ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
16-02-09 Впервые мусульмане России посетили мувахиддун (друзов) горного Ливана

Встреча с духовным лидером друзов шейхом Наимом Хасаном – Дамир Мухетдинов вручает книги ИД «Медина»Впервые в истории России и Ливана 4 февраля 2009 года состоялась встреча мусульман-суннитов и последователей религии Ахль ат-Таухид (или мувахиддун), которых привычно называют друзами.

Мы уже сообщали о том, что в феврале этого года Арабской группой Исламо-христианского диалога Ливана была организована поездка делегации мусульман России в Ливан с целью ознакомления и налаживания многоуровневого межконфессионального диалога. Поскольку это страна с богатым и разнообразным духовным наследием, в программу были включены официальные визиты не только к лидерам мусульман суннитов и шиитов, но также к христианам разных деноминаций включая православных и христиан-маронитов, а также к своеобразной религиозной группе друзов, живущих в горах Страны Кедра. Эта, как и все иные встречи российских мусульман, освещались ведущими печатными и электронными СМИ Ливана, ввиду особой важности начавшегося диалога.

Напомним, что друзами называют арабоязычную этноконфессиональную группу со своеобразными эзотерическими (закрытыми для непосвященных) верованиями. По происхождению это одно из ответвлений исмаилизма, однако, друзы прервали конфессиональные контакты с исмаилитами еще в Средние века. Проживают они в Ливане, Сирии, Иордании, Израиле. Существуют многочисленные группы друзов в США, Канаде, Франции, Великобритании, Западной Африке, Карибском бассейне и других странах, состоящие из потомков эмигрантов. Ближневосточные друзы говорят на сиро-ливанском и палестинско-иорданском диалектах арабского языка. Их численность сейчас превышает 3 миллиона человек.

Религия друзов откололась в XI веке от шиитской секты исмаилитов, но, в последующем значительно изменилась. Вероучение возникло в начале XI века под влиянием проповеди миссионера Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази (и названа по его имени) среди исмаилитов Египта и Южного Ливана. Однако надо помнить, что сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и само слово «друзы», как самоназвание, не употребляют. В отношении себя они применяют слово «мувахиддун» (или Ахль ат-таухид), которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся».

Вопрос о том, является ли эта религия самостоятельной или частью Ислама, остается дискуссионным для востоковедов. Помимо прочего, он несет и политическое значение, так как в ряде стран (например, в Сирии, Израиле, Ливане) некоторые высшие должностные посты могут занимать по учредительным или конституциональным актам только мусульмане, евреи или христиане. В этой связи важным является классификация религии друзов.

Их религиозная практика признает оба положения исламской шахады. Однако ряд мусульманских юристов (наиболее известный из них Ибн Таймийя) издавал фетвы о том, что друзы не могут являться субъектами правоотношений с мусульманами по законам, регулирующим отношения между мусульманами. Положение усугубляется практикой «такыя», которая позволяет, например, друзам, произносить шахаду, делая в уме мысленную оговорку, которая с их точки зрения, лишает клятву сакрального смысла. Отмечалось, что в Сирии друзы в разговорах с иноверцами предпочитают называть себя мусульманами, а в Израиле — самостоятельной религией. Кроме того, для них обязательна моногамия, молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной, пост заменен периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвященным, закят не регламентирован и воспринимается как взаимопомощь. Они отмечают только два праздника: общемусульманский день Жертвоприношения и общешиитский траурный день Ашура.

Эту краткую справку необходимо было привести, ибо в России мало кто знаком с таким явлением, как традиция друзов. Мусульманской делегации в данном случае выпала честь быть своего рода первооткрывателями для своих соотечественников-единоверцев.

Итак, весь день 4 февраля был посвящен поездке в ливанские горы, где традиционно проживают горцы-«мувахиддун» и где прошла встреча с их духовным лидером шейхом Наимом Хасаном, а затем обед в доме главы организации «Ирфан» шейха Али Зейнеддина.

В резиденции главы организации «Ирфан» шейха Али ЗейнеддинаВручив, согласно восточным законам гостеприимства, в дар хозяевам книги Издательского дома «Медина» о ханафитском Исламе на английском и русском языках, а также татарские сувениры (тюбетейки и сладости чак-чак), президент Фонда имама Абу Ханифы, директор Нижегородского Центра мусульманской культуры, шейх Умар Идрисов произнес речь:

«Бисмилля! Досточтимый шейх! Дорогие друзья! Благодарю вас за редкую возможность встречи с духовными иерархами Ахль ат-Таухид Ливана. Это моя первая поездка в Ливан, но могу сказать, что ваша страна поразила воображение и я готов возвращаться сюда снова и снова. Ливан поражает не только красотой природы, разнообразием культур и традиций, поместившихся на столь небольшой территории, но и доброжелательностью, открытостью ливанцев, переживших долгие и тяжелые годы гражданского противостояния.

Мне приятно осознавать, что большой вклад в осмысление необходимости взаимного доверия и любви внесли именно представители вашей общины, многоуважаемый шейх Наим Хасан, поскольку известно, что религиозные и политические взгляды ее представителей несовместимы с неуважительным отношением к иным конфессиям, этносам и государству, гражданами которого вы являетесь.

