ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
11-09-08 Предписания Рамадана

В преддверии наступления Священного месяца Рамадан перед каждым мусульманином каждый год вновь встает целый ряд вопросов касательно того, как правильно провести эти дни. Ответить на самые животрепещущие из них мы попробуем с помощью книги А. М. Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье».

Каково происхождение термина «пост» и как определяется время его проведения?

Арабское слово «саум» означает «полное воздержание». В качестве шариатского термина оно употребляется для обозначения реального или условного воздержания от всего, что приводит к нарушению поста. Аллах Всевышний сказал: «...ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от черной...»

Момент появления зари или захода солнца постящийся должен определять, исходя из исчисления времени того места, где он находится.

В районах, расположенных поблизости от Северного или Южного полюса, где заря может появляться во время захода солнца или через такое короткое время после него, что постящийся не успевает употребить достаточное количество пищи, чтобы поддержать свои силы, людям следует самим определять продолжительность поста.

Каково назначение поста?

Наличие определенного намерения отличает занятость тем или иным видом поклонения от совершения обычных дел. В данном случае имеется в виду намерение сердца соблюдать пост. Поскольку в наше время людям приходится заниматься множеством дел, улемы считают, что свое намерение желательно выражать вслух. Мы считаем, что принимать решение относительно соблюдения поста необходимо перед наступлением каждого из дней Рамадана, тогда как, по мнению Зафара, одного из учеников Абу-Ханифы, и имама Малика, достаточно вознамериться соблюдать пост во время всего Рамадана один раз. Намерение соблюдать пост будет недействительным, если человек испытывает сомнения относительно того, станет ли он поститься.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал:

— Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Любое дело сына Адама (делается им) для себя же, кроме поста, ибо, поистине, (пост соблюдают) ради Меня, и Я воздам за него».

Посланник Аллаха (с.а.в.) также сказал:

— Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос, если же кто-нибудь станет бранить его или (попытается) завязать с ним ссору, пусть скажет (такому человеку): «Поистине, я соблюдаю пост!» Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговению, когда станет разговляться, а когда встретится со своим Господом, порадуется он (тому, что постился).

Что требуется от человека, который соблюдает пост?

Постящемуся предписано отказываться от запретного, как и любому человеку, который не соблюдает пост. Однако от постящегося это требуется даже в большей степени, поскольку действительность поста зависит от воздержания от всего, что приводит к нарушению поста, в такой же мере, как награда за пост зависит от воздержания от всего запретного.

Любые виды поклонения в Исламе вменяются в обязанность мусульманину с целью формирования в нем определенных нравственных качеств, соответствующих его вероучению. Важную роль в этом играет пост, соблюдение которого призвано не только стать проявлением покорности мусульманина Аллаху Всевышнему, но и побудить его на практике придерживаться нравственных принципов Ислама, а не следовать собственным желаниям. В Коране разъясняется смысл вменения в обязанность соблюдения поста. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он предписан жившим до вас, чтобы стали вы богобоязненными...» Пророк (с.а.в.) также разъяснил, в чем заключалась цель вменения в обязанность поста. Об этом говорится в целом ряде хадисов, например: «Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».

Сообщается также, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Может случиться так, что уделом человека, который простаивает ночь в молитве, станет только бессонница, и может случиться так, что уделом постящегося станет только голод и жажда».

Каков смысл дополнительных вечерних молитв?

Совершение дополнительные вечерних молитв (саляват ат-таравих), совершаемых во время Рамадана, является действием, относящимся к категории «сунна му’аккада», на что указывают слова Пророка (с.а.в.): «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи».

Вечерние молитвы во время Рамадана были названы таравих (мн. ч. от тарвиха — отдохновение) ввиду того, что после каждых четырех ракатов такой молитвы желательно делать паузу для отдыха (истираха).

