ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
10-10-08 Дамир Мухетдинов – Доклад на острове Родос

На острове Родос (Греция) 9 октября 2008 года открылась VI сессия мирового форума "Диалог цивилизаций". В работе конференции приняли участие всемирно признанные эксперты в области политики, экономики, образования, культуры, искусства и религии из России, США, Европы, Китая, Индии, Латинской Америки.

Форум торжественно открыл его сопредседатель, глава попечительского совета Центра национальной славы России Владимир Якунин. "Английская пословица гласит, что времена меняются, а ценности остаются. Времена действительно изменились, и мы сегодня являемся свидетелями колоссального кризиса, который стал результатом пренебрежительного отношения к материальным аспектам человеческой жизни", - сказал Якунин.

По его словам, одной из тем форума станет поиск глубинных причин и путей преодоления нынешнего экономического кризиса. Кроме того, интеллектуалы мира рассмотрят вопросы цивилизационных отношений, взаимодействия культур и религий разных стран.

Мусульман России на форуме представляет Дамир Мухетдинов - ректор Нижегородского исламского института имени Х.Фаизханова. Он вручил членам Президиума форума книги ИД «Медина» на тему диалога цивилизаций, в том числе выпущенный в 2006 году на английском языке альбом об опыте межцивилизационного сотрудничества в Поволжье - The Volga Region: Civilizations Merging in the Heart of Russia.

Сегодня, 10 октября Дамир-хазрат выступил с Докладом на заседании Секции 4 - «Религиозное сотрудничество как потенциал предотвращения цивилизационных и социальных конфликтов». Вёл заседание профессор Бейрутского университета Сухейль Фарах.

Предлагаем вашему вниманию Доклад Дамира Мухетдинова:

Новый многополярный мир XXI века: Ислам обосновывает принципы договора и совета.

Уважаемые дамы и господа, братья и сестры! Уважаемый председатель этого почтенного собрания, ведущий секции!

Позвольте предложить вам в качестве материала для дискуссии взгляд на ряд заявленных для этой секции проблем с точки зрения российского мусульманина. Я назвал свое выступление «Новый многополярный мир XXI века: Ислам обосновывает принципы договора и совета».

Основным философским посылом этой секции является тезис «Религиозное сотрудничество как потенциал предотвращения цивилизационных и социальных конфликтов». Но давайте посмотрим на историю и на реальность: нередко именно религия является стимулом, оправданием и даже провокатором цивилизационных и социальных конфликтов. Быть может, это не сама религия – а ее интерпретации? Здесь – горячее поле для споров.

Вспомним: разве отцы Инквизиции, Крестовых походов и всех «священных войн» человечества не вдохновлялись религиозно? Разве совсем недавно Джордж Буш не провозгласил, что атаковать Ирак его будто бы «благословил Бог»? Разве за агрессивной политикой современных США не стоят неоконсерваторы-протестанты с их особенным мессианством? И вполне закономерно, что отпор им дают опять-таки люди, вдохновляемые верой. Своей верой. Можно вспомнить афганских талибов, палестинцев ХАМАС, ливанскую Хизболлу, шиитский Иран… Одним словом, первое что я хотел бы сформулировать – религия не всегда выступает как миротворческий фактор. Она – как явление в социуме – амбивалентна, ее можно повернуть и так и этак. К чему на деле должен привести такой горький, но трезвый вывод?

Я думаю нельзя, встречаясь с явлением или деятелем религии, поддаваться эйфории, что он – носитель безусловного добра и мира. Да, во всех религиозных системах есть и претензия на «истину в последней инстанции» и самоуверенность в своей добротности. Но – повторю! – таково было и самосознание любого инквизитора, крестоносца или (в истории Ислама) любого террориста-ассасина. Как же быть? Нужен каждый раз индивидуальный и трезвый анализ, причем, не столько теории этого вероучения, сколько его практики. Замечательно и на все времена нам сказал пророк Иса (Иисус), мир ему: «По делам их узнают их!»

Почему я вдруг обозначил эту проблему? Она ведь кажется давно решенной и очевидной. Но в жизни вокруг нас это вовсе не так. К примеру, Россия после 70 лет атеистического тоталитарного режима столкнулась с тем, что в религиозных движениях есть «деструктивные и тоталитарные силы». Сначала у нас в 1990-е годы дали максимальную свободу всем, кто заявлял о своей духовности и религиозности. В итоге получили массированные акции от «Аум Синрике» из Японии и многое иное, вплоть до скандально известного Григория Грабового, обещающего родителям воскрешать умерших детей. Теперь делается попытка законодательно защитить граждан России от покушения на их разум и здоровье под прикрытием веры. Это нужная и очень сложная работа в рамках одной страны.

