ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
15-10-08 Дамир Мухетдинов о связях мусульман России и Центральной Азии

Дамир Мухетдинов в ТашкентеСегодня в столице Узбекистана прошли торжественные мероприятия, посвященные 65-летию со дня основания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) и юбилейным датам со дня рождения трех муфтиев Бабахановых, в которых принимают участие председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов и ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Дамир Мухетдинов. Красной нитью через мероприятия проходит мысль о глубоких многовековых связях духовных связях между мусульманами Центральной Азии и России. Этой теме посвятил свой доклад и Дамир-хазрат Мухетдинов, который он представил сегодня участникам мероприятий.

«Ас-саламу алейкум, Исенмесез хурметле мусульман кардешляре!

Мой доклад посвящен теме: «Многовековые связи мусульман России и Центральной Азии».

В последние годы, благодаря развитию исламоведения и археологии, мы получаем все более адекватное представление о начале исламской эры для российских мусульман. Это, прежде всего, присоединение Дербента к Арабскому халифату в середине VII века, а век спустя Ислам получает массовое распространение среди тюрок Поволжья, предков татар. В IX веке с расцветом экономических связей между Поволжьем и Центральной Азией начинается эпоха богословского и образовательного влияния мусульман Мавераннахра. В 922 г. посланец багдадского халифа Ибн Фадлан фиксирует принадлежность булгар к ханафитскому мазхабу и влияние на них мусульман Хорезма. Все попытки багдадских шиитов сменить правовую принадлежность волго-камских булгар окончились неудачей. И сегодня мусульмане Волго-Уральского региона и Сибири говорят о принадлежности к мазхабу имама-агзама (великого имама Абу Ханифы).

Второй раз мусульмане Мавераннахра оказали поддержку мусульманам Волго-Уральского региона в эпоху кризиса мусульманской цивилизации в регионе. Она последовала за падением Казанского и Астраханского ханств и сопровождалась уничтожением мусульманских городских центров края. В XVII веке Средней Азии получил образование первый мусульманский улем эпохи после падения Казанского ханства Юнус б/ Иванай. Только в XVIII веке – в период становления классического мусульманского образования – в Бухаре обучались мулла Мансур Бурундуки (дед муфтия Мухаммеджана Хусаина, первый из возвратившихся из Бухары в Россию), мулла Валид Кайбычи, мулла Исхак Кенери (затем имам и мударрис в Казани), мулла Хабибулла Уруви и целый ряд других. По данным Марджани, почти каждый из обучавшихся в зарубежных исламских центрах был мударрисом и имел целый ряд учеников, что подтверждает высокий статус такого рода образования. Именно выпускники Бухары создали или были мударрисами практически во всех знаменитых медресе Волго-Уральского региона. Это и Нигматулла Тукаев в Стерлибаше, Вали(д) б. Мухамад-Амин в Каргале, Габдулла б. Яхья аль-Чиртуши в Мачкаре, Сагит б. Ибрагим в Кышкаре, Шарафетдин б. Зайнетдин в Стерлитамаке; Гали б. Сайфулла в Тюнтяре, Зайнулла Расули в Троицке, если упомянуть только нескольких наиболее известных. В Казани это Салих б. Сагид аль-Кили (Апанаевское медресе) и Шигабетдин Марджани (медресе «Марджания), Галимджан Баруди (медресе «Муххмадия»). Последний стал первым свободно избранным муфтием российских мусульман, председателем Центрального Духовного Управления мусульман в 1917-1921 гг.).

В Бухаре учился Мухаммеджан Хусаин – первый муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788-1824 гг. Здесь же учились выдающиеся татарские улемы от Абдуннасыр Курсави в конце XVIII века до Мусы Биги в конце XIX века.

