ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
24-02-09 Дамир Мухетдинов: Необходимо заново изучать историю российского Ислама

На прошедшем 19-20 февраля в Казани международном научно-практическом симпозиуме  «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы» ректор Нижегородского исламского института им. Хусаина Фаизханова, главный редактор ИД «Медина» Дамир Мухетдинов выступил с докладом о научно-исследовательских проектах ИД в сфере исламоведения и историографии Ислама. Предлагаем вниманию читателей текст выступления Дамира-хазрата.

Энциклопедический словарь является сложнейшим видом научной литературы. Его создание знаменует собой результат многолетних трудов значительного коллектива специалистов. Но на каком-то этапе развития его создание является закономерным и обязательным. Ведь энциклопедия выполняет важную роль для общественного сознания, оценивая историю и современную реальность, формируя картину окружающего мира и определенной степени векторы движения на будущее. Классическим примером здесь является Французская энциклопедия. В российской дореволюционной традиции определяющую роль сыграл Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, который недавно был переиздан. Для мирового исламоведения «Encyclopaedia of Islam» стала важнейшим результатом развития. В силу ряда обстоятельств издание такого словаря было невозможно в России ни в имперский, ни советский периоды развития. В современной Федерации наиболее важным стал проект «Ислам на территории бывшей Российской империи». Но, даже по названию, он ориентирован на соответствующий период истории, здесь не изучены целые регионы и эпохи (особенно современность), феномены развития мысли мусульман. Прорывным в концептуальном плане стал казанский словарь «Ислам на Европейском Востоке», но он сконцентрировался на треугольнике Казань-Уфа-Оренбург.

Все эти достижения и просчеты стали для нас во многом и школой и ориентиром для действий. С 2007 года Издательским домом «Медина» совместно с Нижегородским исламским институтом имени Хусаина Фаизханова реализуется проект создания энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации». Подготовка многотомного словаря станет одним из самых масштабных исследований российского исламского пространства и беспрецедентным опытом систематизации научных данных об истории и современном положении мусульманской общины России.

Серия энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» направлена на изучение проблем появления, становления и развития Ислама в России. Хотя сейчас ставятся вопросы о создании томов, посвященных Украине и Центральной Азии. Всего к 2012 году намечено издание 12 томов. На сегодняшний день серия состоит из трех выпусков: «Ислам на Нижегородчине», «Ислам в Москве», «Ислам в Санкт-Петербурге» (находится в печати). Готовятся к изданию выпуски «Ислам в центральной части России», «Ислам в Поволжье», «Ислам на Урале», «Ислам в Сибири». Наиболее сложными в идеологическом отношении являются тома, посвященные национальным республикам. Это касается таких томов как «Ислам в Башкортостане», «Ислам в Татарстане», «Ислам в Дагестане», «Ислам на Северном Кавказе».

Предлагаемые читателю энциклопедические словари стали возможными в результате многолетних исследований группы ученых – преимущественно Нижнего Новгорода, Москвы и Казани, занимавшихся проблемами исламского богословия, истории и современности российских мусульман. Эта работа была инициирована Духовным управлением мусульман Нижегородской области (ДУМНО) в начале 1990-х гг., когда в России началось возрождение ислама после 70-летнего периода гонений на религию. Начиная с 1995 года, ДУМНО в тесном взаимодействии с представителями академической науки ежегодно выпускало сборники научных статей по результатам конференций и форумов, посвященных исследованиям в области Ислама, истории российских мусульман, диалога культур и цивилизаций. С начала 2000-х гг. им на смену пришли более масштабные мероприятия, так или иначе связанные с исламским богословием, мусульманской историей российских мусульман и сравнительным религиоведением. Окончательное оформление этих мероприятий в виде Фаизхановских и Рамазановских чтений колоссальным объемом исследуемого в ходе их проведения материалов, становление всероссийского Издательского дома «Медина» с огромным охватом печатных изданий сразу по нескольким отраслям гуманитарного знания привело нас к мысли о необходимости зафиксировать отдельные достижения в изучении базисных тем по эволюции мусульман России в виде серии энциклопедических словарей.

Сегодня Ислам в России ассоциируется преимущественно с населением тех регионов, где мусульмане расселены компактно, – Северный Кавказ, Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь. Роль этих территорий, без сомнения, была и остается ключевой в истории российских мусульман. Однако благодаря миграционным процессам, которые происходят на российском пространстве с времен Хазарского каганата и до сегодняшнего дня, мусульмане оказались в числе коренных жителей в большинстве регионов России, кроме крайне западных и дальневосточных территорий.