Но – задам я вопрос уважаемой аудитории – а как всему миру защититься от «религиозности» того же Буша, последствия которой – сотни тысяч человеческих жертв в Ираке, Афганистане, а теперь и на Кавказе, а в ближайшем будущем (не дай Бог!) и в Иране? Как защитить палестинцев от сионистских ультра, вот уже 60 лет на виду у всего мира выживающих своих соседей по Святой Земле? Там ведь в основу борьбы тоже положен «религиозный мотив»…

Несомненно, наш форум «Диалог цивилизаций», на который мы собрались – один из самых насущных инструментов человечества во имя мира. Сегодня стало ясно, что теория Сэмюэля Хантингтона о будто бы «неизбежности столкновения цивилизаций» явилась теоретическим обоснованием силовой политики США – жандарма однополярного мира.

Но – и это следующий важный тезис, который я хочу вам предложить для обсуждения! – после 8 августа 2008 года, после агрессии Грузии, натравленной на Южную Осетию и Абхазию, мир перестал быть однополярным. И нам пора осмыслить, как быть религиям, как развивать диалог цивилизаций в совершенно новой ситуации? Думаю, что мир теперь стал жестче и озлобленней.

Ясно проявилось следующее: пафос «борцов за свободу, права человека и демократию», исходивший от США и их сателлитов после распада СССР – оказался маской! Из-под маски вылезли истинные цели – захват природных ресурсов, прежде всего нефти и газа, везде, где они есть, превращение всех цивилизаций в сырьевой придаток своей экономики. Самый примитивный материалистический мотив – хоть на каждой долларовой бумажке и написано «In God we trust!» Но не забудем, что и на пряжках немецких фашистов тоже стояла благородная надпись – «Gott mit uns!»

США при Буше потеряли право на лидерство в борьбе за свободу, права человека и демократию. Внутри самой Америки усиливаются тоталитарные механизмы. Но все это не значит, что мир должен забыть о свободе, правах человека и демократии – нет, теперь к иным лидерам и иным центрам силы переходит эта ответственность. И я думаю – вот это очень важный тезис, который стоит обсудить и подать от имени всего нашего форума.

Предлагаю такую формулировку: в условиях превращения администрации США из мирового лидера в борьбе за свободу, права человека и демократию, в эгоистичного поработителя и узурпатора природных ресурсов человечества, задачи демократического и духовного развития человечества должны взять на себя новые межгосударственные союзы, при условии многоуровневого межкультурного и межрелигиозного взаимодействия.

Не хочу предвосхищать конкретные решения, но укажу, что «Альянс цивилизаций», предложенный Турцией и Испанией, наш форум «Диалог цивилизаций» – это площадки для нового и столь необходимого нового мироустройства, действующего в условиях многополярности.

Вы наверняка хотите спросить меня, как мусульманина: а что Ислам может дать для такого мироустройства? Какова будет позиция и роль мусульман в изменившемся многополярном мироустройстве?

Начну от противного. Предыдущий тип мироустройства во главе с США предполагал «неизбежность столкновения цивилизаций» и в первую очередь – между Исламом и Христианством. Более того, именно там появился новый чудовищный термин «исламофашизм».

Теперь уже большинству аналитиков в мире стало очевидно, что теракт 9/11 провели вовсе не мифические арабы-мусульмане, или виртуальные «Аль-Каеда» и Бин Ладен – но одна из влиятельных группировок внутри американского истеблишмента. Методика тут заимствована у Гитлера, который сожжение Рейхстага приписал коммунистам и на этом основании повел наступление сначала против них, затем против всех инакомыслящих внутри Германии, а затем перешел к экспансии и мировой войне. Увы, аналоги такой методики в годы, последующие за 9/11, таковы же!

Итак, первое, что стоит осознать и самим мусульманам и всем, кто после 9/11 стал бояться Ислама: всех нас умело стравливают друг с другом, а пугало «исламофашизма» придумано в первую очередь, для захвата природных ресурсов стран мусульманского круга, во-вторых, для вымывания демократии из внутренней жизни США и Европы под предлогом «борьбы с мировым терроризмом».

Второе – на уровне богословия – и это крайне важно знать всем, и пропагандировать в масс-медиа. Теоретики Буша искаженно представили исламскую концепцию глобализма. Они зацепились за упоминания в Коране понятий «джихада», борьбы с «куфром», против «кяфиров», и всячески разогревали ностальгию по Арабскому халифату, пугая обывателя угрозой того, что «полтора миллиарда мусульман планеты живут и борются за возрождение Халифата во всемирном масштабе»!