Высокий статус ряда татарских мулл, принадлежащих к правящим верхам в Бухаре, подчеркивается близостью ряда из них к эмирам. Габдуссатар аш-Шырдани во времена эмира Хайдара был мухтасибом. По возвращению он стал ахуном Казани и даже добивался титула муфтия после смерти Мухаммеджана Хусаина. Фахретдин б. Ибрагим был хатыбом ряда бухарских мечетей, имамом древнейшей мечети «Магоки-Атари» и преподавателем ряда медресе. Он был учителем эмира Хайдара в чтении Корана. Мулла Хусаин Кирмени был близко знаком с эмиром Насруллой и не достиг постов лишь по причине любви к науке. Габдуррахим Утыз-Имяни был некоторое время также имамом в бухарской мечети «Магоки-Атари».

Как отмечал Марджани, «из отправившихся в Бухару и вернувшихся оттуда из нашего края есть только четыре человека, ставших большими учеными, достигших совершенства: мулла Габдуннасыр аль-Курсави, мулла Мухсин аш-Шаши, мулла Габдулла бине Яхья аль-Мачкарави, мулла Багаутдин бине Субхан аль-Марджани». Среди лиц, получивших образование в Бухаре, следует упомянуть Габдуррахима Утыз-Имяни, Таджетдина Ялчыгола, Абульмениха Каргалый.

Во многом благодаря бухарским шакирдам на рубеже XVIII–XIX веков мектебе и медресе превращаются в сеть учебных заведений на всей территории татарского мира. По утверждению миссионера Я. Д. Коблова, «конфессиональная школа имеет для магометан огромное значение: она дисциплинирует их, превратив в строго организованную массу, в которой на практике нередко осуществляется лозунг «один за всех и все за одного... лишь благодаря школе они (татары) достигают больших успехов в деле прозелитизма в отношении мелких народностей Поволжья и, отчасти, башкир и киргиз».

Улемы в те годы объединялись через суфийские тарикаты (ордены). Важнейшим из них был накшбандийа, сложившийся среди ханафитов Средней Азии и получивший название по имени Бахааддина Накшбанди (1318-1389). Его центром традиционно была Бухара. В начале XVII в. в Индии Ахмад Сирхинди, прозванный «муджаддид альф сани» (обновитель второго тысячелетия) основал самостоятельную ветвь ордена, получившую название – Накшбандийа муджаддидийа. В начале XIX в. в Турции маулана Халид аль-Багдади, организовал собственную ветвь – халидийа. В Поволжье и Приуралье была популярна как ветвь муджаддидийа, так и халидийа (З. Расули).

В Поволжье накшбандийа-муджаддидийа проникает из Бухары от шейха Фаизхана б. Хозырхана аль-Кабули (ум. 1802). В числе наиболее его известных мюридов у татар были первый муфтий ОМДС Мухаммеджан Хусаин, ишан Вали(д) б. Мухамад-Амин ал-Кайбычи ал-Каргали и улем и поэт Габдуррахим Утыз-Имяни, мударрис медресе Кышкара Сагит б. Ибрагим б. Габдулла аль-Барыши, имам деревни Ура Казанской губернии, виднейший ишан среди мишар Хабибулла б. Хусаина аль-Ури (Оруви). В конце XVIII — начале XIX вв. Мийан Фадл-и Ахмад (представлявший линию Ахмада Сирхинди) и Ниязкул ат-Туркмани (представлявший линию хаджи Хабиб Аллаха Бухари) считались самыми влиятельными шейхами накшбандийа-муджаддидийа в Средней Азии в этот период. Однако первый почти не имел мюридов среди татар кроме имама и мударриса в Тюнтяре Гали б. Сайфуллу ат-Тюнтяри. Среди учеников Ниязкул ат-Туркмани следует назвать Абдуннасыра Курсави, Нигматуллу-ишана Тукаева из Стерлибаша, мударриса и имама мечети Иске-Таш в Казани Фазыла аль-Кизляви, основателя медресе в Стерлитамаке Шарафетдина б. Зайнетдина аль-Эстерли.