Великий Шелковый путь и Великий Волжский путь стали двумя важнейшими скрепами, связавшими будущий мир российских мусульман. Исторически именно река Ока была границей между тюркским и славянским миром, затем принявшими соответственно религии Ислама и Христианства. Сейчас регионы российского Черноземья и Центра считаются чисто православными. Но археологические раскопки говорят о мусульманах в бассейне реки Суры с IX, если не с VIII века. А на территории Воронежской области найдены руины ордынской мечети XIII века. Качественно новым феноменом стало исследование мусульманской общины средневековой Москвы и территорий ближнего и дальнего Подмосковья. И если в долине Волги еще местами вспоминают о булгарских и ордынских временах, то к Западу прошлая история мусульман практически забыта. Поэтому необходимо фактически заново изучать зачастую многовековую историю развития и становления российской уммы на всем пространстве нашей Родины.

География Ислама расширяется, резко меняется и этническая картина мусульманских общин в крупных городах и целых регионах. По большому счету, комплексным исследованием этих вопросов никто не занимается. Приведу яркие примеры, с которыми мы столкнулись при составлении следующих томов энциклопедического словаря «Ислам в РФ». По Исламу в Москве имеются 1-2 монографии, при этом советский период бытования Ислама никем не изучался. По мусульманам Московской области – 0 исследований. По Исламу в Санкт-Петербурге – аналогично Москве, т.е. 1-2 научных монографии + некоторое число публицистических произведений, большинство из которых зациклены на одной теме – строительстве Соборной мечети города. А, к примеру, советский период существования этой же мечети практически не изучен. По мусульманам Ленинградской области научных исследований не существует. По мусульманским общинам Северо-западного федерального округа историография практически не разработана. Такая же ситуация – по Исламу в Центральном федеральном округе, за считанным исключением (Ярославль и Касимовский регион). К примеру, совершенно неизвестными для науки выглядят мусульмане Тамбовской, Белгородской, Курской, Калужской, Тульской и многих других регионов, и даже Рязанской области за пределами Касимовского края. Между тем, история Ислама там насчитывает не одно столетие, и, как выяснилось, существовали даже целые субэтнические группы типа калужских и боровских татар аналогично темниковским и цненским татарам.

В крайне неудовлетворительном состоянии находится историография по Исламу и мусульманам в Мордовии и Пензенской области. В этих регионах мы вообще сталкиваемся с тем, что концептуальные подходы ученых из Татарстана и местных исследователей прямо противоречат другу другу. К примеру, пензенские ученые и краеведы постоянно акцентируют внимание на проблематике буртасского наследия, а в академических кругах Татарстана говорится исключительно о «пензенских булгарах». До сих пор непонятным остается вопрос этногенеза мишар. Противоположные подходы наблюдаются в вопросе позднесредневековых татарских княжеств на территории Мордовии, Рязанской и Нижегородской областей. Резко разнятся друг с другом оценки исторического наследия Касимовского ханства; на этот вопрос, как правило, влияет не научный объективный подход, а местнические, узкорегиональные взгляды. Доходит до того, что в научных монографиях говорится, что Касимовское ханство было создано Москвой для завоевания Казанского, хотя эти два ханства образовались одновременно и в рамках одной династии. Таким образом, ни о какой единой системе подходов говорить не приходится.

Сегодня много говорится о росте численности правоверных по всей России. При этом в последнее время возникает тенденция представить мусульман России как преимущественно мигрантов, хотя бы в городах. Но на примере Приволжского Федерального округа данные всероссийской переписи населения в 2002 г. неопровержимо показывают, что 96,5% мусульман ПФО (а это 5,6 млн человек) составляют три тюркских кыпчакских народа: татары, башкиры и казахи. При этом более трех четвертей из них являются татароязычными. По результатам всероссийской переписи населения в 2002 году в Приволжском Федеральном округе (ПФО) на 4 063 720 этнических татар имеется 4 355 618 человек, владеющих татарским языком. Более половины населения Татарстана, треть населения Башкортостана и седьмая часть населения ПФО и абсолютное большинство (более трех четвертей) мусульман округа владеет татарским языком. Миллион татароязычных живет и в других регионах ПФО вне пределов этих двух республик. Стоит отметить, что первое упоминание о мусульманских мектебах в Среднем Поволжье относится к 913 году (ибн Русте), и через четыре года мы будем отмечать 1100-летний юбилей этой даты. А в 1788 году большинство мусульман России (тогда кроме Крыма) были объединены в рамках Оренбургского Магометанского духовного собрания (ОМДС) с татароязычным судопроизводством по Указу Екатерины II. В итоге приходы ОМДС располагались от Хельсинки до Харбина, а настоящее время мусульманские общины действуют в России от Калининграда до Сахалина.

