На
прошедшей в Казани 23 июня — накануне
открытия мечети Кул-Шариф —
Всероссийской научно-практической
конференции «Исламское возрождение в
татарском обществе: проблемы и перспективы»
председатель ДУМНО Умар-хазрат Идрисов
обратился к собравшимся муфтиям и
председателям духовных управлений с
предложением провести в Нижнем Новгороде в
сентябре этого года — в столетний юбилей
первого всероссийского съезда мусульман,
который состоялся в Нижнем Новгороде в 1905
году — всероссийский съезд мусульман, на котором были бы
проработаны конкретные вопросы по созданию Единого духовного управления мусульман России с
центром в Москве и объединению мусульман под эгидой единого муфтия.
Доклад Умар-хазрата Идрисова на
всероссийской научно-практической
конференции «Исламское возрождение в
татарском обществе: проблемы и перспективы»:
Бисми-лляхи-р-рахмани-р-рахим.
Аль-хамду ли-лляхи рабби-ль-алямин, ва-с-саляту
ва-с-саляму аля сайидина ва набийина
Мухаммад, ва аля алихи ва сахбихи аджмаин.
Ас-саляму алейкум ва рахмату-ллахи
ва баракатух.
Уважаемый г-н президент
Республики Татарстан, уважаемый г-н
председатель Всемирного Конгресса татар,
уважаемые присутствующие. Прежде всего,
позвольте поблагодарить организаторов
этого форума за любезное
приглашение участвовать в его работе, и от
имени мусульман Нижегородской области
поздравить власти и народ Татарстана со
знаменательным событием – 1000-летним
юбилеем Казани.
В своем выступлении я хотел бы
обратить внимание своих собратьев на те
новые вызовы, с которым столкнулись наша
религия и наша нация в последнее время, и
поделиться своим видением первоочередных
шагов.
1.
В первую очередь, нам необходимо осознать
ту новую ситуацию, которая сложилась в
стране в результате действий церкви. Пока
исламские общины подвергались
информационной атаке на предмет вопроса о
терроризме в исламе, представители церкви в
сговоре с властными структурами подошли
вплотную к тому, чтобы взять в свои руки
систему школьного и высшего образования, и
с помощью властей стать единственной
идеологией страны. У церкви оказались
готовы и методические программы, и учебники,
и преподаватели; на сегодняшний день ни
один директор школы практически не может,
да и не захочет воспрепятствовать
преподаванию основ православной культуры.
К чему это приведет в ближайшие годы? Я
думаю, не нужно лишний раз объяснять и
доказывать, что мы столкнулись с величайшим
вызовом времени – ведь у мусульман нет ни
поддержки властей в вопросе школьного
преподавания ислама, ни – практически –
учебников и методик и преподавателей.
Следовательно, в крупных городах, где
мусульмане составляют явное меньшинство,
ассимиляция их детей и воспитание их в
православии практически неизбежно.
2. Во-вторых, мы практически
столкнулись с настоящей финансовой
блокадой со стороны государства. Ни одна
программа мусульманских организаций не
финансируется ни в полном объеме, ни даже на
четверть; нам выделяют подачки для
соблюдения видимости равноправия религий.
Строительство мечетей ведется
мусульманами за свой счет, а на
реставрацию старинных религиозных
памятников культуры денег нет и не будет,
как это явно видно на примере старинных
мечетей в (Северной Осетии, еще где-нибудь).
Естественно, при этом налоги с рядовых
мусульман, во многом пополняющие
государственную казну, невозможно вернуть
или выпросить назад ни в каком качестве. Так
что на этом фоне нам приходится только
удивляться положению местных православных
церквей в странах Ближнего Востока, где при
вопросах налогообложения христиан
учитываются интересы их церквей.