Для простого народа в качестве неоспоримых духовных авторитетов выступали ишаны. Особое распространение ишанизм занял среди мишарского населения и в районах, граничащих с казахскими степями. Корни этого явления были связаны со среднеазиатским влиянием. Это видно и на примере Хабибуллы б. Хусаина аль-Уруви, который фактически стал основным суфийским лидером мишарского населения. Основатель медресе в Стерлибаше Нигматулла Стерлибаши получил сан ишана от шейха Ниязколыя ат-Турекмени. Нигматулла превратил свое медресе в крупнейший суфийский центр региона и имел, по некоторым данным, десятки тысяч мюридов. Потомки Нигматуллы — род Тукаевых продолжали контролировать медресе в Стерлибаше вплоть до советского периода.

С ишанизмом было тесно связано мусульманское миссионерство в отношении нерусских народов края, находившееся обычно в рамках движения абызов, особенно в Поволжье. В Уральском регионе, в условиях менее жесткого государственного контроля, миссионерством занималось и указное духовенство в лице Тукаевых.

Таким образом, к моменту создания ОМДС в 1788 г. татары обладали целым рядом медресе, где обучение велось по образцам, заимствованным в Дагестане и Средней Азии. При этом татарские улемы зачастую заимствовали традиции суфийских тарикатов с их идей духовной автономии от официальных властей.

В отсутствие заметного технического прогресса целью медресе становится подготовка духовной и светской национальной элиты, владеющей абстрактным понятийным аппаратом, языками, шариатом и знанием образа мысли Востока. Основным фактором образования в медресе Средней Азии было придание учащимся навыков для обеспечения собственного статуса в общине. Поэтому «медресе не только воспроизводило образованную элиту, но и определенное восприятие Ислама».

Так как в этот период чагатайский язык оставался общеупотребительным для всего огромного тюрко-язычного региона Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии и Казахстана, а русский язык вообще не использовался в значительной части региона, то сами русские предпочитали овладевать татарским языком, а не наоборот. Знание Ислама, языков и обычаев Средней Азии, получаемое в медресе, было наиболее актуальным для того времени.

Наряду с улемами важную роль в отношениях с Центральной Азией играли татарские торговцы. В 1851 г. мусульманские торговцы составляли в Казанской губернии 34%, а в Оренбургской губернии (57%). Таким образом, татарская торговая буржуазия сосредотачивалась именно в Оренбургской губернии, через три основных пункта которой – Оренбург, Орск и Троицк шла торговля с казахским степями и государствами Средней Азии, и где татары обладали даже абсолютным большинством среди торговцев 31 . В середине XVIII века прибыль от торговли в Оренбурге составляла 100%, конкуренция позднее снизила ее до 40%. Даже в 1862 г. «караванная торговля со среднеазиатскими государствами с российской стороны была сосредоточена в руках троицких, оренбургских, орских и других купцов татарского происхождения».

Именно овладение среднеазиатским образом жизни становилось своеобразным гарантом успешности пребывания в Бухаре, в том числе и с финансовой точки зрения. Баи, чья торговля была сконцентрирована на среднеазиатских рынках, стремились показать себя людьми, сохранившими образцы истинного правоверия в немусульманском окружении. В биографиях татарских купцов того периода подчеркивается, что они всячески пытались снискать расположение бухарских властей своим правоверием. Так, купцы Муса б. Габдельбакый из аула Береске (славившегося своим медресе) и Хамза б. Мухаммад аль-Бирезеви (мюрид шейха Фаизхана аль-Кабули) торговали с Бухарой и были частым гостем эмира Хайдара (правил в 1800–1826). Эпоха Хайдара, отличающегося ученостью, знавшего наизусть Коран, и лично возглавлявшего маджлисы улемов, стала периодом максимального давления государства в сторону правоверия и единообразия доктрины. Даже сам титул «амир аль-муминин» (правитель правоверных), принятый Хайдаром и сменивший тюркский светский титул хана, обозначал усиление религиозного фактора в жизни государства.

