ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
07-11-08 Многовековые связи мусульман России и Центральной Азии

Предлагаем вниманию наших читателей доклад ректора Нижегородского исламского института Дамира Мухетдинова на торжественном мероприятии по случаю 65-летия основания САДУМ, которое прошло 15 октября этого года в Ташкенте, Узбекистан.

«В последние годы, благодаря развитию исламоведения и археологии, мы получаем все более адекватное представление о начале исламской эры для российских мусульман. Это, прежде всего, присоединение Дербента к Арабскому халифату в середине VII века, а в дальнейшем Ислам получает массовое распространение среди тюрок Поволжья, предков татар. В IX веке с расцветом экономических связей между Поволжьем и Центральной Азией начинается эпоха богословского и образовательного влияния мусульман Мавераннахра. В 922 г. посланец багдадского халифа Ибн Фадлан фиксирует принадлежность булгар к ханафитскому мазхабу и влияние на них мусульман Хорезма. Все попытки багдадских шиитов сменить правовую принадлежность волго-камских булгар окончились неудачей. И сегодня мусульмане Волго-Уральского региона и Сибири говорят о принадлежности к мазхабу имама-агзама (великого имама Абу-Ханифы).

Второй раз мусульмане Мавераннахра оказали поддержку мусульманам Волго-Уральского региона в эпоху кризиса мусульманской цивилизации в регионе. Она последовала за падением Казанского и Астраханского ханств и сопровождалась уничтожением мусульманских городских центров края. Только в XVIII веке – в период становления классического мусульманского образования – в Бухаре обучались мулла Мансур Бурундуки (дед муфтия Мухаммеджана Хусаина, первый из возвратившихся из Бухары в Россию), мулла Валид Кайбычи, мулла Исхак Кенери (затем имам и мударрис в Казани), мулла Хабибулла Уруви и целый ряд других. По данным Марджани, почти каждый из обучавшихся в зарубежных исламских центрах был мударрисом и имел целый ряд учеников, что подтверждает высокий статус такого рода образования. Именно выпускники Бухары создали или были мударрисами практически во всех знаменитых медресе Волго-Уральского региона. Это и Нигматулла Тукаев в Стерлибаше, Вали(д) б. Мухамад-Амин в Каргале, Габдулла б. Яхья аль-Чиртуши в Мачкаре, Сагит б. Ибрагим в Кышкаре, Шарафетдин б. Зайнетдин в Стерлитамаке; Гали б. Сайфулла в Тюнтяре, Зайнулла Расули в Троицке, если упомянуть только нескольких наиболее известных. В Казани это Салих б. Сагид аль-Кили (Апанаевское медресе) и Шигабетдин Марджани (медресе «Марджания), Галимджан Баруди (медресе «Мухаммадия»). Последний стал первым свободно избранным муфтием российских мусульман, председателем Центрального Духовного Управления мусульман в 1917–1921 гг.).

В Бухаре учился Мухаммеджан Хусаин – первый муфтий Оренбургского Магометанского духовного собрания в 1788–1824 гг. Здесь же учились выдающиеся татарские улемы от Абдуннасыр Курсави в конце XVIII века до Мусы Биги в конце XIX века.

Высокий статус ряда татарских мулл, принадлежащих к правящим верхам в Бухаре, подчеркивается близостью ряда из них к эмирам. Габдуссатар аш-Шырдани во времена эмира Хайдара был мухтасибом. По возвращению он стал ахуном Казани и даже добивался титула муфтия после смерти Мухаммеджана Хусаина. Фахретдин б. Ибрагим был хатыбом ряда бухарских мечетей, имамом древнейшей мечети «Магоки-Атари» и преподавателем ряда медресе. Он был учителем эмира Хайдара в чтении Корана. Мулла Хусаин Кирмени был близко знаком с эмиром Насруллой и не достиг постов лишь по причине любви к науке. Габдуррахим Утыз-Имяни был некоторое время также имамом в бухарской мечети «Магоки-Атари».

Как отмечал Марджани, «из отправившихся в Бухару и вернувшихся оттуда из нашего края есть только четыре человека, ставших большими учеными, достигших совершенства: мулла Габдуннасыр аль-Курсави, мулла Мухсин аш-Шаши, мулла Габдулла бине Яхья аль-Мачкарави, мулла Багаутдин бине Субхан аль-Марджани». Среди лиц, получивших образование в Бухаре, следует упомянуть Габдуррахима Утыз-Имяни, Таджетдина Ялчыгола, Абульмениха Каргалый.

Во многом благодаря бухарским шакирдам на рубеже XVIII–XIX веков мектебе и медресе превращаются в сеть учебных заведений на всей территории татарского мира. По утверждению миссионера Я. Д. Коблова, «конфессиональная школа имеет для магометан огромное значение: она дисциплинирует их, превратив в строго организованную массу, в которой на практике нередко осуществляется лозунг «один за всех и все за одного... лишь благодаря школе они (татары) достигают больших успехов в деле прозелитизма в отношении мелких народностей Поволжья и, отчасти, башкир и киргиз».