3. В-третьих, в мусульманских
общинах России увеличивается число
радикально настроенных элементов. Это –
факт, который требует не отвергания с
негодованием, а осмысления причин. В
основном это связано с нищетой пост-советских
мусульманских государств, и республик
Северного Кавказа. Социальная
напряженность в этих регионах отражается и
в диаспорах, так что в любой момент этот
радикализм может проявить себя в любой
точке Российской Федерации. Действия
государства не только не блещут грамотным
подходом, но, напротив, создают впечатление
нарочитой провокационной деятельности с
тем, чтобы вызвать дальнейший рост
напряженности в межконфессиональных и
межэтнических отношениях. Учитывая
многочисленные участившиеся публикации и
официальные мнения о том, что многие
силы заинтересованы в дальнейшем
ослаблении страны, в создании христианско-исламского
конфликта и в расчленении России, создается
впечатление целенаправленного заговора
против российских мусульман, которые, в
свою очередь, должны полностью
радикализироваться.
4. В-четвертых, одним из вызовов
татарской нации является усиливающаяся
миграция кавказских и среднеазиатских
мусульман во внутренние районы России. На
протяжении веков наша нация была
единственной мусульманской силой в этих
регионах; с учетом менталитета татар, и с
учетом того, что во многих землях
внутренней России татары являются коренным
народом, у нас никогда не было такого уровня
межэтнической напряженности, которая
возникла в последние годы и грозит
усилиться в
ближайшем будущем. Фактически продолжение
этого процесс грозит татарам утратой их
статуса второй по численности нации в
России, со всеми вытекающими последствиями.
Изменяется облик наших мечетей, мы
вынуждены переходить на русский язык в
общении с прихожанами во время даже
пятничных проповедей. Они гораздо более
пассионарны, чем татары, и уже сегодня
требуют пока еще не числом, но, как
говорится, качеством - а
именно своей напористостью и энергичностью.
Если сегодня татары все еще находятся в
большинстве в тех или иных общинах, то с
учетом дальнейшего роста миграции уже в
ближайшее время это может принести к тому,
что во главе мечетей и духовных управлений
мусульман станут представители совсем
других наций, воспитанные в совершенно иных
условиях, и даже не представляющие всей
истории взаимоотношений мусульман и
христиан в том или ином городе.
5. В-пятых, сегодня ислам
подвергается усиленному нажиму со стороны
светских татарских же организаций с тем,
чтобы оттеснить религию на второй план, или
даже, при более удачном сценарии – на
обочину жизни. Этот процесс имеет аналогию
и даже синхронизирован с тем, что
происходит в Европе. К сожалению, светские (в
кавычках) татары не понимают, что мы никогда
не станем от этого более европейцами, чем
сами европейцы. Понимают ли т.н. «светские»
круги татарской интеллигенции, что их
никогда не примут в качестве «своих» в
Европе, даже если они сто раз откажутся от
всякой религии вообще: неужели пример
невежливого, я бы даже сказал – грубого,
отказа Турции со стороны Евросоюза ничему
не учит? А вот с учетом того, о чем я сказал в
самом начале в первом пункте, такой процесс
приведет к полному разрушению религиозной
сферы жизни татар. Позволю напомнить
присутствующим о том, что наша религия
всегда являлась не просто «одним из»
рядовых компонентов национальной жизни, но
ее главным, стержневым звеном, вокруг
которого выстраивались все остальные
элементы. Своим
спасением как самобытного этноса татары, в
частности и нижегородские – обязаны
исключительно исламу. В нашей области те,
кто сохранил ислам на протяжении веков,
остался мусульманином, следовательно –
татарином; остальные же, отказавшиеся от
религии предков, сохранили свои села и
коренные места обитания (под Арзамасом, в
Сарово и т.д.), но ассимилировались и
превратились в русских.
Таковы главные вызовы, с
которыми столкнулись сегодня татары и
мусульмане в нашей стране. Как же нам быть в
этих новых условиях, для того чтобы
сохранить для наших потомков национально-религиозное
богатство татар?
Очевидно, что нам предстоит
сделать ряд неоднозначных, смелых и
решительных шагов, чтобы вывести
ситуацию на качественно иной уровень. Это
потребует и самоотдачи от всех
мусульманских лидеров, и готовности
пожертвовать своими личными интересами
ради интересов татарской нации и
мусульманской уммы нашей страны. Я
предлагаю четыре пункта, реализация
которых, по моему, сможет помочь в решении
проблем.
1. Первое. Не вдаваясь в
подробности относительно истории Духовных
управлений мусульман в нашей стране – об
этом мы подробно говорили на страницах
наших нижегородских газет и журналов –
хотелось бы вкратце обозначить этапы их
развития в последние 15 лет. Единое Духовное
управление развалилось во многом из-за
отсутствия продуманной кадровой и
управленческой политики его руководства.
