ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
21-10-08 Совет улемов: исторический опыт консолидации российской уммы

Дамир-хазрат Мухетдинов в ГрозномC 17 по 19 октября в Грозном прошел II Международный миротворческий форум «Ислам – религия мира и созидания», в работе которого приняли участие более 200 делегатов из многих стран мира. Предлагаем вашему вниманию текст доклада ректора Нижегородского исламского университета имени Х.Фаизханова Дамира Мухетдинова, с которым он выступил на форуме.

Титул алима (улема) — мусульманского ученого всегда высоко почитался в мире Ислама. Любое государство гордилось своими улемами. Имена Абу-Ханифы, Малика б. Анаса, Ахмада аль-Йамани, Убайдуллы Садрушшариата, аль-Газали, аль-Маргинани, имама Матуриди, ан-Насафи, имама Шафии, Курсави, Марджани, давно и прочно почитаются российскими мусульманами. Выдающимися улемами был традиционно славен Северный Кавказ, начиная с эпохи проникновения Ислама в VII веке. Наши предки-булгары после принятия Ислама на государственном уровне в X веке всячески стремились отправить молодежь в самые лучшие медресе мусульманского мира, чтобы воспитать своих алимов и казыев.

После падения мусульманской государственности в Поволжье начиная с XVIII века произошло возрождение классического мусульманского образования в Волго-Уральском регионе. Улемы Шигабутдин Марджани и Риза Фахретдин упоминают пятерых улемов, получивших образование на Кавказе. Во-первых, Ишмухаммеда б. Тукмухаммеда, мударриса (ректора медресе) в Адаеве; во-вторых, Муртазу б. Кутлугуш ас-Симети — мударриса в ауле Симет (все три в Заказанье в долине р. Вятки); в-третьих, муллу Мухаммадрахима аль-Ашити — имама и мударриса в Мачкаре; в-четвертых, мударриса Мухаммада ад-Дагестани, бывший ранее казыем в Дагестане преподававшего в Кондырау близ Оренбурга; в-пятых, казанского ахуна, имама и муддариса Первого прихода (тогда мечети «Юнусовская», ныне «аль-Марджани») Ибрагима Худжаши. Мухаммедрахим аль-Ашити и Ибрагим Худжаши получили образование в медресе Гали аш-Ширвани.

Улемы, получившие образование на Кавказе, в XVIII веке оказали значительное влияние на возрождение и развитие классического мусульманского образования и суфизма в Казани, Заказанье и в Приуралье. Особое значение Р. Фахретдин придавал роли дагестанских улемов в передаче знаний по праву, хадисоведению, риторике, грамматике арабского языка. Вместе с тем отношения с Кавказом не носили экономического характера, как с Бухарой, что и обусловило слабость кавказской модели по сравнению с бухарской. На рубеже XIX–XX веков происходит расширение связей Волго-Уральского региона с Северным Кавказом, особенно Дагестаном. Шигабутдин Марджани и Риза Фахретдин создали биографии имама Шамиля, где высоко оценили его государственную и религиозную деятельность. Сын Шамиля Мухаммад-Шафи приехал в Казань и женился на татарке.

Среди улемов и шейхов наиболее ярким примером является жизнь Сайфуллы-кади Башларова. Остановимся на тех моментах его биографии, которые объединяют кавказцев и татар. Следует помнить, что во второй половине XIX — начале XX веков татары стремились объяснить мусульманским народам России, как, несмотря на прессинг государства, сохранить свою Родину и не превратиться в мухаджиров-переселенцев в мусульманские страны. Ведь пример Западного Кавказа, покинутого мусульманами, был чрезвычайно актуален. Российские же власти своими негибкими действиями периодически доводили горцев до грани восстания. И Сайфулла-кади выступал здесь в роли миротворца. Такую же роль в Чечне сыграл и Кунта-хаджи.