В конце XIX века с присоединением Центральной Азии к России уже татары оказывали интеллектуальную и техническую помощь своим единоверцам в регионе. Это касалось создания типографий, печатных изданий, открытия новометодных мектебе и медерсе, театральных постановок. Большое внимание уделялось различным общественно-политическим проектам от создания благотворительных обществ и проведения кампаний по выборам в российский парламент и органы местного самоуправления вплоть до провозглашения Туркестанской автономии и борьбы уже за советскую территориальную автономию. В советский период при жестких запретах на политическую и религиозную деятельность речь в основном шла о культурных, образовательных, научных проектах, сфере архитектуры и искусства.

Однако, начиная с 1940-х гг. удалось продолжить сотрудничество в и религиозной сфере. В 1943 г. в организации Курултая, принявшего решение о создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана – САДУМ, приняли участие российские мусульмане. В изданной нашим издательством «Медина» книге уважаемого Амирсаидхана Усманходжаева «Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению Ислама в Советском Союзе» рассказывается, что участию в работе подготовительного комитета были привлечены авторитетные улемы России. Это были председатель Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) шейх Габдуррахман Расули; мухтасиб г. Москвы, имам-хатыб Московской Соборной мечети Халил-Рахман Насретдинов и мухтасиб г. Казани, имам-хатыб Казанской мечети «Марджани» шейх Кияметдин Кадыров, имам-хатыб Московской соборной мечети Абдулвадуд Фаттахетдинов. На Курултае Председателем САДУМ единодушно был избран шейх Эшон Бабахан б. Абдулмажидхан с присвоением ему сана муфтия пяти республик. Он сыграл большую роль восстановлении системы образования советских мусульман, полностью разрушенной Советским режимом. В Бухаре возобновило деятельность медресе «Мир-и-Араб». Здесь, а затем в Ташкентском исламском институте получили образование большинство нынешних муфтиев России. В наши дни появилась первая книга воспоминаний о днях учебы в советской Бухаре. Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области, выпускник медресе 1983 года Умар-хазрат Идрисов высказал в своей книге «Бухарские воспоминания. 20 лет служения имамом» глубокие и мудрые мысли о непреходящем значении медресе «Мир-и-Араб» в подготовке квалифицированных имам-хатыбов, в период господства атеизма в стране с коммунистической идеологией.

Сотрудничество мусульман России и Центральной Азии укрепляется на глазах. Так, меньше чем через месяц, 2–4 ноября 2008 г. в Нижнем Новгороде пройдет IV Всероссийский Мусульманский Форум «Мусульмане за евразийское единство». Сам Форум проводится при содействии фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Он приурочен ко Дню народного единства и 220-летию со дня основания Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (созданного в Уфе), 65-летию со дня основания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (созданного в Ташкенте), 15-летию со дня основания Духовного управления мусульман Нижегородской области. Организаторами Форума выступают: Фонд имени Имама Абу-Ханифы, Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани и Фонд имени Муфтиев Бабахановых. Мы ждем на нем гостей со всего мусульманского пространства стран СНГ, особенно из Средней Азии. Горизонты сотрудничества расширяются… И мы постараемся приложить максимальные усилия в этом благородном деле, продолжая традиции наших предков…»

 

Ссылки по теме:

14-10-08 Нижегородские мусульмане примут участие в юбилейных торжествах в Ташкенте

07-10-08 Ташкент готовится к юбилею муфтиев Бабаханов и Первого Курултая САДУМ

Андрей Хасанов - Род муфтиев Бабахановых: нести свет Ислама в любых условиях!

Андрей Хасанов - В Нижнем Новгороде учреждён Фонд имени муфтиев Бабахановых

11-03-08 Нижегородцы и бухарцы — исторические соприкосновения

04-03-2008 Меридиан дружбы. Добрых строк связующее звено

Спецвыпуск журнала «Минарет», посвящённый возрождению связей мусульман России и Узбекистана - № 2-3 (12-13) 2007

30-01-2008 Книга воспоминаний и размышлений Умара-хазрата Идрисова обрела популярность

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.