Оппозиционный настрой более
молодых имамов в регионах главенствовал в
течение нескольких лет, заставляя их
создавать нежизнеспособные союзы и
объединения, постепенно уступив место
конструктивному диалогу разных Духовных
управлений на более-менее равных началах.
Все это привело в итоге к созданию Совета
муфтиев России. Однако людям, тем более
верующим, тем более мусульманам, никогда не
следует останавливаться на достигнутом и
следует идти дальше, ибо это явственно
вытекает из Сунны нашего Пророка (с.а.в.) и
Праведных халифов, радыя-ллаху анхум
аджмаин.
Уважаемый г-н президент,
уважаемый г-н председатель Всемирного
Конгресса татар, уважаемые имамы!
Давайте трезво оценим нынешнюю
ситуацию – мы стоим у опаснейшей черты,
реально угрожающей нашей нации и всей умме
– и найдем силы признаться самим себе, что
СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ этап мусульманских лидеров,
на котором мы ныне находимся, уже пройдет и
фактически изжил себя. В новых условиях нам
необходимо создать единое Духовное
управление мусульман России!!! Только такая,
объединенная и мощная, структура, позволит
нам достаточно качественно вести диалог с
церковью на относительно равных условиях –
это во-первых. Наверное, все присутствующие
знают, что в истории нашей страны именно
церковь неоднократно выступала против
создания единой, объединенной, сильной
мусульманской религиозной структуры.
Очевидно, со стороны, для них видно, в чем
именно состоит наша сила и наши возможности.
А ведь церковь, как известно, очень
консервативная структура, позиция которой
– в частности, относительно мусульман – не
меняется веками.
Во-вторых, объединенное
Духовное управление мусульман станет нашим
ответом на попытки властей раздробить
мусульман и
играть на наших противоречиях, чтобы легче
было игнорировать проблемы уммы и
навязывать нам свое видение развития
общества. Мы должна показать властям и
всему обществу, что мы сильнее, чем им
виделось раньше, что у нас есть
сбалансированная и единая позиция по
основным вопросам государственного и
социального устройства.
В-третьих, объединение
мусульман поможет нам контролировать
ситуацию с радикалами – вольными критиками,
которые, называя себя «салафитами», на деле
палец о палец не ударяют для развития уммы.
Для радикалов, как известно, все, что
касается Духовного управления мусульман,
связано с государством, или с позицией того
или иного муфтия, а потому подлежит
беспощадной критике. Чуть ниже я еще
вернусь к этой теме, а сейчас замечу, что мы
вместе должны преодолеть этот негативный
имидж, в том числе и путем отречения от
наших амбиций, создав своеобразную
вертикаль власти среди имамов.
В своих последних работах я
привел целый ряд доказательств из
шариата – как из Священного Корана, так и из
хадисов нашего Пророка, с.а.в., о
необходимости для мусульман объединения
вокруг имама, олицетворяющего собой
правителя мусульман в немусульманском
обществе.
Уважаемые братья и сестры, я
знаю, как тяжело некоторым из нас решиться
на изменения, но если мы не сделаем их
сегодня-завтра, послезавтра «они» «сделают»
нас. События по всей стране убеждают нас в
том, что «Каток» (так журналисты называют
новую ситуацию в стране) может проехаться
по любому из нас. Так неужели даже в этих
условиях у нас не хватит силы воли на то,
чтобы объединиться и консолидированно
отстаивать свои позиции?
Естественно, возникает вопрос:
где должно располагаться такое
объединенное управление? Я думаю, на
сегодняшний день двух мнений быть не может.
К сожалению, Казань, при всей нашей огромной
любви к ней, не сможет отстаивать интересы
всех общин перед Кремлем. В Казани тоже есть
кремль, кремль есть и у нас в Нижнем
Новгороде. Но мы все прекрасно понимаем, что
сегодня только Москва решает всё! Это
неправильно, так быть не должно, рано или
поздно история приведет к тому, что такая
линия покажет свою несостоятельность. Но на
данный момент это – факт, и именно для
реального отстаивания объединенной
позиции Казани и Саратова, Уфы и Нижнего,
Сибири и Астрахани мы должны показать нашу
способность к единению.
