ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
15-09-2008 Узнаем ли мы когда-нибудь свою историю? Беседа с Д. Хайретдиновым

В издательстве «Просвещение» подготовлен новый учебно-методический комплекс - книга для учителей и учебник для 11-го класса «История России 1900-1945», который станет базовым для изучения в отечественных школах. На сайте данного издательства анонимно была опубликована концепция учебника, которая вызвала очередную волну споров и протестов со стороны общественности, специалистов, представителей ряда СМИ.

Особенно много споров вызвала трактовка авторским коллективом событий периода репрессий 30 - 50 гг. В частности, отмечается, что Сталин в новой подаче выступает «в роли эффективного менеджера, а те средства, которые он использовал, вполне можно оправдать во имя высоких целей».

Такой вывод и впрямь можно сделать из цитаты, в которой описывается концепция авторов в отношении «большого террора»: «Важно показать, что Сталин действовал в конкретной исторической ситуации, действовал как управленец вполне рационально - как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война».

У многих вызывает тревогу и такой абзац: «Авторы отказываются от концепции тоталитаризма, как объясняющей события в СССР 30-х и последующих годов. Вместо этого основное внимание учащихся предполагается сконцентрировать на объяснении мотивов и логики действия власти».

О том, можно ли рассматривать террор как эффективную политтехнологию, а также о том, насколько объективно освещают учебники прошлое вообще, и роль мусульман в истории России в частности, рассказывает ученый и мусульманский общественный деятель, кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов.

- Как Вы оцениваете новый учебник истории с его идеей о репрессиях как эффективном менеджменте? И насколько в наших учебниках истории, как школьных, так и вузовских, вообще достоверно излагается именно история, а не какая-то идеология?

— Перед составителями учебников истории стоит непростая задача. Дело в том, что история всегда была наукой, скажем так, придворной, и поэтому в соответствии с тем политическим курсом, который выбран, необходимо оценивать прошлое. Мы знаем, что одно и то же событие, даже на наших глазах, неоднократно получало разные оценки.

Но какие бы изменения не происходили, нет никаких сомнений в том, что Сталин был тираном и диктатором. Вот у мусульман относительно этого сомнений быть не должно, у читателей Ислам.Ру в частности.

Однако не надо забывать, что ему противостояли точно такие же мракобесы, диктаторы. Ни Гитлер, ни Черчилль, ни Рузвельт, - никто из них не был, что называется, политиком с белыми ручками. Во внешней политике Сталину приходилось действовать адекватно тем вызовам, с которыми он сталкивался.

В оценках внутренней политике сегодня также появляются неоднозначные утверждения. Пишут, что террор 37-го года был развязан не Сталиным, а его окружением, которое пожирало друг друга - Ягода, Ежов, Вышинский, Берия и т. д. Они вот, мол, друг друга съедали, а Сталин сам по себе к этому не причастен. Геноцид кавказских народов, крымских, закавказских мусульман, и других народов СССР, - что Сталин к этому не причастен, это все диктовалось Лаврентием Берия.

Я думаю, что все это – неадекватные выводы. Конечно, Сталин был в курсе. Возможно, он исходил из каких-то государственных интересов. Хотя на самом деле мы понимаем, что в вопросе высылки кавказцев в нем проявился тот самый национализм, к сожалению, который сегодня мы видим воочию у Михаила Саакашвили.

Точно так же Сталин обращался с закавказскими мусульманами, с территорией Карачая, Балкарии, которые были очищены от коренного населения и переданы в состав Грузии. Турки-месхетинцы, турки-османы, которые проживали в Абхазии, в Аджарии, в Поти, депортированы, кстати говоря, уже после войны. За ними пошли по этому же пути армяне-мусульмане и курды-мусульмане Закавказья.

То есть, преступлений там множество. Обелять Сталина ни в коем случае нельзя. И учебники должны адекватно оценивать политику государства, с одной стороны, а с другой, - должны давать объективную оценку непосредственно личностям.

- Присутствуют ли хоть в одном из учебников истории объективные данные о вкладе мусульман в становление и развитие России?

— Достоверных данных о роли мусульман в истории России в наших учебниках нет. Это можно сказать однозначно. Достаточно посмотреть, что там говорится про Брестскую крепость, как она воевала в самые первые дни Войны, что там говорится про Горскую дивизию времен Первой Мировой войны. А и там, и там вклад мусульман был весьма существенен.

Да, и вот самое интересное - Корниловский мятеж. Мы сейчас изучаем материалы для одного из словарей серии «Ислам в Российской Федерации» - оказывается, ключевую роль в этом событии сыграло то, что мусульманские политики уговорили своих единоверцев - кавказцев, которых вызвал Корнилов для взятия столицы, этого не делать, и те согласились. В войсковом соединении, которое шло на столицу, были, в основном, ингуши, а также представители других народов Северного Кавказа.

То же самое мы можем сказать о событиях Смуты, когда благодаря мусульманам хаос резко пошел на спад. Именно мусульмане уничтожили польского ставленника Лжедмитрия второго.

И так далее. Ничего этого в наших учебниках не отражено.

Все время говорится о Юсуповых - понятно, роль их велика, при этом, конечно, упоминается, что они - крещеные князья татарского происхождения, а вот то, что представители этого рода, даже уже будучи христианами, очень много помогали Исламу, в частности, строили мечети в Крыму и т. д., об этом нигде и никогда не говорится.

