ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
26-09-08 К вопросу о гимне: позицию мусульман разделяют остальные нижегородцы

Нижегородский КремльУже почти неделю не утихают страсти вокруг проекта гимна Нижегородской области. В ответ на публикацию о том, что в гимне Нижегородской области не должно быть религиозной тенденциозности, в отдел информации ДУМНО поступают десятки звонков с просьбой прокомментировать нашу позицию. С сожалением должны констатировать, что многие СМИ просто ищут «жареных фактов». Между тем, позицию мусульман в этом вопросе поддерживают горожане, не имеющие отношения к Исламу.

Политолог, доктор философских наук, профессор Андрей Дахин: «Нужно учитывать реакцию населения области»

Андрей ДахинРазличные символы отдельных конфессий используются обществом в разных жанрах – например, некоторые из них употребляются даже для рекламы товаров, например, часто на водочной этикетке можно увидеть изображение церквей или чего-нибудь в этом духе.

Но когда речь идет о гимне Нижегородской области, это совсем другая ситуация. Важная ее особенность состоит в том, что гимн - это символ, который должен восприниматься всеми жителями региона как свой, как часть чего-то своего. Важно, чтобы гимн сплачивал нижегородцев, подчеркивал чувство общности, людей, которые живут на этой территории.

Поэтому гимн должен отвечать тонким нюансам слуха разных групп населения – и политических, и конфессиональных, и этнических. Ошибка в этом деле может обернуться тем, что значимые для жизни региона группы людей будут чувствовать себя отрезанными, неучтенными, не услышат своей ноты в мелодии гимна. Поэтому конечно, нужно внимательно относиться к такой реакции, к таким пожеланиям, которые высказывают различные категории населения, различные конфессиональные группы, как обращение Духовного управления мусульман Нижегородской области о необходимости изменения условий конкурса на создание областного гимна

И хотя православие явилось важным объединяющим началом для России, современный гимн создается не для прошлых поколений, а для нынешних и будущих. И вопрос не только в том, какую роль и кто играл в предшествующие эпохи (хотя и это существенно, и голос истории, голос предков должен звучать, должен быть вплетен в мелодию гимна), но мы ориентируемся на слух людей, которые живут и будут жить завтра в регионе.

На сегодня конфессиональная картина более разнообразна. И если мы хотим получить гимн, который проживет без каких-то поправок долгое время, то нужно учитывать новую ситуацию более высокого уровня религиозного разнообразия.

Современная культура – культура сложных миксов, и с точки зрения эстетики определенного рода переплетение разных мотивов в одной мелодии вполне соответствует современным представлениям о мелодичности, о гармонии, и вполне возможно, что решение может быть найдено в области сочетания в мелодии гимна мотивов, отражающих присутствие в регионе различных конфессий.

Вряд ли споры вокруг гимна могут привести к серьезным конфликтным ситуациям, но может получиться так, что символ, на который потрачены средства нижегородцев, и который призван сплачивать людей, живущих в регионе, сплачивать их не будет. И вложение средств в производство этого гимна может оказаться неэффективным, если не будут учтены какие-то нюансы восприятия людей, живущих на территории Нижегородской области.

 

Фото с сайта www.vvags.ru

 

Дмитрий Скворцов: «Нужна мягкая, но последовательная политика»

Дмитрий СкворцовМусульманское сообщество Нижегородской области довольно  лояльно к власти, здесь нет никаких экстремистских течений. Другое дело, что руководство мусульмансокй общины пользуется любым случаем, чтобы потребовать формального равенства с православной церковью – не важно, о каком вопросе идет речь. Поэтому его реакция в вопросе о гимне Нижегородской области совершенно понятна.

Стоит ли прислушиваться к требованиям отказаться от использования звона колоколов в музыкальном оформлении гимна и упоминания церквей в его тексте, или нет?

Я, слава богу, свободен от обязанности выстраивать межконфессиональную политику, но как человек атеистических взглядов был бы доволен, чтобы в гимне обошлось без православия. Хотя лично меня такие вещи вообще не раздражают, поскольку исторически Российское государство строилось как православное, притом, что существовала веротерпимость, спокойное отношение к другим конфессиям.

И если это будет именно в таких акцентах - как исторический и культурный феномен - присутствовать в гимне – то ничего страшного в этом нет, ради бога  И я думаю, что звучание колоколов не должно раздражать мусульман, ни когда композитор пользуется колоколами в какой-нибудь симфонии, ни когда они будут звучать в гимне.

Упоминание православных церквей в гимне – это другой вопрос. Но я пока не вижу, как можно было бы найти общий подход к тому, что должен вмещать в себя гимн региона. Нормы, которые на сегодня являются нормами во взаимоотношении конфессий, не являются окончательными нормами. Они сдвигаются в ходе контактов между диаспорами, в процессе общественного обсуждения. (Можно вспомнить о том, как в Германии ломают копия по поводу строительства мечети.)