Что послужит символом, сильным
шариатским и имиджевым знаком к такому
единению? Все имамы, сидящие здесь, знают,
что самое страшное, чего боялись
сподвижники Пророка (с.а.в.) – это дать фетву
по спорному вопросу. Айша, Ибн Аббас, Ибн
Умар и другие – радыя-ллаху анхум – самые
знающие люди в умме – боялись попасть в
Адский Огонь из-за неправильно вынесенного
решения. Несмотря на это, мы называем себя
муфтиями, хотя наши знания явно не могут
сравниться со
знаниями сахабов. Так произошло в силу
исторических причин, в том числе по воле
немусульманских правителей России, но
сегодня, в новой ситуации, давайте
посмотрим правде в глаза: разве мы имеем
право именовать себя знатоками Шариата,
муфтиями? И разве может быть таких муфтиев в
России много, когда мы десятилетиями были
отгорожены от исламского мира и системы
высшего исламского образования? Давайте
все вместе откажемся от этого
сомнительного наименования: муфтий в
России останется только один, что и будет
символическим шагом на пути к объединению
мусульман.
В связи с вышесказанным хотел бы
объявить о своем намерении в сентябре этого
года, в столетний юбилей первого
всероссийского съезда мусульман, который
состоялся в Нижнем Новгороде в 1905 году,
провести в своем городе памятный форум в
честь этого знаменательного события, на
котором, ин-ша Аллах, мы хотели бы
проработать конкретные вопросы по созданию
Духовного управления мусульман России с
центром в Москве!!!
2. Второй шаг в качестве ответа
на вызовы времени – воспитание религиозной
мусульманской элиты. Пора уже
прекратить споры по поводу «правильности»
или «неправильности» того или иного
медресе – мы уже опоздали с таким подходом.
Элита должна готовиться не в нынешних
медресе! – поскольку, как очевидно, ни одно
медресе, ни одно исламское учебное
заведение в России и даже в некоторых
зарубежных странах не способно подготовить
высококлассного специалиста со знанием
нескольких европейских языков, философии и
науки, при этом совершающего намаз и
читающего Коран в свободное время. Вспомним,
какое образование получили наши татарские
лидеры начала ХХ века – Садри Максуди и др.
Сорбонна, а на сегодня еще и Оксфорд и т.д. –
вот центры подготовки элитарных кругов
мира. Учеба в арабских странах плоха для
нашей молодежи не тем, что там готовят
ваххабитов или членов Хизб ат-Тахрир; само
по себе образование там находится на
примитивно низком уровне. По поводу
российских медресе или даже исламских
ВУЗов, выпускающих по 5-6 человек в год,
стыдно говорить, если мы хотим сравняться
по своим позициям в обществе например, с
теми же евреями. Они готовят свою элиту, а мы?
Можем ли мы, скоординировавшись, отправлять
по несколько выдающихся человек в год на
учебу во всемирно признанные учебные
центры? Я уверен, что финансовый вопрос в
данном случае вполне преодолим, и не должен
быть на первом месте при организации этого
процесса. Именно за такими
высокопрофессиональными специалистами –
будущее, и именно они могут повернуть
развитие не только татарской нации, не
только мусульман России, но и всей страны, в
нужном нам русле.
3. Третий шаг – это
мобилизационность и корпоративность
имамов, и шире – всех мусульман. Мы должны
создать такую систему, когда мы быстро и
качественно будем отслеживать малейшие
изменения в законодательстве, политике
государства и общественном мнении. Как я
уже говорил выше, никто, даже самые
известные лица из числа вольных критиков –
будь они хоть салафитами, хоть шиитами, хоть
новообращенными мусульманами – не имеют
права критиковать российских имамов на
основании, например, нашей национальной
принадлежности. Не они нас выбирали, не они
нас должны снимать. При всем их желании, они
не смогут быть на
нашем месте: татары все еще основной
мусульманский народ
в России, и если критически настроенный
деятель не может общаться с рядовыми
мусульманами на понятном им и родном для
них языке, если он никогда не прочитал ни
одной хутбы, ни провел джиназа, не сделал «дога»
после чтения Корана – он не будет признан
народом. Пока что – все еще татарским
народом. Так что понятно, что они делают
карьеру доступным им способом – путем
критики имамов. Однако такой способ
самовозвышения противоречит Шариату, как
это видно из хадиса Пророка (с.а.в.): «Повиноваться
и послушаться (имаму) – обязанность каждого
мусульманина в том, что ему нравится или не
нравится, если это не противоречит Исламу» (привел
аль-Бухари). Аль-Бухари и Муслим приводят
еще и такой хадис: «Нет повиновения в
греховных делах; поистине, повиновение
только в том, что не противоречит религии».