Вот еще интересный момент. Нам специально привезли из Пензы для работы над одним из словарей серии «Ислам в Российской Федерации» Наровчатскую энциклопедию, это один из городов Пензенской области. Там приведено так много фамилий местных князей по происхождению мусульманских, татарских и прочих, - все они крещены, но не описано ни одного мусульманина. Это очень характерно для всей нашей историографии.

- Как чиновники от образования реагирует на предложение о необходимости внести информацию о мусульманах России в учебники?

— Я могу судить об этом на примере того, как они реагируют на вопросы о введении Основ православной культуры в школах. Они просто перекидывают вопрос друг на друга. Чиновники министерства образования переадресовывают федеральному агентству, оно - правительству, правительство - президенту. Вот такого плана идет перетягивание канатов.

Я думаю, что среди чиновников просто нет такого рода деятелей, которые могут реально решать такие проблемы. Это безликие серые массы.

- Правда ли, что в некоторых учебниках истории татар называют людоедами и обвиняют во всех смертных грехах, а Ислам преподносят как недоразвитую религию диких и воинственных бедуинов?

— О людоедах я читал лишь в интернете, сам я лично с этим «произведением» не знаком. Ну, а то, что татар на Руси всегда обвиняли во всем, в чем только возможно, это нормально для нашей страны. У нас принято всегда кого-нибудь в чем-нибудь обвинять. Потому что нет объективного взгляда на самого себя. Когда-то были татары виноваты, потом – немцы и т. д.

Я даже не могу сказать, что это такой бытовой национализм. Это чуждые, на самом деле, идеи мессианства, которые привиты в России. Нам очень долго давали понять, что, мол, именно наша страна должна спасти всех на свете. Я думаю, для начала было бы неплохо, если бы она спасла саму себя и нас всех, вместе взятых.

А вот неверный образ Ислама - это весьма характерный для наших исторических пособий штрих. Отдельно татар как национальность, кавказцев, как различные этнические группы, мусульман как конфессиональную группу и Ислам как религию – часто выставляют в недоразвитом состоянии.

Это, видимо, насаждалось в течение веков, затем в СССР религия подавлялась вообще, однако в отношении некоторых народов были предприняты определенный шаги, половинчатые, на мой взгляд, но и то достаточно прогрессивные, по пресечению бытового национализма со стороны большинства. Но на сегодняшний день все это возобладало, мы опять ищем спасения в XIX, а то и в XVIII и XVII веках. Я не думаю, что решение проблем надо искать именно там, но многие чиновники тянут нашу страну назад.

- То есть, они берут оттуда некую псевдорусскую идеологию?

— Да. И отсюда рождаются совершенно несостоятельные концепции на сегодняшний день. Это та самая «Русская доктрина» митрополита Кирилла, под которой подписались очень многие известные политические фигуры.

На мой взгляд, это - один из ярких штрихов к тому, чем живет сегодняшняя Россия. Она живет воспоминаниями о своем великом прошлом, в частности, дореволюционном, о том, как там было все хорошо. А на самом деле эта история крайне идеализирована, в том государстве была масса внутренних противоречий, благодаря которым оно и развалилось.

- Мы до сих пор не знаем своего прошлого. Кто виноват, что у нас такая сложилась ситуация, в том числе с отражением роли мусульман в истории российского государства?

— Кто виноват? Трудно тут возложить вину на кого-то определенно. Проблема мусульман в том, что мы не особенно-то и стремились, во-первых, сами узнать свою историю до недавних пор, а кроме этого – в адекватных формах понятно ее донести до представителей других конфессий и этнических общин. Проблема же окружающих - что они не очень хотели на объективную историю обращать внимание.

В этой связи я опасаюсь, что со временем, к примеру, тот вклад, который внесли мусульмане в разгром грузинского вторжения в Южную Осетию, а он был крайне весомый, о чем мы знаем сегодня, может подзабыться.

Затем мусульмане опять могут оказаться виновными в событиях теперь уже на Северном Кавказе. Это происходит в условиях, когда почти все, что касается Ислама, подается в негативном черном свете, а самые значимые, крайне важные для России события - в них позитивное участие мусульман игнорируется. Я думаю, что идет, в том числе, целенаправленная исламофобская политика центральных СМИ, наших ведущих каналов ТВ и газет, в том числе – государственных.

- В дополнение к сказанному, как Вы думаете, насколько велика потребность в популярных изданиях по истории, в которых бы, в частности, доступно, увлекательно, и в то же время объективно освещалась роль мусульман в истории России? Готовятся ли у нас такие издания?

— Потребность такая, конечно же, есть. Я, к сожалению, не могу сказать о конкретных проектах, потому что я сам специализируюсь на научных работах по мусульманской истории России.

Ну, мы знаем, что многие публицистические издания представителей мусульманских народов грешат тем иногда, что впадают, к сожалению, соответственно в национализм татарский, чеченский, аварский и т. д. Что касается объективных работ - то да, конечно, они нужны. Их надо выпускать массовыми тиражами, как минимум в самих же мусульманских регионах.

Но политика - вещь очень сложная. Мы не можем диктовать, например, руководству Татарстана или Башкортостана, что именно им издавать, а сами они выпускают не совсем то, что нужно на сегодняшний день, в нынешней реальности. Однако, я надеюсь, что со временем, иншаАллах, мы дойдем до понимания важности объективных и популярных изданий на темы истории российских мусульман.

Беседовала Эльмира Хакимжанова

По материалам сайта Islam.RU

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.