188) имеют отношение и к Рамадану, но в них подчеркиваются и особые духовные аспекты. Здесь нам говорится о молитве и близости Господа, а в аяте 188 мы видим напоминание о скромности и недопустимости «проедать ради тщеславия» свое добро или тем более добро других людей.

187. Дозволена вам в ночь поста близость с вашими женами: они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах ведает, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам и простил вас. Отныне прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка рассвета от черной, а потом выполняйте пост до ночи. И не прикасайтесь к женам, когда вы благочестиво пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, — может быть, они будут богобоязненны!

Мужчины и женщины сравниваются с одеянием друг друга, т. е. они созданы, чтобы оказывать друг другу поддержку, создавать друг другу уют, а также должны защищать друг друга, закрывая и облекая друг друга подобно тому, как удобное одеяние облекает человеческое тело. Одеяние служит как для красоты и показа, так и для прикрытия. Вопросы пола требуют особой деликатности: в этих строках нам говорится, что даже в таких вопросах ясный, открытый и честный подход лучше, чем обман и самообман. Половой инстинкт — физическая потребность человека наряду с инстинктами еды и питья; плотское влечение следует обуздывать и скрывать, сдерживать, но не надо его стыдиться. Проявления плотских влечений запрещены во время поста днем, но допустимы ночью, когда пост прерывается до следующего утра.

Имеются некоторые расхождения в отношении точного толкования этих аятов. Автор данных строк понимает отмеченную фразу как параллельную последующей — «есть и пить»: все три выражения связаны предложением «пока не появится белая нитка восхода». То есть все три указанные вещи становятся запретными с возобновлением поста ранним утром. Или же значение будет следующим: «То, что разрешено, не так плохо, но вы должны стремиться к более высоким вещам, предназначенным для вас».

«Пока не станет различаться перед вами белая нитка рассвета от черной» — любители природы представляют чудесные картины раннего утра: сначала появляются тонкие светлые, еще неопределенные полосы на востоке, затем тьма все более растворяется и сдвигается на небосклоне, преследуемая прекрасной розовато-белой предрассветной полосой, четко отделенной от расползающейся тьмы; наступает восход, и возобновляется пост.

«До того, как приходит ночь» — учитывая известный образ жизни Посланника Аллаха, эту фразу более точно можно передать словами: «до заката» или «до захода солнца».

Приход в мечеть к ночи после прекращения поста особенно рекомендуется в конце Рамадана, для того чтобы избежать всяких плотских искушений и греховных помыслов.

«Таковы ограничения Аллаха» — мы считаем, что под этими ограничениями следует понимать весь свод правил и регламентов, предусмотренных на случай поста.

188. И не проедайте имущества чужого с помощью лжи и не подкупайте судей (или власть имущих), чтобы проесть часть имущества людей, сознательно совершая грех.

Помимо трех физических потребностей человека, способных сделать его жадным и алчным, в обществе, как известно, существует и четвертый вид алчности — «алчность богатства и приобретения вещей». Нельзя считать достигнутой цель поста, если остается необузданным и этот вид алчности. Обычно честные, порядочные люди довольны, если они остаются незапятнанными грабежом, кражей, расхитительством или растратой чужих денег и имущества. В отмеченных строках указываются более коварные формы алчности. Одной из таких форм является использование своего собственного добра или денег для подкупа (или задабривания) других людей — судей или пред­ставителей власти — с целью получения материальной выгоды под прикрытием или защитой закона. Слова, переведенные как «имущество и средства других людей», могут также означать «общественное достояние и имущество». Еще более коварной формой является использование нашего собственного состояния или достояния, средств, которые нам доверены — как буквально сказано в тексте «находящихся среди вас» — для легкомысленных или тщеславных целей. По исламским понятиям, такие поступки или преступления также считаются проявлением алчности. Обладание имуществом или какими-то средствами сопряжено с соответствующими обязанностями, с ответственностью. Если мы не осознаем их как следует и не будем выполнять, то, значит, уроки самоограничения и самоотречения, которые нам даются во время постов, прошли мимо нас.

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете "Медина аль-Ислам", №28 (77) 1-7 сентября 2008 г

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.