Во всяком случае, какие-то крайние варианты, которые очень сильно раздражают представителей одной из религий, вряд ли стоит поддерживать. Но, с другой стороны, каждый раз идти на поводу у выдвигающих ультиматумы тоже нет смысла. Политика хороша, когда она мягкая, но последовательная. И если власть Нижегородской области сформулировала для себя такую политику, то надо ее и проводить – последовательно, но мягко.

Политолог Сергей Кочеров: «Осадок останется»

Сергей КочеровПротесты мусульманского духовенства Нижегородской области отчасти оправданы. Мы все-таки живем в светском обществе. Соответственно, гимн Нижегородской области должен объединять всех людей, проживающих в регионе, независимо от их этнической или конфессиональной принадлежности.

Понятно, что колокольный звон ассоциируется с христианством, с православием. Это факт. Поэтому в данном случае подчеркивается, что в Нижегородской области живут в основном православные люди. Так уж сложилось – исторически и культурно, - что колокольный звон – это христианская символика.

Можно истолковать использование колоколов в музыке гимна как некую дискриминацию, как признание православия религией номер один в России. А представители других конфессий и других этносов могут от этого почувствовать себя людьми другого сорта. Я говорю не только о религии, но и об этносе потому, что стараниями православной церкви укрепляется тождество между православным и русским, что, на мой взгляд, тоже  не верно. Если мы говорим про россиян, то это не только этнические русские, да и не все русские являются православными. Есть представители других религий, есть, в конце концов, просто атеисты.

Поэтому, на мой взгляд, у мусульманского духовенства свои резоны, и они были бы, видимо, не против, если бы условия для создания гимна входило включение, в том числе, мусульманских мотивов. В этом случае протесты были бы сняты. Тем не менее, по сути требования справедливые, и я не думаю, что не нужно ограничивать создателей гимна условием включения в музыкальное оформление звона колоколов. Надо проявлять толерантность, корректность ко всем этносам и конфессиям.

Естественно, для решения такого вопроса могли быть проведены и общественные слушания, и люди, отвечающие за определение условий конкурса, должны иметь голову на плечах. Это очень серьезная проблема в многоэтнической и многоконфессиональной России. Нам не хватало только конфликта между православными и мусульманами, который может перетечь из чисто религиозного в межэтнический конфликт. К таким вещам нужно относиться особенно ответственно и вдумчиво. То есть, нужно думать о последствиях, а не работать по принципу «если условие не понравится, мы его снимем».

Даже если от этого спорного условия откажутся, осадок все равно останется. Это лишний раз бьет по каким-то национальным амбициям, по национальным чувствам в их достаточно интимных и рациональных проявлениях.

Вроде бы, нет ничего обидного – ну, звон колоколов. Это, в конце концов, не перечисление христианских святынь – только приятный звук. Но есть в том некая заявка на то, что православие выше других религий, поскольку православные символы в музыке гимна звучат, а символы других религий – нет. 

Надо, чтобы такие вопросы обсуждались и Общественной палатой, чтобы там звучали разные мнения, - в конце концов, должна она чем-то заниматься. То же можно сказать и о совете ученых и политологов, созданный при губернаторе (в который, кстати, и я вхожу, и который уже давно не собирался), - он тоже мог быть рассмотрен как один из вопросов.

Но в первую очередь, условия создания гимна должны были рассматриваться на уровне той комиссии, которая устанавливала условия этого конкурса – почему она это условие внесла? Кстати, если бы этого условия не было, то, может быть, реально победил бы именно гимн, в котором звучат колокола, если в нем действительно была очень хорошая музыка, и если бы колокола были органичной частью этого произведения. Но когда это называется в качестве условия, возникает соответствующая реакция. Тем более что представители нижегородского мусульманского духовенства очень болезненно реагируют на подобные вещи, иногда слишком болезненно. Поставили памятник основателю города в кремле – они тут же заявили, что надо поставить памятники деятелям другой религиозной ориентации: и некому хазарскому наместнику, который якобы правил в этих краях, и какому-то татарскому мурзе, который неясно какое отношение к нашему городу имел (может быть, брал его в свое время). Шутки шутками, а такие споры могут выплеснуться в виде протестов. Конечно, мы не увидим массовых демонстраций из-за оформления гимна, но обиды-то копятся. А этих обид можно было бы избежать, если бы чиновники думали о последствиях.

Скорее всего, одному из этих чиновников, скажем, председателю комиссии, захотелось, чтобы звучали колокола – и он, не думая о последствиях, вбил это в качестве условия. А остальные члены комиссии, чтобы угодить ему, согласились.

 

По материалам Агентства Политических Новостей (АПН - НН)

 

Ссылки по теме:

24-09-08 Департамент культуры ответил на письмо нижегородских мусульманн

22-09-08 В гимне Нижегородской области не должно быть религиозной тенденциозности

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.