Это именно то, что высокого ценится и в России. В советские времена, свидетелем которых я являюсь, политика, связанная с укреплением дружбы народов была особенно важной частью внутриполитического курса Советского правительства. Именно поэтому сходная политика, проводимая сыном вашей общины Камалем Джумблатом, была отмечена наградой Правительства СССР – он стал Лауреатом Ленинской премии за укрепление дружбы народов. Именно к этой политике все чаше и чаще обращаются многочисленные этнические и конфессиональные общины России. И ныне эта политика остается актуальной для Ливана.

Ведь только она может принести добрые плоды в столь сложном обществе и государстве, на котором сошлись многие геополитические проблемы современности – палестинский вопрос, проблема внешней экспансии, проблема противодействия терроризму и многие другие. Поэтому Ваш постоянный и доброжелательный диалог с многоуважаемыми шейхом Каббани и духовным наставником шиитской общины Абдель Амиром Каббалани, историческое сближение вашей общины с христианской общиной страны невозможно переоценить.

Вклад вашей общины и Ваш личный вклад в дело стабильности и процветания Ливана стали залогом мира и поступательного развития гражданского общества. Примите наши самые искренние и сердечные пожелания успехов в Вашей работе на благо Ливана, на сохранение прочного мира, на укрепление его суверенитета!»

В ответ хозяева рассказали об истории своей уникальной общины, о великих деятелях современной политики, вышедших из их рядов, ответили на многочисленные вопросы гостей. Это была поистине историческая встреча – первое знакомство.

«В Ливане все группы населения хранят добрую память о том вкладе, который Советский Союз внес в образование и индустрию нашей страны, как и всего Ближнего Востока, – отметил шейх Наим Хасан. – Арабы разных вероисповеданий и разных общин ждут возвращения россиян в процессы, волнующие нас, прежде всего, в урегулирование палестинских проблем, в решение актуальных задач модернизации наших обществ. Нам приятно, что вы помните наше семейство Джумблат, игравшее и играющее ныне большую роль в жизни ливанцев. Надеемся, что обновленная Россия, которая теперь дала свободу вероисповедания всем своим гражданам без исключения, станет процветающей и мощной. Мы готовы учиться у вас, готовы и сами передать то ценное, что имеем!»

Ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова, председатель Совета улемов ДУМНО Дамир Мухетдинов рассказал хозяевам о педагогической и издательской работе суннитов России и возглавляемого им Издательского дома «Медина», отметив просветительско-миссионерский характер его работы, нацеленной на возрождение и пропаганду ханафитского наследия российских мусульман.

Он также, вернувшись домой, поделился впечатлениями о посещении столь экзотических мест, как горные районы проживания друзов Ливана:

«Здесь совсем иная природа, чем в равнинном Ливане или на побережье Средиземного моря. Удивительно, но вы можете, искупавшись в море, быстро подняться в горы и кататься там на лыжах! Так и я почувствовал здесь волшебное перенесение в пространстве и времени – в далекие времена Средневековья, когда правили Фатимиды, и от их традиции исмаилизма проросла ветвь, именуемая позднее религией друзов. Историку Ислама побывать здесь очень интересно.

Конечно, за один день первого знакомства мы не затрагивали всех важных вопросов, особенно в акыде (основах вероучения). Сейчас важен был сам контакт в атмосфере доброжелательности и взаимного интереса. Кроме того, нам, татарам-мусульманам России, всегда интересно, как сохраняют свои обычаи и самобытность малые этнические или конфессиональные группы в больших государствах. Друзы выстояли столетия в окружении, мягко говоря, не всегда дружественном к ним. Однако, теперь система конфессионализма (пропорционального представительства всех конфессий страны в ее властных структурах) позволяет им быть активной частью общеливанских политических процессов. О культурной самобытности нечего и говорить.

Поразило то, что объединяет всех горцев, многие детали характера и быта. То и другое мы рассматривали и живьем, в личном общении, и в музее, который нам показали. В прошлом году я побывал в Осетии и в Чечне – многое так похоже! Дух гор, очевидно, откладывает отпечаток на тип культуры и нрав народа. Теперь я на всю жизнь, как страницу из восточных сказаний, сохраню в своей памяти картины из жизни горцев-друзов Ливана».

 

Ссылки по теме:

Официальный визит в Ливан (фотоотчет о поездке)

Дамир Мухетдинов рассказал о поездке в Ливан

Впервые в Бейрутском Исламском университете прочитал лекцию имам из России

Лекция Дамира Мухетдинова в университете Бейрута (полный текст по-русски)

Российские имамы совершили зиярат к имаму Аль-Аузаи в Бейруте

Сунниты России и Ливана укрепляют связи

Мусульмане России начали диалог с шиитами Ливана

Впервые мусульмане России посетили Патриарха христиан-маронитов Антиохии и всего Леванта в Бейруте

 

На фото:

Встреча с духовным лидером друзов шейхом Наимом Хасаном – Дамир Мухетдинов вручает книги ИД «Медина»

В резиденции главы организации «Ирфан» шейха Али Зейнеддина

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.