После смерти внука Пророка (с.а.в.) аль-Хасана
(да будет доволен им Аллах) его родной брат
аль-Хусейн ибн Али (радыя-ллаху анху)
выдвинул вперед во время заупокойной
молитвы в качестве имама наместника Медины
Саида ибн аль-Аса, и сказал: «Я бы не
выдвинул тебя, если бы это не
соответствовало Сунне». А имам аль-Фадыль
ибн Ияд (да помилует его Аллах) сказал: «Если
бы я молился, то только для правителей, ведь
нам было велено молиться за них, чтобы
помочь им быть праведными. Не было нам
велено проклинать их, даже если они чинят
насилие, так как этим они причиняют вред
только себе, а праведностью помогают и себе,
и мусульманам».
Итак, согласованное мнение
имамов – иджма’ - должно противостоять
всяческим попыткам возведения поклепов и
оскорбления имамов. Подчеркну, наша позиция
должна быть консолидированной, чтобы
невозможно было даже представить себе
ситуацию, когда кто-либо из имамов
присоединится к горлопанам с улицы, не
пытаясь решить спорный вопрос в рамках «ШурА».
4. Четвертый шаг, который
необходимо предпринять для отстаивания
позиций Ислама как главной движущей силы
мусульманского общества – это достичь
превалирования духовной стороны жизни над
светской. Можно считать это задачей-максимум,
в реальности недостижимой сегодня. Но можно
подойти и практически: воспитывая в имамах
социальность. Имам не должен быть просто
муллой в общепринятом смысле, то есть
заниматься исключительно обрядовой
стороной жизни. Пора научить наших имамов
работать с разных социальных сферах, а не
только мыть покойников. Сюда входит и
преподавание в школах и ВУЗах – достижимое,
естественно, только подготовленным для
этого человеком, и работа и проповедь в
больницах и разных общественных
учреждениях – как это принято, например, у
протестантов. Имам не должен замыкаться на
одной лишь мечети, но – охватить своей
деятельностью как можно более широкий круг
общества. Это вполне соответствует
примерам из жизни Пророка (с.а.в.) и его
сахабов. Я бы особо хотел подчеркнуть
уникальный, я бы сказал, для России пример
того, как религиозная и национально-культурная
стороны объединились в Нижнем Новгороде.
Речь идет о региональной национально-культурной
автономии татар Нижегородской области (РНКАТНО).
Традиционно, с советских времен, считается,
что светское, в том числе вопросы
национально-культурной автономии, должны
быть отделены от религиозного. Мы
попытались доказать, что такой подход –
необязательный, и национально-культурную
автономию у нас возглавил действующий имам,
заместитель председателя Духовного
управления мусульман области Гаяз-хазрат
Закиров. Считаем, что этот пример
взаимовыгодного сотрудничества татарских
национальных и религиозных деятелей под
управлением имама должен стать образцовым
для всех татарских общин по всей стране.
Если этот почин будет подхвачен в регионах,
а особенно – в Татарстане, позиции «светских»
антиисламских интеллигентов, не имеющих
опоры в народе, будут серьезно подорваны.
Мы – наследники великой
евразийской державы, Золотой Орды, которая
дала начало России. Не надо стесняться
своего происхождения и своей религиозной
принадлежности. Не разделять, а объединять
– вот наша задача на пути спасения
татарской культуры и исламской религии.
В заключение хотелось бы еще раз
поздравить народ Татарстана, правительство
республики и власти Казани с этим великим и
замечательным праздником. Спасибо за
внимание! Ас-саляму алейкум ва рахмату-ллахи
ва баракатух!