Если кавказские мусульмане были организационно раздроблены, то с конца XVIII века большинство российских мусульман вошли в состав единого духовного управления — Оренбургского магометанского духовного собрания, затем Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), распавшегося уже в 1990-е гг. На Северном Кавказе система духовных управлений была введена в 1940-е гг. Однако Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) также распалось в 1990-е гг. Большую роль для обеспечения взаимодействия внутри российской уммы проделали ряд структур, в том числе Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК). Однако необходима совместная деятельность по решению богословских и правовых вопросов, которые ранее решались в рамках централизованных духовных управлений мусульман. Сегодня стоит вопрос о консолидации российской уммы, но ее административное объединение, по крайней мере на данном этапе, вряд ли возможно.

В этих условиях локомотивами реформ становятся отдельные духовные управления мусульман, среди которых все более активное место занимает Духовное управление мусульман Нижегородской области (ДУМНО). Среди выдвинутых ДУМНО концепций реформы мусульманского сообщества особое внимание стоит уделить идеям Совета улемов, создания полномасштабной мусульманской инфраструктуры Нижнего Новгорода, сочетающей в себе наиболее современные проекты с принципами вакуфной собственности, реформы мусульманского образования на основе использования достижений богословской мысли (прежде всего татарской) и исламоведения, деятельности мусульманского молодежного движения. Из вышеуказанных идей наибольший отклик привлекала концепция Совета улемов. Сегодня российские мусульмане вновь стоят перед задачами мусульманской юридической и богословской оценки изменений, произошедших за многие десятилетия, вынесения фетв (правовых норм) по наиболее важным проблемам современности. Российские алимы, особенно татары, в начале прошлого века сумели доказать, что такие институты современного общества, как парламент, конституция, светское образование, избирательное право для женщин, банковская система, не противоречат нормам Шариата. Теперь российским мусульманам, особенно молодому поколению, в определенной степени настроенному на восприятие опыта мусульманских государств, вновь необходимо объяснить непротиворечие российского права кораническим принципам и нормам.

Эти функцию должен взять общероссийский Совет улемов. В условиях отсутствия единого общероссийского управления мусульман Совет улемов должен стать негосударственной, общественно-религиозной организацией. Создание Совета улемов не отвергает ориентацию российских мусульман на объединение уммы в рамках единого Духовного управления. Ведь для начала должно быть достигнуто каноническое единство, унифицировано образовательное пространство, на основе всеобщего согласия (иджмы) или мнения большинства должны быть приняты фетвы по актуальным проблемам современности.

Таким образом, Совет улемов берет на себя функции коранического аш-Шура (Совета) в рамках России, становится высшей законодательной и судебной инстанцией в рамках шариатского права. Это даст возможность ввести всех муфтиев, имамов и рядовых мусульман в рамки единого правового пространства, сочетающего в себе нормы российского права и мусульманского права, преимущественно в рамках ханафитского и шафиитского мазхабов. Это, с одной стороны, не даст возможность духовенству и рядовым мусульманам не признавать нормы российского права, с другой — обезоружит экстремистов типа ваххабитов и «хизб-ут-тахрировцев», таблиговцев, доказывающих, что в России полностью пренебрегают нормами Шариата. В противостоянии этим экстремистам большую роль сыграли и играют духовные управления мусульман Северного Кавказа, особенно Дагестана и Чечни.

Стоит вспомнить, что принцип аш-Шура (Совет) изложен в Коране. В Суре «аль-Имран» («Семейство Имрана» 3:153 (159)) говорится: «По милосердию от Аллаха ты смягчился отношению к ним; а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они непременно рассеялись от тебя. Извини же их, и попроси им прощения и советуйся с ними о деле. А когда ты решился, то положись на Аллаха, — поистине, Аллах любит полагающихся». Название «Аш-Шура» (Совет) носит и одна из сур Корана. Здесь говорится о божьей милости и указывается на основы жизни мусульман. В суре Аш-Шура (42:36–38) указывается: «Все, что вам доставлено — удел жизни ближней. А то, что у Аллаха, — лучше и длительнее для тех, которые уверовали и Господа своего полагаются, — и тех, которые избегают всяких грехов и мерзостей, а когда гневаются, то прощают, — и тех, которые ответили своему Господу, и выстаивали молитву, а дело их — по совещанию между ними, и расходуют они из того, чем Мы их наделили».