Данный научно-исследовательский труд направлен изучение различных аспектов развития Ислама в России, исламского возрождения в нашей стране, освещение малоизвестных подробностей жизни крупных мусульманских деятелей. Создатели словаря дают возможность проследить весь путь появления и многовекового развития данного мусульманского сообщества России. В словарь включены сведения о выдающихся алимах-богословах, имамах, политиках, ученых, публицистах, писателях и других общественно-религиозных деятелях, ключевых событиях, культовых зданиях; представлены статьи по вопросам богословия, основным понятиям ислама и шариата. Особое внимание уделяется государственной политике России в отношении мусульман и формах общественно-политического движения самой российской уммы. Большое место занимают статьи, посвященные богословским и историческим трудам, связанным с мусульманской тематикой. Словарь также включает сведения о выходивших в прошлом и действующих в настоящее время СМИ – периодических изданиях, интернет-сайтах. Надо отметить, что изучение современности является, пожалуй, наиболее проблемным сюжетом. Нам приходилось выстраивать сюжеты об исламских сообществах, особенно Центральной России, практически с нуля, выезжать во все регионы. Крайне сложным было проникновение в этнические общины мусульманских народов. Но все эти задачи при наличии упорства, такта и доброжелательности можно успешно решить. В итоге, вышедшие выпуски серии представляют собой словари, следующие академическим требованиям, однако при этом информация, содержащаяся в них, подается в доступной для любого читателя форме.

Хотелось бы выразить особую благодарность нашим спонсорам, которые сохраняют свою поддержку даже в сложнее кризисные времена. Работы над проектом стали возможны благодаря содействию Фонда имени имама Абу-Ханифы, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Шигабутдина Марджани.

Нужно особо отметить, что словарь не является изолированным проектом, а частью общего плана действий. Важнейшим центром деятельности является Издательский дом «Медина», который в последние годы превратился в первый всероссийский мусульманский медиахолдинг. Сегодня мы можем назвать десять печатных продуктов разной периодичности, издаваемых холдингом:

1. Газета российских мусульман «Медина аль-Ислам»;

2. Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли журнал «Минарет»;

3. Ежегодный культурологический альманах «Мавлид ан-Набий»;

4. Ежегодный научно-богословский сборник «Рамазановские чтения»;

5. Ежегодный альманах «Хадж российских мусульман»

6. Ежеквартальный научно-публицистический альманах «Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты».;

7. Ежегодный научно-аналитический бюллетень «Форумы российских мусульман»;

8. Сборник материалов ежегодной научно-практической конференции «Фаизхановские чтения»;

9. Сборник материалов ежегодной научно-практической конференции молодых исследователей исламоведов и востоковедов: «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения и тюркологии»;

10. И последним по времени, но отнюдь не по значимости явлется вышеупомянутый энциклопедический словарь «Ислам в Российской Федерации».

Все эти издания являются прекрасным подспорьем в учебном процессе, как для шакирдов медресе, так и студентов светских вузов.

Особым проектом является выпуск учебников, по традиционному для российских мусульман ханафитскому фикху», включая тафсир, учебник по канонам религиозной практики, погребальному обряду, нормам семейно-брачных отношений. Эти издания вызвали большой интерес и отклик как в России, так в странах СНГ.

Создание словаря и других наших трудов продолжается. Поэтому в заключение я, как главный редактор серии, обращаюсь ко всем присутствующим, всем заинтересованным в сохранении истории и культуры исламского сообщества, к историкам, краеведам, этнологам и мусульманским деятелям всех регионов России с призывом принять посильное участие в подготовке следующих томов серии «Ислам в Российской Федерации», как масштабного исследования российского исламского пространства.

 

Ссылки по теме:

24-02-09 Фоторепортаж с международного научно-практического симпозиума

19-02-09 Дамир Мухетдинов примет участие в международном симпозиуме в Казани

15-01-09 Готовится к изданию энциклопедический словарь «Ислам в Санкт-Петербурге»

Ислам и мусульмане в Москве: вехи истории и современность

 

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.