Улемы в те годы объединялись через суфийские тарикаты (ордены). Важнейшим из них был накшбандийа, сложившийся среди ханафитов Средней Азии и получивший название по имени Бахааддина Накшбанди (1318–1389). Его центром традиционно была Бухара. В начале XVII в. в Индии Ахмад Сирхинди, прозванный «муджаддид альф сани» (обновитель второго тысячелетия) основал самостоятельную ветвь ордена, получившую название – накшбандийа муджаддидийа. В начале XIX века в Турции маулана Халид аль-Багдади, организовал собственную ветвь – халидийа. В Поволжье и Приуралье была популярна как ветвь муджаддидийа, так и халидийа (З. Расули).

В Поволжье накшбандийа-муджаддидийа проникает из Бухары от шейха Фаизхана б. Хозырхана аль-Кабули (ум. 1802). В числе наиболее его известных мюридов у татар были первый муфтий ОМДС Мухаммеджан Хусаин, ишан Вали(д) б. Мухамад-Амин ал-Кайбычи ал-Каргали и улем и поэт Габдуррахим Утыз-Имяни, мударрис медресе Кышкара Сагит б. Ибрагим б. Габдулла аль-Барыши, имам деревни Ура Казанской губернии, виднейший ишан среди мишар Хабибулла б. Хусаина аль-Ури (Оруви). В конце XVIII — начале XIX вв. Мийан Фадл-и Ахмад (представлявший линию Ахмада Сирхинди) и Ниязкул ат-Туркмани (представлявший линию хаджи Хабиб Аллаха Бухари) считались самыми влиятельными шейхами накшбандийа-муджаддидийа в Средней Азии в этот период. Однако первый почти не имел мюридов среди татар кроме имама и мударриса в Тюнтяре Гали б. Сайфуллу ат-Тюнтяри. Среди учеников Ниязкул ат-Туркмани следует назвать Абдуннасыра Курсави, Нигматуллу-ишана Тукаева из Стерлибаша, мударриса и имама мечети Иске-Таш в Казани Фазыла аль-Кизляви, основателя медресе в Стерлитамаке Шарафетдина б. Зайнетдина аль-Эстерли.

Для простого народа в качестве неоспоримых духовных авторитетов выступали ишаны. Особое распространение ишанизм занял среди мишарского населения и в районах, граничащих с казахскими степями. Корни этого явления были связаны со среднеазиатским влиянием. Это видно и на примере Хабибуллы б. Хусаина аль-Уруви, который фактически стал основным суфийским лидером мишарского населения. Основатель медресе в Стерлибаше Нигматулла Стерлибаши получил сан ишана от шейха Ниязколыя ат-Турекмени. Нигматулла превратил свое медресе в крупнейший суфийский центр региона и имел, по некоторым данным, десятки тысяч мюридов. Потомки Нигматуллы — род Тукаевых продолжали контролировать медресе в Стерлибаше вплоть до советского периода.

С ишанизмом было тесно связано мусульманское миссионерство в отношении нерусских народов края, находившееся обычно в рамках движения абызов, особенно в Поволжье. В Уральском регионе, в условиях менее жесткого государственного контроля, миссионерством занималось и указное духовенство в лице Тукаевых.

Таким образом, к моменту создания ОМДС в 1788 г. татары обладали целым рядом медресе, где обучение велось по образцам, заимствованным в Дагестане и Средней Азии. При этом татарские улемы зачастую заимствовали традиции суфийских тарикатов с их идей духовной автономии от официальных властей.

В отсутствие заметного технического прогресса целью медресе становится подготовка духовной и светской национальной элиты, владеющей абстрактным понятийным аппаратом, языками, шариатом и знанием образа мысли Востока. Основным фактором образования в медресе Средней Азии было придание учащимся навыков для обеспечения собственного статуса в общине. Поэтому «медресе не только воспроизводило образованную элиту, но и определенное восприятие Ислама».

Так как в этот период чагатайский язык оставался общеупотребительным для всего огромного тюрко-язычного региона Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии и Казахстана, а русский язык вообще не использовался в значительной части региона, то сами русские предпочитали овладевать татарским языком, а не наоборот. Знание Ислама, языков и обычаев Средней Азии, получаемое в медресе, было наиболее актуальным для того времени.

