ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
ПРОПОВЕДИ И ОБРАЩЕНИЯ
 
 
ВРЕМЯ НАМАЗОВ И ДАТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАЗДНИКОВ
 
время намазов - Нижний Новгород

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

 

Интервью

 

СОВЕТ УЛЕМОВ ДУМНО

 

Проповедь

 
Обращение
 

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

 

Новости

Мусульмане Нижнего Новгорода приняли участие в межконфессиональном субботнике

 

 

 
 
   

Репортажи

 

АКТУАЛЬНО

 

Деятельность

 

 Аналитика

 

ИСЛАМ

 

Обряды и традиции


О смыслах хаджа (большого паломничества) и жертвоприношения
 

Соревнуйтесь друг с другом только в хороших делах! Проповедь
 

 


 
 
26-02-09 Дамир-хазрат Мухетдинов: восстановят ли вакфы?

Дамир МухетдиновКаким будет статус имущества религиозных организаций в соответствии с проектом закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения" и какое место здесь должны занять вакфы? На эту тему рассуждает ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Дамир-хазрат Мухетдинов.

24 февраля ключевой новостью религиозной жизни России стали публикация в газете «Коммерсант» статьи: «Мир - народам, земля – христианам. Минэкономразвития придумало, как экономически развить все конфессии» и комментариев к ней на большинстве интернет-порталов. Здесь сообщается о том, что Минэкономразвития подготовил проект закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", согласно которому все зарегистрированные в РФ конфессии получат право собственности на здания и земли.

Этот процесс начался после подписания президентом России Борисом Ельциным 23 апреля 1993 года указа "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества". Госдума 24 сентября 2004 года приняла закон о безвозмездной передаче религиозным объединениям в постоянное пользование земель под зданиями культового назначения. Представитель  РПЦ МП, юрисконсульт патриархии и член рабочей группы по разработке этого законопроекта при правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений Ксения Чернега указывает, что "мы надеялись, что это определение будет расширено и включит не только храмы и здания духовных семинарий, но и, в частности, здания воскресных школ, монастырских келейных корпусов, бывших церковных детских приютов". Следует особо отметить, что в царской России  со времен Петра I православная церковь контролировалась своеобразным министерством по делам православия – Священным Синодом. По Манифесту от 21 марта 1762 г., а затем  и 26  февраля 1764 г. имущество церкви стало государственным, в руки Коллегии экономии перешло 910.866 душ крестьян мужского пола. К этому моменту Троице-Сергиева Лавра с ее 106.000 душ крестьян была крупнейшим российским феодалом. Поэтому сейчас речь идет о  передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, а не о реституции – восстановлении прав на собственность.

Для российской уммы ключевым является вопрос о восстановлении вакфов. В мусульманском мире собственность религиозных организаций была жестко отделена от государственной собственности и охватывала самые разные сферы. Так, при халифате Аббасидов (749-1258) существовало большое число всевозможных вакфов: вакфов для поддержания нормального состояния городских дорог; вакфов для лиц, не обладавших средствами для совершения хаджа; вакфов для покупки украшений невесте, не имевшей достаточно средств; вакфов на финансирование предоставления медицинских услуг, - в т.ч. на создание крупных медицинских центров, где не только велось лечение конкретных болезней, но и проводились научные исследования и др. В оттоманских городах абсолютное большинство земель принадлежало различным вакфам: «Институты, ответственные за обеспечение гражданских служб, такие, как медресе, публичные бани, караван-сараи, дар уш-шифа (госпитали), тимархане (психиатрические больницы), табхане (помещения для выздоравливающих) и другие, занимавшиеся обеспечением таких служб инфраструктуры, как водоснабжение и канализация, финансировались имаретами (тип организации) и другими религиозными учреждениями». эконоВ Османской империи в городской среде на вакфы приходилось, по некоторым данным, до трех четвертей и больше всех построек, а в сельской - до трети обрабатываемых земель. В Бухарском эмирате - до четверти обрабатываемых земель. На Руси, контролируемой  Золотой Ордой в XIVв., выдерживалась примерно та же пропорция – православная церковь контролировала треть обрабатываемых земель. Как указывалось выше, этот процент затем только сокращался.

В Своде Законов Российской Империи указывалось: «главнейшие средства для содержания мечетей, училищ и определенного для мечетей духовенства суть недвижимые имущества, именуемые вакуфами, и денежные капиталы. Духовное Правление заведует  вакфами  по правилам, при сем приложенным». Однако в Волго-Уральском регионе вакфы были конфискованы после присоединения края к России. В позапрошлом веке началось их медленное восстановление. Так в 1917 г. в округе Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) насчитывалось 91 учреждение с вакуфным имуществом: 49 домов с надворными постройками, 2 гостиницы, 20 торговых лавок, а также 1.382 десятины земли, более 516.600 руб. неприкосновенного капитала. Общая стоимость вакуфов оценивалась в 990.500 руб.

В завещании А.Г.Хусаинова (1837 – 1906) на нужды национального образования ассигновано почти полмиллиона рублей, заключенных в вакуфном имуществе. В его завещании фактически сформулирована долгосрочная программа по финансированию и развитию татарского просвещения. Основные средства были выделены в распоряжение мутаваллиата--попечительского совета (из 12 человек) вакфа медресе «Хусаиния» в соответствии с законодательством.  Крупнейшим вакфом на Нижегородчине была «Двухсветная гостиница» на ярмарке. В соответствии с решениями III Всероссийского мусульманского съезда в 1906 г. Духовным Собраниям  передавались все религиозные дела мусульман, включая контроль над вакфами. Подобный пункт вошел в Устав ЦДУМ, утвержденный  НКВД РСФСР в 1923г. В отчете  правительства Дагестанской АССР (1927 г.) указывалось, что  доходы от вакфов и закята у духовенства составляют 1.500.000 рублей, а единый сельскохозяйственный налог за этот же год - 538.000 рублей.  К концу 1920-х гг. вакфы были уничтожены. Сталинский режим в 1943 г. восстановил монастыри, но не вакуфную собственность.