Целостная концепция аш-Шура выдвинута у Мухаммад Абдо (1849–1905) — египетского богослова и общественного деятеля. Аш-шура, по мысли Абдо, предполагает наличие специального представительного органа, дающего советы правителю, ограничивающего его всевластие и гарантирующего от принятия ошибочных или субъективных решений. Абдо настаивал на том, что «в наше время вершителями (государственных) дел являются выдающиеся ученые, военачальники и судьи, крупные торговцы и земледельцы, хозяева имеющих общественную пользу предприятий, руководители ассоциаций и компаний, лидеры партий, наиболее одаренные литераторы, врачи, адвокаты… те, кому доверяет нация и к кому она обращается со своими проблемами…».

Таким образом, у Абдо в аш-Шура принимают участие не только богословы и правоведы, но и интеллигенция, буржуазия, общественные и политические лидеры, ученее, военные, судьи — то есть представители современной элиты (кроме госаппарата).

Выдающийся улем, муфтий Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) в 1921–1936 гг. Р. Фахретдин создал «Дини вэ иджтимагый мэсъэлелэр» (Религиозные и общественные вопросы. — Оренбург, 1914).

В разделе реформа права «Основные правила» должны основываться на традиционной суннитской доктрине, заключающейся в том, что «Коран и Сунна напрямую должны быть потребностью и доказательством для мусульманских правителей». Основным источником реформы права становилась «иджма», которая, «если она не противоречит Шариату, выражается в согласованном вынесении решений по реформам своего времени». При этом наряду с мнениями улемов она учитывает позиции «глав благотворительных обществ, воинских командиров и глав других организаций, адвокатов и докторов, инженеров и торговцев, редакторов и писателей, рабочих». Таким образом, аш-Шура (Совет), принимающий правовые решения, превращается в орган мусульманской общины Нового времени. Шура должна действовать в соответствии с реалиями экономики и культуры и представлять собой союз всех классов и обществ, а не только элиты. Фактически именно эта идея легла в 1917 году в основу парламентов российских мусульман.

Следует особо отметить, что принцип аш-Шура не обозначал возвращения к средневековью. Уже Р. Фахретдин указывал, что в итоге должна быть создана Конституция как «очень полезная вещь для исламского мира».

Дважды в истории российских мусульман, особенно татар, пресекались традиции мусульманской учености: после уничтожения Казанского ханства в 1552 году и после безбожной пятилетки на рубеже 1920–1930-х гг. В 1923 году на II Всероссийском съезде мусульманского духовенства был избрано Голямалар Шурасы (Совет улемов). Оно было создано «для правильного решения вопросов фикха и шариата, то есть разъяснения, указания путей и руководства умма исламия (исламской нацией) в поддержании в чистоте религии Ислама». В его первом заседании участвовали члены Голямалар Шурасы: муфтий-хазрет Ризаэтдин Фахретдин, казыи: Кашшафетдин Тарджемани, Зыя аль-Камали, Габдулла Сулеймани, Мухлиса Буби; представители татар, башкир, казахов. На III Всероссийском съезде к ним присоединились и представители Узбекистана. В ходе сессии прошло 10 официальных заседаний. Можно обратить внимание на следующие основные аспекты деятельности Голямалар Шурасы:

1. Анализ и обсуждение проблем, современности и выработка методов их решения. Тем самым речь шла о подготовке и вынесении фетв, связанных с текущими изменениями в жизни государства и общества.

2. Создание программ для профессионального религиозного образования: медресе и курсов. Первые действовали полуподпольно (формально на уроне мектеба), курсы также проводились полулегально и с большими затруднениями.

3. Поддержание основ религиозного воспитания и образования в семье в противовес атеистической советской школе, пионерии и комсомолу.