И вот – на фоне вызванной постиндустриальным развитием депопуляции населения Северной Америки и Европы, на фоне массовых миграций – такие «угрозы» подействовали. И теперь мы имеем дело с миллионами людей, которые боятся, что «на смену умирающему христианскому Старому Свету грядет зеленая волна исламизации».

На этот тезис можно ответить по двум позициям. Первое – это еще большой вопрос, являются ли США и Европа «Терра Христиана»? Неужели у кого-то есть иллюзии, что в течение последних двухсот лет после эпохи Просвещения, и особенно в 21 веке, это уже постхристианское секулярное общество, основанное на либеральных ценностях?

Второе. Требует ли, действительно, Ислам принуждения всех к единообразному типу цивилизации, к единому Халифату? Какова, в конце концов, кораническая концепция развития человечества – в земной истории до ее эсхатологического конца?

Обратимся не к писаниям умнейших и разнообразнейших мыслителей исламского мира – им несть числа и они часто спорят друг с другом! Обратимся к Корану – ведь именно это высший и единственный непререкаемый авторитет для мусульман.

Однополярный миропорядок во главе с США окончился, одним из его порождений стала массовая кампания по дискредитации Ислама как некоего «исламофашизма». Это первое.

Второе. Подлинное кораническое учение гласит о единстве религиозного опыта человечества и даже предполагает плюрализм религий, культур, цивилизаций – для всего исторического человечества, вплоть до эсхатологического конца.

Само многообразие верований осознано не как проклятие или отклонение, или временная трудность – а обусловлено самой Божьей волей и Божьей мудростью. Многообразие призвано быть источником не распрей, а соревновательности в служении общему благу.

В последний раз – еще и еще! – заглянем в первоисточник. От имени Самого Творца мира в Коране сказано: «Воистину, каждой [общине] Мы установили [свой] закон и путь. Если бы Бог захотел, Сделал бы вас единой [религиозной] общиной. Но [Ему было угодно иначе], Дабы испытать вас в дарованном вам. Так соревнуйтесь меж собою в деяниях добрых. К Богу вы возвратитесь, И Он поведает вам [истину] о том, В чем было различие меж вами (5:48)».

Иначе говоря, плюрализм – это неотъемлемое свойство земного бытия, установленное самим Богом. Все разногласия – естественны и соприродны человеку. Только в посмертии будут даны объяснения человеку – «кто был прав?» Задача человека в этом бытии такова: оставаясь каждый в своей вере, проходить «испытание в дарованном вероучении» и при этом с иноверцами «соревноваться в деяниях добрых».

Если эту установку можно определить как эсхатологическую, то следующий пример – из практической политики. Это классический для Ислама пример взаимодействия мусульман с иудеями и христианами в «первом исламском городе» Ясрибе-Медине – жизнь на основе договора. Мединское соглашение является примером для последующих поколений в практике многоконфессионального мира.

Эти формулы и опыт Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, обращенные им для всех времен, несомненно, приобретают особую актуальность именно в пору глобализации. Более того, известную диаду «Мирового этоса», данную Гансом Кюнгом, и приведенную мною как первая цитата моего доклада, очевидно, следует дополнить следующим образом.

Итак, уже сформулировано, что «не будет мира на земле без мира между религиями. А мира между религиями не будет без диалога религий».

Чтобы обрести практическую почву под ногами, добавим: «А диалог религий должен приводить к фиксированным и соблюдаемым всеми сторонами договорам».

Новый многополярный мир может стать устойчивым и привести все народы мира к максимальному развитию и благополучию – только в случае принятия укорененной в Коране формулы общежития – все разнообразны, но обо всем можно и нужно договариваться! Да будет так!

Спасибо за внимание.

Дамир Мухетдинов – ректор Нижегородского исламского института имени Х.Фаизханова, Нижний Новгород, Россия.

Доклад на Мировом Общественном Форуме «Диалог Цивилизаций», VI ежегодная сессия, остров Родос, Греция, 10  октября 2008 г. Секция 4 - «Религиозное сотрудничество как потенциал предотвращения цивилизационных и социальных конфликтов».

Ссылки по теме:

Дамир Мухетдинов выступит на Мировом общественном форуме «Диалог цивилизаций»

The Volga Region: Civilizations Merging in the Heart of Russia/ Поволжье: слияние цивилизаций в сердце России

Специализированная рубрика «Диалог религий»

Журнал «Минарет» № 1-2 (15-16) 2008 - о диалоге Ислама с Христианством

Джаннат Сергей Маркус – Пророк Мухаммад в эпоху глобализма. От «философии Всеединства» Владимира Соловьёва – к «Мировому этосу» Ганса Кюнга

Марат Смагулов - Концепция «срединности» Ислама

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.