Наряду с улемами важную роль в отношениях с Центральной Азией играли татарские торговцы. В 1851 году мусульманские торговцы составляли в Казанской губернии 34%, а в Оренбургской губернии (57%). Таким образом, татарская торговая буржуазия сосредотачивалась именно в Оренбургской губернии, через три основных пункта которой – Оренбург, Орск и Троицк шла торговля с казахским степями и государствами Средней Азии, и где татары обладали даже абсолютным большинством среди торговцев 31 . В середине XVIII века прибыль от торговли в Оренбурге составляла 100%, конкуренция позднее снизила ее до 40%. Даже в 1862 году «караванная торговля со среднеазиатскими государствами с российской стороны была сосредоточена в руках троицких, оренбургских, орских и других купцов татарского происхождения».

Именно овладение среднеазиатским образом жизни становилось своеобразным гарантом успешности пребывания в Бухаре, в том числе и с финансовой точки зрения. Баи, чья торговля была сконцентрирована на среднеазиатских рынках, стремились показать себя людьми, сохранившими образцы истинного правоверия в немусульманском окружении. В биографиях татарских купцов того периода подчеркивается, что они всячески пытались снискать расположение бухарских властей своим правоверием. Так, купцы Муса б. Габдельбакый из аула Береске (славившегося своим медресе) и Хамза б. Мухаммад аль-Бирезеви (мюрид шейха Фаизхана аль-Кабули) торговали с Бухарой и были частым гостем эмира Хайдара (правил в 1800–1826). Эпоха Хайдара, отличающегося ученостью, знавшего наизусть Коран, и лично возглавлявшего маджлисы улемов, стала периодом максимального давления государства в сторону правоверия и единообразия доктрины. Даже сам титул «амир аль-муминин» (правитель правоверных), принятый Хайдаром и сменивший тюркский светский титул хана, обозначал усиление религиозного фактора в жизни государства.

В конце XIX века с присоединением Центральной Азии к России уже татары оказывали интеллектуальную и техническую помощь своим единоверцам в регионе. Это касалось создания типографий, печатных изданий, открытия новометодных мектебе и медерсе, театральных постановок. Большое внимание уделялось различным общественно-политическим проектам от создания благотворительных обществ и проведения кампаний по выборам в российский парламент и органы местного самоуправления вплоть до провозглашения Туркестанской автономии и борьбы уже за советскую территориальную автономию. В советский период при жестких запретах на политическую и религиозную деятельность речь в основном шла о культурных, образовательных, научных проектах, сфере архитектуры и искусства.

Однако, начиная с 1940-х гг. удалось продолжить сотрудничество в и религиозной сфере. В 1943 г. в организации Курултая, принявшего решение о создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана – САДУМ, приняли участие российские мусульмане. В изданной нашим издательством «Медина» книге уважаемого Амирсаидхана Усманходжаева «Жизнь муфтиев Бабахановых: служение возрождению Ислама в Советском Союзе» рассказывается, что участию в работе подготовительного комитета были привлечены авторитетные улемы России. Это были председатель Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) шейх Габдуррахман Расули; мухтасиб г. Москвы, имам-хатыб Московской Соборной мечети Халил-Рахман Насретдинов и мухтасиб г. Казани, имам-хатыб Казанской мечети «Марджани» шейх Кияметдин Кадыров, имам-хатыб Московской соборной мечети Абдулвадуд Фаттахетдинов. На Курултае Председателем САДУМ единодушно был избран шейх Эшон Бабахан б. Абдулмажидхан с присвоением ему сана муфтия пяти республик. Он сыграл большую роль восстановлении системы образования советских мусульман, полностью разрушенной Советским режимом. В Бухаре возобновило деятельность медресе «Мир-и-Араб». Здесь, а затем в Ташкентском исламском институте получили образование большинство нынешних муфтиев России. В наши дни появилась первая книга воспоминаний о днях учебы в советской Бухаре. Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области, выпускник медресе 1983 года Умар-хазрат Идрисов высказал в своей книге «Бухарские воспоминания. 20 лет служения имамом» глубокие и мудрые мысли о непреходящем значении медресе «Мир-и-Араб» в подготовке квалифицированных имам-хатыбов, в период господства атеизма в стране с коммунистической идеологией.

Сотрудничество мусульман России и Центральной Азии укрепляется на глазах. Так, 3–4 ноября с. г. в Нижнем Новгороде пройдет IV Всероссийский Мусульманский Форум «Мусульмане за евразийское единство». Сам Форум проводится при содействии фонда поддержки исламской культуры, науки и образования. Он приурочен ко Дню народного единства и 220-летию со дня основания Оренбургского Магометанского духовного собрания (созданного в Уфе), 65-летию со дня основания Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (созданного в Ташкенте), 15-летию со дня основания Духовного управления мусульман Нижегородской области. Организаторами Форума выступают: Фонд имени Имама Абу-Ханифы, Фонд поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани и Фонд имени Муфтиев Бабахановых. Мы ждем на нем гостей со всего мусульманского пространства стран СНГ, особенно из Средней Азии. Горизонты сотрудничества расширяются… И мы постараемся приложить максимальные усилия в этом благородном деле, продолжая традиции наших предков…»

IslamNN

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.