4. Унификация вопроса о начале месяцев, то есть о проведении поста (савм) и религиозных праздников.

5. Создание современной учебной литературы по фикху, акиде и основам Ислама, каламу. Тем самым, согласно Уставу ЦДУМ, оно планировало восстановить функционирование всеуровневого религиозного образования в виде, соответствующем потребностям времени.

6. Обучение методике подготовки хутб и вагазов, связанных с актуальной проблематикой (смотри ниже).

7. Отправка решений заседания и его протоколов через мухтасибов в махалли (приходы). Тем самым обеспечивалась прямая (отправка заявлений) и обратная (отправка протоколов заседания в махали) между приходами и Голямалар Шурасы.

В настоящее время нормы, выработанные Советом улемов, должны коррелировать именно с современным российским законодательством. Во вводной части фетв должны указываться основания ее принятия. Например, «на основе аята… на основе хадиса…», а затем фетва должна выноситься как решение Совета улемов — органа «ахль-сунна валь-джамаа» (людей Сунны и общины), то есть суннитов. Нельзя забывать, что большинство духовных управлений России юридически зарегистрированы как суннитские, действующие в рамках ханафитского мазхаба. Вместе с тем фетвы Совета улемов должны максимально опираться на Коран, иджму (согласие общины) и кияс (аналогию), чтобы они признавались мусульманами всех мазхабов и толков.

В начале заключения должно указываться: «Совет улемов в качестве консультативного органа, “дающего советы правителям” и умме, в своем стремлении сохранить значение Ислама как “универсальной религии для всех времен, всех мест и государств, и всех народов и наций”, вынес свое заключение о следующих современных суждениях, распространившихся в письменном виде, которые вносят смуту в единство российской мусульманской уммы».

В фетвах необходимо дать опровержения всем радикальным мнениям как способствующим дестабилизации ситуации внутри уммы и Российской Федерации. Стоит отметить, что ЦДУМ в Уфе и ДУМД в Махачкале проделали определенную положительную работу по анализу религиозной литературы, выделили источники, имеющие, по их мнению, радикальную направленность.

В резолюции Всероссийского мусульманского форума «Мусульмане России на пороге третьего тысячелетия» (Нижний Новгород, 5 ноября 2005 года) указывается на необходимость формирования Совета улемов, продолжая традиции, заложенные Центральным духовным управлением мусульман в 1920-е годы. Уже более семи десятилетий вначале в советские, затем в постсоветские времена российская умма не имеет возможности оценить возникающие в жизни новшества с позиции фикха и шариата, то есть мусульманского права. Для предупреждения кризисных ситуаций необходимо наличие органа, который разъяснял бы всем российским мусульманам пути поддержания в чистоте религии ислама. Ведь именно посредством фетв мусульманское право обеспечивает контакты с окружающим миром и оценивает реалии современности с точки зрения Шариата. В фетвах Совета улемов необходимо дать опровержения всем радикальным мнениям, способствующим дестабилизации ситуации как внутри уммы, так и в Российской Федерации в целом.

Поэтому Всероссийский мусульманский форум «Мусульмане России на пороге третьего тысячелетия» в ноябре 2005 года принял резолюцию о необходимости формирования Совета улемов. Сегодня российские улемы в состоянии дать ответ на проблемы современности исходя из норм Шариата и российского права. Совет улемов должен объединить лучшие богословские и научные силы российской уммы для принятия фетв и обеспечения их выполнения.

В резолюции-обращении III Всероссийского мусульманского форума «Ислам в России — гарант российского гражданского общества», прошедшего в Москве 1–4 ноября 2007 года, указывается, что «идея формирования Совета улемов, направленная на углубление консенсуса общественности и государства, нашла одобрение среди большинства лидеров общероссийских мусульманских организаций, руководителей муфтиятов, мусульманских общин регионов России». Этот процесс идет, может быть, не столь стремительно, но стабильно.

Спасибо за внимание.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.