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды поздно ночью посланник Аллаха (с.а.в.) вышел из дома и стал молиться в мечети, а некоторые люди молились, следуя его примеру и, находясь позади него, наутро же эти люди стали рассказывать об этом другим. На следующую ночь их в мечети собралось больше, и они помолились вместе с ним, а наутро рассказали об этом другим. На третью ночь в мечети собралось уже много людей, а когда Посланник Аллаха (с.а.в.) вышел из дома, он совершил молитву, и они помолились, следуя его примеру, на четвертую же ночь мечеть уже не смогла вместить всех желавших помолиться. А наутро Пророк (с.а.в.) вышел на утреннюю молитву, по завершении которой он повернулся к людям, произнес слова свидетельства и сказал: «Поистине, то, что вы находились здесь, не осталось скрытым от меня, но я побоялся, что эта молитва будет сделана для вас обязательной, но вы не сможете ее совершать!» Один из передатчиков этого хадиса упомянул, что речь идет о дополнительной ночной молитве в Рамадан.

В «Аль-Муватта» имам Малик приводит хадис, в котором сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин ‘Абд аль-Кари сказал:

— Однажды мы вместе с ‘Умаром бин аль-Хаттабом отправились в мечеть во время Рамадана, и оказалось, что люди разошлись кто куда, молясь в одиночестве или собираясь в небольшие группы под руководством одного чтеца. Увидев это, ‘Умар воскликнул: «Клянусь Аллахом, будет лучше, если я соберу их (для молитвы под руководством) одного чтеца!» — после чего он велел им собраться возле Убаййа бин Ка‘ба. Спустя некоторое время я снова пошел с ним (в мечеть) вечером, и оказалось, что люди молятся под руководством одного чтеца. (Увидев это), ‘Умар сказал: «Это хорошее нововведение, но та часть ночи, которую вы просыпаете, лучше той, которую вы проводите в молитве!» — люди же молились в начале ночи.

Известно, что одно время Пророк (с.а.в.) проводил такие молитвы вместе с другими, но потом отказался от этого из жалости к членам своей общины и опасений, что совершение этих молитв будет предписано им свыше. Данное обстоятельство служит указанием на то, что совместное проведение молитв таравих соответствует шариату, чего и следует придерживаться.

Во время совершения молитвы таравих имаму следует читать Коран столько, чтобы это не отталкивало от молитвы прочих ее участников, и поэтому он должен быть осведомлен о состоянии тех, кто молится под его руководством. Если молящиеся не будут против, лучше всего читать по десять аятов во время каждого раката, что не только соответствует общепринятому порядку, но и позволяет прочесть весь Коран в течение месяца.

Молитвы таравих совершаются после предписанной вечерней молитвы, совершать же их до нее недопустимо, поскольку таравих являются добровольными молитвами. Кроме того, молитвы таравих предпочтительно совершать до совершения витра. Не возбраняется откладывать их до наступления второй половины ночи. Однако если задержка приведет к тому, что провести общую молитву будет невозможно, откладывать ее нежелательно, поскольку такие молитвы предпочтительно проводить совместно.

Во время Рамадана совершать совместный витр лучше, за исключением таких случаев, когда человек хочет совершить эту молитву в конце ночи.

Насколько обязательным является неотлучное пребывание в мечети (и‘тикаф)?

Неотлучное пребывание в мечети в течение последних десяти дней Рамадана определяется как действие, относящееся к категории «сунна му’аккада». Уединение в другие дни является желательным (мустахабб), если же человек уединяется в мечети по обету, тогда уединение становится обязательным (ваджиб).

Указанием на узаконенность уединения являются сообщения о действиях Пророка (с.а.в.), который начал уединяться в мечети со времени своего переселения в Медину и не прекращал поступать так до самой смерти. Однако Пророк (с.а.в.) не выражал порицания тем своим сподвижникам, которые не делали этого, и поэтому то, что сам он поступал так неуклонно, не может служить указанием на обязательность уединения.

 

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете «Медина аль-Ислам», №33, 8-14 сентября 2007 г., стр.5.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.