Российский Гражданский кодекс не знает такого понятия как «вакуфное имущество». В рамках приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством 26 декабря 2007 года генеральный прокурор республики Татарстан Кафиль Амиров внес протест в Госсовет РТ по отдельным положениям республиканского закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 1999 г., включая пункт о вакфах. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев внес в закон изменения. Положение о вакуфном имуществе в нем сохранено, но уточняется, что данная сфера регулируется федеральным законодательством. Муфтий Татарстана Гусман-хазрат Исхаков в марте 2008 г. обратился к Дмитрию Медведеву, тогда еще первому вице-премьеру правительства РФ. Как отмечал в своем письме Г. Исхаков, вакф позволит исламским организациям стать независимыми от зарубежных спонсоров, навязывающих российским мусульманам чуждую идеологию. Изменение предполагалось внести в Налоговый кодекс РФ с тем, чтобы данное имущество не облагалось налогами, как сейчас, в связи со своим благотворительным назначением.

Следует указать, что в публикациях издательского дома «Медина» мы неоднократно ставили вопрос о восстановлении института вакуфной собственности. Приятно осознавать, что при обсуждении темы  в «НГ-Религии» 1 июля 2008 г. в качестве отправной точки для современной дискуссии было четко указано на статью члена редакционной коллегии газеты Поволжья «Медина аль-Ислам», доктора исторических наук, профессора Казанского филиала Российской академии правосудия Айдара Хабутдинова «Вакфы: Как обеспечить нужды мусульманской уммы», вышедшую на страницах этого издания. В НГ-Религии указывается, что Хабутдинов писал о том, что «мусульманская инфраструктура» (прежде всего учебные заведения, мечети, издательская деятельность) нуждается в стабильных источниках доходов. Без них общины не смогут развиваться, и помогать государству противостоять исламскому радикализму. Хабутдинов отмечает, что вакуфное имущество существовало в дореволюционной России, но было конфисковано советским режимом, и нынешнему государству не мешало бы вернуть мусульманам отобранное – в виде недвижимости, капиталов и земли. За вакфами, по мысли ученого, нужно закрепить статус и права «юридического лица как религиозной организации». При них нужно создавать попечительские организации – так называемые мутаваллиаты.

В этой связи логичным стало намерение Государственного Совета – парламента Татарстана ввести в федеральное российское законодательство понятие «вакуфное имущество». Об этом 18 июня 2008 г. заявил агентству «Интерфакс» Разиль Валеев, председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Государственного Совета Татарстана. Он указал на то, что  «во всем исламском мире, например в Саудовской Аравии или Турции, вакуфное имущество – это естественно. Разных подходов к Исламу в разных странах быть не может». Р.И. Валеев также утверждает, что прибыль от вакфа (вакуфа) «может направляться только на религиозные нужды, то есть налогами такое имущество облагаться не должно». 1 марта пройдут выборы в Госсовет Татарстана 4-го созыва. Мы надеемся, что  он, как и парламенты других мусульманских республик, поставит вопрос о возвращении пункта о вакфах в российское законодательство.

По мнению крупного специалиста по проблеме вакфов Марата Айдагулова, председателя попечительского совета Фонда им. имама Абу-Ханифы в вопросе контроля над расходованием средств, получаемых мусульманской общиной от использования вакфа, необходим принцип двух ключей. Во-первых, это мутаваллиат, попечительский совет при вакфах, в которые должны входить представители Духовного управления мусульман, учебного заведения (если вакф направлен на образовательные цели) и дарителя. В обязанности мутаваллиатов входит и регулярная публикация отчетности. Во-вторых, соответственно эти отчеты должны проверяться государственными контрольными органами, как это  существует в случае негосударственных некоммерческих организаций.

Воплощением модели вакфа должен стать Нижегородский Исламский культурный центр. В нем разместятся библиотека, залы для проведения лекций и конференций, учебные аудитории Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова, медресе «Махинур» и мектебе «Ихсан», информационный центр, национальный социально-ориентированный бизнес-проект (халяль-ресторан, халяль-магазин, стоматология), помещение для национальных организаций (Дом дружбы, который объединит в своих стенах членов Региональной национально-культурной автономии татар Нижегородской области (РНКАТНО), Нижегородского центра татарской культуры «Туган Як» и других национальных движений мусульманских народов области),  реабилитационный центр по лечению и профилактике наркомании), издательство медресе «Махинур» (типография издательского дома «Медина»), компьютерный центр (для обучения студентов медресе и мектебе «Ихсан»), кинотеатр, концертный зал, помещения для кружков национальной самодеятельности, мусульманского театра.

Таким образом, религиозные организации впервые после создания Советского режима могут приобрести собственность, прежде всего недвижимость. Но эта собственность должна принадлежать всем традиционным конфессиям России. При этом необходимо восстановление норм имперского и российского законодательства первых лет советской власти о статусе вакуфного имущества.

 


 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу Отправить статью другу

Клуб Шатлык

Информационные партнеры

IslamRF
islamsng.com ИД Медина
Нижгар Нижгар

Погода в Н.Новгороде

GISMETEO.RU: погода в г. Нижний Новгород

Статистика





(c) При копировании материалов сайта ссылка (гиперссылка) на http://www.islamnn.ru обязательна.